Педагогические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:43, курс лекций

Краткое описание

Массовую разработку и внедрение педагоги¬ческих технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологиче¬ского подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской шко¬ле. Первоначально под педагогической тех¬нологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого на¬правления и одновременно фундаментом было программированное обучение.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

   Первый  путь - ограничение разнообразия класса - тоже не следует отметать, но способ его реализации иной - групповое обучение.

   Матрица методов и форм может служить  инструментом повышения разнообразия преподавателя, особенно в сочетании с накопленным им арсеналом приемов педагогической техники.

    Вопросы для  обсуждения:

  1. Какие образовательно-развивающие цели можно реализовывать в ходе применения интерактивных форм и методов обучения?
  2. Можно ли, используя традиционную классификацию методов, судить о степени их интерактивности?
  3. Какие основания, по-вашему, лежат в основе классификации 
    дидактических методов В. А. Оганесяна?
  4. Что даёт педагогу построению матрицы разнообразия собственной обучающей системы?
  5. Назовите возможные пути совершенствования модели учебного процесса.
 
 

ТЕМА  3. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

План  лекции

   1. Смена образовательной  парадигмы как  ведущая тенденция инновационных изменений в системе современного образования.

    2. Понятие и сущность педагогической технологии.

    3. Структура педагогической технологии.

    4. Классификация педагогических  технологий (ПТ). 

   1. Смена образовательной  парадигмы как  ведущая тенденция инновационных изменений в системе современного образования.

   В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования.

   Происходит  смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

  Содержание  образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

   Традиционные  способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь - уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

   Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися.

  Особая  роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

   Намечается  дальнейшая интеграция образовательных  факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

   В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции (Г. К. Селевко).

   В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

    Источники и составные части  педагогических технологий.

   Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:

  • социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
  • наука - педагогическая, психологическая и др.;
  • передовой педагогический опыт;
  • опыт прошлого, отечественный и зарубежный.

    2. Понятие и сущность педагогической технологии.

   В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании  и употреблении существуют большие разночтения.

   Технология  - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

  Педагогическая  технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарии педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижений планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учите 
    ля (В. М. Монахов).

  Педагогическая  технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая  технология   означает системную  совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

  Понятие «педагогическая технология» может  быть представлено тремя аспектами:

  1. научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных,   инструментальных   и   методологических   педагогических средств.

  Таким образом, педагогическая технология функционирует  и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

   Понятие «педагогическая технология» в  образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

  1. общепедагогический (общедидактический) уровень. Общепедагогическая, бщевоспитательная   технология   характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая  технология  синонимична  педагогической  системе:   в   нее включается совокупность целей, содержания и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

частнометодический (предметный) уровень. Частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», то есть как совокупность методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета,  класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя);

  3) локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

   Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь алогическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

   Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

   Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

  Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Отметим, что понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последних, и самих субъектов и объектов деятельности.

    3. Структура педагогической технологии.

   Из  данных определений следует, что  технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

    а) концептуальная основа;

  б) содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала;

  в) процессуальная часть - технологический  процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

    3. Критерии  технологичности.

   Любая педагогическая технология должна удовлетворять  некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

   концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

  системность. Педагогическая технология - это не произвольный набор отдельных дидактических средств, а система действий и средств, соединённых определенной логикой процесса, обладающая всеми признаками системы: взаимосвязью всех его частей, целостностью, целенаправленностью и др.;

  управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

Информация о работе Педагогические технологии