Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, вклю-чающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межлич¬ностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в пони-мании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизнен¬ных ориентаций.

Файлы: 1 файл

РОДИНА).docx

— 129.46 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социальной педагогики

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ-ЭКЗАМЕН

 

По дисциплине  Педагогическое просвещение родителей

 

 

                                                                                  Выполнила

                                                                                  студентка 2 курса

                                                                                  группа

                                                                                 

 

 

                                                                                  Проверил преподаватель:

                                                                                                    

Оценка:

__________________

 

                                                                                 Дата________________

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.

Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. 

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьии школы являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется систематическая квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества.

 

 

 

 

 

В настоящее время остро встала проблема формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы.

 

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи.

Задачи:

- изучение  психолого-педагогической, культурологической, литературоведческой, философской литературы;

- изучение и обобщение  педагогического опыта классного руководителя начальных классов и родителей; 
- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу воспитания ребенка в семье и школе. 

- разработать методические рекомендации для учителей и родителей по исследуемой проблеме.

 

Срок реализации проекта: один учебный год.

Участники проекта: учащиеся школы, родители и педагоги.

 

Содержание, формы и методы работы с родителями

 

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических  знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей  в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные  творческие дела, помощь в укреплении  материально-технической базы);

3) участие родителей в  управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

 

 

Этапы и условия реализации проекта

Проект состоит из трех этапов.

Первый этап - организационно-подготовительный.

Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и составление социального паспорта семьи.

Второй этап - практический.

Цель: налаживание позитивной связи: школа - ребенок - семья. Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации проекта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.

Третий этап, заключительный - рефлексия.

Цель: подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

 

Основные формы педагогического просвещения родителей.

 

Традиционные

Нетрадиционные

- Родительские собрания

- Общеклассные и общешкольные конференции

- Родительские тренинги

- Дискуссии

- Психологические разминки

- Индивидуальные консультации  педагога

- Посещения на дому

- Круглые столы

- Устные журналы

- Практикумы

 

- Родительские вечера

- Родительские чтения

- Родительские ринги


 

 

Условия реализации проекта.

Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.

Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.

Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.

Обеспечение прав родителей на участие в жизни класса и школы.

Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, школьного библиотекаря, воспитателей ГПД.

Основные направления реализации проекта

Основными направлениями реализации проекта являются:

1. Диагностика  семьи:

изучение образа жизни семей (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

составление социального паспорта класса;

выявление особенностей семейного воспитания;

выявление положения детей в системе семейных отношений.

2. Взаимодействие семьи и школы:

создание условий для участия родителей в воспитательном процессе класса;

организация работы родительского комитета класса;

работа родительского лектория;

проведение дня открытых дверей в ОУ.

3. Организация полезного досуга

создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;

пропаганда здорового образа жизни;

включение семей в воспитательный процесс.

Работа с детьми и родителями

 

 

Примерные темы классных часов в 1-м классе.

План работы с родителями на учебный год.

сентябрь

 

1. Классный час «Расскажи мне о себе».

 

Классное собрание № 1. Встреча родителей с классным руководителем «Будем знакомы!». Анкетирование.

Тема: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"         ( понимание значимости семейного воспитания для становления характера ребёнка, его взглядов).

октябрь

2. Классный час «Уважительное отношение друг к другу».

1. Родительский тренинг  «Познай своего ребенка».

ноябрь

 

3. Классный час «Наши права и обязанности».

 

Классное собрание № 2.  Тема: "Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи" (единство требований школы и семьи в воспитании ребенка.)

декабрь

4. Классный час «Тепло родного очага».

2. Педагогический практикум  по теме «Искусство воспитания».

январь

5. Классный час «Как подарить радость другому».

Классное собрание № 3. "Положительные и отрицательные эмоции у вашего ребёнка"

февраль

6. Классный час  «Конфликт и пути его разрешения».

3. Родительские вечера. Тема: «Ошибки семьи и школы, способствующие появлению «трудных детей» ( проблемы поведения учащихся в школе и дома). Встреча с психологом.

март

7. Классный час «О детской дружбе и выборе друзей».

Классное собрание № 4. Тема: « Каким растет ваш ребенок» (развитие нравственных, эмоциональных, волевых качеств).

апрель

8. Классный час «Семейные традиции» (совместно родители и дети)

4. Родительские  вечера. « Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей».

май

9. классный час «Вот и стали мы на год взрослей…» (совместно родители и дети)

Классное собрание № 5. Тема: «Воспитание без наказания»  (слагаемые родительского авторитета).


 

Критерии оценки эффективности реализации проекта 

 

 

Критерии

Количественные

Качественные

Количество родителей, удовлетворенных школьной жизнью

Степень доверия родителей школе

Участие родителей во внеурочной деятельности класса и школы

Контроль за успеваемостью учащихся со стороны родителей

Посещаемость родительских собраний, лекториев, конференций и др.

Высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот

Наличие традиций сотрудничества ОУ с родителями

Использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей

Наличие организационной структуры в работе с родителями

Готовность родителей к дальнейшему участию в различных школьных проектах

Конкретные дела родителей, помощь школе и классу

 

 

 

Алгоритм взаимодействия "Школа - семья"

Школа

Семья

Информирует семью о планах работы

Оценивает влияние данной работы на детей

Раскрывает сложные проблемы

Определяет меру содействия их решению

Приглашает принять участие в чем-либо

Откликается на приглашение, участвует

Сообщает о необходимости помощи

Предлагает помощь, выдвигает предложения

Организует общее дело

Участвует в общих делах


 

 

Анкета для родителей "Общественная оценка и поддержка школы родителями"

 

 

1. Какие качества  личности должна воспитывать  школа? (Отметьте 1-3 качества.)

Самостоятельность

Коммуникабельность

Трудолюбие

Целеустремленность

Уважение

Дисциплинированность

Милосердие

Интеллектуальное совершенствование

Доброта

Честность

Ответственность

Доверие

Гуманность

Любознательность

2. К чему должна  подготовить школа вашего ребенка? (Отметьте 3 пункта в порядке их значимости для вас.)

К продолжению образования.

К трудовой жизни.

К самостоятельной деловой жизни.

К семейной жизни.

К профессиональной карьере.

К общественно-политической деятельности.

К жизни по общепринятым нормам морали и нравственности.

К бережному отношению к своему здоровью.

К сотрудничеству с другими людьми.

3. Какое жизненное  правило, на ваш взгляд, должен  усвоить ребенок, входя во взрослую  жизнь? (Отметьте 1-3 правила.)

Быть самостоятельным 

Уметь брать ответственность на себя 

Надеяться только на себя 

Образование можно купить 

За все надо платить 

Были бы связи, остальное купишь 

Честность - вершина добродетели 

Быть всегда порядочным

Быть справедливым

Быть уверенным в себе

Быть внимательным к людям

Трудности впереди

Выход всегда есть

Ничего не дается даром

4. В какой степени  школа решает следующие проблемы:

Обеспечивает высокое качество знаний.

Хорошо решает

Решает частично

Не решает.

Предлагает различные программы дополнительного образования.

Хорошо решает

Решает частично

Не решает.

Четко организует жизнь детей в школе.

Хорошо решает

Решает частично

Не решает.

Бережно относится к ребенку.

Хорошо решает

Решает частично

Не решает.

Учитывает запросы и интересы детей.

Хорошо решает

Решает частично

Не решает.

Уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей.

Хорошо решает

Решает частично

Не решает.

Способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися.

Хорошо решает

Решает частично

Не решает.

5. Как складываются  ваши отношения:

с классным руководителем:

Доброжелательно

Нейтрально

Напряженно

с учителями-предметниками:

Доброжелательно

Нейтрально

Напряженно

с администрацией школы:

Доброжелательно

Нейтрально

Напряженно

6. Кем вы ощущаете  себя в школе? (Выберите 1 вариант или допишите свой.)

Партнером.

Зависимым человеком.

Влиятельным человеком.

Другое _____________________.

 

7. Если вы оказываете  помощь школе, то укажите, в какой  форме.

В организации отдельных культурных и спортивных мероприятий.

В работе Управляющего совета.

В руководстве кружком или секцией.

В посильном финансировании некоторых мероприятий.

В обеспечении учебными пособиями, книгами.

В работе родительского комитета класса.

В хозяйственных вопросах.

Другое________________________

 

9. Что вы вкладываете  в понятие "хорошая школа"?_______________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

 

Уважаемые родители!

Завершился учебный год. Давайте вместе с вами подведем его итоги.

Каким он был, успешным или не очень? __________________________

Если успешным, то в чем вы видите его успешность для вас и вашего ребенка? __________________________

Если не очень успешным, то в чем видятся причины неуспешности для вас и вашего ребенка? __________________________

Сплотила ли вас совместная работа по изучению родословной вашей семьи? __________________________

Что изменилось в лучшую сторону в жизни вашей семьи? __________________________

Какие советы и пожелания вы можете дать классному руководителю для успешной работы на следующий учебный год? __________________________

 

Благодарим за сотрудничество!

 

Анкета для родителей "Вы и ваши дети"

 

1. Всегда ли  в вашей семье соблюдается  единство требований к детям  со стороны всех ее членов?

Всегда.

Иногда не соблюдается.

Чаще не соблюдается, чем соблюдается.

Не соблюдается.

 

2. Умеете ли  вы соблюдать меру любви и  строгости в отношении к ребенку?

Да.

Нет.

Не всегда.

 

3. К каким методам  воспитания вы чаще всего прибегаете?

 

Пытаетесь убедить ребенка в чем-то.

Воздействуете личным примером.

Даете поручение и требуете его исполнения.

Вовлекаете в общий труд.

Учите, как поступить в том или ином случае.

Поощряете.

Наказываете.

 

4. Какие трудности  вы испытываете в воспитании  детей?

Дети вас не понимают.

Дети не принимают ваших требований.

У вас не хватает времени на общение.

Вы не знаете, как поступить в том или ином случае.

Вы не знаете, как осуществить рекомендации учителя.

 

5. Какое общественное  поручение выполняет ваш ребенок  в школе? _______________

 

6. Какую работу  вы выполняете в школе?

Участвуете в работе родительского комитета.

Руководите кружками или секциями.

Помогаете в организации внеклассных мероприятий.

Помогаете в работе с трудными детьми.

Выполняете полезную для школы работу дома.

Не выполняете никакую работу.

 

7. Какова роль  отца в воспитании детей вашей  семьи?

Отец является главой семьи и пользуется непререкаемым авторитетом.

Является примером для детей и объектом их любви и заботы.

Практически не принимает участия в воспитании детей, занят своими делами.

Нерегулярно занимается с детьми, редко интересуется их делами.

Груб с детьми, подавляет их отдельными своими поступками, отрицательно влияет на них.

Считает, что главная его забота - материальное обеспечение семьи, а вопросами воспитания должны заниматься мама и школа.

Прививает любовь и уважение к родному дому, городу (селу), к физическому труду.

Информация о работе Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи