Педагогические технологии воспитательного воздействия на осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью воспитательной работы может быть как юридическое исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения.

Оглавление

Введение. 3
1. Понятие, этапы и критерии исправления. 4
2. Сущность и содержание исправления осужденных. 9
3. Организация процесса исправления. 11
Литература. 20

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 34.62 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Психологический факультет  заочное обучение Кафедра Юридической  психологии и педагогики

По ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

на тему: Педагогические технологии воспитательного воздействия на осужденных

Выполнил слушатель:

Рязань 

 

cодержание

cодержание. 2

Введение. 3

1. Понятие, этапы и критерии  исправления. 4

2. Сущность и содержание  исправления осужденных. 9

3. Организация процесса  исправления. 11

Литература. 20

 

Введение

Теоретическое обоснование  значимости воспитательной работы и  реализация этого средства воздействия  на осужденных прошли довольно длительный исторический путь от полного отрицания  до его закрепления в международных  правовых документах обращения с  заключенными и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

В процессе воспитательной работы важно довести до сознания каждого  осужденного степень его вины и справедливости наказания. При  этом необходимо учитывать, что отношение  к наказанию характеризует: а) социальную позицию осужденного и меру его  субъективной ответственности перед  обществом; б) понимание осужденным социальной сущности наказания; в) раскаяние  в содеянном; г) осознание необходимости  отбыть наказание и исправиться  и в конечном счете справедливости наказания.

Как показывают исследования, для осужденных характерны маргинальный и конформистский типы правомерного поведения. В первом случае поведение  построено на мотивах страха перед  наказанием, личных расчетах, боязни осуждения. Во втором случае поведение является следствием приспособления осужденного  к внешним обстоятельствам и, таким образом, пассивным соблюдением  норм права (в силу внешнего, а не внутреннего подчинения своих действий).

Итак, целью воспитательной работы может быть как юридическое  исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения.

 

1. Понятие,  этапы и критерии исправления

В теории отмечается, что  в сфере исправительного воздействия  осужденных существуют различные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические, педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в  отсутствии целостного подхода к  разрешению проблем и объединяющих критериев в применении подходов к исправлению конкретного осужденного.

При таких обстоятельствах  средства исправления, предусмотренные  в ч.2 ст. Уголовно-исполнительного  кодекса РФ (в дальнейшем - УИК  РФ), применяются наугад, не системно или по субъективному усмотрению. И соответственно результат получается нулевой или отрицательный, а  такая ситуация является в целом  неуправляемой.

Проблемы исправления  в целом можно разложить на несколько составляющих: понятие  исправления, механизм поведения индивида и его мотивы, средства и способы  воздействия, критерии оценки результативности исправления. Исправление необходимо различать как процесс и как  результат.

В ст.9 УИК РФ раскрывается как раз процесс исправления, содержание которого заключается в  формировании у осужденного уважительного  отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого  общежития и стимулировании правопослушного  поведения. То есть перед персоналом исправительного учреждения стоит  задача по изменению у осужденного, существующего у него отношения, которое предполагается отличным от требуемого, на указанное выше.

Согласно словарю В.И. Даля отношение означает «принадлежность  к чему-либо», «состояние в связи». Следовательно, чтобы осужденный относился  с уважением к перечисленным  объектам, необходимо установление взаимосвязи  и «взаимности» осужденного с  человеком, обществом, трудовыми отношениями, нормами и традициями человеческого  общежития.

* Фомин Н.С. Определение  степени исправления осужденных // Исправительно-трудовые учреждения: Бюллетень ВНИИ МВД СССР.М., 1976. С.26.

Понимание исправления как  процесса не ограничивается этим и  не снимает с исправительного  учреждения исправление осужденного  как конечный результат. Об этом свидетельствует  требование ч.1 ст.60 УК РФ, в которой  сказано, что необходимо выбирать наказание, которое «сможет обеспечить достижение целей наказания». Данное положение  соответственно применяется на практике.

Поэтому содержание исправления  в ст.9 УИК РФ следует понимать и как достижение его конечного  результата. Исправлять осужденного  означает «испрямлять, делать прямым; чинить, поправлять, переправлять, изменять улучшая, переделывать на лучший лад». Естественно, что прежде, чем «испрямлять» или «поправлять», надо знать у  осужденного нечто «непрямое», а  также то, в какую сторону это  надо «выправлять». Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права  дают определенный ориентир при исполнении наказания, но выхода в конкретной ситуации на индивидуальный уровень не определяют.

У любого явления, включая  преступное поведение, существует свой механизм, обеспечивающий его существование  и развитие. Но в этом случае должен существовать и противоположный  механизм, нейтрализующий первоначальный.

Поставленные вопросы  и задачи не представляется возможным  разрешить опять же без обращения  к мироустройству и его закономерностям, а также без изучения внутреннего  мира осужденного, особенностей восприятия им окружающей действительности, сформировавшейся у него системы ценностей, понимания  смысла и цели жизни, конечности ее или отсутствии таковой и сущности человеческих отношений. Многое из перечисленного может содержаться в мотивации  поведения субъекта, но сложность  нередко возникает в интерпретации  имеющихся обстоятельств и намерений.

** Даль В.И. Толковый  словарь живого великорусского  языка. Т.2.М., 1998. С.741.

Всегда следует иметь  в виду взаимосвязанность физических и психических явлений в окружающем мире, а также то, что у каждого  следствия, в том числе и в  сфере психики, есть своя причина  или их совокупность. Тщательное исследование причинно-следственных закономерностей  преступного посягательства и предшествующих событий позволяет ответить на поставленные выше вопросы. Если преступное поведение  начинается с индивида, то оно и  заканчивается изменением его поведения. Соответствующие ценностные ориентации меняют мотивацию человека, и цепь соответствующих событий разрывается.

Поэтому, чтобы изменить характер поведения, необходимо пересмотреть мировоззрение  и ценностные ориентации. Это положение  должно стать определяющим в ходе формирования человека с самого момента  его зарождения. Проблема преступного  поведения разрешается не изменением мира, а изменением внутреннего отношения  к этому миру. Но существующая система  воспитания и права, не направленная на отыскание первопричин в самом  человеке, искажает реальность при  помощи усвоенных оценок и эмоций. Так возникает конфликт интересов, который нередко персонифицируется  в образе внешнего «врага», препятствия  вовне и т.д. *

Системный подход к достижению целей наказания требует также  установления определенных критериев, которые бы являлись элементами обратной связи в процессе исправительного  воздействия и определении его  результата.

В уголовном законодательстве прямо не указываются критерии исправления  осужденного. В случае досрочного освобождения от уголовной ответственности или  наказания, замены неотбытой части  наказания более мягким видом  наказания или освобождения от наказания  в связи с тяжелой болезнью, в законодательстве указываются  опосредованные критерии, характеризующие  в определенной мере степень исправления  осужденного.

Петин И.А. Понятие, этапы  и критерии исправления // Российский следователь. 2008. № 8. С.27.

Приведенные выше признаки не могут в достаточной мере свидетельствовать  о степени исправления, поскольку  они нередко вытекают из внешней  регуляции поведения лица, вызываемой специфическими условиями его содержания при осуществлении карательно-воспитательного  воздействия. Поэтому данные критерии могут существенно не затрагивать  внутренний мир осужденного и  причинно-мотивационную сферу его  деятельности, что именно способно дать определенные гарантии реального  прогнозирования характера дальнейшего  поведения субъекта.

Пока не будет выявлен  мотив его устремления, никто  и ничего не может утверждать о  степени «исправления», ведь возможен вариант «графа Монте-Кристо», когда  человек старается освободиться для того, чтобы рассчитаться с  потерпевшим самым изощренным или  жестоким образом.

Здесь возникает вопрос о  возможности или достоверности  «прогнозирования» поведения человека вообще. Сложность человеческой организации  не означает невозможность понять его  поведение вообще. Человека можно  рассматривать как систему, взаимодействующую  с внешним миром. Но проблема не только и даже не столько в том, что  такие критерии невозможно увидеть  в материальной форме или они  могут сознательно скрываться субъектом, а в том, что последний нередко  и сам не знает первопричин  своего поведения, намерения или  отношения к жизненным ситуациям  или внешнему миру в целом.

При таких обстоятельствах  преступное поведение объясняется  им самим или правоприменителем  чрезвычайно поверхностно, без отражения  его внутреннего содержания и  действительно истинных побудительных  моментом. Примером может служить  объяснение убийства или иного преступления «по пьянке», из-за ревности, мести  и т.д. В результате не определяются истинные причины и мотивы поведения  на стадиях уголовного судопроизводства, а в такой ситуации вряд ли можно  ожидать их устранения из дальнейшего  поведения в процессе отбытия  уголовного наказания (кроме случая личностного роста и самоосознания  своего поведения).

* Петин И.А. Понятие,  этапы и критерии исправления  // Российский следователь. 2008. №  8. С.2

Возникает вопрос разделительного  критерия мировоззрения и системы  ценностей лица, ведущих к правопослушному  или преступному поведению индивида. Основополагающим признаком принципиально  отличных систем мировоззрения можно  считать восприятие мира как нематериального, волнового, или материального, корпускулярного. Именно исходя из определенного восприятия мира у человека со временем формируются  соответствующие его закономерности, причинно-следственные связи, место  индивида в окружающей реальности, ценностные ориентации, мотивы и цели поведения.

Действительно мотивы поведения  как своеобразный индикатор указывают  на восприятие осужденным мироустройства, его ценностных ориентации и определяют цели его деятельности. Если фиксируется  изменение мотивов в позитивном направлении, то тем самым констатируется определенная степень исправления осужденного, что отражает результаты деятельности исправительных учреждений и должно являться ориентирующей для них обратной связью.

Условиями успешного выполнения профессиональных задач администрацией исправительного учреждения являются установление у осужденного полного  доверия в процессе педагогико-психологической  работы с ним и возбуждение  непременного интереса к результатам  работы по позитивному изменению  его внутреннего мира. Если доверие, возможно установить при помощи искреннего отношения к субъекту и его  проблемам (что само по себе предполагает критический профессиональный отбор), то интерес формируется в том  случае, когда осужденный будет наглядно убежден в действительности предлагаемой ему картины мироустройства, где  все и вся взаимосвязано и  обусловлено. Можно сказать, что  полное осознание всеобщих закономерностей  бытия является критерием реального  исправления субъекта.

2. Сущность  и содержание исправления осужденных

Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные  акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаются дискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбывающих наказания.

В современных учебниках  и словарях по юридической психологии или вообще не дается определение  «исправления», или показывается сущность пенитенциарной практики в целом, с  привлечением близких понятий - «ресоциализация», «перевоспитание», «личностная реорганизация» и др., но без раскрытия их содержания и взаимосвязей. В публикациях  пенитенциарных педагогов и психологов также констатируется неоднозначность  употребления термина «исправление осужденных».

Для российской пенитенциарной традиции характерна вера в возможность  исправления осужденных. Еще в 1912 г. СВ. Познышев по этому поводу писал: «Если нет прирожденного преступника, нет и неисправимого преступника».

Современное понимание «исправление осужденного» предполагает использование  воздействий:

по реорганизации личности, приводящей к устранению личностных дефектов, обусловивших совершение преступления;

Информация о работе Педагогические технологии воспитательного воздействия на осужденных