Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, вклю-чающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межлич¬ностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в пони-мании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизнен¬ных ориентаций.
3. Экологические
здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пок
4. Технологии
обеспечения безопасности
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно - педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого - педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого - педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно - воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно - развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально - психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
- лечебно - оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико - педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.
3.2. Задачи здоровьесберегающей технологии:
- формирование
у учащихся ответственного отношения
к своему здоровью;
- формирование системы
знаний о здоровом образе жизни и факторах,
укрепляющих здоровье;
- раскрытие закономерности
развития организма в тесной связи с окружающей
средой;
- раскрытие принципов
здорового образа жизни;
- формирование у учащихся
мотивации к здоровому образу жизни;
- усвоение знаний о
методах укрепления и сохранения здоровья,
путях создания резервов здоровья;
- представление об
отрицательном воздействии на организм
человека негативных последствий игромании,
употребления наркотических и психотропных
веществ, о причинах заболеваний и путях
возможного выздоровления;
- формирование негативного
отношения к вредным привычкам;
- формирование интереса
к биологии как к учебному предмету;
- формирование основ
гармоничного, уважительного взаимоотношения
между людьми, культуры общения;
- создание ощущения
радости, уверенности в себе, в выздоровлении;
- обеспечение комплексного
подхода в реализации программы здоровьесбережения в
Выполнение данных
задач осуществляется как на уроках, так
и во внеклассной работе.
3.3. Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий
Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.
1. Принцип единства связи
элементов системы
2. Принцип диагностичности целеполагания.
3. Принцип функциональной
полноты и функциональной
Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если:
- она охватывает одновременно
все составляющие
- компоненты педагогических, психологических, медицинских, социальной среды, материально-финансового и правового обеспечения; формируются все признаки качеств культуры здорового образа жизни и, в частности, ее физической культуры;
- содержание воспитания
представлено (изложено, изучено, освоено)
только конкретными методами
в конкретных условиях и
4. Принцип открытости функциональных и методических действий.
Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, является осознанной их деятельностью.
5. Принцип объективной оценки конечного результата.
Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.
6. Принцип преемственности и завершенности.
Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.
Причем решение цели обязательно, трансформация структур-стратегий образовательной здоровьесберегающей системы в собственную личностную структурстратегию учащегося и учителя необходима. Более того, «закрытый» здоровьесберегающий учебный процесс должен иметь выход в систему внеучебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни.
7. Принцип вариативности
средств, методов и организационных
форм внедрения
Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.
8. Принцип оптимизации.
Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.
Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет к творческому обоснованию здоровьесберегающего педагогического процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов.
Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.
Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда. Он не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:
1. Эффективность и качество
решения образовательно-
2. Оправданные затраты
времени учащихся и учителей
на достижение намеченных
3. Доступные затраты усилий
учащихся и учителей на
Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности учителя школы:
- комплексное планирование
наиболее важных задач
- конкретизацию задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни учащихся;
- выбор оптимального варианта
распределения программного
- определение оптимального
объема и сочетания
- выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью учащихся и учителей, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;
- создание благоприятных
условий и морально-
Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Заключение.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В настоящее время
общество в большой степени заинтересовано
в том, чтобы его граждане были способны
самостоятельно, активно действовать,
принимать решения, гибко адаптироваться
к изменяющимся условиям жизни, для чего
перед образованием ставится задача сформировать
устойчивые качества самореализующейся
творческой личности и подготовить ее
физически, психофизически и духовно к
предстоящей самостоятельной жизни в
постоянно изменяющихся условиях общества
и природной среды.
При комплексном использовании
различных технологий, ориентированных
как на развитие творческого потенциала,
так и на сохранение здоровья учащихся,
можно добиться хороших результатов в
достижении поставленной цели.
Здоровьесберегающие
технологии не могут быть вырваны из общей
системы образования, они способствую
грамотному и рациональному использованию
других приемов и средств обучения, развития
и воспитания. Основой современной педагогики
является не только стремление к максимальному
развитию творческих и познавательных
способностей каждого отдельного индивидуума,
но и забота о воспитании физически и нравственно
здорового поколения граждан.
Используемая литература.
1. Антипова Л.П., Использование
здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-
С.106-108 - http://karpinsk-edu.ru/
2. Балашова В.А. Основные
направления программы «
3. Гордеева А.В. Здоровье и образование, или образование здоровья / А.В. Гордеева // Школа. - 2002.- № 2.
4. Половкова Т.Б., Здороьесберегающие
технологии в образовании -http://io.nios.ru/index.php?
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
6. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.
Информация о работе Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи