Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, вклю-чающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межлич¬ностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в пони-мании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизнен¬ных ориентаций.

Файлы: 1 файл

РОДИНА).docx

— 129.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

1. Понятия «здоровье»  и «здоровый образ жизни».

2. Воздействие неблагоприятных  для здоровья экологических факторов

3. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования

3.1. Классификация  здоровьесберегающих образовательных технологий.

3.2. Задачи здоровьесберегающей технологии: 

3.3. Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий

Заключение.

Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социальной педагогики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине  Здоровьесберегающие технологии

Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовании.

 

 

 

                                                                                  Выполнила

                                                                                  студентка 2 курса

                                                                                  группа17204.72

                                                                                  Зурнина Е.В.

 

 

                                                                                  Проверил преподаватель:

                                                                                                     Новожилова Т.Н.

 

Оценка:

__________________

 

                                                                                 Дата________________

 

 

 

САМАРА, 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Понятие и определение здоровьесберегающей технологии в образовании

1.1 Концепция здоровьесберегающей технологии

1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании

1.3 Основные цели и задачи  здоровьесберегающих технологий в образовании

2. Фактическое применение здоровьесберегающих технологий в образовании

2.1 Разработка здоровьесберегающих технологий в исторической ретроспективе

2.2 Разработка программы по формированию  культуры здоровья и здорового  образа жизни

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях.

Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Существует немало возможностей конструктивного взаимодействия педагогов и медиков в их совместной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Так, в примере с реализацией медицинских мероприятий по вакцинации, педагогический коллектив школы может обеспечить психолого-педагогическое сопровождение этих, не самых любимых детьми процедур.

Известно, что эффект для здоровья любой медицинской манипуляции в немалой степени определяется отношением к ней пациента, его ожиданиями. Медицинский подход к здоровьесбережению, реализуемый в рамках профилактического направления, от психолого-педагогического отличается не только методами и профессиональной подготовкой специалистов, но и тем, что освобождает человека от ответственности за своё здоровье, передавая эту ответственность врачу, медицине. Противоположный подход состоит в мобилизации чувства ответственности человека за своё здоровье, воспитание постоянной потребности заботиться о нём (а значит - и о здоровье других людей). Это не предполагает запугивания, бывшего на вооружении у санитарного просвещения советских времён и активно используемого сейчас некоторыми врачами - наркологами и другими специалистами. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Но перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нём, встаёт вопрос о том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными средствами - «себе дороже». Чего стоит, к примеру, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: «Лучше не делать никак, чем делать не правильно!» Но как правильно? И здесь эстафете технологий здоровьесбережения передаётся от воспитательных программ - учебным (health educahion). Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений. А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту по вопросам здоровья.

Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог.

Главной целью предпринятого нами исследования было на основе изучения закономерностей влияния современной системы образования на здоровье детей раскрыть систему сохранения и формирования здоровья учащихся.

Поставлены следующие задачи для достижения главной цели:

1. Изучить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.

2. Проанализировать новейшие достижения  в области здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Объектом исследования является процесс формирования здоровья учащихся.

Предметом исследования являются особенности организации учебно-воспитательного процесса по здоровьесберегающей технологии; особенности образовательной среды, условий, способствующих сохранению и формированию здоровья учащихся.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2 глав с пятью параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Понятие и  определение здоровьесберегающей технологии в образовании.

1.1 Концепция здоровьесберегающей технологии

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

1. Информационная - отвечает на вопрос: что?

Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2. Инструментальная - отвечает на  вопрос: чем?

К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

3. Социальная (кадры) - кто?

Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав.

Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

4. Финансовая - отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств?

Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

5. Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных  нормативных актов (федерального, регионального  и муниципального уровней, собственных  средств). Ведение делопроизводства  по данному направлению.

Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием детей и учащихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности.

Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления. Общие принципы определяют следующее содержание:

1. интеграция всех сил, органическое  единство всех структурных подразделений  учебного заведения с целью  обучения и воспитания учащихся  в условиях, обеспечивающих им  физическое, психическое и духовно-нравственное  здоровье;

2. гуманизация, усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями;

3. дифференциация и индивидуализация  обучения и воспитания, создание  условий для полного проявления  и развития способностей каждого  учащегося;

4. демократизация, создание предпосылок  для развития активности, инициативы  и творчества обучения учащихся  и учителей, заинтересованное взаимодействие  администрации и общественности  в становлении и функционировании  здоровьесберегающих образовательных технологий;

5. научности, обеспечивающего научную  организацию учебно-трудовой деятельности  субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических  технологий здравостроения и сбережения здоровья учащихся;

7. антропологичности, целостности человека, его психосоматического, социокультурного, духовного и физического единства; взаимосвязи и взаимовлияния социальной среды и личности в направлении развиваю щей культурно-созидательной деятельности.

1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании

Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

1. Принцип единства связи элементов  системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других.

2. Принцип диагностичности целеполагания.

3. Принцип функциональной полноты  и функциональной взаимосвязи  содержания здоровьесберегающей технологии.

Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если:

Информация о работе Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи