Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, вклю-чающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межлич¬ностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в пони-мании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизнен¬ных ориентаций.
Введение.
Сохранение и укрепление
здоровья подрастающего поколения является
одной из наиболее важных и сложных задач
современной системы образования. В настоящее
время только незначительная часть обучающихся
являются здоровыми, поэтому воспитание
у учащихся навыков здорового образа жизни
приобретает социальную значимость. Взрослые
несут ответственность за детей, находящихся
под их опекой. Большая часть этой ответственности
ложится на школу.
Охрана детского здоровья является неотъемлемым
направлением деятельности любой школы
во все времена. Однако результативность
этой деятельности во многом зависит от
целей образовательного процесса, доступных
способов и средств их достижения. В условиях
внедрения в массовое образование нового
Федерального государственного стандарта
общего образования актуально исследование
новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей
работе школы.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска, и выделить наиболее важные разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.
Это такие факторы, как:
Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Решить эту проблему позволяет
использование
1. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Существует более 300
определений понятия «здоровье». Согласно
определению Всемирной организации здравоохранения,
ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или физических
дефектов.
Физическое здоровье:
совершенство саморегуляции в организме,
гармония физиологических процессов,
максимальная адаптация к окружающей
среде (педагогическое определение)
состояние роста и
развития органов и систем организма,
основу которого составляют морфологические
и функциональные резервы, обеспечивающие
адаптационные реакции (медицинское определение)
Психическое здоровье:
высокое сознание,
развитое мышление, большая внутренняя
и моральная сила, побуждающая к созидательной
деятельности (педагогическое определение)
это состояние психической
сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная
поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества,
а также окружающей среды для каждого
человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик
мотивационной и потребностно - информативной
сферы в жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок
и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей
и убеждений.
В характеристике понятия
"здоровье" используется как индивидуальная,
так и общественная характеристика.
В отношении индивида
оно отражает качество приспособления
организма к условиям внешней среды и
представляет итог процесса взаимодействия
человека и среды обитания. Здоровье формируется
в результате взаимодействия внешних
(природных и социальных) и внутренних
(наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки
индивидуального здоровья
*Специфическая и неспецифическая
устойчивость к действию повреждающих
факторов
*Показатели роста
и развития
*Текущее функциональное
состояние и потенциал (возможности) организма
и личности
*Наличие и уровень
какого-либо заболевания или дефекта развития
*Уровень морально-волевых
и ценностно-мотивационных установок.
В связи с этим целостный
взгляд на индивидуальное здоровье можно
представить в виде четырехкомпонентной
модели, в которой выделены взаимосвязи
различных его компонентов и представлена
их иерархия:
Соматический
компонент - текущее состояние
органов и систем организма человека,
- основу которого составляет биологическая
программа индивидуального развития,
опосредованная базовыми потребностями,
доминирующими па различных этапах онтогенетического
развития. Эти потребности, во-первых,
являются пусковым механизмом развития
человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию
этого процесса.
Физический
компонент - уровень роста и развития
органов и систем организма, - основу которого
составляют морфофизиологические и функциональные
резервы, обеспечивающие адаптационные
реакции.
Психический
компонент - состояние психической
сферы, - основу которого составляет состояние
общего душевного комфорта, обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию. Такое
состояние обусловлено как биологическими,
так и социальными потребностями, а также
возможностями их удовлетворения.
Нравственный
компонент - комплекс характеристик
мотивационной и потребностно - информативной
сферы жизнедеятельности, - основу которого
определяет система ценностей, установок
и мотивов поведения индивида в обществе.
Нравственным здоровьем опосредована
духовность человека, так как оно связано
с общечеловеческими истинами добра, любви
и красоты.
Здоровье человека,
в первую очередь, зависит от стиля жизни.
Этот стиль персонифицирован. Он определяется
социально-экономическими факторами,
историческими, национальными и религиозными
традициями, убеждениями, личностными
наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет
все, что способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных, семейных
и бытовых функций в оптимальных для здоровья
условиях и определяет направленность
усилий личности в сохранении и укреплении
индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни это
*благоприятное социальное
*духовно-нравственное
благополучие
*оптимальный двигательный
режим (культура движений)
*закаливание организма
*рациональное питание
*личная гигиена
*отказ от вредных пристрастий
(курение, употребление алкогольных напитков,
наркотических веществ)
*положительные эмоции
Приведенные характеристики
позволяют сделать вывод, что культура
здорового образа жизни личности - это
часть общей культуры человека, которая
отражает его системное и динамическое
состояние, обусловленное определенным
уровнем специальных знаний, физической
культуры, социально-духовных ценностей,
приобретенных в результате воспитания
и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной
ориентации и самообразования, воплощенных
в практической жизнедеятельности, а также
в физическом и психофизическом здоровье.
2. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов
Чем слабее и незащищённее организм ребёнка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды. Отсюда - рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета, и т.д.
Задача школы по защите здоровья учащихся от неблагоприятных экологических факторов:
Внутришкольные факторы.
Гигиенические факторы: шум, освещённость, воздушная среда, размер и дизайн помещений, используемые стройматериалы, мебель (размер, размещение), Видеоэкранные средства, пищеблок (качество пищи, организация питания), качество питьевой воды, экологическое состояние прилегающей территории, сантехническое оборудование.
Учебно-организационные факторы (зависящие от администрации школы):
Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
Это те направления, работая по которым можно и нужно превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».
3. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования
3.1. Классификация здоровьесберегающих образовательных технологий.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н. К. Смирновым (Н. К. Смирнов, 2006).
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
1. Медико - гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье»является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.
К медико - гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно - гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого - педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т. п. - тоже элементы этой технологии.
2. Физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
Информация о работе Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи