Педагогические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:43, курс лекций

Краткое описание

Массовую разработку и внедрение педагоги¬ческих технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологиче¬ского подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской шко¬ле. Первоначально под педагогической тех¬нологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого на¬правления и одновременно фундаментом было программированное обучение.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

    Таковыми  основаниями являются:

  • успехи и достижения современной науки (дидактики, психологии, методики и др.);
  • передовой педагогический опыт;

  - собственный профессиональный опыт,  интуиция, уровень профессионального развития;

  • соответствие проектируемой технологии особенностям образовательного процесса учебного учреждения;
  • системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом;

  - оценка эффективности новой технологии  в сравнении с имеющимися результатами;

  • данные о воспроизводимости опыта применения данной технологии в других однотипных условиях;
  • соответствие форм и методов основным целям обучения на данном этапе;
  • соответствие методов содержанию обучения;
  • учет психологических возможностей обучающихся;
  • учет уровня образовательной и воспитательной подготовленности учащихся;
  • учет особенностей групп (классных коллективов);
  • - учет конкретных внешних условий (социальных, производственных, географических и др.);
  • выбор и создание системы диагностики, позволяющей педагогу содержательно интерпретировать результаты;
  • разработка системы профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с учащимися;

  - создание технологически  выверенной динамики  развития обучающихся.

  Поэтому проектируя авторскую технологию, по В. М. Монахову, необходимо её поуровневое описание:

   1-й  у р о в е н ь - концептуальный, представляющий стратегические задачи, решаемые технологией, описывающий сущность технологии, основные элементы и компоненты, их функции;

  2-й  уровень - процедурный, раскрывающий сущность каждого компонента как в отдельности, так и в совокупности в процедуре создания, внедрения и развития новых педагогических технологий;

   3-й  уровень - предметно-конкретный, представляющий сущность, этапность, содержание конкретной разработки новой педагогической технологии по тому или иному учебному предмету;

   4-й  уровень -- материализация технологии: здесь дается описание возможных результатов и выходов, завершающих создание новой педагогической технологии и обеспечивающих ее полноценное внедрение и функционирование в практике работы школы.

    Концептуальные  положения В.М. Монахова:

  • проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат;
  • любая образовательная технология получает практическую реализацию на конкретной   теме, конкретном уроке, дидактическом модуле - основной технологической единице дидактического процесса;
  • каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей.

   Каждый  педагог является обладателем большого поля «рассеянных» методических знаний, которые он осознает лишь частично. В процессе проектирования технологии происходит применение -«инвентаризация» этих «рассеянных» знаний.

   Эффективность проектируемой технологии, получение  оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений.

  3. Этапы проектирования педагогической технологии и конструирования учебного процесса.

   Выбор и проектирование педагогической технологии представлены следующими этапами:

   первый  этап- теоретическое обоснование новой технологии обучения, включающий:

  • диагностическое целеполагание, анализ будущей учебной деятельности, цель обучения, характер задач, особенности группы;
  • определение содержания обучения в границах данной образовательной  области,   выделение   модулей,  учебных  элементов (учебные планы и программы в модульном решении);

   второй  этап - разработка технологических процедур в границах данного дидактического модуля.

   Исходя  из того что технология обучения - категория  процессуальная, она включает в себя нормативно зафиксированные звенья, последовательность прохождения которых составляет логику технологии процесса обучения.

  Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются:

  • выбор организационных форм, наиболее адекватных дидактическому процессу;
  • актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т. е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации;
  • подготовка и сбор материалов для формирования мотивационного компонента и его включение в содержание ДМ;
  • четкое планирование и проектирование урока и системы уроков;
  • познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную  деятельность;
  • возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса);
  • фиксация индивидуальных траекторий самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся (объективность педагогической информации для управления учебным процессом);

   третий этап ~ разработка методического инструментария педагога для данного дидактического модуля.

  Методическому инструментарию учителя (его дидактическому и методическому насыщению, систематизации и обогащению, прикладной ориентации) отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса.

  Технология  формирует у педагога представления  об учебном процессе как логической структуре. Структура представляется цепочкой уроков (занятий), которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.

  Третий  этап включает также разработку структуры  и содержания системы учебных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и требований федерального стандарта, проектирования системы уроков, скоординированной с домашней учебной работой;

   четвертый этап- создание пакета «Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла».

  Фактически  содержание этого пакета переводит  традиционные программные требования к знаниям учащихся на язык планируемых технологических результатов.

   Для этого необходимо создание тестов для  объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих целям и критериям оценки степени усвоения.

   В технологии диагностика - это установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Педагог проектирует содержание диагностики исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность заданий по трем уровням (высокий, средний, низкий).

    Вопросы для  обсуждения:

  1. Каковы основные тенденции инновационных изменений в системе современного образования?
  2. Назовите основные компоненты дидактической системы.
  3. В каких аспектах может быть представлено понятие и педагогическая технология?
  4. Перечислите основные критерии технологичности.
  5. Какое понятие, по-вашему, шире: «технология» или «методика»? Аргументируйте свой ответ.
  6. Назовите основные различия технологий ЛОО и ЛОРО.

   7. Сложно ли,  на Ваш  взгляд, спроектировать собственно-авторскую педагогическую технологию? Свой ответ обоснуйте. 

    ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК БАЗОВЫЕ УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

    План  лекции

   1. Педагогическая техника  - индивидуальный  уровень владения педагогической технологией.

2. Уровни профессионального  развитии педагога. 

   1. Педагогическая техника  - индивидуальный  уровень владения педагогической технологией.

   Педагогическая  техника как форма организации  поведения учителя или воспитателя представляет собой комплекс профессиональных умений - в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

   В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомима, управление эмоциями, настроением, снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, теми речи) и др. Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические. и другие умения.

   Вспомнив  лингвистический смысл слова  технология, происходящего от греческих слов техно - искусство и логос - слово, наука, можно сделать вывод, что педагогическая техника является индивидуально-авторским уровнем владения педагогической технологией.

2. Уровни профессионального  развитии педагога.

  1) Базовой    характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся (И. Ф. Харламов и др.). Совокупность различных профессиональных умений преподавателя называют педагогической техникой, которая является базовым компонентом педагогического мастерства.

   2) Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым    понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость,  отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря   чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

   Важным  компонентом педагогического мастерства является гуманистическая направленность личности педагога, в связи с чем  целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, включающих: вариативность мышления, змпатийность (способность к сопереживанию), синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (культура диалога) и целый ряд других.

Информация о работе Педагогические технологии