Педагогические условия профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: метoды коррекционно-профилактической помощи при плоскoстопии у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: занятия по ФК с детьми дошкольного возраста.
Целью исследования являются: определение изменения стопы при коррекционно-профилактических зaнятиях с детьми дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и методика обследования свода стопы. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
1. Значение и необходимость формирования правильного свода стопы у детей дошкольного возраста. 5
2. Причины плоскостопия. 10
3. Способы выявления плоскостопия у детей. Клиническая картина при различных степенях и видах плоскостопия. 12
4. Предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений. 16
Глава 2. Педагогические условия профилактики плоскостопия в старшей группе д/с «Аленький цветочек» г. Уфы.
Задачи и методы организации исследований по влиянию на изменение изменения стопы коррекционно-профилактических занятий с детьми дошкольного возраста. 18
Организация исследования. 22

Глава 3. Результаты деятельности по созданию педагогических условий профилактики плоскостопия в МБДОУ Детский сад №169.
3.1. Выводы 25
Заключение 28
Библиография 30
Приложение 32

Файлы: 1 файл

55 курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

- на 9 – 10-й неделе у  эмбриoнов выявляются признаки формирования    сводчатости стопы ;

- на 17 – 20-й  неделе происходит значительное  увеличение угла свода стоп;

 - у плода величина свода стопы превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста.

 В значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития; определённую роль играет преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения; -у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии.   Площадь опоры конечностей увеличивает заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой , что является важным элементом перехода ребёнка из горизонтального в вертикальное положение; - и у девочек, и у мальчиков,  в 2 – 3 года отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5 – 5 лет.

Следовательно, до 4,5 – 5 –летнего возраста у большинства детей  отмечается плоскостопие функциональное . У детей более старшего возраста наличие плоской стопы в сочетании  с отклонением пятки внутрь или  наружу является патологией.

Приобретённое плоскостопие.

  1. Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольного возраста на фоне остаточных явлений2 – 3 степеней рахита при снижении плотности костной ткани и слабости мышечно – связочного аппарата.
  2. Паралитическое плоскостопие. Развивается при  параличах или парезах большеберцовых мышц на фоне полиомиелита перенесённого , поражения головного и спинного  мозга – при детском параличе церебральном .  Функция других мышц голени при этом может оставаться удовлетворительной.
  3. Травматическое плоскостопие. Вследствие переломов различных костей стопы формируется, после неправильно сросшихся переломов лодыжек. Для профилактики посттравматического плоскостопия после переломов и вывихов костей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают  в течение года после травмы ношение супинаторов.
  4. Статическое плоскостопие. Составляет 82 – 90 % среди всех форм плоскостопия, является самым распространенным видом плоскостопия.  Статическое плоскостопие развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей,  в течение короткого отрезка времени увеличения массы тела  и длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях.

            2. Причины плоскостопия

  Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний. Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.

Особенно часто  плоскостопие развивается у детей  с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая формируется  в раннем возрасте. Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому  родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме – пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена кнаружи.

Этот дефект, по последним данным, свидетельствует  о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. Практически у всех детей плоскостопие сопровождается теми или иными дефектами опорно-двигательного аппарата, особенно часто – различными нарушениями осанки.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешанное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы.

В детском возрасте плоскостопие чаще всего сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными. Лечение и профилактика этого дефекта практически такие же, как и обычного плоскостопия (Олонцева Г.Н., 1985 г.).

Вальгусная  деформация ног.

О вальгусном (Х-образом) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними  лодыжками при плотно сжатых и  выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами.

Вопреки распространенному  мнению, это не врожденный порок, не подследственное качество, а приобретенный  дефект. Искривление ног появляется чаще всего через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Особенно часто это происходит, если малыш встал на ноги раньше времени, если он много стоял (например, в манеже), если он не ползал. Это объясняется слабостью, недоразвитостью его мышечно-связочного аппарата и чрезмерной нагрузкой на нижние конечности.

Одной из наиболее вероятных причин искривления ног  является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и не леченая форма. К более  редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов.

Неблагоприятно  сказывается на состоянии ног  излишний вес ребенка. Однако у детей  коренастого телосложения предрасположенность  к этому дефекту меньше, чем у худых. Девочки страдают чаще, что связано с их более широким тазом.

При вальгусной деформации ног основные изменения  происходят в коленом суставе. Неравномерное  развитие мыщелков бедренной кости (более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных) приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность. Голень отклоняется кнаружи, в тяжелых случаях может быть искривление костей голени выпуклостью вовнутрь. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах.

Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется  во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены кнаружи), развивается плоскостопие (Красикова И.С., 2002 г.).

 

3. Способы  выявления плоскостопия у детей. Клиническая картина при различных степенях и видах плоскостопия.

 

Внешний осмотр стопы: - определение длины пальцев: второй палец самый длинный (греческий тип стопы) первый палец самый длинный (египетский тип стопы) – оба типа свидетельствуют О предрасположенности к поперечному плоскостопию свидетельствуют два типа стопы: греческий тип -когда второй палец стопы самый длинный и египетский тип — самый длинный первый палец ;   промежуточный тип при котором все пальцы одной длинны;

         -    оценка положения стоп в исходном положении стоя.

    Осмотр осуществляется спереди,  с внутренней стороны, сзади,со стороны подошвы. –проводится оценка положения стоп в ходьбе.

      Существуют различные методы диагностики плоскостопия.

Подометрия (прямой метод) – метод исследования высоты внутреннего свода стопы, осуществляемый с помощью циркуля, является объективным методом. К косвенным методам относятся плантография и рентгенография.

Плантография – является одним из самых информативных методов диагностики плоскостопия на ранних стадиях.  Наибольшее распространение метод получил в спорте и лечебной физической культуре.  Плантография – это методика полученияотпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе – плантографе с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений (отклонений), (  Н. Н. Ефименко).

Для получения плантограмм  необходимо иметь:

  1. Плантограф -   деревянная рамка,  размером не меньше 30Ч40 см и высотой 1 – 2 см, обтянутая полихлорвиниловой плёнкой;
  2. Валик для нанесения красителя;
  3. Типографскую краску (штемпельную);
  4. Скипидар или касторовое масло для разведения краски и чистки плёнки после работы;
  5. Канцелярские принадлежности – карандаши, угольники, транспортир, линейки;
  6. Пористую бумагу для плантограмм формата А – 4 ;
  7. Ростовой стул. Высота стула должна быть такой, чтобы у сидящего ребёнка углы в тазобедренном и коленном суставах равнялись 90˚

Техника получения  плантограмм.

  1. Проводится подготовка плантографа:  2 – 3 капли штемпельной краски, смешанной с касторовым маслом, наносятся  на внутреннюю сторону плёнки плантографа  и равномерно раскатываются валиком по всей поверхности плёнки до образования тонкого слоя.  Затем расстилается лист бумаги  на гладкой поверхности пола или специальной подставке и накрывается рамкой. Подкрашенная поверхность должна быть обращена вниз, к бумаге.
  2. Подготовка исследуемого ребёнка:  ставится ростовой стул  рядом с плантографом,  по центру стула  садится ребенок, ближе к краю, аккуратно ставит ноги на плантограф всейподошвенной поверхностью стоп,  с помощью обследующего встает, выпрямляется, смотрит перед собой и стоит в таком положении несколько секунд. Вес тела должен быть равномерно распределён на обе стопы. Затем ребёнокподнимает обе ноги. Рамку поднимают, проверяют качество отпечатков. Процедура при необходимости повторяется 2 – 3 раза.

Обработка плантограмм.

 Несколько взаимодополняющих друг друга методик определения наличия плоскостопия по плантограмме существуют в  настоящее время.

  1. Методика В. А. Яралова – Яралянца с соавторами. Данная методика удобна дляобследований большого количества детей дошкольного и школьного возраста.
  2. Методика определения степени плоскостопия.  От предыдущей методики, констатирующей наличие или отсутствие плоскостопия у ребёнка, данная методика отличается тем​, что позволяет  определить не только плоскостопие, но и дифференцировано его степень.
  3. Методика определения степени плоскостопия по Чижину.
  4. Методика Г. Г. Потихановой, С. Ф. Годунова, И. П. Черниной. Данная методика является более точной из всех перечисленных. Она представляет собой графико – расчётный метод, основанный на математических вычислениях.
  5. Методика Н. Н. Ефименко (1999) –есть  топографическая диагностика плантограммы. Эта методика интегрирует в себе элементы предшествующих методик и позволяет  исследовать взаимосвязь изменений на плантограмме с неврологическим статусом ребёнка (человека) углублённо.

Рентгенологическое  исследование стоп.

 Рентгенограмма используется для уточнения диагноза  некоторых наиболее тяжёлых случаях .В данном случае определяется угол свода стопы и угол наклона пяточной кости. Затем врачрасшифровывает рентгенограмму. Определение угла свода стопы осуществляется при боковой проекции рентгенограммы. Проводятся две линии - первая линия соединяет центр суставной поверхности таранной кости с головкой первой кости, вторая линия соединяет центр суставной поверхности таранной кости с центром пяточной кости. У нормальной стопы  угол 90˚. При плоскостопии – угол 100 -120˚ и более.

Определение угла наклона пяточной кости.

Первая линия  –проводится горизонтально от подошвенной поверхности пяточной кости. Вторая линия – от этой же точки до пересечения с подошвенной поверхностью 1 – плюсневой кости. Нормальная стопа – угол 16 – 20˚. Плоскостопие – угол 15 – 5 – 0˚.

  1. Износ обуви. Оценка износа обуви является косвенным признаком диагностики плоскостопия («родительская диагностика»). В норме каблук изнашивается посередине и немного снаружи. При плоскостопии преимущественно изнашиваетсявнутренний край каблука.

Клиническая картина при различных степенях и видах плоскостопия.

Продольное  плоскостопие.

   1.     степень. Характеризуется жалобами на повышенную утомляемость,  при длительной вертикальной нагрузке  боли в стопах.  Не изменяется походка, рессорная функция стопы удовлетворительная.  Закрашивается 1/3 подсводного пространства на плантограмме По результатам рентгенологического исследования угол свода стопы до 100˚, угол наклона пяточной кости 11 – 15˚

    2.      степень. Интенсивный и постоянный характер боли.   Мышцы голени вовлекаются в паталогический процесс.  Эластичность походки снижена,  нагрузка на наружный свод стопы увеличивается.  Закрашивается 2/3 подсводного пространства наплантограмме. Угол свода стопы 110˚, угол наклона пяточной кости 6 – 10˚.

   3.    степень. Характеризуется непроходящими болями во всех отделах нижних конечностей – стопе голени, бедре, в поясничной области.  Рессорная функциястопы нарушена.  Походка тяжелая. Пятка и стопа  находятся в вальгусном положении.  Плохо поддаются коррекции имеющиеся изменеия. Закрашено всё подсводное пространство на  плантограмме.  Угол свода стопы 125˚ и больше, угол наклона пяточной кости 5 – 0˚.

Поперечное плоскостопие.

При отсутствии плоскостопия  опорными точками  стопы является пятка, головки 1 –  й и 5 – й плюсневых костей. Нагрузка на плюсневые кости увеличивается и появляются отпечатки головок 2 – 3 й плюсневых костей при поперечном плоскостопии.

1 степень. Возникают боли  под головками 2 – й и 3 –  й плюсневых костей.

2 степень.  Боли усиливаются.  Возникают  натоптыши.

3 степень.  Под головками  2 – й и 3 – й плюсневых костей постоянные боли, появляются слизистые сумки.  Кнаружи из – за подвывиха отклоняется большой палец.  Развивается артроз суставапервого пальца.

 

4. Физические упражнения  как главное средство предупреждения  плоскостопия у детей дошкольного возраста

Информация о работе Педагогические условия профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста