Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа
Объект исследования: метoды коррекционно-профилактической помощи при плоскoстопии у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: занятия по ФК с детьми дошкольного возраста.
Целью исследования являются: определение изменения стопы при коррекционно-профилактических зaнятиях с детьми дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и методика обследования свода стопы. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
1. Значение и необходимость формирования правильного свода стопы у детей дошкольного возраста. 5
2. Причины плоскостопия. 10
3. Способы выявления плоскостопия у детей. Клиническая картина при различных степенях и видах плоскостопия. 12
4. Предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений. 16
Глава 2. Педагогические условия профилактики плоскостопия в старшей группе д/с «Аленький цветочек» г. Уфы.
Задачи и методы организации исследований по влиянию на изменение изменения стопы коррекционно-профилактических занятий с детьми дошкольного возраста. 18
Организация исследования. 22
Глава 3. Результаты деятельности по созданию педагогических условий профилактики плоскостопия в МБДОУ Детский сад №169.
3.1. Выводы 25
Заключение 28
Библиография 30
Приложение 32
При создании оптимальных педагогических условий для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста, основным методом профилактики, и реабилитации больных является лечебная физическая культура (ЛФК).
Лечебная физическая культура (ЛФК) – метод профилактики, и реабилитации больных средствами физкультуры и спорта.
Индивидуально, в соответствии с состоянием больного и особенностями его заболевания, подбираются физические упражнения. В данный момент мы рассматриваем физические упражнения на предупреждение плоскостопия.
Как уже было сказано, основным средством профилактики плоскостопия является ЛФК, которое понимается в широком смысле этого слова. Лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних условиях, и в условиях детской поликлиники, физкультурного диспансера.
В системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека физические упражнения предоставляют широкие возможности при достижении значительного оздоровительного эффекта.
Основные цели ЛФК
1.Поддержание оптимального двигательного режима;
2.укрепление мышечного корсета в целом;
3.развитие и укрепление мышц голени, стопы и пальцев;
4.формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
Для наибольшего эффекта упражнения нужно выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. В период от 3 до 7 лет физическое воспитание особенно важно, так как ребенок интенсивно растет и развивается , движения становятся его потребностью.
Чтобы предупредить плоскостопие, проводят специальные занятия. Их продолжительность – 10 минут. Перед тем, к начать делать упражнения, следует походить на носках, затем попрыгать на носка х на одной, а затем на двух ногах. (Приложение 1).
Для достижения наибольшего эффекта, с физическими упражнениями сочетают все виды классического массажа: поглаживание, вибрация. растирание, разминание.
Ходьба босиком по неровной почве, рыхлому песку, гальке способствует профилактике и лечению начальных форм плоскостопия.
Глава 2. Практическая работа по профилактике плоскостопия в старшей группе д/с «Аленький цветочек» г. Уфа
2.1. Задачи
и методы организации исследований
по влиянию на изменение
2.1.1. Задачи исследования
Исходя из цели, мы поставили перед собой цели следующие задачи:
а) Выявить нарушение опорно-двигательного аппарата у детей посещающих ДОУ;
б) Определить эффективность профилактики плоскостопия.
2.1.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Анализ научно-методической литературы
Анализ данных научно-методической литературы проводится с целью изучения проблемы коррекции и профилактики плоскостопия, методики проведения коррекционно-профилактических занятий.
Метод тестирования для выявления плоскостопия
Для выявления плоскостопия у детей посещающих ДОУ тест проводится при помощи плантографа.
Плантограф – это деревянная рамка (высотой 2 см. и размером 30*30 см., на которую натянуто полотно или мешковина) и сверху него полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается штемпельной краской или чернилами для авторучек, на окрашенную сторону кладется лист бумаги, на котором написано Ф.И. ребенка, группа, дата обследования. Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма.
Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода стопы делятся на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до средины основания большого пальца (смотреть приложение).
Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свода стопы. Если оба контура расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Дети с неправильно сформированной стопой, направляются на консультацию к ортопеду. Плантограммы хранятся в медицинской карте ребенка.
Педагогический эксперимент
Количество детей, имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата, в последнее время увеличилось.
В нашем детском саду существует специализированная группа для лечения и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата. Педагогический эксперимент проводился нами с целью определения эффективности в использовании коррекционно-профилактических методов, как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Средства, используемые для выполнения поставленных задач:
Лечебная физическая культура во всём своём многообразии.
Задачи лечебной физкультуры при плоскостопии у детей.
Общие задачи: 1. Общее укрепление организма ослабленного ребёнка; 2. Поддержание психомоторного развития на возрастном уровне; 3. Профилактика нарушения осанки.
Специальные задачи: 1. Исправление имеющейся деформации стопы (увеличение свода, устранение пронации пятки и т.д.) 2. Укрепление мышц, формирующих свод стопы; 3. Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
Эксперимент проводится в течение шести месяцев в МБДОУ «Аленький цветочек». Из 80 детей, посещающих занятия ФК в ДОУ было выявлено с патологией уплощенной стопы 2 детей, с патологией плоской стопы 8 детей. В качестве экспериментальной группы была определена группа из 10 детей 5-7 лет, приступивших к занятиям по ФК непосредственно во время начала эксперимента. Результаты, полученные в ходе эксперимента, сравнивались с показателями их сверстников, не посещавших занятия по ФК в ДОУ «Аленький цветочек» и составлявших контрольную группу из трех детей.
Методы тестирования физической подготовленности
Для оценки различных сторон физической подготовленности детей 5-7 лет были включены следующие тестовые упражнения:
Прыжок в длину с места:
По результатам
прыжка в длину с места оценивалась
скоростно-силовая
Прыжок в длину с места выполняется на размеченной площадке из исходного положения стоя, ноги согнуты в коленном суставе, руки отведены назад. Результат измеряется от контрольной черты до отметки, оставленной пятками ног с точностью до 0,5 см. Испытание повторяется дважды. В протоколе фиксируется лучший результат выраженный в сантиметрах (Лях В.И. 1998 г.).
Челночный бег 3*10 метров:
Используется для оценки уровня развития скоростных качеств.
Тест включает в себя бег по прямой 10 метров с двумя поворотами (общая дистанция 30 метров).
Упражнение выполняется из положения высокого старта. Испытуемый по сигналу начинает бежать в максимально быстром темпе, коснувшись отметки бежит обратно. Фиксируется время от старта до момента пересечения линии старта (с точностью до 0,1 секунда). В протокол вносится результат, выраженный в секундах (Кузнецов В.С., Хенодов Ж.К., 2000 г.).
Гибкость:
Ребенок стоит на краю скамейки плавно выполняет наклон. Вперед, не сгибая колени. За 0 принимается уровень опоры скамейки. По положению средних пальцев рук определяют результаты пробы. Выполняют три попытки. Засчитывается лучший результат. Если ребенок не достает до пальцев ног, результаты записываются со знаком минус, если достает, со знаком плюс.
Динамическая силовая выносливость:
лежа на спине, ноги фиксированы, руки на поясе – определяется количество переходов из положение лежа в положение сидя в темпе, 16-20 раз в минуту (Е.С. Фатахова, 2001 г.).
Методы математической статистики
Методы математической статистики использовались нами для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования. Определялись следующие параметры:
М – средняя арифметическая
m – ошибка средней арифметической
D – показатель достоверности
Определение перечисленных параметров осуществлялось с достаточной точностью согласно известным методам статистической обработки данных. Достоверность различия определялась по t – критерию Стьюдента.
2.2. Организация исследования
Исследования проводились в три этапа. На первом (предварительном) этапе (сентябрь-октябрь 2011 года) были обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования, проведены анализ и обработка данных научно-методической литературы, тестирование для выявления плоскостопия у детей 5-7 лет.
На втором этапе (октябрь 2011 – апрель 2012 года) с целью предотвращения плоскостопия у исследуемого контингента и определения эффективности комплексов коррекционно-профилактических упражнений на занятиях ФК.
На третьем этапе (апрель – май 2012 года) проводилась обработка, интерпретация результатов и оформление данной курсовой работы.
Глава3. Результаты деятельности по созданию педагогических условий профилактики плоскостопия в МБДОУ Детский сад №169.
При плоскостопии, сопровождающемся уплотнением свода стопы, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить, а следовательно огромное значение имеет предотвращение плоскостопия.
Результаты оценки плантограмм у детей, посещающих занятия по ФК в МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» на период 2011-2012 гг. позволили отметить, что из 73 детей, нормальные стопы у 63, у двоих уплощенные и у восьми детей плоские стопы. На период 2011-2012 гг. из 80 детей у 71 ребенка нормальные стопы, у шести детей уплощенные стопы, у трех детей стопы плоские (таблица 1).
Следовательно, что на период 2011-2012 гг. из всех детей посещающих занятия по ФК в МБДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» 86% детей имеют нормальные стопы; 3% уплощенные стопы; 11% плоские стопы. На период 2003-2004 гг. у 89% детей – нормальные стопы; у 8% - уплощенные стопы, у 4% - стопы плоские.
Выводы
Из этого всего мы делаем вывод, что использованные комплексы (Приложения 1 и 2) коррекционно-профилактических упражнений на занятиях ФК позволили предотвратить плоскостопие у детей 5-7 лет посещающих МБДОУ «детский сад «Аленький цветочек».
Как в семье, так и в детских дошкольных учреждениях необходимо с самого раннего возраста формировать осанку ребёнка. В центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физической культуре и медицинских работников ДОУ должны находиться предупреждение развития, а также устранение неправильной осанки и плоскостопия.
Основными задачами оздоровительно – профилактических мероприятий являются:
1.Создание оптимального
двигательного режима и
Основным средством
В МБДОУ детский сад
№ 169 «Аленький цветочек»
В нашем учреждении для полноценного физического развития детей имеется физкультурный зал, оснащённый различным оборудованием и инвентарём. Оборудован кабинет лечебной физкультуры для коррекции нарушений осанки и плоскостопия . Здесь есть тренажёры для развития разных групп мышц, лечебные и массажные мячи различных диаметров, балансир, предназначенный для развития чувства равновесия, координаций, движений, гибкости и подвижности суставов.
Информация о работе Педагогические условия профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста