Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа
Итак, целью воспитательной работы может быть как юридическое исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения.
Введение. 3
1. Понятие, этапы и критерии исправления. 4
2. Сущность и содержание исправления осужденных. 9
3. Организация процесса исправления. 11
Литература. 20
по ресоциализирующим
влияниям, обеспечивающим выработку
установок и паттернов
по реабилитационным мерам, снимающим издержки изоляции от общества и организующим оптимальное вхождение в общество после освобождения.
Такое понимание сущности понятия «исправление осужденного» базируется на восприятии осужденных как субъектов, способных к исправлению через участие в специально организованных исправительных программах и самовоспитание осужденных.
* Фомин Н.С. Методика
реализации дифференцированных
программ перевоспитания
Большинство юристов отрицает
возможность коренного
Опыт отечественной
Податливость исправлению
взрослого человека значительно
меньше. А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков
связывают успешность исправления
с субъективными и объективными
факторами, их благоприятностью, психофизиологическими,
индивидуально-
Исправление требует преодоления психологических барьеров, учета механизмов психологической защиты, достижения правильного восприятия наказания осужденным, формирования установок раскаяния, покаяния. Признание вины предполагает искреннее раскаяние.
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России, где меры по соблюдению прав личности осужденного и усилению безопасности среды учреждения рассматриваются как приоритетные, особую актуальность приобретает создание системы воспитательных и оперативно-режимных мер, повышающих психологическое воздействие на осужденных, с целью побуждения их к раскаянию и покаянию, явке с повинной и участию в исправительных программах.
3. Организация процесса исправления
Действенность режимно-воспитательной
работы среди осужденных во многом
определяется педагогическим опытом сотрудников
колонии, гибкостью, умелым и творческим
применением существующих форм и
методов педагогического
Для получения положительных результатов важно обеспечить изоляцию осужденных от отрицательно влияющих на них: от рецидивистов, лиц, осужденных за половые преступления, алкоголиков, картежников, склонных к формированию преступных группировок, ведущих паразитический образ жизни.
В работе с осужденными
необходима строгая принципиальная
требовательность в сочетании с
тактом и выдержкой, построенная
на основе объективности и
Вполне закономерно, что
в большинстве исправительно-
Основными направлениями индивидуальной работы являются: изучение личного дела осужденного; проведение бесед; наблюдение за поведением, отношением к труду, режимно-воспитательным мероприятиям, коллективу и общественной работе; исследование связей осужденного с родственниками, друзьями по прежнему месту работы, учебы; беседы с родственниками и друзьями, хорошо знающими осужденных и т.п.
Правильно поступают там, где изучение личности начинается с момента прибытия осужденного в колонию. Такое изучение осужденного позволяет начальнику отряда сформировать представление об индивидуальных особенностях личности, о его характере, причинах, породивших преступное поведение. Все данные об осужденном, полученные в ходе изучения, в обычном порядке заносятся в "карточку индивидуальной работы.
Шамис А.Ф. Основное средство воздействия на осужденных и механизмы их реализации: Монография. Домодедово: МВД России, 1996. С.89.
Помимо общих установочных данных в нее заносятся сведения, определяющие личность, ее психологию, мировоззрение, отношении к содеянному, общественный и культурный уровень, стремление исправиться и устранить причины преступления. Индивидуальное изучение преступника, как и воздействие на него, ведутся на протяжении всего периода нахождения в местах лишения свободы. При этом используются самые различные формы и методы. Большую помощь в этом оказывают планы индивидуальной воспитательной работы, составляемые на каждого осужденного. В них необходимо учесть следующее.
Важно, чтобы осужденные активно
участвовали в производственно-
Следует особое внимание обращать
на молодежь, так как это наиболее
динамичная часть коллектива. В поведении
молодых людей проявляются
Ученые установили, что каждый второй осужденный в возрасте до 25 лет наиболее тяжело переживает начальный период лишения свободы, составляющий примерно треть срока лишения свободы. Такое депрессивное состояние - наиболее удачное время для переориентации правосознания в преступной молодежной среде.
В процессе исправления необходимо учитывать, что в молодежной среде, как нигде, очень рельефно проявляется действие психологического закона подражания. Молодые осужденные очень доверчивы. Особенно заметно это в их отношении к поведению и образу мыслей старших или авторитетных "бывалых" сверстников, уже обладающих каким-либо "тюремным" опытом и составляющих "лагерное" представление о жизни и ее проблемах.
Линия подражания хорошему примеру проходит как-то незаметно, но что касается всего запрещенного, недозволенного, то тут психическое восприятие молодежи, к сожалению, обостряется. Развивающийся и ищущий ум молодого человека зачастую избирает себе образец, которому он и следует, не давая себе отчета в последствиях. В местах лишения свободы нездоровый пример рецидивиста часто становится эталоном мыслей и поведения молодого правонарушителя.
Получается так, что некоторый запас современных знаний, объем мнений и представлений дает молодежи право утверждаться в сознании, что в местах лишения свободы она все может, на все способна, а поэтому и поддерживает высокий критический уровень притязаний в системе отношений с администрацией и активом колонии. Однако первое же соприкосновение с жизненными обстоятельствами, требующими не только реализации права, но и выполнения долга, ставит таких молодых людей в трудное положение, выход из которого они зачастую ищут на неверном пути.
За время пребывания осужденного в колонии ему необходимо помочь обрести минимум нужных для нормальной жизни качеств; избавиться от вредных антиобщественных привычек и взглядов на жизнь. Не зная глубоко личность осужденного, мы не сможем оказать этой необходимой помощи.
Важным в борьбе с рецидивом является развенчание иждивенческих настроений у осужденных. Дело в том, что в местах лишения свободы люди живут, не заботясь о завтрашнем дне. Они уверены в том, что будут одеты, обуты, накормлены, даже если не заработают ни копейки. Это порождает у них стереотип сознания паразитического образа жизни, который на свободе приводит рецидивистов к равнодушному отношению к своему праву на труд и даже к мотивированному равнодушию относительно личного тунеядства.
* Аминов И.И. Юридическая психология.М., 2007. С.366
Осужденных необходимо более
активно приобщать к
Осужденным следует оказать помощь в повышении требовательности к себе: научить их признавать мнение совета коллектива, выполнять требования самодеятельных организаций. Это, в свою очередь, потребует от них искоренения раздражительности, неуравновешенности и умения управлять своими поступками и словами, соблюдения правил общежития и вежливости. Они должны научиться следить за своими манерами, позой, жестикуляцией, мимикой, внешностью.
При организации воспитания правосознания у осужденных за преступления против личности следует добиваться, чтобы они больше думали о последствиях своих поступков, воспитывали в себе уважение к людям, сознательное соблюдение требований режима, стремились искоренить в себе такие качества как, грубость, жестокость, безразличие и равнодушие к судьбам других людей. Началом переломного момента в самовоспитании можно считать тот момент, когда осужденный напишет извинительное письмо потерпевшему.
Осужденный этой категории
при подготовке к жизни на свободе
должен научиться видеть в каждом
человеке добрые качества, развивать
чуткость и внимательность, анализировать
каждый свой поступок, признавать свои
ошибки, изживать упрямство. Требования
к этой группе осужденных сводятся
к тому, чтобы осужденные трудились
добросовестно и активно
Несколько иные цели должны
быть заложены в основе самовоспитания
осужденных за корыстные преступления.
С учетом социально-демографических
особенностей этой категории преступников
следует обратить их внимание на то,
чтобы они имели твердое
В процессе изучения и формирования
правосознания преступников правильно
поступают воспитатели, принимающие
во внимание то, что в осужденные
испытывают влечение к женскому полу.
В связи с этим возникает особая
необходимость разъяснения
В большинстве случаев
преступники под влиянием рецидивистов
начинают относиться к женщинам цинично,
по-хамски, аморально. В ряде случаев
пьянство в сочетании с беспорядочными
интимными связями и привели
их на скамью подсудимых. Опираясь на интерес
осужденных к любви и верности,
используя положительные
Решите задачи:
Задача № 1.
Начальник отряда проводит занятие по разъяснению правил поведения и условий содержания осужденных в ИУ, зачитывая и объясняя отдельные положения. Занятие проходит скучно. Осужденные слушают невнимательно, занимаются посторонними делами.
Вопрос 1. Как стимулировать интерес осужденных к обучению?
Вопрос 2. Какими методами лучше
проводить разъяснительную
Стимулирования интереса к обучению в исправительных учреждениях обеспечивается на основе следующих факторов.
Необходимость формирования
у осужденных правильного мировоззрения
и нравственности. Доводя до аудитории
информацию необходимо связывать ее
с интересными жизненными фактами,
с практикой. Обучение должно осуществляться
в тесной связи с раскрытием путей
применения в общественной жизни. Чтобы
знания, умения и навыки формировались
в системе, в определенном порядке,
нужно каждый элемент учебного материала
логически связывается с
Информация о работе Педагогические технологии воспитательного воздействия на осужденных