Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:43, курс лекций
Массовую разработку и внедрение педагоги¬ческих технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологиче¬ского подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской шко¬ле. Первоначально под педагогической тех¬нологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого на¬правления и одновременно фундаментом было программированное обучение.
эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения;
воспроизводимость и гарантированность результатов подразумевает возможность применения (повторения воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами; устойчивая, воспроизводимая результативность педагогического процесса, которая характеризуется позитивными изменениями в развитии учащихся в связи с применением данной технологии.
4. Классификация педагогических технологий (ПТ).
Классификацию технологий обучения можно осуществить по разным признакам. В настоящий момент нет общепризнанной классификации, что существенно затрудняет анализ проблемы.
5) Так, например, А. Я. Савельев рассматривает традиционные и инновационные технологии обучения, обусловленные основополагающей концептуальной основой, образовательной парадигмой. Кроме того, он выделяет технологии:
6) Определенный интерес может представить классификация, предложенная В. М. Максимовой, которая выделяет:
7)
Наиболее же полной
по уровню применения: общепедагогические; частнопредмет-ные, отраслевые; локальные, модульные, узкометодические;
по ведущему фактору психического развития: биогенные; социогенные; психогенные;
по ориентации на личностные структуры: информационные (знания, умения, навыки - ЗУН); операционные (способы учебной деятельности - СУД); формирования (сфера действенно-практическая - СДП);
по характеру содержания и структуры: обучающие / воспитательные; общеобразовательные / профессиональные; гуманистические / технократические;
по организационным формам: классно-урочные / альтернативные; индивидуальные / групповые; дифференцированное обучение;
по подходу к ребенку: авторитарные; личностно ориентированные; технологии сотрудничества;
по преобладающему (доминирующему) методу: объяснительно-иллюстративные; развивающее обучение; проблемно-поисковые; саморазвивающее обучение; информационные (компьютерные);
по направлению модернизации существующей системы:
- на основе гуманизации и демократизации отношений;
~ на основе активизации и интенсификации учебной деятельности;
по категории обучающихся: массовая технология; компенсирующие; технологии работы с одаренными и др.
Данный обзор педагогических технологий, конечно, не исчерпывает всего богатства и многообразия идей и разработок педагогов-теоретиков и практиков. Вместе с тем он позволяет выделить специфику применения ПТ в образовательной практике и поставить вопрос о необходимости разрешения возникающих в деятельности каждого педагога противоречий между сложившимся опытом выбора и применения ПТ и их готовностью к соответствующей деятельности.
ТЕМА
4. ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
План лекции
1. Соотношение технологии и методики обучения.
2. Признаки педагогических технологий.
3. Виды
образовательных технологий.
1. Соотношение технологии и методики обучения.
До сегодняшнего дня в педагогической науке происходит смешение, некорректное отождествление технологий с методами, методиками. Поэтому мы посчитали необходимым остановиться на данном вопросе отдельно.
Если методика в большинстве случаев - это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента:
- технология - это гарантированность конечного результата;
- технология - это проект будущего учебного процесса.
Общеизвестно, что цель, содержание и методика обучения являются равноправными компонентами методики преподавания отдельной дисциплины. С другой стороны, методика организации индивидуальной учебной деятельности учащихся и методика контроля за ходом обучения являются по уровню ниже, чем названные выше компоненты. Однако именно они определяют технологию обучения, а для сравнения понятий «метод», «методика» и «технология» дают возможность проанализировать сущность каждого из них.
Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлены процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны.
Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные ученики и т. п.). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии ~ в состав методик обучения.
В отличие от «технократичной» методики, как полагает П. С. Лер-нер, именно технология предполагает существование банка способов достижения результатов и целей, допускает применение обходных технологий и поиски рациональных решений с учетом изменяющихся и порой непредсказуемых условий. Слово «технология» приближается по смыслу к педагогическому менеджменту, то есть управлению условиями познавательной деятельности, оно включает и педагогический инжиниринг, то есть материальные (дидактические средства информации на различных носителях), технические средства обучения, теорию и практику педагогики, инструкционные (указания, задания, алгоритмы действий, процедуры контроля и др.), интеллектуальные (програм мы, структуры представления знаний, списки рекомендованной литературы, сценарии игр, массивы вопросов (размышления и др.), средства воспитательно-образовательного процесса, что называют сегодня учебно-технологическим компонентом или комплексном.
2. Признаки педагогических технологий.
Анализ
работ отечественных и
Диагностичное целеобразование и результативность как признаки педагогической технологии предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения. Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени.
Следующая группа признаков (алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость) отражает различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий. Признак корректируемости предполагает возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели. В этом смысле признаки корректируемости, диаг-ностичного целеобразования и результативности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Признак визуализации затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий,
3. Виды образовательных технологий.
В основе эффективных образовательных технологий можно выделить технологический инвариант: цель - средства - условия -результат. Именно в рамках рассмотрения вышеуказанных технологических единиц как фактической опоры при выборе той или иной технологии мы считаем необходимым рассмотреть некоторые педагогические технологии, существующие в современной образовательной практике.
1.
В 70-х годах текущего