Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, вклю-чающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межлич¬ностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в пони-мании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизнен¬ных ориентаций.
8. Какова роль матери в воспитании детей в вашей семье?
Все заботы о детях и все вопросы семейного воспитания мать взяла на себя.
Является примером для детей и объектом их особой любви и заботы.
Старается повысить авторитет отца в глазах детей и опирается на его мнение в решении вопросов воспитания.
Считает, что главная ее забота - накормить, одеть, сберечь здоровье детей, а вопросами воспитания должен заниматься отец и школа.
В свободное от работы и домашних забот время учит детей полезным делам.
Не имеет свободного времени, чтобы заниматься детьми.
Переложила определенную часть забот о детях на бабушку и дедушку.
Практически не принимает участия в воспитании детей, занята своими делами.
Излишне строга с детьми, подавляет их отдельными поступками, отрицательно влияет на них.
Прививает любовь и уважение к родному дому, городу (селу).
Занятие с элементами тренинга «Познай своего ребёнка»
Цели: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми; выработать тактику сотрудничества с родителями по устранению причин эмоциональных нарушений у дошкольников; довести до сознания родителей необходимость единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада; приобщить родителей к познанию внутреннего мира ребенка; заинтересовать родителей полученными данными.
Предварительная работа:
рисование детей на тему «Моя семья»;
выбор детьми фигур;
подготовка материалов к тестированию, упражнениям, анкетированию;
оформление информации для родителей «Основные причины эмоционального благополучия детей»;
подбор спокойной музыки для релаксации.
В зале полукругом расставлены стулья, на которых сидят родители. В поле зрения родителей находятся два фланелеграфа с детскими рисунками на тему «Моя семья» (рисунки анонимны, тема тоже не указана).
На первом фланелеграфе расположены яркие, светлые рисунки; семья обычно изображена в полном составе; члены семьи стоят, взявшись за руки, или объединены какой-либо деятельностью. Фигуры людей хорошо прорисованы, детализированы, отчетливо видны черты лица, присутствуют различные украшения.
На втором фланелеграфе расположены темные, мрачные рисунки. Линии, проведенные детской рукой, размашистые, резкие. Угловатые фигуры не детализированы (не прорисованы пальцы рук, отсутствуют черты лица). Люди на рисунках или отделены друг от друга какими-то барьерами, или же изображены в одиночестве.
Для «выставки» специально подбираются наиболее контрастные рисунки, отражающие две крайности эмоционального состояния детей.
Игра – приветствие «Здравствуйте, давайте познакомимся»
Учитель предлагает всем участникам присесть и демонстрирует ритуал знакомства: по кругу передавая мяч, каждый сообщает имя ребенка и что они делают вместе с ребенком каждый вечер.
Родителям предлагается внимательно посмотреть на фланелеграфы и догадаться, на какую тему рисовали дети. Выслушав все мнения, учитель сообщает, что дети рисовали на тему – «Моя семья», но каждый передал свое восприятие домашней атмосферы.
Беседа учителя с родителями (всеобуч):
Учитель: По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Темные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребенка или неприятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируются с существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи может означать, что ребенок «избавляется» от эмоционально неприемлемых ему людей.
Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребенка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне. Если ребенок вообще не рисует себя, значит, он не видит своего места в семье.
Чрезмерно заостренные.
Угловатые фигуры, резкие размашистые
движения карандаша, также как
и темные цвета, - признак негативного
эмоционального состояния
(Воспитатель дает возможность
родителям несколько минут
То, что вы видите, практически не связано с изобразительными навыками. Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у них примерно одинаковы. Кроме того, вы прекрасно знаете другие работы своих детей – они неоднократно выставлялись для просмотра в группе. Связано это, прежде всего, с эмоциональным дискомфортом в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния.
Давайте подумайте, почему дети именно так изобразили свою семью, а некоторые вообще не включили себя в ее состав? («Может быть, мы много наказываем детей, и они обижаются»; «Возможно, мы мало времени уделяем своим детям и поэтому отдаляемся от них»; «Может быть, ребята просто хотели на рисунках показать себя более взрослыми, самостоятельными, независимыми?» и др.).
Безусловно, ваши догадки правильные, но они не исчерпывают всей сложности душевных переживаний ребенка, чувствующего себя в своей семье дискомфортно. К числу основных причин эмоционального неблагополучия относятся:
неблагоприятная обстановка дома. Например, конфликты между папой и мамой, свидетелем которых является ребенок, в результате чего ребенок становится неуверенным в себе, робким, стеснительным; физические наказания детей.
деформирована самооценка (занижена, завышена или амбивалентна, т.е. противоречива и неустойчива) и ожидаемая оценка со стороны близких и взрослых. Например, девочка говорит: «Мама считает, что я и плохая, и хорошая иногда: когда я ей помогаю – я хорошая девочка, а когда нет – плохая».
повышенный уровень тревожности: ребенок чрезвычайно боязлив, подвержен разнообразным страхам, часто испытывает чувство тревоги за себя, своих близких.
В такой ситуации, первое желание любого человека – ее изменить, наладить отношения с ребенком.
Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка.
Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, талантливый, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть.
Психологами доказано, что любовь, ласка, забота – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т.д.
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.
Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. И, возможно, родителям для улучшения ситуации необходимо поменять свою родительскую позицию.
Тест «Кто я?»
Я предлагаю вам тест. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Тест очень прост. 10 раз задайте себе один вопрос «Кто я?» и запишите ответы на листочке бумаге.
Когда работа закончена, воспитатель предлагает родителям оценить ее результаты:
Посмотрите, на каком мете стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом вначале, значит родительская позиция является для вас наиболее важной жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой.
Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только призываем вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневно суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим!
Упражнение «Узнай своего ребенка»
Сейчас возьмите, пожалуйста, фигуры с именем вашего ребенка. Именно эти фигуры ваши дети выбрали из числа всех предложенных. С точки зрения психологии, их выбор не случаен. Он свидетельствует об определенной их потребности в чем-либо.Учитель дает общую интерпретацию выбора в работах детей: треугольник - потребность в лидерстве, управлении, круг - потребность в общении, квадрат - потребность в познании; желтый - потребность в общении; красный - потребность в двигательной активности; синий и белый - потребность в спокойствии и уединении; зеленый - потребность в самовыражении и самоутверждении; черный и коричневый - потребность в свободе и самостоятельности (тревога, негативизм, неуверенность).
Возьмите эти сведения на заметку и постарайтесь в процессе общения с ребенком его потребность удовлетворить.
Упражнение «Что
меня в моем ребенке радует, а что огорчает?» Для того, чтобы повысить эффективность
вашего общения с ребенком, я предлагаю
вам следующее упражнение: на листочках,
которые разделены на две части, в левую колонку запишите все,
что вас огорчает в ребенке, в правую все,
что радует в ребенке.
1. Могут ли родители, справится с возникшей проблемой без посторонней помощи с возникшей проблемой?
2. Если нет, то кто может помочь?
3. Если да, то, как родители могут справиться с проблемой самостоятельно?
4. К каким специалистам и источника можно обратиться для получения дополнительной информации по решению возникшей проблеме
5. Предположение о причине возникшей проблемы
6. Способы решения проблемы.
7. После проработки каждая группа защищает свою работу.
Просмотр родителями послания от детей (презентация – приложение 1).
Обратная связь:
Участники заполняют заранее подготовленные анкеты – отзывы.
Классный час в 1 классе Тема: Конфликт и пути его разрешения. Цель: Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе. Задачи:
Технология и приёмы: Технология развития критического мышления через чтение и письмо (кластер, тонкие вопросы, чтение с остановками, стратегия ИДЕАЛ). Оборудование: аншлаги КОНФЛИКТ, КОМПРОМИСС, УСТУПКА, СОТРУДНИЧЕСТВО; тексты сказки «Две козы»; «Правила бесконфликтного общения», карточки стратегии ИДЕАЛ. Ход занятия 1. Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия». - Ребята, представьте себе,
что все вы – отдельные А ведь не случайно я сейчас предложила каждому из вас стать звёздочкой. Все мы как звёзды, у нас много общего. Звёзды различаются по размерам, и мы разные по росту. Все звёзды различаются по составу, и у нас разные интересы, характеры. Одни звёзды яркие, другие тусклые, и мы отличаемся своими поступками. Но есть у нас с ними ещё что-то общее. Звёзды могут объединяться в созвездия. Так и все люди живут, образуя разные группы. Дома – это семья, в школе – это друзья и класс. 2. Формулирование темы и цели занятия (кластер). - Ребята, так как все
мы с вами разные, мы часто
встречаемся с тем, что станет
предметом нашего разговора Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово. 7 3 8 4 6 1 5 2 К Н Т Ф И К Л О (Получилось слово КОНФЛИКТ). - Поднимите руку, кто уже слышал это слово. - Что такое конфликт? непонимание драка
унижение ссора - Какие вопросы, связанные
с этим словом у вас возникли?
Формулировку начинайте с ЧТО … (такое конфликт)? ГДЕ … (он возникает)? ПОЧЕМУ … (он возникает)? КАК … (его избежать)? - Сформулируйте сами тему нашего классного часа сегодня. Правильно, тема нашего классного часа «Конфликт и пути его разрешения». 3. Что такое конфликт? Если мы заглянем в психологический словарь, то найдём, что конфликт – это столкновение. - Как вы думаете, столкновение кого или чего? (Людей, мнений, сил, интересов, животных и т.д.) - Где может возникнуть конфликт? (В школе, на улице, дома) - Почему он возникает? Прежде, чем ответить на этот вопрос, продолжите фразу: МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, КОГДА … (Меня обзывают, дразнят, ругают, обижают, бьют, мне врут) - Так, почему же возникает конфликт? - Решение конфликта – дело творческое. Поэтому надо этому учиться. Хотите научиться? 4. Пути разрешения конфликта (чтение с остановками, стратегия ИДЕАЛ). - Прочитайте начало сказки «Две козы» (Приложение 1.) Работайте в парах. Пусть читает тот, кто умеет это делать уже хорошо. Интересно, в чём проблема? - Формулировка проблемы должна начинаться со слова КАК. Давайте попробуем найти, как можно больше способов решения этой проблемы. (Уступить, договориться, подраться, разбежаться навстречу друг другу и т. д.) – все способы фиксируются на доске. Есть ли какие-либо хорошие решения? (Хорошие решения оставляем, остальное стираем.) А теперь сделаем выбор! - Какой способ, по-вашему, самый лучший? Любопытно, как это осуществить на практике. - Что и как можно это сделать? Прочитайте слово по вертикали. - Сейчас мы с вами
предложили план идеального (Хорошего, отличного) - Посмотрите, сколько нам пришлось подумать, прежде чем принять правильное решение. - Какой вывод можно сделать? (Сначала думай, потом делай) - Это первое правило бесконфликтного существования. - Предлагаю прочитать конец сказки, чтобы посмотреть, удалось ли избежать конфликта её героям. (Чтение сказки до конца.) - Как козам удалось избежать конфликта? - Козы не стали ссориться
и совершать необдуманных - А вот в стихотворении Ольги Ладыженской козы договориться не смогли. Послушайте, чем всё это закончилось. (Чтение стихотворения учителем. Приложение 2.) - Почему возник конфликт между героями? - К чему привело их упрямство? - Как бы вы назвали это стихотворение? («Упрямые козы») - Как вы думаете, что
ещё помогает разрешить (Нужно уступать друг другу. Можно обратиться к какому-нибудь взрослому человеку за советом.) - Правильно, УСТУПКА и
СОТРУДНИЧЕСТВО - способы выхода
из конфликта. Если вы затрудняетесь
в правильности своих (Научись договариваться, уступать, сотрудничать) - Ребята, а что же может произойти, если мы будем жить в ссоре с окружающими? - Послушайте рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» (Приложение 3.). - Предположите, что такое может произойти. (Чтение рассказа учителем до слов … Гордился, да недолго…) - Как вы думаете, что произошло дальше? (Предположения ребят) (Чтение до слов … бывает на свете…) - О чём это автор? (Чтение до конца) - Почему Вова остался один на свете? - А легко ли жить на свете одному? Почему? - Давайте проведём небольшой эксперимент. Встаньте, поднимитесь на носочки и поднимите одну ногу. А сейчас сделайте то же самое, но держась за одноклассника. - Когда вам было легче? (В паре) - Почему? (Было на кого опереться) - Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться и кому можно довериться. - Вернёмся к рассказу. Как должен был вести себя Вова, чтобы с ним играли ребята, и разговаривала бабушка? - Какой вывод сделаете? (Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе) - Это третье правило
человеческого общения и 5. Подведение итогов. - Ответили ли мы на вопросы, сформулированные в начале занятия? - Что такое конфликт? (Столкновение сторон, мнений, сил) - Какие пути его разрешения вы запомнили? (Компромисс, уступка, сотрудничество) - Повторите правила
1. Сначала думай, потом делай. 2. Научись договариваться, уступать, сотрудничать. 3. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. - Вы удивительные молодцы! Я предлагаю эти правила повесить в классе, чтобы не забывать о них. - Никогда не бойтесь сказать доброе слово, не забывайте о том, что безвыходных ситуаций не бывает. У вас всегда есть возможность выбрать, как поступить. - Послушайте песню «Если добрый ты» из мультфильма «Кот Леопольд». (Звучит песня. Дети подпевают.) Приложение 1. Две козы На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть? Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы. |
Информация о работе Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи