Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных педагогических технологий, а также их специфика в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Педагогические инновации. Их сущность, классификация и направления………………………………………………………………………..5
1.2 Технологии и условия осуществления инновационных процессов….7
1.3 Инновационные образовательные учреждения………………………10
1.4 Современные инновационные технологии в педагогике……………11
2. ГЛАВА: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Инновационные тенденции в профессиональном образовании…….18
2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне………………………………………………………………………...…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СПИСОК………………………………………………...…30
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Педагогические инновации.
Их сущность, классификация и
направления…………………………………………………
1.2 Технологии и условия
осуществления инновационных
1.3 Инновационные образовательные учреждения………………………10
1.4 Современные инновационные технологии в педагогике……………11
2. ГЛАВА: ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
2.1 Инновационные тенденции
в профессиональном
2.2 Инновационные педагогические
технологии на законодательном
уровне………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СПИСОК……………………………
Введение
Неотъемлемой частью любой человеческой деятельности является развитие. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек, тем самым, постоянно развивается. Этот процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально-пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Одним из средств такого развития в образовании являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Проблемой инновационных
технологий в обучении занималось и продолжает
заниматься большое число талантливых
ученых и педагогов.
На теоретико-методологическом уровне
наиболее фундаментально проблема нововведений
отражена в работах М. М. Поташника, А. В
Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева,
В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного
подхода, что дает возможность анализировать
не только отдельные стадии инновационного
процесса, но и перейти к комплексному
изучению нововведений.Внедрением и развитием
инновациооных процессов в Российском
образовании занимались такие ученые
как : В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор,
доктор педагогических наук К.К. Колин,
доктор педагогических наук В.В Шапкин,
В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие.
Актуальность проблемы инновационных педагогических технологий заключается в том, что на сегодняшний день, инновационный поиск стал частью имиджа любой уважающей себя школы, стабильным явлением в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы и, несомненно, составляют для нас большой интерес.
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.
Цель данной курсовой работы - выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных педагогических технологий, а также их специфика в Российской Федерации.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Нововведения, или инновации,
характерны для любой профессиональной
деятельности человека и поэтому
естественно становятся предметом
изучения, анализа и внедрения. Инновации
сами по себе не возникают, они являются
результатом научных поисков, передового
педагогического опыта
Словарь С.И.Ожегова даёт
следующее определение нового: новый
– впервые созданный или
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.[21, 492]
Об инновациях в российской
образовательной системе
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.[20, 198] Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые "интегрированные инновации", которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто "внешними" мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив "узкие" места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.
Основными направлениями
и объектами инновационных
•разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.
Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. П.И. Пидкасистый [12, 49-54] выделяет десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений:
Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.
10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. При этом необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства. В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инновационную деятельность, можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; преподнесение подновленного старого как принципиально нового; превращение в абсолют и копирование творческого метода какого-либо педагога-новатора без его творческой переработки и т. д.
Однако для инновационных процессов существуют реальные барьеры. В.И. Андреев [1, 440-441] выделяет следующие из них:
• неблагоприятные социально-психологические условия конкретного образовательного учреждения и др.
При организации инновационной деятельности следует помнить,
что: