Педагогические условия профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: метoды коррекционно-профилактической помощи при плоскoстопии у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: занятия по ФК с детьми дошкольного возраста.
Целью исследования являются: определение изменения стопы при коррекционно-профилактических зaнятиях с детьми дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и методика обследования свода стопы. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
1. Значение и необходимость формирования правильного свода стопы у детей дошкольного возраста. 5
2. Причины плоскостопия. 10
3. Способы выявления плоскостопия у детей. Клиническая картина при различных степенях и видах плоскостопия. 12
4. Предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений. 16
Глава 2. Педагогические условия профилактики плоскостопия в старшей группе д/с «Аленький цветочек» г. Уфы.
Задачи и методы организации исследований по влиянию на изменение изменения стопы коррекционно-профилактических занятий с детьми дошкольного возраста. 18
Организация исследования. 22

Глава 3. Результаты деятельности по созданию педагогических условий профилактики плоскостопия в МБДОУ Детский сад №169.
3.1. Выводы 25
Заключение 28
Библиография 30
Приложение 32

Файлы: 1 файл

55 курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Самостоятельно изготовлено  нестандартное оборудование: «ортопедическая  дорожка»,  состоящая из гальки и  других тренажёров выполненных из дерева и подручного материала. (Приложение 3).

 Организованы как индивидуальные, так и подгрупповые занятия с детьми. В каждой группе детского сада оборудована физкультурно – оздоровительная зона, оснащённая необходимым для профилактики нарушения осанки и плоскостопия  инвентарём.

 Родители ребёнка, к сожалению, не всегда уделяют внимание формированию у него правильной осанки и профилактике плоскостопия. Только когда ребёнок вырастает, вдруг начинают замечать, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле.

В домашних условиях  необходимо стремиться соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду, в связи с этим  регулярно проводятся родительские собрания на тему профилактик и нарушения осанки и плоскостопия:

–с раннего возраста стараться приучать детей спать на жёсткой ровной постели, с невысокой подушкой. –  не водить детей за одну и ту же руку. – обеспечить детям рациональное, полноценное питание. –  мебель и предметов обихода должны соответствовать росту и возрасту ребёнка. – постоянный контроль над осанкой за столом. – полезны занятия плаванием, ходьба на лыжах (с 4 – х лет), езда на велосипеде, ходьба и бег без обуви по тренажёрам, песку, гравию.

- применение общеразвивающих  упражнений, укрепляющих, в частности,  и нижние конечности; - ежедневное  проведение утренней гимнастики, тёплых ванн (35 – 36 ) (ноги опущены до колена), массажа; - ношение обуви на каблуке не более 1 – 2 см. При такой высоте каблука уравновешивается нагрузка на передний и задний отделы стопы. Если высота каблука возрастает, происходит смещение нагрузки на передний отдел стопы, мышцы икроножные находятся в состоянии напряжения постоянного, изменяется угол наклона таза, деформируется осанка; -  обувь должна быть на 1 см. больше самого длинного пальца (чаще первого, но может быть, второго, третьего); -: не донашивать обувь старших детей является обязательным выполнением требования , так как в этом случае портится индивидуальная форма стопы; - ношение обуви, которая не должна быть узкой или слишком просторной, а её подошва – толстой, поскольку снижается естественная гибкость стопы; - использование занятий в бассейне, горизонтальным пластическим балетом (Н.Н. Ефименко), массовым оздоровительным спортом, спартанскими играми (О.В Козырева) и т.д.; -постоянное вниманием за правильной установкой стоп при ходьбе. Носки следует держать незначительно развёрнутыми.

При начинающемся плоскостопии, кроме подбора обуви, необходимо уменьшить нагрузка на свод стопы  при стоянии и ходьбе, вкладывать в обувь супинаторы. В конце  дня рекомендуются  делать теплые ванны с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц.

Массаж –  необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет  нормализовать тонус мышц стопы  и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случае боли в стопах и восстанавливает нормальные условия. Полезен  для развития и роста нижних конечностей.

Физические упражнения при  плоскостопии, как общеразвивающие, так и специальные, проводятся в  разгрузочном исходном положении (устраняющем  статическую нагрузку) – лёжа, сидя, особенно в начале курса ЛФК. По мере укрепления мышечно – связочного аппарата голени и стопы в основной части курса вводятся упражнения, в исходном положении стоя, в ходьбе.

Все специальные упражнения выполняются в сочетания с  упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, и общеразвивающими упражнениями - в соответствии с возрастными особенностями занимающихся.

Заключение

 

Все хотят, чтобы их дети росли здоровыми, жизнерадостными, сильными,   красивыми, стройными. Но многие юноши и девушки, школьники  и даже маленькие дети ходят «не  поднимая ног», опустив голову, с сутулой спиной, с безвольно опущенными руками, расслабленными мышцами живота,  сидят, сгорбившись, вобрав голову в плечи?

        Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – задача каждой семьи, и  начинать нужно с профилактики заболеваний грудного возраста детей.

Каждый  педагог  нашего детского сада понимает важность и нужность всех оздоровительных  мероприятий, которые регулярно  проводятся  с детьми.  Основная задача нашего учреждения - это оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребёнка. В нашем детском саду созданы определённые условия и хорошая материальная база, что позволяет нам в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников.

 

 Нужно уделять профилактике плоскостопия отдельное внимание, потому, что стопа – это фундамент и опора нашего тела, и любое нарушение развития сразу  отразится на осанке ребёнка.

Лечебная физкультура  занимает ведущее место в функционльных  методах лечения, которые преобладают  в коррекции различных видов  плоскостопия.

Также очень важно сохранять благоприятное эмоциональное состояние в семье.

 У родителей нужно воспитывать ответственность за своих детей.  Постоянная работа с родителями о соблюдении ортопедического режима в домашних условиях также является хорошей профилактикой развития плоскостопия и формирования правильной осанки у ребенка.

Солнце,  свежий воздух, рациональное питание, водные процедуры, движения, физкультура, спорт – залог здоровья наших  детей.

Главной задачей педагогов  и родителей является создание оптимальных условий для профилактики заболеваний.

Нужно помнить, что заболевание  всегда легче предупредить, чем лечить!

Приложение  № 3

Способ изготовления и использование нестандартного оборудования, направленность.

1. Рюкзачки

Материал: ткань, широкая резинка, песок или соль 400гр.

Использование: для формирования правильной осанки, игр - соревнований, для сюжетного занятия, как сюрпризный и игровой момент занятия, для ОРУ, и т.д.

Развитие: мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса, выносливости, силы, коррекции осанки во время ходьбы, бега.

2. Чудесная дорожка

Материал: Клеёнка, поролон, липучки. На липучках плюшевые игрушки небольшого размера и плоские различные фигуры и предметы из дерматина крепятся.

Использование: для ходьбы, бега, прыжков, упражнений в равновесии, как ориентир, для построения в шеренгу, для профилактики плоскостопия, игр, ползания, прокатывания мячей ит.д.

Развитие: Мышц ног, ориентировки в направлении движения, равновесия, глазомера, мелкой моторики рук, координации и т.д.

3. Осьминожка

Материал: ткань, поролон, липучка на ножках и голове.

Использование: Для ОРУ, игр - соревнований, для ходьбы, бега, прыжков, для упражнений в равновесии, как ориентир, как сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии.

Развитие: Укрепление мышц рук, спины, плечевого пояса, ног, брюшного пресса. Также равновесия, ориентировки в пространстве, сенсорики, ЭМП и творческих способностей.

4. Лесенка - Чудесенка

Материал: Разноцветные дощечки с двумя отверстиями на концах, две длинные (шляпные) резинки или верёвки.

Использование: для упражнений на равновесие, профилактики плоскостопия, для игр, ползания, подлезания, перепрыгивания, как ориентир.

Развитие: для равновесия, координации, ориентировки, укрепления мышц ног, также сенсорики, ЭМП.

5. Черепашки

Материал: клеёнка, синтепон или поролон, цветная верёвка и палочка.

Использование: для закручивания, игр - соревнований, как ориентир при ходьбе, беге или построениях, как сюрпризный и игровой момент, для упражнений в равновесии.

Развитие: мелкой моторики рук, равновесия, развития речи, сенсорики, ориентировки, терпения и воли, а также для профилактики плоскостопия.

6. Гном

Материал: ткань, детское ведёрко, теннисные мячи (величина игрушки зависит от размера ведёрка)

Использование: для метания, как ориентир, как сюрпризный и игровой момент, как препятствие для бега, ходьбы, прыжков

Развитие: Мышц рук, плечевого пояса, глазомера, координации, ловкости.

7. Ходули

Материал: Разноцветные гимнастические палки, башмачки от «гусеницы» (Альма)

Использование: Для игр - соревнований, упражнений на равновесие и координацию. профилактика плоскостопия.

Развитие: равновесия, координации, ловкости, мышц рук и плечевого пояса, мышц свода стопы и голени.

8. Карусель

Материал: ткань, поролон, ленты разноцветные

Использование: для ходьбы, бега, ОРУ, прыжков, как ориентир, для игр - соревнований, для закручивания.

Развитие: мелкой моторики рук, координации, синхронности, ловкости, равновесия, мышц рук, плечевого пояса, спины, ног и т.д., а также сенсорики, ЭМП.

9. Лабиринт

Материал: ткань, клеёнка, поролон, дерматин цветной

Использование: для упражнений в равновесии, для прокатывания мяча, ползания, прыжков, игр, профилактики плоскостопия, для построений в круг, как ориентир.


Развитие: равновесия ориентировки, координации, мелкой моторики рук, мышц ног Развитие правильной остановки стоп при ходьбе, внимательности, ЭМП и сенсорики.

 

 

 


 

Комплекс  № 4

Упражнения  в ходьбе

1. Ходьба на  носках.

2. Ходьба на  пятках.

3. Ходьба на  наружном крае стопы

4. Ходьба на  носках в полуприседе.

5. Ходьба по  гимнастической палке, шведской  стенке приставным шагом.

6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.

7. Ходьба по  ребристой доске.

8. Ходьба по  наклонной плоскости

 

  1. Стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы (8-10 раз).
  2. Стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях, вернуться в и.п. (6-8раз)
  3. Упор, стоя на четвереньках. Передвигаться небольшими шагами вперёд (10-15 с). Тоже прыжками “зайчиком”.
  4. Ходьба в полуприседе (30-40 с).
  5. Стоя, поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
  6. Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4-6 раз.
  7. Стоя, поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой.
  8. Стоя (под каждой стопой теннисный мяч), подкатывать мяч пальцами ног к пятке, не понимая её.
  9. Ходьба на носках “крадучись” (в полуприседе), носки внутрь.
  10. Ходьба “гусиным” шагом.
  11. Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходить (30-40с).
  12. Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активно разводить пятки с возвращением в и.п.
  13. Лёжа на спине, поочерёдно оттягивать носки (подошвенное сгибание) с одновременным поворотом стопы внутрь.
  14. И.п. – то же, но оттягивать носки одновременно.
  15. Лёжа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень, пальцы сгибать).
  16. То же, но другой ногой.
  17. Лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочерёдно отрывать пятки от пола.
  18. То же, но отрывать пятки от пола одновременно (передний отдел стопы касается пола).
  19. Лёжа на правом боку, Ноги вытянуты. Сгибать левую ногу в коленном суставе. Оттягивать носок (подошвенное сгибание в голеностопном суставе), усиливать сгибание с помощью руки.
  20. То же, но в положении на левом боку.
  21. Лёжа на животе, руки на полу, носки повёрнуты внутрь. Поднимать голову и туловище (как при упражнениях для мышц спины) с поворотом стоп внутрь.
  22. Лёжа на животе, руки в пол, ноги вместе, носки оттянуты и повёрнуты внутрь. Перейти в упор, лёжа с опорой на тыльную поверхность стоп и наклоном туловища вперёд.

 

 

 

 

 

Приложение  №8 

Динамика показателей  физического развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, регулярно посещавших ДОУ и детей редко посещавших ДОУ.

Количество 

n

Группа 

Период эксперимента

Показатели физического  развития

     

Масса тела

Длина тела

Результаты диагностики

10

Экспериментальная

До эксперимента

18,68

112,35

2,3

   

После

20,82

118,25

2,8

7

Контрольная

До эксперимента

19,72

109,8

2,3

   

После

21,8

114,2

2,5


 

Таблица .

МБДОУ «Детский сад «Аленький цветочек».

Динамика показателей  заболевания плоскостопия у детей 5-7 лет 

Период 

Количество  детей 

Норма

Уплощенная  стопа 

Плоская стопа

2009-2010

50

35

5

10

2010-2011

73

62

2

8

2011-2012

80

71

6

3


 

 

 

 

Динамика показателей  физического развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, регулярно  посещавших ДОУ и детей редко  посещавших ДОУ.

Количество

n

Группа 

Период эксперимента

Показатели физического  развития

     

Масса тела

Длина тела

Результаты диагностики

10

Экспериментальная

До эксперимента

18,68

112,35

2,3

   

После

20,82

118,25

2,8

7

Контрольная

До эксперимента

19,72

109,8

2,3

   

После

21,8

114,2

2,5

Информация о работе Педагогические условия профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста