Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................
Выпускная квалификационная работа
Процесс формирования
навыков тактильного
Москва 2012
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных
функций.......................
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного
восприятия у детей дошкольного возраста
с нарушением зрения........................
1.4 Методологические основы
обучения навыкам тактильного (осязательного)
обследования предметов и явлений окружающей
действительности……………………………………
Выводы………………………………………………………………
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика
формирующего этапа опытно-
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы………………………………………………………………
Заключение....................
Литература....................
Введение
Повышение эффективности коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой тифлопедагогики,так же важной и актуальной проблемой педагогов специализированных дошкольных учреждений является формирование у детей (с патологией зрения) точных и реальных представлений об окружающем мире. Если эти представления не будут сформированы в дошкольном возрасте, не будут иметь целостный характер, то процесс обучения в школе слабовидящего ребёнка будет сильно затруднён.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувствительного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis)-осязательный. С помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве используемых материалов.
Учебно-воспитательный процесс должен быть организован с учетом зрительных возможностей детей. При организации следует соблюдать гигиенические требования к проведению всех видов работ, обеспечить отдых между занятиями, не допускать зрительных перегрузок.
Необходимо учитывать свойственные этим детям фрагментальность и замедленность зрительного восприятия, искаженность предметных представлений, снижение двигательной активности и понижение интеллектуальной работоспособности.
Различные аспекты коррекционной работы с детьми с нарушением зрения исследованы многими авторами, среди которых ВыгодскийЛ.С., Лубовский Т.П., Ермаков В.П., Литвак А.Г., Плаксина Л.И., Феоктистова В.А.,Земцова М. И. и др. Существенный вклад в разработку этой проблемы внесла Солнцева Л.И.
Объект исследования: процесс формирования навыков тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников старшего возраста через дидактические игры и упражнения.
Предмет исследования: дидактические игры и упражнения, как эффективное средство, способствующее формированию навыков тактильного обследования предметного мира, развитию тактильной чувствительности у слабовидящих детей старшего возраста.
Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения;
6 - определить эффективные и специфичные для детей данной категории методы и приёмы;
7 -проанализировать результаты проведённой коррекционной работы.
1. Теоретические
основы изучения проблемы
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.
Л.С. Выготский ссылаясь на А.М. Шербину, который, будучи слепым, доказал, что такое представление о внутренней жизни слепого ребенка с психологической точки зрения неверно. Слепой не ощущает себя погруженным во мрак, он вообще никак не ощущает своей слепоты. Щербина отмечал, что слепота переживается человеком как «ряд мелких неудобств». По мнению Выготского, слепота сама по себе не делает ребенка дефективным, дефективность возникает при определенных социальных условиях жизни слепого [6, С 476].
Дети с нарушением зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условия социального развития.
Значительное сокращение
или полное отсутствие зрительных ощущений,
восприятий, представлений в области
чувствительного познания ограничивает
возможности формирования образов
воображения, памяти, а также психологических
систем, их структур, связей, функций
и отношений внутри этих систем.
Происходят качественные изменения
системы взаимоотношений
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития. Хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются.
Слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем обычной коррекции очками). Для них основными средствами познания становятся осязание и слух. В связи с этим чувствительные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение. Имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов. Хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния и т.д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.
Зрительный анализатор
В нормальных условиях на рассматриваемый объект (точку фиксации) направленные зрительные оси обеих глаз, дают ощущение одиночного объекта, локализованного в точке фиксации. Но одиночными воспринимаются все объекты, изображения которых проецируются на идентичные (корреспондирующие) участки сетчаток, одинаково расположенные по отношению к центральным ямкам.
Под влиянием неблагоприятных
условий высокая и точная согласованность
обеих половин зрительного
Термином «амблиопия» обозначаются такие формы понижения зрения, которые не имеют видимой анатомической основы. Амблиопия встречается примерно в 70% случаях со дружественного косоглазия. В зависимости от степени понижения остроты зрения различают амблиопию слабой (острота зрения 0,8 – 0,40), средней (острота зрения 0.3 – 0,2), высокой (острота зрения 0,1 – 0,05) и очень высокой (острота зрения 0,04-и ниже) степени. Различают амблиопию и по состоянию зрительной фиксации. Состояние зрительной фиксации характеризуется положения участка сетчатки, на который проектируется изображением объекта при его рассматривании. Фиксация может быть центральной (правильной), когда фиксирующим участником сетчатки является центральная ямка, и нецентральной (неправильно), когда фиксирующим становится любой другой участок сетчатки [21, С 16].
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста
С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве.
В младшем дошкольном возрасте (3 – 4) восприятие носит предметный характер. Ребенку дают новый предмет, он начинает действовать с предметом, манипулировать им. Попыток рассмотреть или ощупать предмету него не наблюдается. На вопрос о том, каков предмет, ребенок не отвечает. Все свойства предмета: цвет, форму, величину и т.д. ребенок видит слитно с предметом, а наиболее яркие его свойства он видит хорошо и по ним отличает один предмет от другого.
В среднем дошкольном возрасте (4 – 5) ребенок рассматривает предмет, но делает это не последовательно, не систематически, часто переходит к манипулированию. При словесном описании он только называет отдельные части и признаки предмета, не связывая их между собой. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств предмета: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, называния, учится различать их оттенки и особенности.
В старшем дошкольном возрасте
(5 – 6 лет) ребенок учится различать
разновидности этих свойств, обнаруживает
их сочетание в целостных
В старшем дошкольном возрасте (6 – 7) у ребенка можно наблюдать вполне систематическое, планомерное обследование предметов, к тому же он часто пользуется чисто зрительным восприятием, не ощупывая предмет. На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предмета не только из восприятия, сколько из практического действия с ним. Затем восприятие сочетается с практическим действием, они как бы помогают друг другу. И только в конце дошкольного возраста восприятие становится достаточно организованными и эффективными. Совершенствование восприятия у ребенка-дошкольника имеет в своей основе уже знакомую нам закономерность – преобразование внешних ориентировочных действий в восприятия. Внешние ориентировочные действия служат для того, чтобы путем проб решать задачи при помощи восприятия, сопоставлять и сравнивать свойства предмета.
Так, в процессе восприятия ребенок приобретает свой личный опыт, усваивая одновременно опыт общественный. Развитие восприятия характеризуется, таким образом, не только изменением его точности, объема, осмысленности, но и перестройкой самого способа восприятия. Этот процесс чувствительного познания становится все более совершенным.
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
В последние годы
в дошкольных учреждениях для
детей с нарушением зрения
больше внимания уделялось