Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа
Краткое описание
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, вклю-чающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межлич¬ностному общению, широкому социальному сотрудничеству. Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в пони-мании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизнен¬ных ориентаций.
- она охватывает одновременно
все составляющие образовательной
системы (информационную, инструментальную
и кадровую);
- компоненты педагогических, психологических,
медицинских, социальной среды, материально-финансового
и правового обеспечения; формируются
все признаки качеств культуры
здорового образа жизни и, в
частности, ее физической культуры;
- содержание воспитания представлено
(изложено, изучено, освоено) только
конкретными методами в конкретных
условиях и формах.
4. Принцип открытости функциональных
и методических действий.
Все, что делается в процессе внедрения
и становления здоровьесберегающей системы
образования и воспитания, должно быть
понятным, логически обоснованным и информационно
открытым для учащихся и учителей, является
осознанной их деятельностью.
5. Принцип объективной оценки
конечного результата.
Один из главных принципов, лежащих в
основе образовательных технологий. Только
при выполнении этого требования возможен
продуктивный контроль и коррекция, поиск
способов управления и допущенных ошибок.
6. Принцип преемственности и
завершенности.
Данный принцип состоит в согласованности
не только содержания, но и технологической
модели, форм учебной деятельности на
разных ступенях образования как в макро-,
так и в микроструктуре. На каждой следующей
ступени расширяются и углубляются представления,
знания, умения и навыки, происходит переход
с низкого уровня на более высокий.
Причем решение цели обязательно, трансформация
структур-стратегий образовательной здоровьесберегающей
системы в собственную личностную структурстратегию
учащегося и учителя необходима. Более
того, «закрытый» здоровьесберегающий
учебный процесс должен иметь выход в
систему внеучебной деятельности, обеспечивающую
удовлетворение потребностей и интересов
субъектов образования в культуре здорового
образа жизни.
7. Принцип вариативности средств,
методов и организационных форм
внедрения здоровъесберегающих технологий
в образовании.
Широкий спектр и разнообразие средств,
методов, организационных форм и видов
здоровьесберегающих технологий обеспечивает
полноценность образовательной системы,
предоставляет свободу творчества, инициативы
и деятельности, но в условиях концепции
принципов и слагаемых, составляющих и
обеспечивающих ее.
8. Принцип оптимизации.
Данный принцип требует в каждом конкретном
случае выбора наилучшего варианта плана
деятельности, то есть наилучшего варианта
содержания средств, форм, методов внедрения
и функционирования здоровьесберегающих
технологий, затрат времени, усилий, степени
трудности, научности, создания оптимальных
условий для деятельности (учебно-материальных,
санитарно-гигиенических, морально-психологических,
культурно-эстетических); умелого стимулирования
и регулирования действий; оперативного
контроля и коррекции деятельности.
Иначе говоря, принцип оптимизации требует,
чтобы каждый элемент системы здоровьесберегающего
образования, организации деятельности
по ее обеспечению достиг не просто несколько
лучшего, чем прежде, а именно максимально
возможного наилучшего для данного учебного
заведения и конкретных условий, в которых
оно функционирует.
Оптимизация исключает гиперболизацию
отдельных методов, приемов и средств
деятельности, способов обучения и воспитания,
преувеличение роли шаблонных, трафаретных
методических разработок, которые не учитывают
конкретных условий и возможностей субъектов
образования; она ведет к творческому
обоснованию здоровьесберегающего педагогического
процесса на его научной основе; к поиску
наилучших технологических вариантов.
Идея оптимизации обязательно предполагает
устранение перегрузки учащихся и учителей
работой, требует обеспечения оптимального
уровня трудности оптимального варианта
освоения учебного материала, темпа обучения
и воспитания, объема самостоятельной
работы, оптимального сочетания трудовой
деятельности и отдыха.
Оптимальность является таким принципом,
который предъявляет требования рациональности,
разумности, чувства меры в применении
всех принципов научной организации труда.
Он не противоречит закономерностям функционирования
технологии, а, напротив, конкретизирует
ее важные психолого-педагогические стороны.
Оптимизация условий сохранения и укрепления
здоровья субъектов образовательного
процесса не представляет собой какой-то
особый технологический метод и прием.
Это целенаправленный подход к построению
здоровьесберегающей системы образования
на основе закономерностей и принципов
обучения и воспитания, сознательный научно
обоснованный (а не стихийный, не спонтанный)
выбор наилучшего варианта построения
учебно-воспитательного процесса в целом.
Основными критериями оптимизации функционирования
здоровьесберегающей системы образования
могут быть:
1. Эффективность и качество решения
образовательно-воспитательных задач
с учетом диагностично поставленной
цели - качественных, диагностируемых
и проверяемых характеристик здоровья
субъектов образовательного процесса.
2. Оправданные затраты времени
учащихся и учителей на достижение
намеченных результатов.
3. Доступные затраты усилий учащихся
и учителей на достижение намеченных
результатов за отведенное время.
Отмеченные критерии предусматривают
ряд взаимосвязанных действий руководства,
педагогического коллектива и каждого
в отдельности учителя школы:
- комплексное планирование наиболее
важных задач воспитания, образования
и развития на основе их
рационального сочетания;
- конкретизацию задач, касающихся
здоровьесберегающей системы образования
и функционирования культуры здорового
образа жизни учащихся;
- выбор оптимального варианта
распределения программного материала
и логической последовательности
его освоения;
- определение оптимального объема
и сочетания психофизических
и физических нагрузок с учетом
общей работоспособности и условий
научной организации учебной
деятельности;
- выбор наиболее рациональных
методов и средств управления
учебной и внеучебной деятельностью
учащихся и учителей, осуществления ее
контроля, коррекции и мотивационной поддержки;
- создание благоприятных условий
и морально-психологического климата
в учебном заведении и многое
другое.
1.3 Основные цели
и задачи здоровьесберегающих технологий
в образовании
Несмотря на высокую степень упорядоченности
и жесткости, технологическая система
предполагает не шаблоны, а варианты, выбор
и реализация которых зависит как от личности
директора школы, условий конкретного
образовательного учреждения, так и от
личности каждого учителя. Необходимо
лишь соблюдение перечисленных принципов
и учет сущностных характеристик здоровьесберегающих
образовательных технологий. Усвоение
их должно сделать очевидным открытый
характер технологической схемы, служить
фундаментом для творческой деятельности
педагогов, ибо научно-концептуально обоснованная
здоровьесберегающая технология - наиболее
перспективное направление и надежный
фундамент для формирования нового взгляда
на систему образования в целом.
В образовательных технологиях постановка
цели является главной проблемой. Цель
должна ставиться так, чтобы ее было возможно
диагностировать и проверить. Применительно
к здоровьесберегающей технологии это
уровень здоровья учащихся и изменение
его качественных признаков, например,
в процессе использования традиционных
и экспериментальных образовательно-воспитательных
систем.
Известно, что понятие «здоровье» определяется
ЮНЕСКО как отсутствие патологических
отклонений в организме и состояние полного
комфорта: физического, психического и
социального. Правомерно и необходимо
также добавить, что и духовного. В отношении
здоровьесберегающей технологии в системе
образования данное определение можно
представить в следующей конкретизации:
здоровье - это такое психофизическое
и духовное состояние учащихся, которое
обеспечивает им достаточно высокий уровень
интеллектуальной и физической работоспособности,
а также адаптированности к постоянно
изменяющейся учебной, социальной и природной
среде.
Из этого следует, что целью здоровьесберегающей
образовательной технологии должно выступать
обеспечение условий физического, психического,
социального и духовного комфорта, способствующих
сохранению и укреплению здоровья субъектов
образовательного процесса, их продуктивной
учебно-познавательной и практической
деятельности, основанной на научной организации
труда и культуре здорового образа жизни
личности.
Исходя из сказанного, качественными
диагностируемыми и проверяемыми характеристиками
здоровья учащихся определяются следующие
показатели: интеллектуальная и физическая
работоспособность; физическое развитие
и общая физическая подготовленность;
психологическая адекватность и уравновешенность;
совокупность социально-духовных ценностей
личности, обеспечивающих культуру поведения,
а учителя (преподавателя) - психофизическая
готовность к профессиональной деятельности
и высокая степень ее активности, продуктивность.
Перечисленные показатели качественных
характеристик здоровья субъектов образовательного
процесса определяются подбором известных
в науке признаков этих качеств и измеряются,
исследуются апробированными методами
(тесты, педагогические наблюдения, опросы,
самооценка).
Цель здоровьесохраняющей технологии
необходимо соотнести с общей целью образования,
которая на протяжении многих лет периодически
менялась в зависимости от социального
заказа, потребностей общества, представлений
о задачах системы образования. Эта тенденция
присуща и зарубежным системам образования.
На основе логически складывающихся представлений
о здоровьесберегающей образовательной
системе можно заключить, что общая цель
в образовании должна состоять в следующем:
научить мыслить, трудиться, сформировать
устойчивые качества самореализующейся
творческой личности и подготовить ее
физически, психофизически и духовно к
предстоящей самостоятельной жизни в
постоянно изменяющихся условиях общества
и природной среды.
Таким образом, информационная составляющая
здоровьесберегающей образовательной
технологии являет собой идеологию - логически
обоснованную идею, опирающуюся на общие
и технологические принципы, на основе
которых моделируется организационно-функциональная
деятельность, ибо любая система создается
для того, чтобы она функционировала.
Следовательно, системный подход обеспечивает
целостное представление о состоянии
здоровья учащихся и наполняет конкретным
содержанием здоровьесберегающую технологию
и ее операциональную составляющую, поможет
ответить на вопрос, как и по каким направлениям
следует ее реализовывать, определяет
основные задачи. К ним следует отнести:
1. Исследование влияния традиционной
структуры и формы организации
учебного процесса на здоровье
занимающихся; анализ психолого-физиологических
возможностей учащихся в отношении
предъявленных требований усвоения
объема учебной нагрузки в условиях
рассредоточенного (комплексного) распределения
программного материала и экспериментальное
сравнение его с концентрированным вариантом.
2. Создание психолого-педагогических
и организационно-педагогических
условий, обеспечивающих психическое
здоровье и комфорт учащихся
посредством гуманизации и демократизации
учебно-воспитательного процесса на основе:
физкультурно-спортивной активности;
обоснованного соответствия учебной нагрузки,
объема передаваемой информации с психофизическими
возможностями ее усвоения; переведения
традиционной, в основном информативно-объемной
системы образования в технологию обучающей
интеллектуально-преобразующей, духовной,
конструктивной, творческой деятельности,
основанной на постепенном повышении
степени научной абстракции знаний (от
феноменологической ступени к аналитико-синтетической,
прогностической до аксиологической),
что позволит учащимся интеллектуально
свободно мыслить и рассуждать, переходя
от изложения фактов, их каталогизации,
использования бытового языка, к обоснованию
закономерностей явлений природы и общества,
принципов и причинно-следственных связей,
обусловливающих их, анализу и синтезу
информации, прогнозу событий на основе
широкого использования междисциплинарных
знаний и научного языка; создания интегративных
дисциплин и учебно-методического их обеспечения.
3. Реализацию научной организации
учебного труда, питания и отдыха
учащихся.
4. Создание максимально возможных
санитарно-гигиенических условий
и соответствующей им инструментальной
составляющей здоровьесберегающей
технологии и др.
5. Включение учащихся в осознанную
деятельность по формированию
культуры здорового образа жизни
личности, оснащение этого процесса
учебно-методическим обеспечением.
6. Осуществление структурного преобразования
в плане создания в учебном
заведении иерархической системы управления
и мониторинга здоровьесохраняющих технологий
в образовании.
7. Формирование культуры здорового
образа жизни личности учащихся
как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной
среде.
8. Создание систем переподготовки
кадров, а также социальной и
финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей
технологии; агитации и пропаганды; объединения
усилий всех систем и подразделений учебных
заведений медицины и физической культуры.
9. Обеспечение программного и
учебно-методического оснащения
по проблемам здоровьесберегающей
системы образования и формирования культуры
здорового образа жизни учащихся.
10. Развертывание опытно-экспериментальной
и научно-исследовательской работы
по моделированию и апробации
здоровьесберегающих образовательных
технологий.
11. Осуществление психологического
и медицинского сопровождения
образования.
12. Создание совершенной системы
оздоровления учащихся в условиях
летних лагерей.
13. Создание информационно-компьютерного
обеспечения оздоровительных систем.
14. Создание оптимальных условий
для функционирования физической
культуры, обеспечивающей современные
инновационные формы формирования
физической культуры личности
школьника.
15. Открытие в общеобразовательных
учебных заведениях кафедр физической
культуры и консультативно-оздоровительных
центров здорового образа жизни
для учащихся, родителей и учителей.
16. Введение в учебный процесс
(обязательного) гуманитарного курса
«Основы здорового образа жизни».
Исходя из слагаемых здоровьесберегающей
технологии и их характеристик, можно
сказать, что данная система представляет
собой совокупность организационно-функциональных
и психолого-педагогических установок,
определяющих многовариантный набор и
компоновку действий, форм, методов, приемов,
операций, процедур, образовательно-воспитательных
средств, обеспечивающих практико-ориентированное
погружение учащихся в специально созданную
среду. Это система организованных форм
и технологических единиц, сориентированных
на конкретный педагогический результат
(уровень здоровья и творческое использование
ценностей культуры здорового образа
жизни).