Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:43, курс лекций
Массовую разработку и внедрение педагоги¬ческих технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологиче¬ского подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской шко¬ле. Первоначально под педагогической тех¬нологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого на¬правления и одновременно фундаментом было программированное обучение.
Тема
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
План лекции
1. Понятие педагогической технологии, их сущность.
2. Классификация педагогических ценностей.
3. Технология развивающего обучения.
4. Технология поэтапного формирования умственных действий..
5. Технология проблемного обучения.
6. Технология коллективного взаимодействия.
7. Программированное обучение.
8. Технология модульного образования.
9. Дистанционное обучение.
1. Понятие педагогической технологии, их сущность. Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом было программированное обучение.
С точки зрения В. П. Беспалько, Б. С. Блу-ма, В. И. Журавлева, М. В. Кларина, И. А. Мо-ревой, В. В. Монахова, педагогическая технология (или более узко — технология обучения) — это составная (процессуальная) часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения.
В. В. Гузеев выделяет четыре основные идеи, объединяющие педагогические технологии:
укрупнение дидактических
планирование результатов обучения и дифференциация образования;
психологизация образовательного процесса; компьютеризацию.
Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии с позиций деятельностного подхода позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения:
1) теорию учебной деятельности как психологическую основу всех технологий (явно или неявно). Основная идея — ученик должен учиться сам, а учитель — создавать для этого необходимые условия;
2. Классификация педагогических ценностей. Предметно-ориентированные технологии — в основе дидактическое усовершенствование и реконструирование учебного материала.
Модульно-рейтинговая {П. Яцявичене, К. Я. Вазина, И. Ф. Прокопенко и др.) — введение модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала), рейтинговые шкалы оценки. В технологиях «Экология и диалектика» (Л. В. Тарасов) и «Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов) — переконструирование образования в направлениях культорологизации и интеграции.
Технология дифференцированного обучения (Н. П. Гузик, Ю. А. Первин, В. В.Фирсов и др.) — это дифференциация постановки целей обучения, обеспечивающих специализацию учебного процесса.
Технологии развивающего обучения — ребенок самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. По способу организации мотивов выделяются: технологии, опирающиеся на: познавательный интерес (Л. С. Занков, Д. О. Эльконин—Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. С. Якиманская), творческие потребности (Г. С. Альтшул-лер, И. В. Волков, И. П. Иванов). Сюда же относятся природосообразные технологии (воспитания грамотности — А. Кушнир, саморазвития — М. Монтессори) — опора на внутренние силы развития, которые реализуются в подготовленной среде, при этом учитывается сенситивность — наивысшая восприимчивость к определенным внешним явлениям.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. К. Дьяченко, Н. Н. Суртаева и др.), обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации учебного процесса: педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт,); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся — игровые технологии, проблемное, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).
Альтернативные классно-урочному обучению технологии — Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), мастерских (П. Коплен)
— используется педагогика отношений, принцип природосообразности, всестороннее воспитание, обучение без жестких программ, методы погружения, безоценочная творческая деятельность.
Технологии
авторских школ
построены на оригинальных идеях: школа
адаптирующей педагогики (Е.
А. Ямбург, Б. А. Бройде),
школа самоопределения {А.
Н. Тубельский),
«Русская школа» (И.
А. Гончаров, Л. Н. Погодина),
школа-парк (М. А.
Балабан), агрошкола (А.
А. Католиков) .
3. Технология развивающего обучения. Развивающим можно считать такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей мышления, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей у учащихся. Развивающее обучение влияет на мотивационно-волевую и интеллектуально-деятельную сферу учащихся.
Идея была высказана еще Я. А. Коменским, в дальнейшем ее развивали А. Дистервег, в наши дни — Л. С. Выготский.
Экспериментальную проверку концептуального положения Л. С. Выготского провел Л. С. Занков. Им сформулированы принципы развивающего Обучения.
Обучение
на высоком уровне трудности. Трудность
понимается как преодоление препятствий.
Степень трудности регулируется соблюдением
меры трудности. Она должна быть та
кой, чтобы материал мог быть осмыслен.
Изучение
материала быстрыми темпами. Неправомерно
замедление темпа, связанное
с многократным и однообразным повторением
пройденного.
Ведущая роль теоретических знаний, при этом формирование навыков происходит на основе общего развития.
Осознание школьниками процесса обучения; необходимость работы над развитием всех, даже слабых учащихся.
Систематическая работа.
Л. С. Занков сделал вывод, что не только содержание образования, но и методы обучения и характер воспитания школьников играют самостоятельную и активную роль в их развитии.
Обучающиеся успешно усваивают изучаемый материал, если:
Практическая реализация развивающего обучения проходит в несколько этапов. Необходимо привести в систему те учебные действия, которые ведут к сознательному и прочному усвоению знаний, навыков и умений по конкретному предмету. В ходе изучения темы познавательная деятельность проходит через стадии, отражающие последовательность усвоения информации. В пределах каждой обучаемые выполняют комплекс учебных действий с источниками информации, которые ведут к осмыслению той или иной семантической единицы изучаемой темы.
Концепцию
развивающего обучения разрабатывали
Л. В. Занков, 3. И. Калмыкова
(развивающее — это обучение, которое
формирует приемы творческого мышления),
Г. А. Цукер-май
(в основе концепции обучение навыкам
учебного сотрудничества), В.
В. Давыдов и Д.
Б. Эльконин (опора на учебно-поисковую
деятельность учащихся), С.
А. Смирнова, Е. Н. Кабанова-Меллер
и др.
4. Теория поэтапного формирования умственных действий опирается на известные положения Л. С. Выготского и исследования А. Н. Леонтьева. Сущность их состоит в том, что внешние материальные действия, с которыми первоначально имеет дело учащийся, постепенно преобразуются (интериоризуют-ся) во внутренние, умственные действия.
Этот процесс имеет ряд этапов.
Первый этап — предварительноге ознакомление с действием. Ученикам разъясняют цель действия, указывают, на что надо ориентироваться при выполнении действия, как его выполнять. На втором этапе учащиеся выполняют действия, но пока во внешней, развернутой форме и усваивают содержание действия (состав всех операций, правило выполнения). На следующем, внешнеречевом этапе все элементы действия представлены в форме внешней речи (устной или письменной). При этом действие обобщается и сокращается. Четвертый этап — «внешняя речь про себя» - требует выполнения действия в форме проговаривания про себя. Происходит дальнейшее обобщение и свертывание действия. Завершающий, пятый, этап (умственный) связан с выполнением действия во внутренней речи. Учащийся уже сам и выполняет, и контролирует действие. Действие максимально сокращается и автоматизируется.
Исследования
П. Я. Гальперина
и его сотрудников показали, что решающую
роль в формировании действия играет его
ориентировочная
часть. Полнота и правильность овладения
ею определяют быстроту и качество формируемого
действия и характер его исполнительной
части
П. Я. Гальперинин выделил типы ориентировки. Первый тип характеризуется своей неполнотой, ориентиры представлены в конкретном виде и выделяются самим учеником путем многих проб. Действие формируется медленно, с большим количеством ошибок. Второй тип включает все условия, необходимые для выполнения действия. Условия задаются ученику в готовом виде, в конкретной форме, и формирование действия идет быстро и безошибочно. Ориентировочная основа действия третьего типа характеризуется тем, что имеет полный состав, ориентиры даны в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. Но при этом ориентировочная основа действия составляется самим учащимся с помощью общего метода, который ему дает учитель. Действию, сформированному на основе этого типа ориентировки, присущи быстрота и безошибочность формирования, большая устойчивость и широта переноса.
Ориентировочная часть действия (как отдельный акт мышления) представляет, таким образом, аппарат управления действием.
Организованное
на основе принципов поэтапного формирования
умственных действий обучение оказалось
очень эффективным.
5. Технология проблемного обучения. Заключается в создании проблемных ситуаций, вопросов, требующих разрешения, осознания принятия и разрешения их в процессе совместной деятельности учителя и учеников при большей активности первых.