Педагогические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:43, курс лекций

Краткое описание

Массовую разработку и внедрение педагоги¬ческих технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологиче¬ского подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской шко¬ле. Первоначально под педагогической тех¬нологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого на¬правления и одновременно фундаментом было программированное обучение.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

  эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения;

воспроизводимость и гарантированность результатов подразумевает возможность применения (повторения воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами; устойчивая, воспроизводимая результативность педагогического процесса, которая характеризуется позитивными изменениями в развитии учащихся в связи с применением данной технологии.

    4. Классификация педагогических  технологий (ПТ).

  1. По своей природе технология обучения является проекцией теории на деятельность педагогов и обучающихся, следовательно, можно рассматривать классификацию технологий по данному признаку. Если «жесткая» технология однозначно диктует необходимость сопряжения действий педагога к теоретическим принципам учения, теории учения как условия, необходимого для создания благоприятной психолого-педагогической среды и построения 
    пошаговых действий, соответствующих или не соответствующих контрольным требованиям, то «мягкая» технология оставляет за субъектом право самостоятельного принятия решения в вопросах тактики реализации промежуточных целей при условиях соблюдения основных программных требований.
  2. Технологии можно дифференцировать на открытые и закрытые. Закрытая технология предполагает относительную неизменность основных компонентов системы технологии - ее субъектов, целей, условий, непрерывности процесса; открытые технологии более адекватны по отношению к внешним факторам и обладают способностью к саморегуляции.
  3. Классифицируя ПТ, можно выделить технологии по типу организации общения преподавателя и учащегося (стационарного обучения совместной деятельности учащихся и обучающих, заочного обучения, самообразования), по количеству учащихся, взаимодействующих с педагогам (индивидуальное, групповое, поточное).
  4. Особенности технологий зависят от состава используемых элементов инфраструктуры. К примеру, существенно выделяются современные технологии обучения с применением компьютерной техники.

   Классификацию технологий обучения можно осуществить  по разным признакам. В настоящий момент нет общепризнанной классификации, что существенно затрудняет анализ проблемы.

   5) Так, например, А. Я. Савельев рассматривает традиционные и инновационные технологии обучения, обусловленные основополагающей концептуальной основой, образовательной парадигмой. Кроме того, он выделяет технологии:

  • по организации учебного процесса: индивидуальные; коллективные; смешанные и др.;
  • по применяемым техническим средствам (по технической среде): аудиовизуальная; видеотехническая; компьютерная; видео компьютерная; масс-медиа и др.

   6) Определенный интерес может представить классификация, предложенная В. М. Максимовой, которая выделяет:

  • структурно-логические  технологии,   представляющие   поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и 
    средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов;
  • интеграционные технологии  как дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, учебных проблем, уроков других форм организации обучения;
 
   
  • игровые технологии включают дидактические системы применения различных дидактических игр, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры и др.;
  • тренинговые технологии - системы деятельности учащихся по отработке определенных алгоритмов решения типовых задач практики, в том числе с помощью ЭВМ: психологические тренинги интеллектуального развития, общения, решение управленческих задач;
  • информационно-компьютерные технологии, реализующиеся в дидактических системах компьютерного обучения на основе диалога «ученик - машина» с помощью различного вида обучающих программ (информационных, контролирующих, тренинговых и др.);
  • диалогические технологии, представляющие собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах «ученик -ученик», «учитель — автор», «ученик - автор» и т. д.

   7) Наиболее же полной классификацией  педагогических технологий, на наш взгляд, является классификация Г. К. Селевко, который выделяет следующие педагогические технологии:

  по  уровню применения: общепедагогические; частнопредмет-ные, отраслевые; локальные, модульные, узкометодические;

  по  ведущему фактору  психического развития: биогенные; социогенные; психогенные;

  по  ориентации на личностные структуры: информационные (знания, умения, навыки - ЗУН); операционные (способы учебной деятельности - СУД); формирования (сфера действенно-практическая - СДП);

   по  характеру содержания и структуры: обучающие / воспитательные; общеобразовательные / профессиональные; гуманистические / технократические;

   по  организационным  формам: классно-урочные / альтернативные; индивидуальные / групповые; дифференцированное обучение;

  по  подходу к ребенку: авторитарные; личностно ориентированные; технологии сотрудничества;

  по  преобладающему (доминирующему) методу: объяснительно-иллюстративные; развивающее обучение; проблемно-поисковые; саморазвивающее обучение; информационные (компьютерные);

    по  направлению модернизации существующей системы:

    на основе гуманизации и демократизации отношений;

  ~ на основе активизации и интенсификации учебной деятельности;

  • на основе эффективности организации и управления;
  • на основе методического и дидактического реконструирова 
    ния материала;
  • природосообразные;
  • целостные технологии авторских школ;

  по  категории обучающихся: массовая технология; компенсирующие; технологии работы с одаренными и др.

  Данный  обзор педагогических технологий, конечно, не исчерпывает всего богатства и многообразия идей и разработок педагогов-теоретиков и практиков. Вместе с тем он позволяет выделить специфику применения ПТ в образовательной практике и поставить вопрос о необходимости разрешения возникающих в деятельности каждого педагога противоречий между сложившимся опытом выбора и применения ПТ и их готовностью к соответствующей деятельности.

 
ТЕМА  4. ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

План  лекции

    1. Соотношение технологии  и методики обучения.

    2. Признаки педагогических технологий.

    3. Виды образовательных технологий. 

    1. Соотношение технологии  и методики обучения.

  До  сегодняшнего дня в педагогической науке происходит смешение, некорректное отождествление технологий с методами, методиками. Поэтому мы посчитали необходимым остановиться на данном вопросе отдельно.

   Если  методика в большинстве случаев - это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента:

   - технология - это гарантированность конечного результата;

    - технология - это проект будущего учебного  процесса.

  Общеизвестно, что цель, содержание и методика обучения являются равноправными компонентами методики преподавания отдельной дисциплины. С другой стороны, методика организации индивидуальной учебной деятельности учащихся и методика контроля за ходом обучения являются по уровню ниже, чем названные выше компоненты. Однако именно они определяют технологию обучения, а для сравнения понятий «метод», «методика» и «технология» дают возможность проанализировать сущность каждого из них.

   Понятие педагогической технологии частнопредметного  и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлены процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны.

   Технология  отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные ученики и т. п.). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии ~ в состав методик обучения.

   В отличие от «технократичной» методики, как полагает П. С. Лер-нер, именно технология предполагает существование банка способов достижения результатов и целей, допускает применение обходных технологий и поиски рациональных решений с учетом изменяющихся и порой непредсказуемых условий. Слово «технология» приближается по смыслу к педагогическому менеджменту, то есть управлению условиями познавательной деятельности, оно включает и педагогический инжиниринг, то есть материальные (дидактические средства информации на различных носителях), технические средства обучения, теорию и практику педагогики, инструкционные (указания, задания, алгоритмы действий, процедуры контроля и др.), интеллектуальные (програм мы, структуры представления знаний, списки рекомендованной литературы, сценарии игр, массивы вопросов (размышления и др.), средства воспитательно-образовательного процесса, что называют сегодня учебно-технологическим компонентом или комплексном.

    2. Признаки педагогических технологий.

  Анализ  работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Бес-палько, Б. С. Блум, М. В. Кларин, И. Мараев и др.) по проблемам педагогической технологии позволил выделить признаки, присущие педагогическим технологиям: диагностичное целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация.

  Диагностичное целеобразование и результативность как признаки педагогической технологии предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения. Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени.

   Следующая группа признаков (алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость) отражает различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий. Признак корректируемости предполагает возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели. В этом смысле признаки корректируемости, диаг-ностичного целеобразования и результативности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Признак визуализации затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий,

    3. Виды образовательных технологий.

    В основе эффективных образовательных  технологий можно выделить технологический инвариант: цель - средства - условия -результат. Именно в рамках рассмотрения вышеуказанных технологических единиц как фактической опоры при выборе той или иной технологии мы считаем необходимым рассмотреть некоторые педагогические технологии, существующие в современной образовательной практике.

    1. В 70-х годах текущего столетия  возникло понятие информационной технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио- и видеосредствами), информационными технологиями и информационной продукцией. Основными факторами применения новых информационных технологий (НИТ) являются: знание педагогических возможностей НИТ и умения работы с этими средствами; адекватная или заниженная (критическая) самооценка собственной деятельности по использованию НИТ; первоочередная значимость мотивов применения НИТ, подготовленность пользователя (педагога и ученика) к их применению.

Информация о работе Педагогические технологии