Педагогические технологии воспитательного воздействия на осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью воспитательной работы может быть как юридическое исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения.

Оглавление

Введение. 3
1. Понятие, этапы и критерии исправления. 4
2. Сущность и содержание исправления осужденных. 9
3. Организация процесса исправления. 11
Литература. 20

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 34.62 Кб (Скачать)

по ресоциализирующим  влияниям, обеспечивающим выработку  установок и паттернов просоциального поведения;

по реабилитационным мерам, снимающим издержки изоляции от общества и организующим оптимальное вхождение  в общество после освобождения.

Такое понимание сущности понятия «исправление осужденного» базируется на восприятии осужденных как субъектов, способных к исправлению  через участие в специально организованных исправительных программах и самовоспитание осужденных.

* Фомин Н.С. Методика  реализации дифференцированных  программ перевоспитания осужденных: Учеб. пособие. Домодедово: МВД России, 1996 С.115.

Большинство юристов отрицает возможность коренного изменения  психологии человека, а психологи  и педагоги, наоборот, обосновывают реальность возможностей позитивного  изменения личности осужденных. Поэтому  выявление закономерностей и  механизмов исправления различных  категорий осужденных является предметом  широких исследований, проводимых, сегодня и за рубежом, и в России.

Опыт отечественной пенитенциарной практики (А.Я. Герда, А.С. Макаренко  и др.) перевоспитания несовершеннолетних преступников служит подтверждением возможностей их исправления в условиях особой, просоциальным образом, организованной пенитенциарной среды. Успешно формировались  положительная направленность (ценностные ориентации, убеждения, жизненные планы, смысл жизни), воля, настойчивость, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность и др.

Податливость исправлению  взрослого человека значительно  меньше. А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков связывают успешность исправления  с субъективными и объективными факторами, их благоприятностью, психофизиологическими, индивидуально-психологическими, криминально-нравственными, социально-психологическими, возрастными  факторами, преодолением ошибочных  взглядов (переубеждением).

Исправление требует преодоления  психологических барьеров, учета  механизмов психологической защиты, достижения правильного восприятия наказания осужденным, формирования установок раскаяния, покаяния. Признание  вины предполагает искреннее раскаяние.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России, где меры по соблюдению прав личности осужденного и усилению безопасности среды учреждения рассматриваются  как приоритетные, особую актуальность приобретает создание системы воспитательных и оперативно-режимных мер, повышающих психологическое воздействие на осужденных, с целью побуждения их к раскаянию и покаянию, явке с  повинной и участию в исправительных программах.

3. Организация  процесса исправления

Действенность режимно-воспитательной работы среди осужденных во многом определяется педагогическим опытом сотрудников  колонии, гибкостью, умелым и творческим применением существующих форм и  методов педагогического влияния  на правосознание преступников.

Для получения положительных  результатов важно обеспечить изоляцию осужденных от отрицательно влияющих на них: от рецидивистов, лиц, осужденных за половые преступления, алкоголиков, картежников, склонных к формированию преступных группировок, ведущих паразитический образ жизни.

В работе с осужденными  необходима строгая принципиальная требовательность в сочетании с  тактом и выдержкой, построенная  на основе объективности и взаимопонимания. При этом следует помнить, что  суровое администрирование, как  и либерализм, на практике не дает желательных  результатов. Процесс исправления  среди осужденных требует гибкости и естественности отношения администрации  к преступникам.

Вполне закономерно, что  в большинстве исправительно-трудовых учреждений в процессе исправления  осужденных значительное место отводится  индивидуальной работе. Она проводится на основе глубокого изучения индивидуальных особенностей личности каждого правонарушителя.

Основными направлениями  индивидуальной работы являются: изучение личного дела осужденного; проведение бесед; наблюдение за поведением, отношением к труду, режимно-воспитательным мероприятиям, коллективу и общественной работе; исследование связей осужденного с  родственниками, друзьями по прежнему месту работы, учебы; беседы с родственниками и друзьями, хорошо знающими осужденных и т.п.

Правильно поступают там, где изучение личности начинается с  момента прибытия осужденного в  колонию. Такое изучение осужденного  позволяет начальнику отряда сформировать представление об индивидуальных особенностях личности, о его характере, причинах, породивших преступное поведение. Все  данные об осужденном, полученные в  ходе изучения, в обычном порядке  заносятся в "карточку индивидуальной работы.

Шамис А.Ф. Основное средство воздействия на осужденных и механизмы  их реализации: Монография. Домодедово: МВД России, 1996. С.89.

 

Помимо общих установочных данных в нее заносятся сведения, определяющие личность, ее психологию, мировоззрение, отношении к содеянному, общественный и культурный уровень, стремление исправиться и устранить  причины преступления. Индивидуальное изучение преступника, как и воздействие  на него, ведутся на протяжении всего  периода нахождения в местах лишения  свободы. При этом используются самые  различные формы и методы. Большую  помощь в этом оказывают планы  индивидуальной воспитательной работы, составляемые на каждого осужденного. В них необходимо учесть следующее.

Важно, чтобы осужденные активно  участвовали в производственно-массовой работе, в самодеятельности, рационализации и изобретательстве, где есть все  возможности проявления своих умений, смекалки и находчивости, где воспитывается  уважение к общественному мнению, стремление дорожить им.

Следует особое внимание обращать на молодежь, так как это наиболее динамичная часть коллектива. В поведении  молодых людей проявляются возрастные особенности интеллекта, воли, эмоции, связанные с недостаточным умением  управлять, анализировать, определять значение того или иного факта  в огромном потоке информации. Они  часто не могут правильно разбираться  в сложной ситуации, требующей  выбора одного из нескольких вариантов  поведения, а нередко и не умеют  противостоять давлению преступной микросреды.

Ученые установили, что  каждый второй осужденный в возрасте до 25 лет наиболее тяжело переживает начальный период лишения свободы, составляющий примерно треть срока  лишения свободы. Такое депрессивное состояние - наиболее удачное время  для переориентации правосознания  в преступной молодежной среде.

В процессе исправления необходимо учитывать, что в молодежной среде, как нигде, очень рельефно проявляется  действие психологического закона подражания. Молодые осужденные очень доверчивы. Особенно заметно это в их отношении  к поведению и образу мыслей старших  или авторитетных "бывалых" сверстников, уже обладающих каким-либо "тюремным" опытом и составляющих "лагерное" представление о жизни и ее проблемах.

Линия подражания хорошему примеру  проходит как-то незаметно, но что касается всего запрещенного, недозволенного, то тут психическое восприятие молодежи, к сожалению, обостряется. Развивающийся  и ищущий ум молодого человека зачастую избирает себе образец, которому он и  следует, не давая себе отчета в последствиях. В местах лишения свободы нездоровый пример рецидивиста часто становится эталоном мыслей и поведения молодого правонарушителя.

Получается так, что некоторый  запас современных знаний, объем  мнений и представлений дает молодежи право утверждаться в сознании, что  в местах лишения свободы она  все может, на все способна, а поэтому  и поддерживает высокий критический  уровень притязаний в системе  отношений с администрацией и  активом колонии. Однако первое же соприкосновение  с жизненными обстоятельствами, требующими не только реализации права, но и выполнения долга, ставит таких молодых людей  в трудное положение, выход из которого они зачастую ищут на неверном пути.

За время пребывания осужденного  в колонии ему необходимо помочь обрести минимум нужных для нормальной жизни качеств; избавиться от вредных  антиобщественных привычек и взглядов на жизнь. Не зная глубоко личность осужденного, мы не сможем оказать этой необходимой помощи.

Важным в борьбе с рецидивом  является развенчание иждивенческих  настроений у осужденных. Дело в  том, что в местах лишения свободы  люди живут, не заботясь о завтрашнем дне. Они уверены в том, что  будут одеты, обуты, накормлены, даже если не заработают ни копейки. Это  порождает у них стереотип  сознания паразитического образа жизни, который на свободе приводит рецидивистов к равнодушному отношению к своему праву на труд и даже к мотивированному  равнодушию относительно личного тунеядства.

* Аминов И.И. Юридическая  психология.М., 2007. С.366

Осужденных необходимо более  активно приобщать к самовоспитанию. Например, осужденным за преступления против общественного порядка, прежде всего, необходимо рекомендовать обратить внимание на повышение общеобразовательного и культурного уровня; принимать  непосредственное участие во всех культурно-массовых мероприятиях, стать активными читателями библиотеки, подписчиками газет и  журналов, освоить специальность, необходимую  после освобождения.

Осужденным следует оказать  помощь в повышении требовательности к себе: научить их признавать мнение совета коллектива, выполнять требования самодеятельных организаций. Это, в  свою очередь, потребует от них искоренения  раздражительности, неуравновешенности и умения управлять своими поступками и словами, соблюдения правил общежития  и вежливости. Они должны научиться  следить за своими манерами, позой, жестикуляцией, мимикой, внешностью.

При организации воспитания правосознания у осужденных за преступления против личности следует добиваться, чтобы они больше думали о последствиях своих поступков, воспитывали в  себе уважение к людям, сознательное соблюдение требований режима, стремились искоренить в себе такие качества как, грубость, жестокость, безразличие  и равнодушие к судьбам других людей. Началом переломного момента  в самовоспитании можно считать  тот момент, когда осужденный напишет  извинительное письмо потерпевшему.

Осужденный этой категории  при подготовке к жизни на свободе  должен научиться видеть в каждом человеке добрые качества, развивать  чуткость и внимательность, анализировать  каждый свой поступок, признавать свои ошибки, изживать упрямство. Требования к этой группе осужденных сводятся к тому, чтобы осужденные трудились  добросовестно и активно участвовали  в общественной жизни колонии, помогали в работе культурно-массовой секции при совете коллектива, советам клуба  и библиотеки.

Несколько иные цели должны быть заложены в основе самовоспитания осужденных за корыстные преступления. С учетом социально-демографических  особенностей этой категории преступников следует обратить их внимание на то, чтобы они имели твердое желание  изжить в себе стяжательство, хитрость, изворотливость, расточительство, эгоизм и зависть. Их следует ориентировать  на то, чтобы они стремились досрочно возместить нанесенный ущерб, научились  свои потребности соизмерять с возможностями. При этом необходимо учесть то, что  осужденным данной группы с большим  трудом удается приучить себя к бескорыстному  стремлению жить интересами коллектива, им трудно бывает соизмерять свои желания  с необходимостью освоить специальности, нужные для работы и в местах лишения  свободы, и на свободе. Этим осужденным полезно вести "Дневник добрых дел" и постоянно анализировать, что было сделано ими для искоренения  негативных черт характера.

В процессе изучения и формирования правосознания преступников правильно  поступают воспитатели, принимающие  во внимание то, что в осужденные испытывают влечение к женскому полу. В связи с этим возникает особая необходимость разъяснения законодательства о семье и браке, уголовной  ответственности за изнасилования  и половые извращения. Им необходимо помочь понимать истинный смысл любви  как большого чувства, помогающего  в жизни.

В большинстве случаев  преступники под влиянием рецидивистов начинают относиться к женщинам цинично, по-хамски, аморально. В ряде случаев  пьянство в сочетании с беспорядочными интимными связями и привели  их на скамью подсудимых. Опираясь на интерес  осужденных к любви и верности, используя положительные примеры  взаимоотношений и переписки  осужденных с девушками, воспитателю  следует решительно разоблачать  фальшь и донжуанскую нечистоплотность некоторых любителей острых ощущений.

Решите задачи:

Задача № 1.

Начальник отряда проводит занятие  по разъяснению правил поведения  и условий содержания осужденных в ИУ, зачитывая и объясняя отдельные  положения. Занятие проходит скучно. Осужденные слушают невнимательно, занимаются посторонними делами.

Вопрос 1. Как стимулировать  интерес осужденных к обучению?

Вопрос 2. Какими методами лучше  проводить разъяснительную работу с осужденными?

Стимулирования интереса к обучению в исправительных учреждениях  обеспечивается на основе следующих  факторов.

Необходимость формирования у осужденных правильного мировоззрения  и нравственности. Доводя до аудитории  информацию необходимо связывать ее с интересными жизненными фактами, с практикой. Обучение должно осуществляться в тесной связи с раскрытием путей  применения в общественной жизни. Чтобы  знания, умения и навыки формировались  в системе, в определенном порядке, нужно каждый элемент учебного материала  логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Также  материал должен быть доступен всей аудитории. Он требует, чтобы обучение строилось  на уровне реальных учебных возможностей учащихся-осужденных, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их здоровье и психике. Лучше всего сделать занятия наглядным. Опыт и исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Дискуссия по рассмотренным темам должна меть коллективный характер, необходимо создавать условия для активной работы учащихся в коллективе и в то же время индивидуально подходить к каждому. Индивидуальный подход учитывает личностные особенности осужденного с целью вовлечения его в коллективную работу.

Информация о работе Педагогические технологии воспитательного воздействия на осужденных