Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................
Для формирования этих дифференциаций используются упражнения на собирание различных пирамидок, игры с корзинками-вкладышами, «Почтовый ящик». В последнем случае обследуется ящик, в крышке которого имеются отверстия разной формы и величины. К ящику прилагается набор объемных фигур. От ребенка требуется взять из набора фигуру, обследовать ее, затем найти в крышке ящика соответствующее по форме и величине отверстие и опустить в него фигуру.
Для развития осязательной
чувствительности надо уделять особое
внимание знакомству и распознавание
поверхностей с различными фактурами:
гладкие, шершавые, ворсистые и др.
Для этого используются наборы тканей,
различных сортов бумаги, наборы, включающие
предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы,
глины и др. материалов. При ознакомлении
детей с фактурой предметов их
внимание фиксируется также и
на температурных ощущениях, получаемых
при восприятии различных материалов.
Обследуемые материалы
Выводы
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение. В связи с этим важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.
Монокулярный характер зрения
детей со зрительной патологией создаёт
свои специфические трудности в
правильном восприятии окружающей действительности.
Неполнота, неточность, фрагментарность,
замедленность зрительно-
2. Опытно-экспериментальная работа
Исследование проводилось на базе ГБОУДС № 2085, в группе, где присутствовали дети с нарушениями зрения, с незначительными нарушениями речи и дети с нормой.
В эксперименте участвовали: 2 ребёнка со зрительными нарушениями; 4 ребенка со зрительной нормой.
Список детей экспериментальной группы.
1. Лиза К. – 17.03.2006 года рождения.
2. Настя Ш.- 04.09.2006 года рождения.
3. Андрей К.- 15.07.2006 года рождения.
4. Саша П.- 26. 06.2006 года рождения.
5. Лера А. – 17.02.2006 года рождения
6. Полина Я. – 07.01.2007 года рождения.
В экспериментальную группу подбирались дети со зрительными нарушениями, т.к. у детей данной категории познание предметного мира происходит на основе тактильного восприятия.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1. констатирующий этап, на
котором выявлены уровни
2. формирующий этап, направленный
на формирование у
3. контрольный этап, который
позволил оценить
2.1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента.
В экспериментальную группу вошли дети старшего дошкольного возраста, из них 2 ребенка со зрительными нарушениями и дети с нормальным зрением, но с разными уровнями речевого развития.
Список детей экспериментальной группы.
№ |
Имя, фамилия |
Зрительный диагноз |
Интеллект |
1 |
Лиза К. |
Норма |
N |
2 |
Настя Ш. |
Норма |
N |
3 |
Андрей К. |
Норма |
N |
4 |
Саша П. |
Врожденная эктопия зрачка на левом глазу |
N |
5 |
Лера А. |
Норма |
N |
6 |
Полина Я. |
Дальнозоркость, астигматизм обоих глаз |
N |
Для оценки уровня сформированности
навыков тактильного
Диагностика представляла собой серию игровых заданий, подобранных в данной последовательности.
I. Обследовательские действия рукой.
1. Ощупывание.
Д/и «Узнай предмет на ощупь». Цель: проверить активность, слаженность действий обеих рук, умение ощупывать предметы, выделять основные свойства и качества предметов, их составные части; умение узнавать и называть предметы на ощупь.
Оборудование: фланелевые очки, овощи: морковь, огурец, помидор; посуда: чашка, чайник, тарелка; мебель: стол, стул, диван; одежда: майка, рубашка, платье, шорты и т.д.
2. Вдавливание.
Д/и «Слепи из пластилина чашку». Цель: определить силу пальцев рук, умение выделять составные части предмета.
Оборудование: пластилин, образец выполнения работы.
3. Определение температуры предмета.
Д/и «Горячо - холодно». Цель: проверить тактильную чувствительность рук, умение определять температуру поверхности предмета, классифицировать их по температурным качествам: холодный, горячий.
Оборудование: металлический предмет, лёд, утюг, вода холодная и тёплая и др., фланелевые очки.
4. Определение
характера поверхности
Д/и «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?». Цель: проверить степень тактильной чувствительности, умение определять тактильные ощущение, получаемые от контакта с предметом; называть эти ощущения словом.
Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, персик, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, атласная ленточка, фольга, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.
5. Выделение формы предмета.
Д/и «Найди на столе круглые предметы, треугольные, квадратные, овальные» Цель: определить умение ребёнка определять на ощупь форму предметов, согласованно проводить двумя руками по предмету, называть правильно форму предмета.
Оборудование: различные овощи, фрукты, игрушки, предметы посуды и др.
6. Выделение величины.
Д/и «Найди в коробке большие и маленькие мячи». Цель: выявить умение определять с помощью обследовательских действий величину предмета, узнавать и называть величину словом.
Оборудование: большая коробка, мячи разного размера, фланелевые очки.
7. Выделение частей предмета.
Д/и «Построим дом ». Конструктор. Цель: определить умение ребёнка определять форму предмета при тактильном обследовании конструктора, выделять составные части дома, составлять из частей целый предмет.
Оборудование: крупный строительный материал.
II. Узнавание простых по форме предметов.
1. Узнавание натуральных предметов.
Д/и «Чудесный мешочек». Цель: выявить умение применять обследовательские действия для узнавания предметов, выделять форму, величину, характер поверхности предметов на ощупь, узнавать и называть предметы простой формы.
Оборудование: мешочек, яблоко, огурец, гриб, чашка, утюг и др., фланелевые очки.
2. Узнавание заместителей предметов ( игрушек, муляжей).
Д/и «Узнай предмет на ощупь», «Чудесный мешочек». Цель: определить умение детей узнавать и называть заместителей уже знакомых предметов.
Оборудование: муляжи: яблоко, огурец, гриб; игрушки: чашка, утюг, фланелевые очки.
III. Узнавание сложных по форме предметов.
1. Узнавание
натуральных предметов с
Д/и «Узнай, что перед тобой?». Цель: выявить умения детей определять на ощупь предметы сложной формы, выделять форму, величину, составные части, характер поверхности предмета, узнавать и называть предмет на основе полученных ощущений.
Оборудование: ребёнок из группы, натуральная кошка, детский стул, большая машина, фланелевые очки.
2. Узнавание
заместителей предметов (
Д/и « Чудесный мешочек». Цель: проверить умение детей переносить обследовательские действия с натуральных объектов на их заместителей, выбирать способ тактильного обследования, узнавать и называть предмет по его осязательным признакам, выделять форму, величину, составные части предмета.
Оборудование: мешочек, игрушки: кукла, кошка, кукольный стул, машинка.
Использовалась пятибалльная система оценки, где:
0-1 балл - готовность к
осязательному обследованию
2-3 балла - ребёнок выбирает
способ обследования с помощью
педагога, обследует объект вместе
с педагогом приёмом
4-5 баллов - ребёнок самостоятельно
выбирает способ обследования, использует
алгоритм осязательного
Исходя из этого, выделяются уровни сформированности навыков тактильного обследования:
100-125 баллов - высокий уровень;
70-99 баллов - средний уровень;
69 и меньше баллов - низкий уровень.
Таким образом, на констатирующем
этапе исследования с детьми были
проведены дидактические игры и
игровые задания, которые включали
в себя различные обследовательские
действия руками: ощупывание, вдавливание,
определение температуры и
До этого времени дети
уже обучались простым