Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................

Файлы: 1 файл

Диплом3.docx

— 1.70 Мб (Скачать)

При осязательном восприятии некоторых предметов после нахождения начального пункта левая рука передвигается  вслед за правой рукой. Способы обследования варьируются и в зависимости от особенностей объекта.

Обследование животных начинается с головы при последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту и лапам (ногам). Ощупывание растения начинается со знакомой части (цветка с его головки, ветки дерева - с листьев, овощей - с части, употребляемой в пищу).

Восприятие незнакомых или  мало знакомых объектов, педагог должен сопровождать словесным объяснением, в котором, характеризуя выделяемые признаки, он излагает или напоминает способы осязательного обследования. Действия детей контролируются педагогом. Если ребенок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои и всю работу проделать с ним.

Когда педагог убедится в  том, что алгоритм осязательного  обследования определенной группы предметов  усвоен детьми, ему достаточно назвать  только части, подлежащие детальному изучению. В этих случаях дети работают самостоятельно, а педагог наблюдает за их действиями, анализирует ответы и вносит поправки.

Некоторые свойственные осязанию приемы обследования объектов спонтанно  формируется у детей в процессе игровой и предметно-практической деятельности еще в дошкольный период. Так Л. И. Солнцева отмечает, что при  сравнении матрешек по высоте дети кладут ладони сверху на их головы: для  определения твердости материалов пользуются характерным нажатием на предмет первой фалангой большою  пальца, при определении фактуры  используют не только осязание, но и  слух (стучат по предмету пальцами или обследуемым предметом по столу). Перечисленные и аналогичные приемы преподавателю нужно знать и использовать в работе со слабовидящими и слепыми детьми[40, С 207].

Тифлопедагогу следует помнить  о том, что дети, имеющие остаточное или дефектное зрение, часто при  восприятии предметов опираются  только на свое неполноценное зрение, вследствие чего получают неполную, не точную, а иногда и искаженную информацию. Одним из наиболее распространенных проявлений патологии органа зрения у детей дошкольного возраста является косоглазие, которое встречается  у детей в 1,5 - 2 % случаев. Косоглазие затрудняет восприятие, переработку  и использование зрительной информации, ориентацию в окружающей обстановке и может явиться причиной задержки психического развития, общего недоразвития речи и затрудненного усвоения учебного материала, т.к. всегда при этом у  детей отсутствует бинокулярное зрение и в подавляющем большинстве  случаев имеется амблиопия. Чтобы  повысить эффективность работы мозга  у таких детей, нужно расширить  диапазон восприятия окружающего мира, т. e. к зрительной памяти добавить мышечную и тактильную. Для этого у детей  с остаточным зрением и неполноценным  зрением необходимо развивать осязание так же, как и у тотально слепых. Для закрепления осязательных представлений, обеспечения их сохранности в  памяти ребенка необходимо через  некоторое время повторно предъявлять  эти же предметы для обследования и опознания. Так же важно проводить  сравнение знакомого предмета с  предметами, относящимися к одной  и той же определенной группе. Надо научить детей выделять в сравниваемых предметах сходство и различие, указывать  и называть их: в квадрате все  стороны равны между собой, а  в прямоугольнике - только противоположные; шар катится, а куб нет; у цапли ноги длинные, пальцы без перепонок и т. п. Включение в акт осязательного восприятия анализа основных признаков предмета и словесного их объяснения помогает ребенку в узнавании знакомых предметов, осознанном восприятии новых и отнесении их к определенному классу понятий.

Дети, поступающие в специальные  детские сады, как правило, не готовы к активному использованию осязания. Это происходит потому, что в семье  не обращалось достаточного внимания на развитие их практического опыта, формирующегося в процессе познания ребенком окружающего мира. Вследствие этого, при ощупывании предметов, руки у детей бывают, малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или напротив, очень вялы и расслаблены, руки у них часто потеют - все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия.

Кроме того, многие дети не владеют  приемами обследования, т.е. при выполнении других предметно-практических действий; поэтому их надо специально научить  и довести навыки осязательного  восприятия до автоматизма.

