Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:43, курс лекций
Массовую разработку и внедрение педагоги¬ческих технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологиче¬ского подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской шко¬ле. Первоначально под педагогической тех¬нологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого на¬правления и одновременно фундаментом было программированное обучение.
В будущем возможно создание Международного электронного университета, начало функционированию которого уже заложено. Его признаками могут быть:
ТЕМА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
План лекции
1. Значение интерактивных форм и методов обучения.
2. Современные классификации дидактических методов.
3. Формы организации обучения, их взаимосвязь с методами обучения.
4.
Модель учебного
процесса.
1. Значение интерактивных форм и методов обучения.
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
2. Современные классификации дидактических методов.
Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.
Методика обучения - совокупность методических правил и рекомендаций; система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету (М. П. Сибирская).
Имеется
несколько классификаций
Выделим
основание для приведенной
Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за определенный период, а под начальными условиями - текущее состояние ученика к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать урок. Тогда начальные условия - это знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у ученика и в которые должны встроиться новые результаты обучения.
В качестве основного отношения для классификации методов обучения будем использовать открытость элементов этой схемы для ученика.
Если
ученик знает, из какого знания надо исходить,
через какие промежуточные
Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное, то имеем программированный метод обучения.
Действительно, ученик знает, из чего исходить и что делать, Получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы, и так далее до получения планируемых результатов. Процесс в этом случае полностью детерминирован. Мы здесь не обсуждаем средств реализации программированного обучения (это может быть печатное пособие, электромеханическое устройство - компьютер или педагог). Пусть теперь открыты промежуточные результаты, но способ их получения ученику не сообщается. Тогда приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик, и так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результата - эвристический метод обучения.
Теперь можно убрать и промежуточные результаты, и пути их достижения. Тогда ученик имеет противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В таком случае учителем используется проблемный метод обучения.
Рассмотренные методы строились на том, что ученик знал исходные условия. Это достигалось домашним заданием, вводным повторением, специальными формами опроса и так далее. Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия учителем не выделяются, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При получении расхождений с целью учащийся возвращается к началу, вносит изменения в свои начальные условия и вновь проходит весь путь. Весь этот процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название мо дельного. Не исключено, что, закрывая от ученика разные элементы схемы вместе с начальными условиями, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический.
Очевидно, что модельный метод обучения ~~ самый интерактивный, поскольку этот метод предоставляет обучающимся наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска.
В
отечественной образовательной
системе модельный метод
С середины 80-х годов все большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде вариаций деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры - это реализация модельного метода обучения.
3. Формы организации обучения, их взаимосвязь с методами обучения.
Из
предшествовавших рассуждений уже
было видно, что все рассмотренные
методы обучения могут реализовываться
в разных формах. Поэтому рассмотрим теперь
методы и формы организации обучения в
их взаимосвязи, для чего можно заполнить
следующую таблицу-матрицу.
Методы
обучения
Формы обучения |
ОИ | ПГ | Э | ПБ | М |
Лекция
Семинар Беседа Практическая работа и другие формы |
Возьмем
для примера рассмотренный
Возможно, что с точки зрения технолога одним из показателей профессионализма учителя является то, что он может и реализовать данный метод в данной форме, и доказать это практически. Например, если учитель умеет проводить классический семинар, то он может отметить в таблице клетку (семинар ОИ), так как классический семинар проводится объяснительно-иллюстративным методом и очень редко эвристическим. Если же педагог уверенно проводит на уроках деловые игры, то смело отметит клетку (семинар М). Расставив таким образом крестики или иные значки, или просто закрасив клетки, учитель увидит, над чем ему нужно теперь работать, а это позволит составить индивидуальную программу самообразования, осуществлять целенаправленный поиск профессионально значимой информации.
Естественно, что чем больше заполненных клеток у данного преподавателя, тем выше его разнообразие в управлении учебно-познавательным процессом.
4. Модель учебного процесса.
Слово «разнообразие» появилось в этой главе не случайно. Это кибернетический термин. До сих пор мы рассматривали простейшую модель учебного процесса. В действительности учебный процесс является неразрывным единством трех составляющих:
- кибернетической (управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых).
Длительное время среди этих компонентов предпочтение отдавалось первой - главной целью школы считалось формирование у обучаемых знания основ наук. Однако в информационном обществе этот приоритет ушел на задний план.
Сегодня нам хотелось бы видеть на первых позициях вторую составляющую учебного процесса - личностное развитие. Недаром все чаще мы говорим о личностно ориентированном обучении. Но представляется, что отечественная система образования пока не совсем готова к такой постановке задачи. Поэтому сейчас первой по значимости оказывается кибернетическая составляющая учебного процесса: ученик учится, а школа организует этот процесс, управляет им. Но если рассматривать учебный процесс как в значительной мере кибернетический, то он должен подчиняться фундаментальным принципам и теоремам этой науки.
С точки зрения кибернетики происходящее в классе можно рассматривать как сложную систему с регулированием вариаций, где учитель с его образовательной технологией является управляющей системой, а ученики - управляемым объектом. Функционирование таких систем определяется шестью принципами.
Первый и важнейший из них, сформулированный У. Р. Эщби, -принцип ограничения разнообразия. На языке кибернетики он выглядит так: сложная система с регулированием вариаций имеет стабильно высокий выход тогда и только тогда, когда разнообразие управляющей системы не ниже разнообразия управляемого объекта. Ограничимся интуитивным пониманием того, что такое разнообразие. И так ясно, что разнообразие класса велико. Принцип требует, чтобы разнообразие учителя не было ниже. Удовлетворить этому принципу можно двумя способами:
Традиционная
школа шла первым путем, и это
привело к тому, что учитель работал
на «среднего», не существующего в природе
ученика, по единым унифицированным программам
с жестким административным контролем
за временем «прохождения» того или иного
материала. Правда, это нивелирование
всегда сопровождалось призывами к дифференцированно-