Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:43, курс лекций
Массовую разработку и внедрение педагоги¬ческих технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологиче¬ского подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской шко¬ле. Первоначально под педагогической тех¬нологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого на¬правления и одновременно фундаментом было программированное обучение.
Таковыми основаниями являются:
- собственный профессиональный опыт, интуиция, уровень профессионального развития;
- оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами;
- создание технологически выверенной динамики развития обучающихся.
Поэтому проектируя авторскую технологию, по В. М. Монахову, необходимо её поуровневое описание:
1-й у р о в е н ь - концептуальный, представляющий стратегические задачи, решаемые технологией, описывающий сущность технологии, основные элементы и компоненты, их функции;
2-й уровень - процедурный, раскрывающий сущность каждого компонента как в отдельности, так и в совокупности в процедуре создания, внедрения и развития новых педагогических технологий;
3-й уровень - предметно-конкретный, представляющий сущность, этапность, содержание конкретной разработки новой педагогической технологии по тому или иному учебному предмету;
4-й уровень -- материализация технологии: здесь дается описание возможных результатов и выходов, завершающих создание новой педагогической технологии и обеспечивающих ее полноценное внедрение и функционирование в практике работы школы.
Концептуальные положения В.М. Монахова:
Каждый педагог является обладателем большого поля «рассеянных» методических знаний, которые он осознает лишь частично. В процессе проектирования технологии происходит применение -«инвентаризация» этих «рассеянных» знаний.
Эффективность проектируемой технологии, получение оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений.
3. Этапы проектирования педагогической технологии и конструирования учебного процесса.
Выбор и проектирование педагогической технологии представлены следующими этапами:
первый этап- теоретическое обоснование новой технологии обучения, включающий:
второй этап - разработка технологических процедур в границах данного дидактического модуля.
Исходя из того что технология обучения - категория процессуальная, она включает в себя нормативно зафиксированные звенья, последовательность прохождения которых составляет логику технологии процесса обучения.
Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются:
третий этап ~ разработка методического инструментария педагога для данного дидактического модуля.
Методическому инструментарию учителя (его дидактическому и методическому насыщению, систематизации и обогащению, прикладной ориентации) отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса.
Технология формирует у педагога представления об учебном процессе как логической структуре. Структура представляется цепочкой уроков (занятий), которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.
Третий этап включает также разработку структуры и содержания системы учебных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и требований федерального стандарта, проектирования системы уроков, скоординированной с домашней учебной работой;
четвертый этап- создание пакета «Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла».
Фактически содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям учащихся на язык планируемых технологических результатов.
Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих целям и критериям оценки степени усвоения.
В технологии диагностика - это установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Педагог проектирует содержание диагностики исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность заданий по трем уровням (высокий, средний, низкий).
Вопросы для обсуждения:
7. Сложно
ли, на Ваш взгляд, спроектировать
собственно-авторскую педагогическую
технологию? Свой ответ обоснуйте.
ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК БАЗОВЫЕ УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
План лекции
1. Педагогическая техника - индивидуальный уровень владения педагогической технологией.
2.
Уровни профессионального
развитии педагога.
1. Педагогическая техника - индивидуальный уровень владения педагогической технологией.
Педагогическая техника как форма организации поведения учителя или воспитателя представляет собой комплекс профессиональных умений - в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
В
понятие «педагогическая
Вспомнив лингвистический смысл слова технология, происходящего от греческих слов техно - искусство и логос - слово, наука, можно сделать вывод, что педагогическая техника является индивидуально-авторским уровнем владения педагогической технологией.
2. Уровни профессионального развитии педагога.
1) Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся (И. Ф. Харламов и др.). Совокупность различных профессиональных умений преподавателя называют педагогической техникой, которая является базовым компонентом педагогического мастерства.
2) Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Важным
компонентом педагогического