Введение.
1. Понятия «здоровье»
и «здоровый образ жизни».
2. Воздействие неблагоприятных
для здоровья экологических факторов
3. Здоровьесберегающие технологии
и современная система образования
3.1. Классификация здоровьесберегающих образовательных технологий.
3.2. Задачи здоровьесберегающей
технологии:
3.3. Принципы здоровьесберегающих
образовательных технологий
Заключение.
Используемая литература.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социальной
педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине Здоровьесберегающие
технологии
Тема: Здоровьесберегающие
технологии в образовании.
Выполнила
студентка 2 курса
группа17204.72
Зурнина Е.В.
Проверил преподаватель:
Новожилова Т.Н.
Оценка:
__________________
Дата________________
САМАРА, 2014г.
Содержание
Введение
1. Понятие и определение здоровьесберегающей
технологии в образовании
1.1 Концепция здоровьесберегающей
технологии
1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий
в образовании
1.3 Основные цели и задачи
здоровьесберегающих технологий в образовании
2. Фактическое применение здоровьесберегающих
технологий в образовании
2.1 Разработка здоровьесберегающих
технологий в исторической ретроспективе
2.2 Разработка программы по формированию
культуры здоровья и здорового
образа жизни
Заключение
Список использованных источников и
литературы
Введение
Определить понятие «здоровьесберегающие
образовательные технологии» представляется
корректным, исходя из «родового» понятия
«образовательные технологии». Если последние
отвечают на вопрос «как учить?», то логичным
окажется ответ: так, чтобы не наносить
вред здоровью субъектов образовательного
процесса - учащихся и педагогов. Тогда
и другие отличительные с особенности
технологии от методики - воспроизводимость,
устойчивость результатов, отсутствие
многих «если» (если талантливый учитель,
талантливые дети, богатая школа и т.п.)
отражают приоритет принципа «Не навреди!».
Технология проектируется исходя из конкретных
условий и ориентируясь на заданный, а
не предполагаемый результат. Поэтому
проектирование здоровьесберегающей
образовательной среды мы рассматриваем
в качестве важнейшего элемента работы
по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Термин «здоровьесберегающие образовательные
технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать
и как качественную характеристику любой
образовательной технологии, её «сертификат
безопасности для здоровья», и как совокупность
тех принципов, приёмов, методов педагогической
работы, которые дополняя традиционные
технологии обучения и воспитания, наделяют
их признаком здоровьесбережения.
Близкими к ЗОТ являются медицинские
технологии профилактической работы,
проводимой в образовательных учреждениях.
Примерами такой работы служит вакцинация
учащихся, контроль за сроками прививок,
выделение групп медицинского риска и
т.п. Эта деятельность также направлена
на сохранение здоровья школьников, профилактику
инфекционных и других заболеваний, но
уже не с помощью образовательных технологий.
Существует немало возможностей конструктивного
взаимодействия педагогов и медиков в
их совместной работе по сохранению и
укреплению здоровья учащихся. Так, в примере
с реализацией медицинских мероприятий
по вакцинации, педагогический коллектив
школы может обеспечить психолого-педагогическое
сопровождение этих, не самых любимых
детьми процедур.
Известно, что эффект для здоровья любой
медицинской манипуляции в немалой степени
определяется отношением к ней пациента,
его ожиданиями. Медицинский подход к
здоровьесбережению, реализуемый в рамках
профилактического направления, от психолого-педагогического
отличается не только методами и профессиональной
подготовкой специалистов, но и тем, что
освобождает человека от ответственности
за своё здоровье, передавая эту ответственность
врачу, медицине. Противоположный подход
состоит в мобилизации чувства ответственности
человека за своё здоровье, воспитание
постоянной потребности заботиться о
нём (а значит - и о здоровье других людей).
Это не предполагает запугивания, бывшего
на вооружении у санитарного просвещения
советских времён и активно используемого
сейчас некоторыми врачами - наркологами
и другими специалистами. Формирование
у учащихся ответственности, в том числе
и за своё здоровье, воспитательный процесс,
который следует рассматривать в качестве
одной из важнейших задач учреждений образования.
Но перед человеком, который осознал
ответственность за собственное здоровье,
почувствовал потребность заботиться
о нём, встаёт вопрос о том, как это грамотно
делать. Ведь заниматься укреплением здоровья
негодными средствами - «себе дороже».
Чего стоит, к примеру, большая часть программ
по сбрасыванию лишнего веса! В отношении
здоровья в полной мере справедлива истина:
«Лучше не делать никак, чем делать не
правильно!» Но как правильно? И здесь
эстафете технологий здоровьесбережения
передаётся от воспитательных программ
- учебным (health educahion). Научить ребёнка,
молодого человека общим принципам, современным
системам и методам охраны и укрепления
здоровья, безусловно, - задача образовательных
учреждений. А уже за консультациями по
частным вопросам, за корректировкой оздоровительной
программы с учётом индивидуальных особенностей,
с целью восстановления пошатнувшегося
здоровья человек может обратиться к медику
(физиологу, психологу), специалисту по
вопросам здоровья.
Таким образом, современный уровень цивилизации
и культуры выдвигает в число важнейших
для человека приоритетов задачу самому
научиться не болеть, быть здоровым. Для
системы образования эта задача трансформируется
в императив использовать для достижения
этой цели те технологии, которыми как
раз и владеет педагог, психолог.
Главной целью предпринятого нами исследования
было на основе изучения закономерностей
влияния современной системы образования
на здоровье детей раскрыть систему сохранения
и формирования здоровья учащихся.
Поставлены следующие задачи для достижения
главной цели:
1. Изучить современные теоретические,
методические подходы к формированию
здоровья учащихся в педагогическом процессе
и в повседневной жизни.
2. Проанализировать новейшие достижения
в области здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе.
Объектом исследования является процесс
формирования здоровья учащихся.
Предметом исследования являются особенности
организации учебно-воспитательного процесса
по здоровьесберегающей технологии; особенности
образовательной среды, условий, способствующих
сохранению и формированию здоровья учащихся.
Структура работы определена целью и
задачами исследования. Работа состоит
из введения, 2 глав с пятью параграфами,
заключения, списка использованных источников
и литературы.
1. Понятие и
определение здоровьесберегающей технологии в
образовании.
1.1 Концепция здоровьесберегающей
технологии
Здоровьесберегающая образовательная
технология представляется нам как функциональная
система организационных способов управления
учебно-познавательной и практической
деятельностью учащихся, научно и инструментально
обеспечивающая сохранение и укрепление
их здоровья.
Известно, что система подразумевает
наличие структуры, элементов, ее составляющих,
их взаимосвязь и подчиненность единой
цели.
В совокупность основных элементов здоровьесберегающей
технологии включены следующие составляющие:
1. Информационная - отвечает на вопрос:
что?
Это концепция, ее содержание и принципы,
обеспечивающие реализацию цели и задач.
2. Инструментальная - отвечает на
вопрос: чем?
К ней относится материальная база (помещения,
классы, лаборатории, кабинеты, спортивные
залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое
состояние (освещение, вентиляция и пр.).
Инструментальная составляющая технологии
включает также оборудование, инвентарь,
технические средства, а также учебно-методическое
обеспечение.
3. Социальная (кадры) - кто?
Это преподавательский и учебно-вспомогательный
состав.
Его компетентность, готовность и устремленность
к реализации здоровьесберегающей технологии
в образовании.
4. Финансовая - отвечает на вопросы: сколько?
За счет каких средств?
Бюджетные и внебюджетные поступления,
их соотношение.
5. Нормативно-правовое обеспечение
- использование государственных
нормативных актов (федерального, регионального
и муниципального уровней, собственных
средств). Ведение делопроизводства
по данному направлению.
Концепция здоровьесберегающей образовательной
технологии представляет собой систему
взглядов, объединенных фундаментальным
замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает
способ построения системы здоровьесохраняющих
условий и средств обучения и воспитания
на основе целостного понимания их сущности,
психолого-физиологических процессов,
сопряженных с обучением и воспитанием
детей и учащихся. Логически грамотно
выстроенная концепция здоровьесохраняющей
образовательной технологии необходима
для того, чтобы ознакомление с ней способствовало
пробуждению концептуального педагогического
мышления, которое отличается от рационально-прагматического
(ремесленнического, исполнительского)
тем, что основано на глубинном понимании
смысла заложенных идей; проникновением
в существо принципов реализации цели.
Здоровьесберегающая концепция призвана
перевести деятельность в системе образования
в режим творческого производства собственных
замыслов и опыта отдельного учителя и
коллектива учебного заведения в целом.
Она обеспечит понимание необходимости
технологического подхода к образованию
как реально гуманно-нравственной деятельности.
Методологическую основу концепции составляют
философские положения о единстве телесного,
интеллектуального и духовного в структуре
личности, теории и практики, сущности
и явления, формы и содержания, о природе
деятельности.
Методологическими ориентирами выступают
системный, культурологический и личностно-деятельностный
подходы. Теоретическим фундаментом являются
теории личности, деятельности и общения;
теории и технологии обучения и воспитания;
теории физической культуры и здорового
образа жизни личности, технологии их
формирования; теории управления. Общие
принципы определяют следующее содержание:
1. интеграция всех сил, органическое
единство всех структурных подразделений
учебного заведения с целью
обучения и воспитания учащихся
в условиях, обеспечивающих им
физическое, психическое и духовно-нравственное
здоровье;
2. гуманизация, усиление внимания к личности
каждого учащегося как высшей социальной
ценности общества, установка на формирование
гражданина с высокими интеллектуальными,
моральными и физическими ценностями;
3. дифференциация и индивидуализация
обучения и воспитания, создание
условий для полного проявления
и развития способностей каждого
учащегося;
4. демократизация, создание предпосылок
для развития активности, инициативы
и творчества обучения учащихся
и учителей, заинтересованное взаимодействие
администрации и общественности
в становлении и функционировании
здоровьесберегающих образовательных
технологий;
5. научности, обеспечивающего научную
организацию учебно-трудовой деятельности
субъектов образовательного процесса;
внедрение современных педагогических
технологий здравостроения и сбережения
здоровья учащихся;
7. антропологичности, целостности человека,
его психосоматического, социокультурного,
духовного и физического единства; взаимосвязи
и взаимовлияния социальной среды и личности
в направлении развиваю щей культурно-созидательной
деятельности.
1.2 Принципы здоровьесберегающих
технологий в образовании
Системный анализ содержания образования,
образовательного процесса и сущностных
характеристик педагогических технологий
позволил выделить и сформулировать ряд
важных технологических принципов, которые
учитывались при разработке здоровьесберегающей
системы образования.
1. Принцип единства связи элементов
системы здоровьесберегающей технологии.
Основные составляющие ее элементы (информационная,
инструментальная и кадровая) взаимосвязаны
и взаимозависимы: изменение одной из
них непременно требует изменения двух
других.
2. Принцип диагностичности целеполагания.
3. Принцип функциональной полноты
и функциональной взаимосвязи
содержания здоровьесберегающей технологии.
Полная реализация здоровьесберегающей
технологии возможна в том случае, если: