Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 20:49, реферат

Краткое описание

Тема "Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.

Оглавление

Введение
Краткая биографическая справка о Марии Монтессори_____________ 4
Педагогическая деятельность и теория дошкольного
воспитания Марии Монтессори _________________________________5
3. Влияние системы Марии Монтессори на развитие
образования в мире _________________________________________8
Что интересно для меня .Что я использую в своей практике _________9
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Храмова О.С. Вклад Монтессори.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

 

 

Особые формы движения

1

Упражнения в ходьбе по линии

с 2,5 лет

научиться ходить по линии, выдерживая ритм и темп сопровождающей мелодии, носить предметы

развитие крупной моторики, координации движений, осанки;

чувства ритма, подготовка к музыкальному воспитанию

линия: носки и пятки ног встают точно на линию; упавшие предметы

2.

Упражнения в тишине

 

научиться сохранять тишину и неподвижность

развитие произвольности поведения и движений, умение расслабляться

 

Забота о самом себе

1.

Рамки-застежки

2,5-3,5 лет

научиться расстегивать и застегивать рамки

развитие мелкой моторики, концентрация внимания; развитие самостоятельности

 

2.

Мытье рук

 

научить ребенка мыть руки

координация движений, концентрация внимания

 

Забота об окружающей среде

1.

Сметание со стола

3-3,5

научиться сметать со стола

 

подметать круговыми движениями


 

2.

Мытье фруктов

с 3 лет

научить ребенка мыть фрукты и овощи

координация движений, самообслуживание, концентрация внимания

смывание грязи щеткой

3.

Вытирание пыли

с 3 лет

научить вытирать пыль

координация движений, развитие памяти, развитие крупной и мелкой моторики, развитие самостоятельности

пыль на салфетке; сравнение пыльной и чистой части стола


 

 

 

 

Материалы для развития чувств

п/п

Материал

Возраст

Прямая

цель

Косвенная

цель

Словесный урок

Материалы для различения размеров

1

2

3

4

5

6

1.

Розовая башня

около 3-х лет

формирование понятий «большой» - «маленький»

развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы

большой – маленький; большой – больше – самый большой; маленький – меньше – самый маленький; самый большой – самый маленький; больше, чем – меньше, чем

2.

Коричневая лестница

около 3-х лет

формирование понятий «толстый» - «тонкий»

развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур

толстый – тонкий; толстый – толще – самый толстый; тонкий – тоньше – самый тонкий; самый толстый – самый тонкий; толще, чем – тоньше, чем

3.

Красные штанги

около 3-х лет

формирование понятий «длинный - короткий»

развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур, подготовка к работе с числовыми штангами

длинный – короткий; длинный – длиннее – самый длинный; короткий – короче – самый короткий; самый длинный – самый короткий; длиннее, чем – короче, чем

4.

Блоки с цилиндрами - вкладышами

около 3-х лет

узнать о различии размеров при неизменной форме; узнать как полость и тело соответствуют друг другу

развитие мелкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при письме; создание порядковых структур в области размеров предметов

высокий – низкий, толстый – тонкий, большой – маленький, глубокий – мелкий, широкий – узкий,

глубокий – широкий, мелкий - узкий


 

Материалы для различения цвета

1.

Цветные таблички

около 3-х лет

различение основных цветов

развитие мелкой моторики

посвящен названиям цветов и их оттенков

Материалы для различения формы

1.

Геометрический комод

около 3-х лет

узнать геометрические фигуры

развитие моторики руки, развитие зрительной памяти

названия фигур

2.

Биологический комод

около 3-х лет

узнать различные формы листьев

развитие моторики руки, развитие зрительной памяти

биологические названия форм листьев

3.

Конструктивные треугольники

около 3-х лет

узнать о взаимосвязи геометрических фигур друг с другом

подготовка к геометрии

названия фигур

4.

Геометрические тела

около 3-х лет

узнать о геометрических телах и их особенностях

подготовка к стереометрии

катать - опрокидывать

Материалы для различения структуры поверхностей и материалов

1.

Клавишная доска

около 3-х лет

развитие осязания; узнать различные качества поверхностей

развитие мелкой моторики, подготовка к письму

шершавый – гладкий

2.

Доска для ощупывания

около 3-х лет

развитие осязания; узнать различные качества поверхностей

развитие мелкой моторики

крупный – мелкий; крупный – крупнее – самый крупный; мелкий – мельче – самый мелкий; крупнее, чем – мельче, чем


 

 

3.

Ящик с кусочками тканей

около 3-х лет

развитие осязания

развитие мелкой моторики

свойства тканей, различение материалов

Материалы для различения веса

1.

Тяжелые таблички

около 3-х лет

развитие чувств тяжести

 

тяжелый – легкий; тяжелый – тяжелее – самый тяжелый; легкий – легче – самый легкий

Материалы для различения шумов и звуков

1.

Шумящие коробочки

около 3-х лет

восприятие и дифференциация шумовых различий

тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки

громкий – тихий; громкий – громче – самый громкий; тихий – тише – самый тихий

2.

Звоночки

около 3-х лет

воспринимать звуки различной высоты

тренировка мелкой моторики кисти и руки

высокий - низкий

Материалы для различения запахов

1.

Коробочки с запахами

около 3-х лет

дифференциация с помощью обоняния

 

наименования содержимого коробочек

Материалы для различения вкусовых качеств

Материалы для восприятия температурных различий

1.

Теплые кувшины

около 3-х лет

дифференциация восприятия температурных различий

   

 

Математические материалы

№ п/п

Название

материала

Возраст

Прямая цель

Косвенная цель

1

2

3

4

5

Введение в мир чисел от 0 до 10

1.

Цифры из шершавой бумаги

около 3-х лет

связать названия и символы цифр 0 – 9, познакомиться с цифрами; подготовка к написанию цифр

 

 

                          

Материалы по развитию речи

№ п/п

Название материала, упражнения

Возраст

Прямая цель

Косвенная цель

1

2

3

4

5

Расширение словарного запаса

1.

Наборы предметов, которые можно назвать одним понятием

от 2,5 лет

расширение словарного запаса, выстраивание иерархической системы понятий

 

Материалы по обучению письму

1.

Рамки для штриховки

от 3 лет

обведение отверстия в рамке и вкладыша, штриховка

подготовка руки к письму, умение держать карандаш

2.

Фонетические коробочки (коробочки с мелкими предметами, в названии которых есть определенный звук)

с 3 лет

сортировка предметов в соответствии с позицией общего звука в их названии

научиться слышать отдельные звуки в слове, их порядок, подготовка к письму


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Заповеди Марии Монтессори

Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)

Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.

Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.

Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам. Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике.

 

 

 

Литература .

 

 

  1. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). М., МЦМ, 2006. - 48 с.
  2. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори. - М.: МЦМ, 2004. – 146 с.
  3. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. М. Выпуск I. 1994. – C. 14-34.
  4. Бочкарев Н.Е. Фребель и Монтессори // Свободная трудовая школа.- 1920.-№2.-С.42-51.
  5. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. - 1991. - № 34. - C.3.
  6. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию (параграф Фребель и Монтессори).- М.: Школа-Пресс, 1995. - 447с.
  7. Гребенников Л. Р. Работа на линии в Монтессори-группе, М. МЦМ, 2006. - 72 с.
  8. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни./ образовательная система М. Монтессори./Под ред.. Сумнительного К.Е.. М., МЦМ. - 2006 - 116 с.

Информация о работе Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори