Педагогические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:43, курс лекций

Краткое описание

Массовую разработку и внедрение педагоги¬ческих технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологиче¬ского подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской шко¬ле. Первоначально под педагогической тех¬нологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого на¬правления и одновременно фундаментом было программированное обучение.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

   3) Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая    и   технологическая    компетентность, креативные (творческие) способности педагога - все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую лич ность на будущую деятельность, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства.

   4) Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).

   Педагог-новатор - это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных  идей и соответствующих технологий.

  1. Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся   согласованностью   методических   приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности, - один из важнейших показателей личностного развития педагога.
  2. Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) технологии является индивидуальный (авторским) стиль деятельности педагога.  Так,   выделяют 4  основных  стиля:   эмоционально-импровизированный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизированный и рассуждающе-методичный.
  3. Разработка и усовершенствование авторских образовательных программ.

   По  инновационному потенциалу различают  следующие типы «авторских» программ:

   рационализаторские - полученные путем частичных усовершенствований уже существенных программ;

   комбинаторные - полученные путем комбинаций нескольких программ;

  дополняющие - существенно новые по содержанию, дополняющие уже имеющийся пакет образовательных программ;

   новаторские - отличающиеся новизной парадигмальной основы, замыслом, предлагаемыми технологиями обучения.

   Успешная  реализация авторской программы  требует технологического обеспечения, т. е. наличия проекта будущей педагогической деятельности (тематическое планирование систем учебных занятий), сценариев ключевых (опорных) занятий с методическими комментариями, комплексов проверочных заданий и диагностических материалов, ориентированных на образовательные стандарты.

  1. Авторская методическая система - это совокупность индивидуальных приемов, средств, а также оптимальных для педагога, его индивидуального стиля деятельности форм и методов, характеризующихся целостностью, оригинальностью и результативностью их применения.
  2. Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной - авторской педагогической системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической 
    систем. Результатом дидактической и воспитательной систем являются авторские программы и технологии, а результатом индивидуальной методической системы - индивидуально-авторский стиль и педагогическая техника.

  Очевидно, что, зная реальный уровень профессионального  развития, каждый педагог может легко развивать технологию своего дальнейшего личностно-профессионального роста (саморазвития). 

ТЕМА  7. СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ

ПОКАЗАТЕЛЬ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  МАСТЕРСТВА

СОВРЕМЕННОГО  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

План  лекции

   1. Место технологических знаний в общей системе знаний современного педагога.

   2. Понятие и сущность технологической культуры преподавателя.

3. Технология и мастерство.

  4. Характеристика и самоанализ индивидуальной педагогической системы. 

   1. Место технологических знаний в общей системе знаний современного педагога.

   Если  для традиционного учителя наиболее значимыми были специальные и методические знания, то для современного педагога приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и особенно технологические, то есть знания не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий.

   В условиях обновления системы образования  педагогу, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

   В качестве основы системообразующего каркаса  любой педагогической системы целесообразно использовать новое для педагогики понятие - «технология» и новый - «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов,

   2. Понятие и сущность технологической культуры преподавателя.

   Под технологической культурой понимается интегральное качество личности, соединяющее в себе: гуманистические ценности педагогического процесса, определяющие гуманистическую направленность педагогической деятельности, инвариантные педагогические умения, отражающие технологию педагогической деятельности и способствующие переводу её операционального состава на технологический уровень; индивидуально-творческий стиль

педагогической  деятельности, раскрывающий индивидуальную концепцию профессионально-педагогической деятельности и творческое воплощение её в технологии.

  Педагог, владеющий современными педагогическими  технологиями и обладающий технологической культурой, проявляет гибкость при использовании методов и средств обучения, умеет модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

3. Технология и мастерство.

  Одна  и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется. Тем не менее, система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного преподавателя.

  4. Характеристика и самоанализ индивидуальной педагогической системы. 

    № п/п Компоненты  индивидуальной педагогической системы
    Характеристика  авторской педагогической системы
    1
        2
        3
    1 2 3 Дидактическая система (система обучения): цели обучения:

    содержание, методы мотивации учащихся:

    Традиционная  СО, РО, ЛОО

     ЗУН, интеллектуально-развивающие, лич-ностно-развивающие; традиционная,  

    специальная программы, образовательные стандарты; 

     волевые,  познавательные, эмоционально-социальные 
     
     

    лекции, семинары, лабораторные работы,

    практические  работы, экскурсии, конферен-

    ции и  др.;

    II 

    1.

     
    Методическая  система: 

    формы обучения:

     
    2. формы организации учебной

    работы  учащихся:

    фронтальные, коллективные, групповые,

    парные, индивидуальные;

    3. методы  обучения: объяснительно-иллюстративный, програм-

    мированный, эвристический, проблемно-

    поисковый, моделирующий.

    III Инновационные подходы Системный, диагностический, дифференци-

    рованный, технологический  и др.

    IV Индивидуальный  стиль дея-

    тельности

    Эмоционально-импровизированный, эмо-

    ционально-методический, рассуждающе-

    импровизированный, рассуждающе-методи-

    ческий

 
 
 
 
 

   Самоанализ проводится по тем критериям, которые даны в приведённом выше определении авторской методической системы.

  Целостность. Система является целостной, если педагог использует элементы только одной системы, и нецелостной, если наряду с традиционной системой обучения используются элементы других - образовательных - систем (РО, ЛОО, ЛОРО и др.).

   Согласованность. Система является согласованной, если используются все элементы данной системы (целевой, содержательный и процессуальный компоненты), и несогласованной, если эти компоненты - из разных систем обучения.

Оригинальность. Определяется: 1) своеобразным сочетанием используемых преподавателем форм, методов, средств, технологий обучения; 2) формами организации учебной работы учащихся; 3) сочетанием различных программ или усовершенствованием используемых программ; 4) наличием авторских методических приёмов; 5) реализацией инновационных подходов в обучении; 6) индивидуальным стилем деятельности и др.

   Оптимальность. Обусловлена: 1) типом и профилем учебного заведения; 2) возрастными особенностями учащихся, 3) уровнем их теоретической подготовки и развития, а в конечном счёте -~ результативностью профессиональной деятельности преподавателя.

    Вопросы для обсуждения:

  1. Почему технологические знания занимают особое место в общей структуре знаний?
  2. Чем отличается понятие технологической культуры от системы технологических знаний?
  3. Почему технологические знания являются важнейшим показателем педагогического мастерства современного преподавателя?

Информация о работе Педагогические технологии