Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, вклю-чающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межлич¬ностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в пони-мании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизнен¬ных ориентаций.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социальной педагогики
ПРОЕКТ-ЭКЗАМЕН
По дисциплине Педагогическое просвещение родителей
Оценка:
__________________
Введение
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
В условиях кардинальных измене
В настоящее время остро встала проблема формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы.
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи.
Задачи:
- изучение
психолого-педагогической, куль
- изучение и обобщение педагоги
- способствовать повышению педагогической культуры
родителей, пополнению арсенала их знаний
по вопросу воспитания ребенка в семье и ш
- разработать методические реком
Срок реализации проекта: один учебный год.
Участники проекта: учащиеся школы, родители и педагоги.
Содержание, формы и методы работы с родителями
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-
2) вовлечение родителей
в учебно-воспитательный
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Этапы и условия реализации проекта
Проект состоит из трех этапов.
Первый этап - организационно-
Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и составление социального паспорта семьи.
Второй этап - практический.
Цель: налаживание позитивной связи: школа - ребенок - семья. Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации проекта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.
Третий этап, заключительный - рефлексия.
Цель: подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Основные формы педагогического просвещения родителей.
Традиционные |
Нетрадиционные |
- Родительские собрания - Общеклассные и общешкольные конференции |
- Родительские тренинги - Дискуссии - Психологические разминки |
- Индивидуальные консультации педагога - Посещения на дому |
- Круглые столы - Устные журналы - Практикумы |
- Родительские вечера - Родительские чтения - Родительские ринги |
Условия реализации проекта.
Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.
Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
Обеспечение прав родителей на участие в жизни класса и школы.
Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, школьного библиотекаря, воспитателей ГПД.
Основные направления реализации проекта
Основными направлениями реализации проекта являются:
1. Диагностика семьи:
изучение образа жизни семей (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
составление социального паспорта класса;
выявление особенностей семейного воспитания;
выявление положения детей в системе семейных отношений.
2. Взаимодействие семьи и школы:
создание условий для участия родителей в воспитательном процессе класса;
организация работы родительского комитета класса;
работа родительского лектория;
проведение дня открытых дверей в ОУ.
3. Организация полезного досуга
создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;
пропаганда здорового образа жизни;
включение семей в воспитательный процесс.
Работа с детьми и родителями
Примерные темы классных часов в 1-м классе. |
План работы с родителями на учебный год. | |
сентябрь |
1. Классный час «Расскажи мне о себе». |
Классное собрание № 1. Встреча родителей с классным руководителем «Будем знакомы!». Анкетирование. Тема: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому" ( понимание значимости семейного воспитания для становления характера ребёнка, его взглядов). |
октябрь |
2. Классный час «Уважительное отношение друг к другу». |
1. Родительский тренинг «Познай своего ребенка». |
ноябрь |
3. Классный час «Наши права и обязанности».
|
Классное собрание № 2. Тема: "Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи" (единство требований школы и семьи в воспитании ребенка.) |
декабрь |
4. Классный час «Тепло родного очага». |
2. Педагогический практикум
по теме «Искусство воспитания» |
январь |
5. Классный час «Как подарить радость другому». |
Классное собрание № 3. "Положительные и отрицательные эмоции у вашего ребёнка" |
февраль |
6. Классный час «Конфликт и пути его разрешения». |
3. Родительские вечера. Тема: «Ошибки семьи и школы, способствующие появлению «трудных детей» ( проблемы поведения учащихся в школе и дома). Встреча с психологом. |
март |
7. Классный час «О детской дружбе и выборе друзей». |
Классное собрание № 4. Тема: « Каким растет ваш ребенок» (развитие нравственных, эмоциональных, волевых качеств). |
апрель |
8. Классный час «Семейные традиции» (совместно родители и дети) |
4. Родительские вечера. « Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей». |
май |
9. классный час «Вот и стали мы на год взрослей…» (совместно родители и дети) |
Классное собрание № 5. Тема: «Воспитание без наказания» (слагаемые родительского авторитета). |
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Критерии | |
Количественные |
Качественные |
Количество родителей, удовлетворенных школьной жизнью |
Степень доверия родителей школе |
Участие родителей во внеурочной деятельности класса и школы |
Контроль за успеваемостью учащихся со стороны родителей |
Посещаемость родительских собраний, лекториев, конференций и др. |
Высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот |
Наличие традиций сотрудничества ОУ с родителями |
Использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей |
Наличие организационной структуры в работе с родителями |
Готовность родителей к дальнейшему участию в различных школьных проектах |
Конкретные дела родителей, помощь школе и классу |
Алгоритм взаимодействия "Школа - семья"
Школа |
Семья |
Информирует семью о планах работы |
Оценивает влияние данной работы на детей |
Раскрывает сложные проблемы |
Определяет меру содействия их решению |
Приглашает принять участие в чем-либо |
Откликается на приглашение, участвует |
Сообщает о необходимости помощи |
Предлагает помощь, выдвигает предложения |
Организует общее дело |
Участвует в общих делах |
Анкета для родителей "Общественная оценка и поддержка школы родителями"
1. Какие качества личности должна воспитывать школа? (Отметьте 1-3 качества.) Самостоятельность Коммуникабельность Трудолюбие Целеустремленность Уважение Дисциплинированность Милосердие Интеллектуальное совершенствование Доброта Честность Ответственность Доверие Гуманность Любознательность |
2. К чему должна
подготовить школа вашего К продолжению образования. К трудовой жизни. К самостоятельной деловой жизни. К семейной жизни. К профессиональной карьере. К общественно-политической деятельности. К жизни по общепринятым нормам морали и нравственности. К бережному отношению к своему здоровью. К сотрудничеству с другими людьми. |
3. Какое жизненное правило, на ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? (Отметьте 1-3 правила.) Быть самостоятельным Уметь брать ответственность на себя Надеяться только на себя Образование можно купить За все надо платить Были бы связи, остальное купишь Честность - вершина добродетели Быть всегда порядочным Быть справедливым Быть уверенным в себе Быть внимательным к людям Трудности впереди Выход всегда есть Ничего не дается даром |
4. В какой степени
школа решает следующие Обеспечивает высокое качество знаний. Хорошо решает Решает частично Не решает. Предлагает различные программы дополнительного образования. Хорошо решает Решает частично Не решает. Четко организует жизнь детей в школе. Хорошо решает Решает частично Не решает. Бережно относится к ребенку. Хорошо решает Решает частично Не решает. Учитывает запросы и интересы детей. Хорошо решает Решает частично Не решает. Уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей. Хорошо решает Решает частично Не решает. Способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися. Хорошо решает Решает частично Не решает. |
5. Как складываются ваши отношения: с классным руководителем: Доброжелательно Нейтрально Напряженно с учителями-предметниками: Доброжелательно Нейтрально Напряженно с администрацией школы: Доброжелательно Нейтрально Напряженно |
6. Кем вы ощущаете себя в школе? (Выберите 1 вариант или допишите свой.) Партнером. Зависимым человеком. Влиятельным человеком. Другое _____________________.
|
7. Если вы оказываете помощь школе, то укажите, в какой форме. В организации отдельных культурных и спортивных мероприятий. В работе Управляющего совета. В руководстве кружком или секцией. В посильном финансировании некоторых мероприятий. В обеспечении учебными пособиями, книгами. В работе родительского комитета класса. В хозяйственных вопросах. Другое________________________
|
9. Что вы вкладываете
в понятие "хорошая школа"?______________ |
Анкета
Уважаемые родители!
Завершился учебный год. Давайте вместе с вами подведем его итоги.
Каким он был, успешным или не очень? __________________________
Если успешным, то в чем вы видите его успешность для вас и вашего ребенка? __________________________
Если не очень успешным, то в чем видятся причины неуспешности для вас и вашего ребенка? __________________________
Сплотила ли вас совместная работа по изучению родословной вашей семьи? __________________________
Что изменилось в лучшую сторону в жизни вашей семьи? __________________________
Какие советы и пожелания вы можете дать классному руководителю для успешной работы на следующий учебный год? __________________________
Благодарим за сотрудничество!
Анкета для родителей "Вы и ваши дети"
1. Всегда ли в вашей семье соблюдается единство требований к детям со стороны всех ее членов?
Всегда.
Иногда не соблюдается.
Чаще не соблюдается, чем соблюдается.
Не соблюдается.
2. Умеете ли
вы соблюдать меру любви и
строгости в отношении к
Да.
Нет.
Не всегда.
3. К каким методам
воспитания вы чаще всего
Пытаетесь убедить ребенка в чем-то.
Воздействуете личным примером.
Даете поручение и требуете его исполнения.
Вовлекаете в общий труд.
Учите, как поступить в том или ином случае.
Поощряете.
Наказываете.
4. Какие трудности вы испытываете в воспитании детей?
Дети вас не понимают.
Дети не принимают ваших требований.
У вас не хватает времени на общение.
Вы не знаете, как поступить в том или ином случае.
Вы не знаете, как осуществить рекомендации учителя.
5. Какое общественное
поручение выполняет ваш
6. Какую работу вы выполняете в школе?
Участвуете в работе родительского комитета.
Руководите кружками или секциями.
Помогаете в организации внеклассных мероприятий.
Помогаете в работе с трудными детьми.
Выполняете полезную для школы работу дома.
Не выполняете никакую работу.
7. Какова роль отца в воспитании детей вашей семьи?
Отец является главой семьи и пользуется непререкаемым авторитетом.
Является примером для детей и объектом их любви и заботы.
Практически не принимает участия в воспитании детей, занят своими делами.
Нерегулярно занимается с детьми, редко интересуется их делами.
Груб с детьми, подавляет их отдельными своими поступками, отрицательно влияет на них.
Считает, что главная его забота - материальное обеспечение семьи, а вопросами воспитания должны заниматься мама и школа.
Прививает любовь и уважение к родному дому, городу (селу), к физическому труду.
Информация о работе Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи