Педагогические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:43, курс лекций

Краткое описание

Массовую разработку и внедрение педагоги¬ческих технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологиче¬ского подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской шко¬ле. Первоначально под педагогической тех¬нологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого на¬правления и одновременно фундаментом было программированное обучение.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

   В данном случае можно выделить следующие  средства и условия использования НИТ в обучении на вузовском и послевузовском уровнях:

  • обучение навыкам с помощью информационных полей, адекватно отражающих сущность изучаемых объектов и процессов реального мира;
  • внедрение игровых методов активного обучения, формирующих навыки принятия индивидуальных и коллективных решений на основе анализа альтернативных вариантов;
  • овладение опытом применения автоматизированных систем различного назначения и автоматизированных рабочих мест;
  • обучение навыкам решений типовых задач на ЭВМ.

   2. Среди других современных технологий обучения примечательна также адаптированная система обучения (АСО) А.С. Границкой, опирающаяся на работу в парах, где наряду с парами переменного состава («динамические пары») применяются 
и «статические пары» - пары постоянного состава. Основой для проведения исследований А. С. Границкой послужила разрабатываемая в последнее время в дидактике современная тенденция перехода от информативности в обучении к развивающему обучению. Основные положения АСО, сформированные А. С. Границкой, предлагают:

  • резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;
  • нормализацию загруженности учащихся домашней самостоятельной работой за счет увеличения ее доли на аудиторных занятиях;
 
  
  • совмещение  индивидуальной работы каждого учащегося  с преподавателем и самостоятельной работы остальных учащихся на учебном занятии;
  • организацию самостоятельной работы учащихся без посредственного  вмешательства преподавателя  за  счет использования системы технических и других средств индивидуальной работы;
  • адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах;
  • воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося.

   По  утверждению А. С. Границкой, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося.

3. В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, на наш взгляд, являются личностно ориентированные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.

   Технологии  этого типа предусматривают преобразование суперпозиции учителя и субординированной позиции ученика в личностно-равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Мера эффективности личностно ориентированных педагогических технологий зависит от того, в какой степени представлено в их целевом компоненте развитие человека, как учтены его индивидуально-психологические особенности, перспективы, объективное поведение и субъективное отношение к миру, людям, самому себе. Из таблицы видно, что основными особенностями технологии ЛОРО являются:

  содержание: построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого ученика;

  методика: диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программной деятельности по личностному развитию учащихся с учетом:

    1) мотивации деятельности;

  2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы;

    3) готовности к саморазвитию.

   Методической  основой технологии личностно ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

    Условия эффективности педагогической технологии:

   1) создание оптимальных условий (разносторонней среды - благоприятного психологического климата и др.) для возможности учащихся реализовать себя;

   2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте - в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.

  Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвития учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе.

   4. В последнее время в различных  типах учебных заведений большое распространение получили рейтинговые технологии.

Основное  назначение этой технологии - повышение  качества подготовки специалистов за счёт использования рейтинговой многобалльной оценки, модульного построения курсов дисциплины, обеспечение условий постоянной соревновательности (конкуренции). Ее отличие заключается в модульном построении курса, увеличении числа контрольных точек в ходе семестра, оперативном гласном отображении работы всех обучающихся, снижении влияния случайных факторов на итоговый результат работы. С точки зрения учащихся эта технология должна обеспечивать справедливую оценку, соответствующие права (на стипендию, перевод на следующий уровень обучения и т. д.). С точки зрения преподавателя и руководителя рейтинговая технология должна давать достоверную информацию, возможность анализа и управления учебным процессом в рабочем режиме, недожидаясь «сессионного» завала. Отсюда эффективность практического применения данной технологии в учебном процессе возможна только на базе использования средств информатики, компьютеров и программного обеспечения.

  5. В современной общеобразовательной  практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

    Существуют  различные подходы кклассификации игр:

  • по характеру моделируемой ситуации;
  • по характеру игрового процесса;
  • по способам передачи и переработки информации.

   Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.

  Технология  игр в обучении включает разработку и использование трех компонентов: организационной формы, дидактического процесса, квалификации педагога.

  Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, студент сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности - одна из ведущих идей современной педагогики - получает в игровой технологии возможности для своей реализации. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает учащихся к творческому участию в разработке технологического инструментария, составлению технологически четких форм обучения и воспитания. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов.

   6. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее; не является исключением и проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Отметим основные признаки этой технологии:

  • вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок;
  • алгоритмические и эвристические предписания деятельности преподавателя и учащихся;
  • постановка проблемных вопросов, создание преподавателем проблемных ситуаций.

  Специфическими  функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся, формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.

7. В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения. Суть ее заключается в гибкой ориентации на подготовку кадров определенного профиля, по предъявленным заказам на основе модулей - комплексов учебных дисциплин и учебных занятий, поддерживающих соответствующую специализацию. Здесь воз никает весьма сложная задача в проектировании технологии модульного обучения - сочетание широкой социально-культурной ориентации в предметной области с узкими задачами ближайшей профессии. Здесь особенно важна гибкая переориентация преподавания, способность преподавательских коллективов перестраиваться в новых предметных областях. Особый тип модульного обучения - подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований,

   В заключение нам хотелось бы кратко отметить основные особенности технологии модульного обучения, предложенной В. М. Монаховым.

   В его понимании педагогическая технология есть модель совместной деятельности учителя и ученика по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением для них комфортных условий. Функция данной технологии состоит в радикальном обновлении инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и практики. Овеществлением педагогической технологии на начальном этапе является дидактический модуль -проект учебного процесса по отдельной теме курса. Отличительными чертами новой педагогической технологии, отмечает В. М. Монахов, являются системность, структурированность (дидактический модуль выступает «архитектором» содержания образования), воспроизводимость (условие доступности для каждого педагога), планируемая эффективность (главный вопрос -возможность разработки новой технологии обучения).

   В педагогической практике существуют также  авторские, индивидуальные технологии, например: технология коллективного способа обучения (А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко); комбинированная система организации процесса обучения (технология В. Ф. Шаталова) и т. п. 
 

ТЕМА  5. АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  АВТОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

План  лекции 

    1. Понятие авторской педагогической технологии.

  2. Основания для проектирования педагогом инновационных авторских технологий.

  3. Этапы проектирования  педагогической технологии  и конструирования учебного процесса. 
 

    1. Понятие авторской педагогической технологии.

  Авторская педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок и методических приемов педагога, отличающихся оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя.

  2. Основания для проектирования педагогом инновационных авторских технологий.

Информация о работе Педагогические технологии