В педагогической практике встречаются дети, руки которых не напряжены в знакомой и интересной для них деятельности (например, игра на гармонии). В других же случаях  руки бывают скованными, что мешает им свободно ощупывать предлагаемые предметы и оперировать ими. Указанные  обстоятельства свидетельствуют о  наличии у ребенка больших  резервных возможностей в развитии осязания, которое необходимо реализовать  в дошкольном возрасте. Таких детей  надо сначала заинтересовать каким-то одним видом деятельности, в процессе которой создать условия для  подготовки их рук к выполнению разнообразных  движений. Работа по развитию осязания требует значительного времени. Именно поэтому в воспитательные планы были введены часы, предназначенные  для коррекции вторичных дефектов развития у детей, в частности, для  развития кожно-двигательного анализатора. Задача тифлопедагога заключается  в том, чтобы на коррекционных  занятиях целенаправленно развивать  у детей осязательную чувствительность и мелкую моторику рук. Такую работу не целесообразно проводить только в виде отдельных механических упражнений. Для развития сохранных органов чувств детей следует включать их в различные виды деятельности, которые они могли бы сознательно и с интересом выполнять. К таким видам деятельности относятся обследование знакомых и незнакомых предметов: изготовление аппликации, конструирования, лепка, участие в разнообразных дидактических играх, чтение рельефных рисунков, подготовка рук к письму, если необходимо, то к чтению по системе Брайля. Однако в начале каждого занятия дети под руководством тифлопедагога должны выполнять несколько упражнении, способствующих снятию моторной напряженности мышц рук и развивающих гибкость и подвижность пальцев.

 

Виды предметно-практической деятельности, способствующие

развитию тактильной чувствительности

Одним видом деятельности, способствующим развитию осязания, является занятие аппликацией. Его можно начать с обследования геометрических фигур, из которых составляются различные орнаменты и композиции. Поначалу разнообразие фигур, которыми оперируют учащиеся, должно быть минимальным.

Аппликации выполняются  на фланелеграфе, которым может служить  лист картона, обшитый фланелью, или  лист ворсистой бархатной бумаги.

Для самостоятельного выполнения детьми аппликаций важно научить  их ориентироваться на фланелеграфе, т.е. легко находить его середину, левую и правую стороны, нижний и  верхний края, углы (правый верхний, правый нижний и т.д.) научить показывать направления слева направо сверху вниз. Затем по заданию тифлопедагога  дети упражняются в выкладывании геометрических фигур в указанные участки фланелеграфа. Например, слева на фланелеграфе положите гладкие треугольники, квадрат и круг-справа положите такие же фигуры, "но шероховатые". Далее можно перейти к построению из двух геометрических фигур отдельных объектов.

В качестве примера приведем фрагмент занятия. "Найди гладкий  треугольник, и приставьте его к квадрату сверху. Что получилось? (домик). Повторите из геометрических фигур построить домик (из квадрата и треугольника). А теперь сложите самостоятельно такой же домик, но из шероховатых фигур в правой стороне фланелеграфа". Аналогичным образом можно научить детей составлять из двух кругов неваляшку, из двух больших кругов и одного маленького - снеговика, из 2-х, а затем из трех треугольников - елочку, из счетных палочек - забор и т.п. В альбоме рельефных рисунков можно показать детям такие же конструкции.

На следующем этапе  отдельные объекты объединяются в композиции. Например, домик с  забором и рядом елочка. Эти  занятия полезно чередовать с  упражнениями по выкладыванию из геометрических фигур узоров и орнаментов. Детям  надо объяснить, что орнамент-это  узор, украшающий края ковра, тканей, панелей, домов и состоящий из повторений одинаковых деталей.

Другим видом практической деятельности учащихся, направленной на совершенствование координации  движений и развитие осязания, является работа с мозаикой. Занятия с мозаикой надо начинать не с конструирования (выкладывания фигур), а с общего ознакомления с назначением и  приемами работы с ее деталями. Ребенку  объяснить и показать, что рабочее  поле (плотно с дырочками) располагается  слева от него, а коробочка с фишками – справа.

Затем важно научить детей  на ощупь и с помощью остаточного  зрения находить нужную деталь (фишку) и вставлять ее в отверстие. При  этом указательный палец левой руки находит свободное отверстие  на рабочем поле мозаики, а пальцы правой руки берут из коробки фишку  и вставляют ее в дырочку, которая  находится под указательным пальцем  левой руки. Чтобы фишку можно  было вставить в отверстие, ее следует  держать за "шляпу''.

До выкладывания определенных фигур надо потренировать ребенка  в заполнении фишками всего рабочего поля мозаики. Сначала оно заполняется  без определенного порядка, а затем следует перейти к выкладыванию прямых линий, вставляя фишки рядами слева направо и продвигаясь при этом сверху вниз.

Игра "Мозаика" выпускался промышленностью с различными формами  фишек; квадратными, треугольными, круглыми, полукруглыми, грибовидными и др. Для  развития осязания надо пользоваться всеми видами мозаики, так как  каждая форма применяется для  определенных целей. Так круглыми фишками  удобнее выкладывать цветы, квадратными - предметы мебели, ковры лодочки и т.д.

Научить детей выкладывать  прямые линии, можно перейти к  изображению с их помощью предметов. Например, выложить лодочку с парусом. При этом лодочку лучше составить  из фишек красного цвета, парус - белого цвета, море - голубого, а флажок - красного. Для слабо видящих детей фишки  определенного цвета надо класть в различные ячейки и объяснить, какой объект, каким цветом изображается.

При переходе к составлению  мозаичных композиций сначала педагог  выкладывает образец орнамента (рамочку, грибок, солнышко, домик, цветок и т.п.) затем знакомит с ними ребенка  и дает ему указания к работе по данному образцу.

Различные варианты мозаичных  композиций, а также применение мозаик с мелкими и крупными деталями позволяют подходить к детям  дифференцированно и каждому  давать посильные задания.

Выкладывания фигур из деталей мозаик способствует освоению детьми движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание отверстий  левой руки, подготавливает детей  к умению контролировать движения правой руки. Все это очень важно для  подготовки руки к письму. Чтобы  приучить детей с неполноценным  зрением работать с мозаикой не пользуясь  дефектным зрением, можно использовать игру "жмурки". Когда ребенок  освоит все приемы, тогда можно  подключать зрение. Этот принцип необходимо использовать в любых методиках по развитию осязания у детей с дефектами зрения.

Яркая окраска фишек у  детей с дефектным остаточным зрением вызывает положительные  эмоции и содействует развитию у них цветоразличению.

От мозаик следует перейти  к составлению различных объектов из деталей конструкторов. Упражнения в конструировании также способствуют развитию осязания, укреплению мышц рук, подвижности пальцев.

На первом занятии проводится с детьми беседа о назначении конструкторов  и обследовании их деталей (кирпичиков). Одновременно обращается внимание на шипы, предназначенные для скрепления деталей.

Овладение приемами работы с конструктором следует начинать с построения башен, лестниц, стен. Например, для построения башни на прямоугольной  площадке с шипами (деталь из конструктора), служащей основанием для поделок, крепятся один за другим несколько кирпичиков. Более усложненным вариантом  конструкции башенки является башенка  с выступами. Для этого к подставке  крепятся последовательно и поочередно маленькие и большие кирпичики.

Затем детей можно научить  собирать сплошные стены, а от них  перейти к объяснению и показу способов построения лестниц. Для этого  к площадке крепится один кирпичик вплотную к нему, на площадке ставятся два кирпичика (один накладывался на другой), затем к ним пристраивается башенка из трех кирпичей и т. д. Другой способ. Строится высокая стена, к ней последовательно присоединяются другие стенки, каждая из которых ниже предыдущей на один кирпичик.

На последующих занятиях с использованием конструктора нужно  научить детей строить дома с  окнами. Во время небольшой беседы о домах вокруг нас, школах, кинотеатрах  внимание детей обращается на то, что  все - здания имеют такие общие  детали как их окна, двери, крышу. Поэтому  при строительстве дома уже в  первом ряду одной из стен делается проем (пропуск), означающий дверь для входа в здание. Сразу же детям объясняется, как закрепляются кирпичи для второго ряда. Место соединения двух кирпичиков (шов) хорошо различимо на ощупь. Тифлопедагог разъясняет, как важно для прочности постройки соединять кирпичики последующего (верхнего) ряда так, чтобы швы соседних рядов (например, первого и второго) не совмещались. Это возможно за счет использования для кладки стены кирпичиков равных размеров.

В третьем ряду предусматриваются  проемы для окон. Здесь следует  помочь учащимся рассчитать, сколько  окон и на какой стене должно быть на строящемся доме.

После пятого ряда кладки кирпичей над окнами делаются перекрытия, а  затем укрепляется крыша.

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с конкретизацией представлений об окружающем эффективно осуществляется на коррекционных занятиях в процессе конструирования мебели. Практическую работу нужно предварять верительной беседой, во время которой  детям объясняется, что из деталей  пластмассового конструктора можно  собирать различные предметы игрушечной мебели. При этом дать им для тщательного  обследования готовые образцы мебели (шкаф, стол,стул, диван, кровать, кресло).

Чтобы собрать шкаф, надо соединить восемь длинных кирпичиков, закрепив их сверху площадкой соответствующих  размеров. Для построения стола используются четыре маленьких кирпичика (ножки) и две площадки для их скрепления. При изготовлении кроватей диванов  кресел основными деталями являются узкие длинные кирпичики и  маленькие кирпичики с двумя  шипами (подлокотниками).

Информация о работе Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников