Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа
Итак, целью воспитательной работы может быть как юридическое исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения.
Введение. 3
1. Понятие, этапы и критерии исправления. 4
2. Сущность и содержание исправления осужденных. 9
3. Организация процесса исправления. 11
Литература. 20
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Психологический факультет заочное обучение Кафедра Юридической психологии и педагогики
По ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на тему: Педагогические технологии воспитательного воздействия на осужденных
Выполнил слушатель:
Рязань
cодержание
cодержание. 2
Введение. 3
1. Понятие, этапы и критерии исправления. 4
2. Сущность и содержание исправления осужденных. 9
3. Организация процесса исправления. 11
Литература. 20
Введение
Теоретическое обоснование
значимости воспитательной работы и
реализация этого средства воздействия
на осужденных прошли довольно длительный
исторический путь от полного отрицания
до его закрепления в
В процессе воспитательной работы важно довести до сознания каждого осужденного степень его вины и справедливости наказания. При этом необходимо учитывать, что отношение к наказанию характеризует: а) социальную позицию осужденного и меру его субъективной ответственности перед обществом; б) понимание осужденным социальной сущности наказания; в) раскаяние в содеянном; г) осознание необходимости отбыть наказание и исправиться и в конечном счете справедливости наказания.
Как показывают исследования, для осужденных характерны маргинальный и конформистский типы правомерного поведения. В первом случае поведение построено на мотивах страха перед наказанием, личных расчетах, боязни осуждения. Во втором случае поведение является следствием приспособления осужденного к внешним обстоятельствам и, таким образом, пассивным соблюдением норм права (в силу внешнего, а не внутреннего подчинения своих действий).
Итак, целью воспитательной работы может быть как юридическое исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения.
1. Понятие, этапы и критерии исправления
В теории отмечается, что
в сфере исправительного
При таких обстоятельствах средства исправления, предусмотренные в ч.2 ст. Уголовно-исполнительного кодекса РФ (в дальнейшем - УИК РФ), применяются наугад, не системно или по субъективному усмотрению. И соответственно результат получается нулевой или отрицательный, а такая ситуация является в целом неуправляемой.
Проблемы исправления в целом можно разложить на несколько составляющих: понятие исправления, механизм поведения индивида и его мотивы, средства и способы воздействия, критерии оценки результативности исправления. Исправление необходимо различать как процесс и как результат.
В ст.9 УИК РФ раскрывается как раз процесс исправления, содержание которого заключается в формировании у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития и стимулировании правопослушного поведения. То есть перед персоналом исправительного учреждения стоит задача по изменению у осужденного, существующего у него отношения, которое предполагается отличным от требуемого, на указанное выше.
Согласно словарю В.И. Даля отношение означает «принадлежность к чему-либо», «состояние в связи». Следовательно, чтобы осужденный относился с уважением к перечисленным объектам, необходимо установление взаимосвязи и «взаимности» осужденного с человеком, обществом, трудовыми отношениями, нормами и традициями человеческого общежития.
* Фомин Н.С. Определение
степени исправления осужденных
// Исправительно-трудовые
Понимание исправления как процесса не ограничивается этим и не снимает с исправительного учреждения исправление осужденного как конечный результат. Об этом свидетельствует требование ч.1 ст.60 УК РФ, в которой сказано, что необходимо выбирать наказание, которое «сможет обеспечить достижение целей наказания». Данное положение соответственно применяется на практике.
Поэтому содержание исправления
в ст.9 УИК РФ следует понимать
и как достижение его конечного
результата. Исправлять осужденного
означает «испрямлять, делать прямым;
чинить, поправлять, переправлять, изменять
улучшая, переделывать на лучший лад».
Естественно, что прежде, чем «испрямлять»
или «поправлять», надо знать у
осужденного нечто «непрямое», а
также то, в какую сторону это
надо «выправлять». Отраслевые принципы
уголовно-исполнительного
У любого явления, включая преступное поведение, существует свой механизм, обеспечивающий его существование и развитие. Но в этом случае должен существовать и противоположный механизм, нейтрализующий первоначальный.
Поставленные вопросы
и задачи не представляется возможным
разрешить опять же без обращения
к мироустройству и его закономерностям,
а также без изучения внутреннего
мира осужденного, особенностей восприятия
им окружающей действительности, сформировавшейся
у него системы ценностей, понимания
смысла и цели жизни, конечности ее
или отсутствии таковой и сущности
человеческих отношений. Многое из перечисленного
может содержаться в мотивации
поведения субъекта, но сложность
нередко возникает в
** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2.М., 1998. С.741.
Всегда следует иметь
в виду взаимосвязанность физических
и психических явлений в
Поэтому, чтобы изменить характер
поведения, необходимо пересмотреть мировоззрение
и ценностные ориентации. Это положение
должно стать определяющим в ходе
формирования человека с самого момента
его зарождения. Проблема преступного
поведения разрешается не изменением
мира, а изменением внутреннего отношения
к этому миру. Но существующая система
воспитания и права, не направленная
на отыскание первопричин в самом
человеке, искажает реальность при
помощи усвоенных оценок и эмоций.
Так возникает конфликт интересов,
который нередко
Системный подход к достижению целей наказания требует также установления определенных критериев, которые бы являлись элементами обратной связи в процессе исправительного воздействия и определении его результата.
В уголовном законодательстве прямо не указываются критерии исправления осужденного. В случае досрочного освобождения от уголовной ответственности или наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания или освобождения от наказания в связи с тяжелой болезнью, в законодательстве указываются опосредованные критерии, характеризующие в определенной мере степень исправления осужденного.
Петин И.А. Понятие, этапы и критерии исправления // Российский следователь. 2008. № 8. С.27.
Приведенные выше признаки не
могут в достаточной мере свидетельствовать
о степени исправления, поскольку
они нередко вытекают из внешней
регуляции поведения лица, вызываемой
специфическими условиями его содержания
при осуществлении карательно-
Пока не будет выявлен мотив его устремления, никто и ничего не может утверждать о степени «исправления», ведь возможен вариант «графа Монте-Кристо», когда человек старается освободиться для того, чтобы рассчитаться с потерпевшим самым изощренным или жестоким образом.
Здесь возникает вопрос о
возможности или достоверности
«прогнозирования» поведения
При таких обстоятельствах
преступное поведение объясняется
им самим или правоприменителем
чрезвычайно поверхностно, без отражения
его внутреннего содержания и
действительно истинных побудительных
моментом. Примером может служить
объяснение убийства или иного преступления
«по пьянке», из-за ревности, мести
и т.д. В результате не определяются
истинные причины и мотивы поведения
на стадиях уголовного судопроизводства,
а в такой ситуации вряд ли можно
ожидать их устранения из дальнейшего
поведения в процессе отбытия
уголовного наказания (кроме случая
личностного роста и
* Петин И.А. Понятие, этапы и критерии исправления // Российский следователь. 2008. № 8. С.2
Возникает вопрос разделительного
критерия мировоззрения и системы
ценностей лица, ведущих к правопослушному
или преступному поведению
Действительно мотивы поведения как своеобразный индикатор указывают на восприятие осужденным мироустройства, его ценностных ориентации и определяют цели его деятельности. Если фиксируется изменение мотивов в позитивном направлении, то тем самым констатируется определенная степень исправления осужденного, что отражает результаты деятельности исправительных учреждений и должно являться ориентирующей для них обратной связью.
Условиями успешного выполнения профессиональных задач администрацией исправительного учреждения являются установление у осужденного полного доверия в процессе педагогико-психологической работы с ним и возбуждение непременного интереса к результатам работы по позитивному изменению его внутреннего мира. Если доверие, возможно установить при помощи искреннего отношения к субъекту и его проблемам (что само по себе предполагает критический профессиональный отбор), то интерес формируется в том случае, когда осужденный будет наглядно убежден в действительности предлагаемой ему картины мироустройства, где все и вся взаимосвязано и обусловлено. Можно сказать, что полное осознание всеобщих закономерностей бытия является критерием реального исправления субъекта.
2. Сущность
и содержание исправления
Действующий ныне Уголовно-исполнительный
кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные
акты, регламентирующие деятельность
пенитенциарных учреждений, не содержат
определения понятия «
В современных учебниках и словарях по юридической психологии или вообще не дается определение «исправления», или показывается сущность пенитенциарной практики в целом, с привлечением близких понятий - «ресоциализация», «перевоспитание», «личностная реорганизация» и др., но без раскрытия их содержания и взаимосвязей. В публикациях пенитенциарных педагогов и психологов также констатируется неоднозначность употребления термина «исправление осужденных».
Для российской пенитенциарной
традиции характерна вера в возможность
исправления осужденных. Еще в 1912
г. СВ. Познышев по этому поводу писал:
«Если нет прирожденного
Современное понимание «исправление осужденного» предполагает использование воздействий:
по реорганизации личности, приводящей к устранению личностных дефектов, обусловивших совершение преступления;
Информация о работе Педагогические технологии воспитательного воздействия на осужденных