Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, вклю-чающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межлич¬ностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в пони-мании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизнен¬ных ориентаций.

Файлы: 1 файл

РОДИНА).docx

— 129.46 Кб (Скачать)

3. Экологические  здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии  обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно - технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую системуздоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие  образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:  

- организационно - педагогические  технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; 

- психолого - педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого - педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; 

- учебно - воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:  

- социально адаптирующие  и личностно - развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально - психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов; 

- лечебно - оздоровительные  технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико - педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

3.2. Задачи здоровьесберегающей технологии:  
- формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью;  
- формирование системы знаний о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих здоровье;  
- раскрытие закономерности развития организма в тесной связи с окружающей средой;  
- раскрытие принципов здорового образа жизни;  
- формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни;  
- усвоение знаний о методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья;  
- представление об отрицательном воздействии на организм человека негативных последствий игромании, употребления наркотических и психотропных веществ, о причинах заболеваний и путях возможного выздоровления;  
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;  
- формирование интереса к биологии как к учебному предмету;  
- формирование основ гармоничного, уважительного взаимоотношения между людьми, культуры общения;  
- создание ощущения радости, уверенности в себе, в выздоровлении;  
- обеспечение комплексного подхода в реализации программы здоровьесбережения во взаимодействии со специалистами социума (медработники, РОВД, МЧС, наркологи и др.).  
 
Выполнение данных задач осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе. 

 

3.3. Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий

Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

1. Принцип единства связи  элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других.

2. Принцип диагностичности целеполагания.

3. Принцип функциональной  полноты и функциональной взаимосвязи  содержания здоровьесберегающей технологии.

Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если:

- она охватывает одновременно  все составляющие образовательной  системы (информационную, инструментальную  и кадровую);

- компоненты педагогических, психологических, медицинских, социальной  среды, материально-финансового и  правового обеспечения; формируются  все признаки качеств культуры  здорового образа жизни и, в  частности, ее физической культуры;

- содержание воспитания  представлено (изложено, изучено, освоено) только конкретными методами  в конкретных условиях и формах.

4. Принцип открытости  функциональных и методических  действий.

Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, является осознанной их деятельностью.

5. Принцип объективной  оценки конечного результата.

Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.

6. Принцип преемственности  и завершенности.

Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.

Причем решение цели обязательно, трансформация структур-стратегий образовательной здоровьесберегающей системы в собственную личностную структурстратегию учащегося и учителя необходима. Более того, «закрытый» здоровьесберегающий учебный процесс должен иметь выход в систему внеучебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни.

7. Принцип вариативности  средств, методов и организационных  форм внедрения здоровъесберегающих технологий в образовании.

Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.

8. Принцип оптимизации.

Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.

Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет к творческому обоснованию здоровьесберегающего педагогического процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов.

Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.

Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда. Он не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:

1. Эффективность и качество  решения образовательно-воспитательных  задач с учетом диагностично поставленной цели - качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.

2. Оправданные затраты  времени учащихся и учителей  на достижение намеченных результатов.

3. Доступные затраты усилий  учащихся и учителей на достижение  намеченных результатов за отведенное  время.

Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности учителя школы:

- комплексное планирование  наиболее важных задач воспитания, образования и развития на  основе их рационального сочетания;

- конкретизацию задач, касающихся  здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни учащихся;

- выбор оптимального варианта  распределения программного материала  и логической последовательности  его освоения;

- определение оптимального  объема и сочетания психофизических  и физических нагрузок с учетом  общей работоспособности и условий  научной организации учебной  деятельности;

- выбор наиболее рациональных  методов и средств управления  учебной и внеучебной деятельностью учащихся и учителей, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;

- создание благоприятных  условий и морально-психологического  климата в учебном заведении  и многое другое.

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

 

Заключение.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. 

В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.  
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели. 
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

1. Антипова Л.П., Использование  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.- С.106-108 - http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2032-zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-shkole.html

2. Балашова В.А. Основные  направления программы «Оздоровительная  модель общеобразовательного учреждения» / В.А. Балашова, Л.М Бекетова // Завуч. - 2000.- № 4.

3. Гордеева А.В. Здоровье  и образование, или образование  здоровья / А.В. Гордеева // Школа. - 2002.- № 2.

4. Половкова Т.Б., Здороьесберегающие технологии в образовании -http://io.nios.ru/index.php?rel=26&point=15&art=565

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

6. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

Информация о работе Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи