Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:11, реферат
Педагогическая профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами.
Педагогическая
профессия, как мы уже отмечали, является
одновременно преобразующей и управляющей.
А для того чтобы управлять развитием
личности, нужно быть компетентным. Понятие
профессиональной компетентности педагога
поэтому выражает единство его теоретической
и практической готовности к осуществлению
педагогической деятельности и характеризует
его профессионализм.
Содержание подготовки педагога той
или иной специальности представлено
в квалификационной характеристике —
нормативной модели компетентности педагога,
отображающей научно обоснованный состав
профессиональных знаний, умений и навыков.
Квалификационная характеристика —
это, по существу, свод обобщенных требований
к учителю на уровне его теоретического
и практического опыта.
В общем виде психолого-педагогические
знания определены учебными программами.
Психолого-педагогическая подготовленность
заключает в себе знание методологических
основ и категорий педагогики; закономерностей
социализации и развития личности; сущности,
целей и технологий воспитания и обучения;
законов возрастного анатомо-физиологического
и психического развития детей, подростков,
юношества. Она — основа гуманистически
ориентированного мышления учителя-воспитателя.
Психолого-педагогические и специальные
(по предмету) знания — необходимое, но
отнюдь не достаточное условие профессиональной
компетентности. Многие из них, в частности
теоретико-практические и методические
знания, являются предпосылкой интеллектуальных
и практических умений и навыков.
Педагогическое умение — это совокупность
последовательно развертывающихся действий,
часть из которых может быть автоматизирована
(навыки), основанных на теоретических
знаниях и направленных на решение задач
развития гармоничной личности. Такое
понимание сущности педагогических умений
подчеркивает ведущую роль теоретических
знаний в формировании практической готовности
будущих учителей, единство теоретической
и практической подготовки, многоуровневый
характер педагогических умений (от репродуктивого
до творческого) и возможность их совершенствования
путем автоматизации отдельных действий.
Наконец, данное понимание сущности педагогического
умения позволяет понять его внутреннюю
структуру, т.е. взаимообусловленную связь
действий (компонентов умения) как относительно
самостоятельных частных умений. Это в
свою очередь открывает возможность как
для объединения множества педагогических
умений по разным основаниям, так и для
условного их разложения в практических
целях. Например, умение "провести беседу"
может быть разложено на части: определить
тему, наиболее адекватно отражающую интересы,
потребности учащихся и в то же время учитывающую
ведущие воспитательные задачи, стоящие
перед классом; отобрать содержание, выбрать
формы, методы и средства воспитания с
учетом возраста воспитанников и конкретных
условий; составить план (план-конспект)
и т.д. Точно так же можно разложить любое
другое умение.
Между тем известны различные виды контроля: контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане; контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий. Все они в равной мере имеют место в педагогической деятельности, хотя и рассредоточены по этапам решения педагогической задачи. Бесспорно, особого внимания заслуживает контроль на основе анализа уже полученных результатов и в первую очередь применительно к деятельности учителя-предметника. Для эффективного осуществления этого вида контроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.
Признание рефлексии как специфической формы теоретической деятельности, направленной на осмысление своих собственных действий, позволяет говорить об особой группе педагогических умений — рефлексивных. Их выделение обусловлено рядом причин. Прежде всего тем обстоятельством, что анализ результатов педагогической деятельности без тщательного анализа условий их получения не может считаться нормой. Хорошо известно, что высокие результаты в педагогической деятельности могут быть получены как за счет существенного увеличения времени на решение образовательно-воспитательных задач, так и за счет перегрузки учащихся и учителей. Это так называемые экстенсивные пути повышения эффективности деятельности учителя. Но отрицательные результаты также могут иметь разные причины. Для педагога всегда очень важно установить, в какой мере как положительные, так и отрицательные результаты являются следствием его деятельности. Отсюда и необходимость в анализе собственной деятельности, который требует особых умений анализировать: правильность постановки целей, их "перевода" в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.; причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.
Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Организаторская
деятельность педагога обеспечивает включение
учащихся в различные виды деятельности
и организацию деятельности коллектива,
превращающей его из объекта в субъект
воспитания. Особое значение организаторская
деятельность приобретает в воспитательной
работе. К организаторским умениям как
общепедагогическим относят мобилизационные,
информационные, развивающие и ориентационные.
Мобилизационные умения связаны с привлечением
внимания учащихся и развитием у них устойчивых
интересов к учению, труду и другим видам
деятельности; формированием потребности
в знаниях и вооружением учащихся навыками
учебной работы и основами научной организации
учебного труда; стимулированием актуализации
знаний и жизненного опыта воспитанников
в целях формирования у них активного,
самостоятельного и творческого отношения
к явлениям окружающей действительности;
созданием специальных ситуаций для проявления
воспитанниками нравственных проступков;
разумным использованием методов поощрения
и наказания, созданием атмосферы совместного
переживания. Информационные умения. Обычно
их связывают только с непосредственным
изложением учебной информации, в то время
как они имеют место и в способах ее получения.
Это умения и навыки работы с печатньши
источниками и библиографирования, умения
добывать информацию из других источников
и дидактически ее преобразовывать, т.е.
умения интерпретировать и адаптировать
информацию к задачам обучения и воспитания.
На этапе непосредственного общения с
воспитанниками информационные умения
проявляются в способности ясно и четко
излагать учебный материал, учитывая специфику
предмета, уровень подготовленности учащихся,
их жизненный опыт и возраст; логически
правильно построить и вести конкретный
рассказ, объяснение, беседу, проблемное
изложение; органично сочетать использование
индуктивного и дедуктивного путей изложения
материала; формулировать вопросы в доступной
форме, кратко, четко и выразительно; применять
технические средства, электронно-вычислительную
технику и средства наглядности; выражать
мысль с помощью графиков, диаграмм, схем,
рисунков; оперативно диагностировать
характер и уровень усвоения учащимися
нового материала с использованием разнообразных
методов; перестраивать в случае необходимости
план и ход изложения материала.
Ориентационные
умения направлены на формирование морально-ценностных
установок воспитанников и научного мировоззрения,
привитие устойчивого интереса к учебной
деятельности и науке, к производству
и профессиональной деятельности, соответствующей
личным склонностям и возможностям детей;
организацию совместной творческой деятельности,
имеющей своей целью развитие социально
значимых качеств личности. Организаторские
умения учителя-воспитателя неразрывно
связаны с коммуникативными, от которых
зависит установление педагогически целесообразных
взаимоотношений учителя с учащимися,
учителями-коллегами, родителями. Так,
с помощью слова педагог формирует положительную
мотивацию учения учащихся, познавательную
направленность и создает психологическую
обстановку совместного познавательного
поиска и совместных раздумий. С помощью
слова создается психологический климат
в классе, преодолеваются личностные барьеры,
формируются межличностные отношения,
создаются ситуации, стимулирующие самообразование
и самовоспитание.
Коммуникативные умения учителя-воспитателя
структурно могут быть представлены как
взаимосвязанные группы перцептивных
умений, собственно умений общения (вербального)
и умений и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения. Обращение к работам
А.А.Бодалева и его сотрудников, в которых
раскрывается проблема восприятия человека
человеком, позволяет очертить круг профессионально-педагогических
умений, необходимых педагогу на этапе
зондирования особенностей другого субъекта
общения и его расположенности к общению.
Проявляясь на начальном этапе общения,
они сводятся к наиболее общему умению
понимать других (учащихся, учителей, родителей).
А для этого необходимо
знание прежде всего ценностных ориентацией
другого человека, которые находят выражение
в его идеалах, потребностях и интересах,
в уровне притязаний. Необходимо также
и знание имеющихся у человека представлений
о себе, знание того, что человеку в самом
себе нравится, что он приписывает себе,
против чего возражает.
Совокупность перцептивных умений можно
представить следующим взаимосвязанным
рядом:
воспринимать и адекватно интерпретировать
информацию о сигналах от партнера по
общению, получаемых в ходе совместной
деятельности;
глубоко проникать в личностную суть других
людей; устанавливать индивидуальное
своеобразие человека; на основе быстрой
оценки внешних характеристик человека
и манер поведения определять внутренний
мир, направленность и возможные будущие
действия человека;
определять, к какому типу личности и темперамента
относится человек; по незначительным
признакам улавливать характер переживаний,
состояние человека, его причастность
или непричастность к тем или иным событиям;
находить в действиях и других проявлениях
человека признаки, отличающие его от
других и самого себя в сходных обстоятельствах
в прошлом;
видеть главное в другом человеке, правильно
определять его отношение к социальным
ценностям, учитывать в поведении людей
"поправки" на воспринимающего, противостоять
стереотипам восприятия другого человека
(идеализация, "эффект ореола").
Данные об учащихся, полученные в результате
"включения" перцептивных умений,
составляют необходимую предпосылку успешности
педагогического общения на всех этапах
педагогического процесса. Умения педагогического
общения. На этапе моделирования предстоящего
общения педагог опирается прежде всего
на свою память и воображение. Он должен
мысленно восстановить особенности предыдущего
общения с классом и отдельными учащимися,
при этом помнить не только имена и лица
воспитанников, но и их индивидуальные
особенности, проявляющиеся в их реакциях
и поведении. Воображение на этом этапе
проявляется в умении ставить себя на
место другого человека, т.е. идентифицироваться
с ним, видеть окружающий мир и происходящее
в нем его глазами. Этап моделирования
завершается построением общенческой
партитуры — подбором необходимого иллюстративного
материала.
Организация
непосредственного общения требует владения
умением осуществлять коммуникативную
атаку, т.е. привлекать к себе внимание.
В.А.Кан-Калик описывает четыре способа
привлечения внимания другого субъекта
общения: речевой вариант (вербальное
обращение к учащимся); пауза с активным
внутренним общением (требованием внимания);
двигательно-знаковый вариант (развешивание
таблиц, наглядных пособий, запись на доске
и т.п.); смешанный вариант, включающий
в себя элементы трех предыдущих.
Управление общением в педагогическом
процессе изначально предполагает умение
органично и последовательно действовать
в публичной обстановке (умение общаться
на людях); организовывать совместную
с учащимися творческую деятельность;
целенаправленно поддерживать общение
введением элементов беседы, риторических
вопросов и т.п.
Успешное управление педагогическим общением
требует умений распределять внимание
и поддерживать его устойчивость;
выбирать по отношению к классу и отдельным
учащимся наиболее подходящий способ
поведения и обращения, который бы обеспечивал
их готовность к восприятию информации,
помогал снимать психологический барьер
возраста и опыта, приближал ученика к
учителю; анализировать поступки воспитанников,
видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются,
определять их поведение в различных ситуациях;
создавать опыт эмоциональных переживаний
учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия
в классе.
Умения педагогической техники — необходимое
условие овладения технологией общения.
Особое место в их ряду занимает развитие
речи учителя как одного из важнейших
воспитательных средств. Необходимая
в деятельности педагога культура речи
— это владение словом, правильная дикция,
правильное дыхание и правильная мимика
и жестикуляция.
Кроме
названных к умений к навыкам педагогической
техники необходимо отнести следующие:
управлять своим телом, снимать мышечное
напряжение в процессе выполнения педагогических
действий; регулировать свои психические
состояния; вызывать "по заказу" чувства
удивления, радости, гнева. и
владеть техникой интонирования для выражения
разных чувств (просьбы, требования, вопроса,
приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать
к себе собеседника; образно передавать
информацию и др.
Для успешного осуществления педагогической
деятельности очень важно, чтобы учитель,
воспитатель в совершенстве владели хотя
бы одним из обширной группы прикладных
умений: художественных (петь, рисовать,
играть на музыкальных инструментах и
др.); организаторских, овладеть которыми
возможно практически каждому (например,
массовик-затейник, тренер-общественник
по одному или нескольким видам спорта,
инструктор по туризму, экскурсовод, лектор-пропагандист,
инструктор по сельскохозяйственному
труду и труду в мастерских, руководитель
кружка и др.).
Информация о работе Подходы к вопросу педагогической квалификации педагога в современном обществе