Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................

Файлы: 1 файл

Диплом3.docx

— 1.70 Мб (Скачать)

После того как дети научатся собирать отдельные предметы, можно  переходить к составлению различных  композиций. Например, домик и мостик к нему, набор мебели для квартиры и т.п. В такие композиции полезно  включать игрушки (елочки, машины, куклы).

Для того чтобы конструируемые изделия были прочными и не рассыпались  надо научить ребенка плотно подгонять  детали друг к другу. Важным моментом здесь является умение подобрать  детали, но размерам, для чего необходимо сравнивать их путем обследования, наложения и приложения. В процессе конструирования у детей вырабатываются умения осторожно прикладывать и  скреплять детали, ставить их, не ломая постройки, стоящие рядом.

В течение одного занятия  для детей утомительно собрать  и составить

целостную композицию. Поэтому  целесообразно поручать им выполнять отдельные участки задуманной композиции, a затем ее уже составлять. Например, дети конструируют различные предметы мебели, а затем составляют композиции (жилая комната, кухня, гараж, игровая площадка).

Такая форма работы позволяет  тифлопедагогу учитывать индивидуальные возможности детей, приучая их к  коллективному труду, нацеленному  на конечный результат, и не допускать перегрузки.

Показателем адекватности образа предмета, воспринятого с помощью  осязания, может служить как рассказ  ребенка о признаках этого  предмета, так и воспроизведение  его в лепке или рельефном  рисовании. В процессе этой же деятельности развивается мелкая моторика рук, повышается осязательная чувствительность. В частности, разминание пластилина способствует развитию подвижности пальцев и укреплению мышц, кистей рук. Занятия лепкой требуют  от детей определенных физических сил, затрачиваемых на разминание, сплющивание  и раскатывание пластины. Поэтому  до перехода к лепке детям полезно  выполнять силовые упражнения с  резиновым кольцом. Педагог должен показать, как следует взять кольцо в руку, чтобы в работе участвовали все пальцы. На счет «раз» кольцо сжимается, на «два» - разжимается. Поначалу упражнение повторяется 5-6 раз в медленном темпе. На последующих занятиях количество движении для каждой руки увеличивается до десяти. Темп выполнения упражнения также увеличивается. Занятия лепкой в часы коррекции нужно начинать с лепки палочек. При этом кусочек пластилина дети должны катать не на столе, а между ладонями. От лепки палочек переходят к лепке «колбасок», которые также раскатывают между ладонями. Далее дети овладевают умением соединять концы «колбасок», образуя колечки. Затем их следует научить отщипывать от «колбаски» кусочки пластилина и лепить из них шарики.

Когда дети овладевают приемами лепки основных деталей (палочек, «колбасок», колечков, шариков) можно переходить к выполнению различных поделок.

В качестве приема приведем фрагмент занятия, на котором дети обучались  составлению узоров из пластилина на куске картона. «Сейчас мы будем учиться составлять орнамент из колечек, палочек и шариков. Я вам раздам образцы. Вы должны их внимательно обследовать, рассмотреть и рассказать, какие детали повторяются в вашем орнаменте (колечко и палочка, колечко и шарик). Теперь слепите нужное количество деталей. Сначала лепим палочки. Концы палочек соединяем, чтобы получить колечки. Теперь сделайте шарики. Придвиньте к себе полоску плотной бумаги, на которой будете выкладывать свой узор. Кому трудно, поднимите руку, я пойду, помогу». Некоторые дети могут сделать несколько вариантов узоров. Детям с дефектным и остаточным зрением нужно оказать помощь в подборе цвета пластилина, что очень важно при создании орнаментов.

Из основных деталей, изготовление которых освоено детьми, можно  переходить к лепке других предметов. Лепку предметов из пластилина целесообразно  начинать с объемного изображения  овощей. В начале занятия детям  надо дать обследовать натуральные  овощи и муляжи овощей. После этого  тифлопедагог знакомит их с приемами лепки. Например, он объясняет и показывает, как из толстой колбаски можно  сделать огурец и морковь, из шарика - редиску, свеклу, репку, из пучка тоненьких  палочек - ботву моркови, редиски.

По мере приобретения детьми навыков лепки задания усложняются, от лепки отдельных предметов  переходят к различным композициям. Например, предлагается слепить корзину и сложить в нее овощи (фрукты), которые были вылеплены на предыдущем занятии. Из «колбасок» разной величины можно слепить елку. При этом для ствола можно брать «колбаску»потолще, для веток - потонете, и совсем тонкие - для иголок. К горошинам - шарикам прикрепляются ниточки, и этими шариками украшается елка. При выполнении таких действий следует учить ребенка регулировать силу давления пальцев. «Колбаска» - ствол с силой прижимается к площадке, на которой будет стоять елка. Ветки прикрепляются к стволу более легкими движениями при меньшей затрате сил, а иголки надо прикреплять к елке осторожными движениями. Еще более осторожными должны быть движения при украшении елки шариками.

На уроках коррекции в  воспитательных целях полезно готовить с детьми подарки к праздникам. Например, к празднику 8 Марта можно  составить следующую композицию: к листу бумаги прикрепляется  цифра 8, слепленная из пластилиновой  колбаски, а рядом помещается мимоза. Процесс изготовления мимоз идентичен  процессу лепки елки. Вылепляется  зеленая игольчатая веточка, а к  ней прижимаются желтые шарики. Такие  упражнения в лепке снимают напряжение рук. Она представляет собой комбинированный  вид деятельности, сочетающий в себе работу с контурным рисунком и  пластилином. К занятиям аппликационной лепкой можно приступать с детьми после того, как они овладеют приемами обследования и лепки предметов, а также восприятия рельефных  рисунков. Аппликационная лепка первоначально  выполняется по принципу раскрашивания  готового рисунка, только вместо цветных  карандашей используется пластилин, которым  заполняется изображение предмета до линии его рельефного контура. Пластилин накладывается равномерным слоем,

Первые занятия проводятся по следующему плану:

- преподаватель сообщает цель занятия,

- детям раздаются контурные  рельефные изображения предметов.

- рисунки обследуются  и анализируются (под руководством педагога),

выясняется количество, форма  и цвет необходимых для выполнения аппликации деталей - дети лепят из пластилина детали-заготовки, накладывают  каждую из них на соответствующую  часть рисунка и размазывают  пластилин движениями пальцев от центра к контуру рисунка.

В качестве примера опишем фрагмент занятия, на котором дети занимались аппликационной лепкой овощей. Во вступительной  беседе дети назвали овощи, которые  лепили на предыдущих занятиях, вспомнили  их форму, цвет, перечислили основные детали-заготовки (огурец и морковь мы лепили из толстых «колбасок», а репку - из «шарика»). После этого преподаватель раздал контурные рисунки овощей.

При их обследовании дети установили, что огурец изображен в виде овала  с хвостиком - стебельком на одном  конце, репка похожа на слегка вытянутый  круг с хвостиком внизу и пучком ботвы сверху и т.п.

Затем под контролем педагога дети подобрали пластилин в соответствии с цветом натуральных овощей, слепили детали-заготовки (зеленая «колбаска» - для редиса и т.д.). Каждую деталь наложили на середину соответствующего рисунка, потом указательным и средним пальцами размазали пластилин до линии контура изображенного предмета.

На следующем этапе  аппликационная лепка выполняется  по принципу рисования и раскрашивания, т.е. заготовка размазывается не в пределах контура готового рисунка, а пластилину в процессе работы придается  необходимая конфигурация. Опорой для  такого изображения служит восприятие образа рельефного рисунка или представления детей об изображаемом объекте.

Рассмотрим, как можно  выполнить аппликационный рисунок «Веточка вишни». Сначала обследуется и детально разбирается рельефный рисунок веточки вишни: « Большая ветка. От нее отходит ветка потоньше, на которой на маленьких черенках расположены два листочка. Ниже имеются три тонких стебелька, на которых висят вишенки.»

Затем дети делают заготовки, а преподаватель контролирует их работу: следит за тем, чтобы дети брали  пластилин нужного цвета и  небольшими кусочками детали тонкие веточки (палочки) только пальцами, лепили для листочков только маленькие шарики, а для вишенок побольше.

Изготовление веточки  вишни из пластилина методом аппликаций начинается с выбора на картоне места  расположения большой ветки, ее наложения  и прикрепления. Затем детей надо вернуть к рисунку, чтобы уточнить расположение тонкой ветки с листочками. Для изготовления листочков размазывают  с легким нажимом шарик пластилина указательным пальцем. Листочкам надо придать округло-овальную форму. Далее  к тонкой ветке крепятся снизу  три тонких черенка, но так, чтобы они расходились в разные стороны. К концу каждой веточки прикрепляются шарики-вишенки, которые легким нажимом пальцев сплющивают для придания ягодам вида, соответствующего рисунку.

Подготовка руки к письму способствует также обводка трафаретов геометрических фигур. При этом ребенок  левой рукой удерживает трафарет в неподвижном положении, а карандашом в правой руке обводит фигуру по контуру. Наиболее богатые возможности  для - этого имеются у педагога при изучении программного материала  по изобразительному искусству и  трудовому обучению. Так, программой по изобразительному искусству предусматривается  складывание различных геометрических фигур из палочек по образцу и  по рельефному рисунку. Обследование групп  предметов, сравнивание их форм и  величин, положений в пространстве; соотнесение предметов с рельефными изображениями, чтение несложных натюрмортов (например, яблоко и груша в разных положениях, морковь и репа) и  т.д. В соответствии с программой по трудовому обучению изучаются  свойства пластилина, приемы лепки: вдавливание, расплющивание, раскатывание на ладонях  и на подставке, выполняются практические работы: упражнения в лепке счетных  палочек, овощей и фруктов разной величины и формы и т.д.

Хотя в программах по другим учебным предметам развития осязания специально не выделяется, но различных  видах деятельности, предусмотренных содержанием обучения по этим предметам, можно совершенствовать осязание.

Самомассаж  рук и упражнения на сцепление  пальцев рук.

Самомассаж  рук

1. Левая рука поглаживает  правую руку от кончиков пальцев  к запястью, затем также правой  рукой помассировав левую.

2. Кисти рук лежат на  краю стола. Ладонями ребенок  проводит по ребру стола таким  образом, чтобы вся ладонь последовательно  промассировалась.

3. Прокатывание карандаша между ладонями, а затем между ладонями и пальцами обеих рук.

4. Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

5. Тереть ладони друг о друга движениями вверх-вниз.

6. Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.

Упражнение  за столом.

1. «Червячки шевелятся». Поочередно приподнимать и опускать  пальцы (ладони лежат на столе).

2. Имитация игры на  фортепьяно.

3. Разводить пальцы и  сводить их вместе (ладони - на  столе).

4. «Бегают человечки». Указательным  и средним пальцами сначала  правой, затем левой, потом обеих  рук быстро бежать по столу.

5.  Поочередно сгибать пальцы обеих рук.

6. «У киски Царапки, мягкие лапки». Руки – на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.

7. «Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая рук, сгибать пальцы навстречу друг другу.

8. Показать пальцами и кистями рук «гнездышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучики», «ножницы», «замок», «мостик» и т.д.

Упражнения  на сцепления пальцев рук.

1. «Замок». Кисти рук сплетаются в "замок" перед собой, затем ладони

слегка раздвигаются, но пальцы при этом не расцепляются, упражнение повторяется несколько раз.

2. «Корзиночка». Кисти рук сцепляются в "замок" перед собой. Ладони раздвигаются и повертываются вниз без расцепления пальцев, имитируя мостик. Упражнение повторяется несколько раз.

Перечисленные упражнения могут повторяться, и выполнять их можно в различных сочетаниях между собой. В процессе осязательного обследования осуществляется познание различных свойств и признаков предметов: формы, величины, фактуры, температурных изменений.

 

Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования

 предметов  и явлений окружающей действительности

Большие возможности для  освоения навыков осязательного восприятия заключается в игре «Чудесный мешочек». Мешочек комплектуется различными небольшими предметами: катушкой, молоточком, кольцом, кубиком, шариком, матрешкой, пирамидкой, маленькой куклой и т.д. В зависимости от дидактических задач, игра может проводиться по-разному. Например, ребенок нащупывает и достает названный педагогом предмет или отбирает предметы по указанному педагогом признаку (по форме, материалу или его свойствам).

Другой вариант этой игры. Ребенок достает первый попавшийся предмет, обследует его и дает ему характеристику, т.е. называет характерные  признаки этого предмета.

В дидактической игре можно  упражнять детей в дифференцировании  предметов по величине. Например, после  обследования чучел белок предложить детям рассортировать желуди по величине на большие и маленькие для  того, чтобы «накормить» белочку - маму и ее детеныша.

Можно сочетать упражнения на ознакомления с формой с дифференциацией  величины, т.е. при одинаковой форме  предметов варьировать их величину. В первых упражнениях надо использовать объекты, резко отличающиеся по величине. Соответствующий цикл коррекционных  упражнений следует начинать с двух предметов (большой - маленький), зятем  предъявлять детям три предмета (большой, меньше еще меньше), таким  образом, у детей постепенно вырабатываются умения различать предметы, имеющие большую разницу по величине.

Информация о работе Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников