Инновационные педагогические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных педагогических технологий, а также их специфика в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Педагогические инновации. Их сущность, классификация и направления………………………………………………………………………..5
1.2 Технологии и условия осуществления инновационных процессов….7
1.3 Инновационные образовательные учреждения………………………10
1.4 Современные инновационные технологии в педагогике……………11
2. ГЛАВА: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Инновационные тенденции в профессиональном образовании…….18
2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне………………………………………………………………………...…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СПИСОК………………………………………………...…30

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕД.ТЕХ=И.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 Педагогические инновации.  Их сущность, классификация и  направления………………………………………………………………………..5

1.2 Технологии и условия  осуществления инновационных процессов….7

1.3 Инновационные образовательные  учреждения………………………10

1.4 Современные инновационные  технологии в педагогике……………11

2. ГЛАВА: ПРАКТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОНЫЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

2.1 Инновационные тенденции  в профессиональном образовании…….18

2.2 Инновационные педагогические  технологии на законодательном  уровне………………………………………………………………………...…..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СПИСОК………………………………………………...…30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Неотъемлемой частью любой человеческой деятельности является развитие. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек, тем самым, постоянно развивается. Этот процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Изменение роли образования  в обществе обусловило большую часть  инновационных процессов. «Из социально-пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. 

Одним из средств такого развития в образовании являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных  технологий в обучении занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов.  
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева,  В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.Внедрением и развитием инновациооных процессов в Российском образовании занимались такие ученые как : В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие.

Актуальность  проблемы инновационных педагогических технологий заключается в том, что на сегодняшний день, инновационный поиск стал частью имиджа любой уважающей себя школы, стабильным явлением в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы и, несомненно, составляют для нас большой интерес.

Объектом  исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.

Цель данной курсовой работы - выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных педагогических технологий, а также их специфика в Российской Федерации.

 

 

 ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

      1. Педагогические инновации. Их сущность, классификация и направления

 

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому  естественно становятся предметом  изучения, анализа и внедрения. Инновации  сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных  учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый  – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся  к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. [10, 381] Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие “инновация“ в  переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось  в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной  культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому  процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и  формы обучения и воспитания, организацию  совместной деятельности учителя и  учащегося.[21, 492]

Об инновациях в российской  образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация  –  нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.[20, 198] Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Педагогические инновации  могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной  системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных  вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые "интегрированные инновации", которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто "внешними" мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив "узкие" места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Основными направлениями  и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

  • разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
  • обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
  • совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
  • улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
  • проектирование новых моделей образовательного процесса;
  • обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
  • обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

•разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему  уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и  способствуют продвижению практики вперед. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

 

      1. Технологии и условия осуществления инновационных процессов

 

Педагогические инновации  осуществляются по определенному алгоритму. П.И. Пидкасистый [12, 49-54] выделяет десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений:

  1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить потребность в нововведениях.
  2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария.

Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как  устаревшее, неэффективное, нерациональное.

  1. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогические конструкции.
  2. Всесторонний анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.
  3. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкретными заданными свойствами, отличающимися от традиционных вариантов.
  4. Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персонализировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, установить формы контроля.
  5. Проработка практического осуществления известного закона перемены труда. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность.
  6. Построение алгоритма внедрения в практику новшеств. В педагогике разработаны подобные обобщенные алгоритмы. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
  7. Введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии для ее внедрения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теории отражения, и др.

10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. При этом необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства. В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инновационную деятельность, можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; преподнесение подновленного старого как принципиально нового; превращение в абсолют и копирование творческого метода какого-либо педагога-новатора без его творческой переработки и т. д.

Однако для инновационных процессов существуют реальные барьеры. В.И. Андреев [1, 440-441] выделяет следующие из них:

  • консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);
  • слепое следование традиции по типу: "У нас и так все хорошо";
  • отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;

• неблагоприятные социально-психологические условия конкретного образовательного учреждения и др.

При организации инновационной  деятельности следует помнить,

что:

  • в педагогике, по мысли К.Д. Ушинского [ 8, 43 ], передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта;
  • "чужой" опыт педагог должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития;
  • инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;
  • инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;
  • инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;
  • в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.

Информация о работе Инновационные педагогические технологии