Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных педагогических технологий, а также их специфика в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Педагогические инновации. Их сущность, классификация и направления………………………………………………………………………..5
1.2 Технологии и условия осуществления инновационных процессов….7
1.3 Инновационные образовательные учреждения………………………10
1.4 Современные инновационные технологии в педагогике……………11
2. ГЛАВА: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Инновационные тенденции в профессиональном образовании…….18
2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне………………………………………………………………………...…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СПИСОК………………………………………………...…30
Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.
ГЛАВА 2: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Инновационные тенденции в профессиональном образовании
Мировой опыт инноваций профессионального образования
Международный опыт убеждает в том, что качество подготовки кадров было, есть и будет приоритетным в сфере профессионального образования. Опираясь на анализ советской профшколы и современной России, следует отметить, что этому вопросу всегда уделялось большое внимание как органами управления образованием всех уровней, так и самими учреждениями профобразования. К сожалению, результат не всегда был таким, каким хотелось бы иметь.
В советский период работала технология "доводки" качества знаний, умений и навыков будущих рабочих и специалистов непосредственно на государственных предприятиях. В новых рыночных условиях эта технология уже не срабатывает. Управленцы не нуждаются в неквалифицированных кадрах и не собираются быть меценатами их обучения. Это одно из главных противоречий нынешнего времени.
Такое положение дел подталкивает руководителей образовательных учреждений к поиску новых технологий повышения эффективности подготовки кадров. Есть немало интересных и, главное, практико-ориентированных разработок в Институте развития профессионального образования Минобразования РФ, авторами которых являются профессора И.П. Смирнов, А.Т. Глазунов, академик Е.В. Ткаченко и др. Парадокс в том, что в российских регионах об этом знают понаслышке и от всяких новых, в том числе апробированных, разработок отмахиваются, как от назойливых мух, сетуя при этом на отсутствие необходимых рекомендаций. Причины очевидны: нежелание погрузиться в указанную проблему; отсутствие специалистов по инновационным педагогическим технологиям; отсутствие необходимых условий, способствующих их реализации.
Многолетнее сотрудничество отечественных учебных заведений с европейскими, лишь подтверждает важность и актуальность постоянного и пристального внимания к качеству профессионального обучения.
Отличия российской и европейской систем профобразования состоят в следующем:
— профессиональное образование Европы основано, как известно, на дуальной системе, которая предполагает не только заинтересованность профшколы и предприятия — заказчика кадров, но и ответственность за соблюдение стандарта образования, наличие высококвалифицированных преподавательских кадров, наличие современной учебной и материально-технической базы и, наконец, независимых комиссий, принимающих экзамены как на этапе аттестации, так и на выпускных квалификационных экзаменах;
Наряду с изложенным следует отметить новое направление, образовавшееся в европейских профессиональных школах. Это не просто лозунг или призыв, а целая система мер, предусматривающая высокую эффективность использования бюджетных средств, материальных ресурсов в достижении конечного результата. В таких условиях всякий предлагаемый проект или новация подвергаются тщательной экспертизе советом профшколы, работодателями и организациями, участвующими в ее финансировании. При положительном заключении проект получает одобрение, грант на его реализацию и материальное поощрение его разработчиков.
Справедливости ради следует признать, что общее состояние качества подготовки кадров в системе российского профессионального образования остается на довольно низком уровне. Основными и широко известными причинами этого являются: невысокая оплата труда работников профшколы, отсюда их низкая квалификация, отсутствие мотивации к использованию новых педагогических технологий; отрицательное влияние на качество профподготовки упразднения института базовых предприятий, которые были гарантами профессиональных учебных заведений. Эта же проблема порождает неуверенность выпускников в завтрашнем дне. Опыт стран с развитой экономикой показывает: благополучие собственников напрямую зависит от благополучия молодежи, которая востребована на рынке труда.
В связи с существующими объективными причинами (распад СССР, низкая заработная плата работников образовательной сферы, устаревшее оборудование) внедрение инноваций в образовательную систему РФ затруднено. В то время как западная система образования подвержена изменениям значительно больше. Однако и в нашей стране существуют учреждения, в которых педагогический процесс проходит по инновационным технологиям. Во многом это заслуга преподавателей-энтузиастов.
Инновации профессионального образования в России
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал как социальных институтов, так и личностный.
Раньше безусловным ориентиром образования в России было формирование знаний, навыков, умений, обеспечивающих готовность к жизни, понимаемую как способность адаптации личности в обществе. Теперь образование все больше ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития, подготавливают личность к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Общественные преобразования
в нашей стране вывели на первый
план проблему моделирования в
Моделирование - это специфическая
многофункциональная
Выделим две группы требований, которым должна отвечать модель:
Поэтому при составлении алгоритма разработки модели, с одной стороны, должны соблюдаться жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой - обеспечиваться достаточная "свобода" модели для того, чтобы она была способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.
Значительные изменения происходят в системе начального профессионального образования. Это связывается с тем, что в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулирована задача опережающего развития начального и среднего профессионального образования, которая является новой по своей постановке. Данный шаг предполагает формирование открытой системы образования, ее взаимодействие с окружающим миром, прежде всего с рынками труда и образовательных услуг.
Сегодня требуется более
интенсивное научное
2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне
За время, прошедшее с принятия Федерального закона "Об утверждении Федеральной программы развития образования" [5], в российской системе образования и ее финансовом обеспечении произошли существенные изменения. Начата реализация многочисленных средне и долгосрочных широкомасштабных экспериментов по отработке элементов модернизации образования по различным его уровням. В 2001—2003 годах Правительство России утвердило ряд федеральных целевых программ в области образования, которые реализуются параллельно с Федеральной программой развития образования. Объем их финансирования приближается к объему финансирования этой программы, а по такой программе, как "Развитие единой образовательной информационной среды", заметно превосходит.
Для современного этапа развития
российского образования
Следует оговориться, что ряд вопросов был решен, когда в августе 2004 года вышел Федеральный закон № 122, внесший в Закон "Об образовании" изменения. В частности, были исключены положения о конкурсном порядке разработки Федеральной программы развития образования и ее законодательном утверждении, а по статусу она была приравнена к другим целевым федеральным программам.
Результатом напряженной работы коллектива, созданного Министерством образования и науки Российской Федерации, при активном участии Рособразования, большой группы научных и практических работников стали проекты Концепции Федеральной программы развития образования и самой программы, интегрированной с Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды". Таким образом, Федеральная целевая программа развития образования — логическое продолжение этих объединенных программ, документ, во многом определяющий финансовую судьбу российского образования на ближайшие годы.
Протоколом заседания Правительства России от 11 августа 2005 года Федеральная целевая программа развития образования включена в перечень федеральных целевых программ на 2006 год. С учетом замечаний, поступивших от Минэкономразвития, Минфина, других министерств и ведомств, текст программы доработан и внесен на рассмотрение Правительства России, а ее мероприятия тесно взаимосвязаны с Приоритетными направлениями реформирования образовательной системы Российской Федерации.
Министр образования и науки А.А. Фурсенко в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что перед нами стоит задача формирования не принципиально новой системы образования, а принципиально новых ее возможностей. Поэтому Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные Правительством, являются конкретизацией основных положений Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года с учетом современных условий.
Федеральная целевая программа разработана с учетом приоритетных направлений развития отрасли, поэтому выполнение ее мероприятий станет основой для эффективной реализации государственной образовательной политики России на современном этапе.
Принципиальные отличия новой программы от программы образца 1992 года заключаются, прежде всего, в подходах к ее формированию и реализации. Наиболее важные среди них — направленность на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей, и поддержка "точек роста" (так называемых программ и проектов развития); общероссийское и общесистемное значение решаемых проблем и предполагаемых изменений; отбор проектов с точки зрения их соответствия современным образовательным и информационным технологиям и мировым критериям уровня качества: активное привлечение институтов гражданского общества к формированию и реализации мероприятий. Впервые применен и комплексный подход к реализации проектов, включающий научно-методическое сопровождение, апробацию и распространение полученных результатов, нормативно-правовое, кадровое и материально-техническое обеспечение, внедрение информационно-коммуникационных технологий.
Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 годы представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Примечательно, что в новой программе значительное внимание предполагается уделить проектам, касающимся решения актуальных проблем современной школы: обновлению содержания и технологий образования, улучшению качества образовательных услуг, введению новых моделей оплаты труда педагогических работников и нормативного бюджетного финансирования, внедрению новых государственных стандартов на основе компетентностного подхода, профильного обучения в старшей школе, моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, созданию общероссийской системы оценки качества образования, развитию инфраструктуры единого информационного образовательного пространства.