Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................

Файлы: 1 файл

Диплом3.docx

— 1.70 Мб (Скачать)

Для формирования этих дифференциаций используются упражнения на собирание  различных пирамидок, игры с корзинками-вкладышами, «Почтовый ящик». В последнем случае обследуется ящик, в крышке которого имеются отверстия разной формы и величины. К ящику прилагается набор объемных фигур. От ребенка требуется взять из набора фигуру, обследовать ее, затем найти в крышке ящика соответствующее по форме и величине отверстие и опустить в него фигуру.

Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознавание  поверхностей с различными фактурами: гладкие, шершавые, ворсистые и др. Для этого используются наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, глины и др. материалов. При ознакомлении детей с фактурой предметов их внимание фиксируется также и  на температурных ощущениях, получаемых при восприятии различных материалов. Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры. Например, металл - гладкий, холодный, «бархатная бумага» - шероховатая и мягкая и т.п.

 

Выводы 

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют  недостаточно представлений о предметах  и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо  видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение. В связи  с этим важно в период дошкольного  детства научить их, пользуясь  неполноценным зрением, правильно  зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

Монокулярный характер зрения детей со зрительной патологией создаёт  свои специфические трудности в  правильном восприятии окружающей действительности. Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет общую  обедненность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Чтобы помочь проблеме, необходимо дополнить неправильные зрительные представления о предметах и явлениях окружающей действительности информацией, полученной с других анализаторов. В процессе восприятия предметного мира слепые и слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы. С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения. Решающую роль в познании окружающих предметов играет осязание. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у детей с нормальным зрением.

 

 

2. Опытно-экспериментальная  работа

Исследование проводилось  на базе ГБОУДС № 2085, в группе, где  присутствовали дети с нарушениями  зрения, с незначительными нарушениями  речи и дети с нормой.

В эксперименте  участвовали: 2 ребёнка со зрительными нарушениями;  4 ребенка со зрительной  нормой.

Список детей  экспериментальной группы.

1. Лиза К. – 17.03.2006 года  рождения.

2. Настя Ш.- 04.09.2006 года  рождения.

3. Андрей К.- 15.07.2006 года  рождения.

4. Саша П.- 26. 06.2006 года рождения.

5. Лера А. – 17.02.2006 года  рождения

6. Полина Я. – 07.01.2007 года рождения.

В экспериментальную группу подбирались дети со зрительными  нарушениями, т.к. у детей данной категории познание предметного  мира происходит на основе тактильного  восприятия.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1. констатирующий этап, на  котором выявлены уровни сформированности  навыков тактильного (осязательного)  обследования;

2. формирующий этап, направленный  на формирование у слабовидящих  дошкольников 6 года жизни навыков  тактильного (осязательного) обследования  предметов и явлений окружающего  мира через дидактические игры  и упражнения;

3. контрольный этап, который  позволил оценить эффективность  предложенной системы дидактических  игр и упражнений.

 

2.1. Содержание  и результаты констатирующего  эксперимента.

В экспериментальную группу вошли дети старшего дошкольного  возраста, из них 2 ребенка со зрительными  нарушениями и дети с нормальным зрением, но с разными уровнями речевого развития.

Список детей  экспериментальной группы.

Имя, фамилия

Зрительный диагноз

Интеллект

1

Лиза К.

Норма

N

2

Настя Ш.

Норма

N

3

Андрей К.

Норма

N

4

Саша П.

Врожденная эктопия зрачка на левом глазу

N

5

Лера А.

Норма

N

6

Полина Я.

Дальнозоркость, астигматизм  обоих глаз

N


 

Для оценки уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов были использованы рекомендации ЗемцовойМ.И., которая предложила проводить диагностику в условиях выключенного зрения для получения наиболее достоверных результатов. Выбор диагностических заданий и их последовательность осуществлялась самостоятельно, т.к. на данный момент разработанной методики диагностирования навыков тактильного восприятия не существует

Диагностика представляла собой  серию игровых заданий, подобранных  в данной последовательности.

I. Обследовательские  действия рукой.

1. Ощупывание.

Д/и «Узнай предмет на ощупь». Цель: проверить активность, слаженность действий обеих рук, умение ощупывать предметы, выделять основные свойства и качества предметов, их составные части; умение узнавать и называть предметы на ощупь.

Оборудование: фланелевые очки, овощи: морковь, огурец, помидор; посуда: чашка, чайник, тарелка; мебель: стол, стул, диван; одежда: майка, рубашка, платье, шорты и т.д.

2. Вдавливание.

Д/и «Слепи из пластилина чашку». Цель: определить силу пальцев  рук, умение выделять составные части  предмета.

Оборудование: пластилин, образец  выполнения работы.

3. Определение  температуры предмета.

Д/и «Горячо - холодно». Цель: проверить тактильную чувствительность рук, умение определять температуру  поверхности предмета, классифицировать их по температурным качествам: холодный, горячий.

Оборудование: металлический  предмет, лёд, утюг, вода холодная и тёплая и др., фланелевые очки.

4. Определение  характера поверхности предмета.

Д/и «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?». Цель: проверить  степень тактильной чувствительности, умение определять тактильные ощущение, получаемые от контакта с предметом; называть эти ощущения словом.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, персик, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, атласная ленточка, фольга, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

5. Выделение  формы предмета.

Д/и «Найди на столе круглые  предметы, треугольные, квадратные, овальные»  Цель: определить умение ребёнка определять на ощупь форму предметов, согласованно проводить двумя руками по предмету, называть правильно форму предмета.

Оборудование: различные  овощи, фрукты, игрушки, предметы посуды и др.

6. Выделение  величины.

Д/и «Найди в коробке  большие и маленькие мячи». Цель: выявить умение определять с помощью  обследовательских действий величину предмета, узнавать и называть величину словом.

Оборудование: большая коробка, мячи разного размера, фланелевые очки.

 

 

7. Выделение  частей предмета.

Д/и «Построим дом ». Конструктор. Цель: определить умение ребёнка определять форму предмета при тактильном обследовании конструктора, выделять составные части дома, составлять из частей целый предмет.

Оборудование: крупный строительный материал.

II. Узнавание  простых по форме предметов.

1. Узнавание  натуральных предметов.

Д/и «Чудесный мешочек». Цель: выявить умение применять обследовательские  действия для узнавания предметов, выделять форму, величину, характер поверхности  предметов на ощупь, узнавать и называть предметы простой формы.

Оборудование: мешочек, яблоко, огурец, гриб, чашка, утюг и др., фланелевые очки.

2. Узнавание  заместителей предметов ( игрушек, муляжей).

Д/и «Узнай предмет на ощупь», «Чудесный мешочек». Цель: определить умение детей узнавать и называть заместителей уже знакомых предметов.

Оборудование: муляжи: яблоко, огурец, гриб; игрушки: чашка, утюг, фланелевые очки.

III. Узнавание  сложных по форме предметов.

1. Узнавание  натуральных предметов с помощью  обследовательских действий.

Д/и «Узнай, что перед  тобой?». Цель: выявить умения детей  определять на ощупь предметы сложной  формы, выделять форму, величину, составные  части, характер поверхности предмета, узнавать и называть предмет на основе полученных ощущений.

Оборудование: ребёнок из группы, натуральная кошка, детский  стул, большая машина, фланелевые очки.

2. Узнавание  заместителей предметов (игрушек,  муляжей).

Д/и « Чудесный мешочек». Цель: проверить умение детей переносить обследовательские действия с натуральных  объектов на их заместителей, выбирать способ тактильного обследования, узнавать и называть предмет по его осязательным признакам, выделять форму, величину, составные  части предмета.

Оборудование: мешочек, игрушки: кукла, кошка, кукольный стул, машинка.

Использовалась пятибалльная система оценки, где:

0-1 балл - готовность к  осязательному обследованию отсутствует,  руки вялы и расслаблены при  ощупывании предмета, скованны; дети  не владеют приёмами осязательного  обследования, не выделяют основные  части предмета, его информативные  признаки: форму, величину, характер  поверхности; не узнают обследуемый  объект, не соотносят со словесным  обозначением.

2-3 балла - ребёнок выбирает  способ обследования с помощью  педагога, обследует объект вместе  с педагогом приёмом сопряжённых  действий, руки при обследовании  напряжены, часто потеют; допускает  ошибки в анализе основных  признаков предмета: формы, величины,, характере поверхности; ошибается  или не узнаёт совсем предметы  сложной формы, с трудом выделяют  основные части предмета, не точно  дают словесное обозначение предмету.

4-5 баллов - ребёнок самостоятельно  выбирает способ обследования, использует  алгоритм осязательного обследования; при ощупывании руки активны,  не напряжены; в обследуемом  предмете выделяют основную форму,  величину, характер поверхности,  температурные ощущения; анализирует  основные признаки предмета и  словесно их объясняет; выделяет  основные части предмета; безошибочно  узнаёт предметы простой и  сложной формы по тактильным  ощущениям и называют их, относит  к определённому классу понятий; навыки осязательного обследования доведены до автоматизма.

Исходя из этого, выделяются уровни сформированности навыков тактильного  обследования:

100-125 баллов - высокий уровень;

70-99 баллов - средний уровень;

69 и меньше баллов - низкий  уровень.

Таким образом, на констатирующем этапе исследования с детьми были проведены дидактические игры и  игровые задания, которые включали в себя различные обследовательские  действия руками: ощупывание, вдавливание, определение температуры и характера  поверхности предмета, выделение  формы, величины, частей предмета, а  так же метод наблюдения за состоянием мышц руки, последовательностью обследовательских  действий, выбором способа тактильного  обследования. Использовались индивидуальные беседы, включающие вопросы; приём сопряжённых действий, объяснения, показ образца.

До этого времени дети уже обучались простым обследовательским  навыкам. Выполнение этих игр и упражнений показали, что большинство детей  обследовали предмет хаотично: хватались  то за одну, то за другую часть предмета. Чтобы дети узнали требуемый предмет, приходилось направлять их руки на планомерное и последовательное обследование. Дети сложные предметы узнавали с трудом. Например, у Полины Я. при обследовании предметов руки были напряжёнными, часто потели, что  затрудняло восприятие признаков предмета, кроме того, она с трудом могла  выделять составные части предметов, поэтому ей труднее давалось опознание  сложных предметов и их заместителей. Саша П., владея обследовательскими действиями, всё же ошибался в анализе полученных ощущений, ошибочно называл словом характер поверхности предмета, а  так же испытывал трудности при  узнавании на ощупь сложных предметов. Настя Щ. всё время пытался  снять фланелевую повязку, т.к. привык опираться на зрение. Тем не менее, она уверенно ощупывала предметы, руки у нее двигались последовательно  и планомерно, но затруднялась в  узнавании сложных предметов, с трудом выделяла основные части предмета, не точно давала словесное обозначение предмету. Лиза К., Андрей К., все действия проделывали с интересом, хотя тоже допускали ошибки  в узнавании заместителей предметов сложных форм, навыки осязательного обследования не достаточно сформированы  (у Лизы К. при обследовании руки напряжены, скованны). Лера А. показала хороший результат, но тоже допускала ошибки при обследовании муляжей.

Информация о работе Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников