Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:51, доклад
Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте решала задачки, радуясь найденному неординарному решению. Мария решила поступать в техническую школу, но посещать ее лицам женского пола запрещалось. В 12 лет она одержала свою первую победу над системой образования – ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды
День рождения
выдающегося педагога-гуманиста и философа
Марии Монтессори – 31 августа 1870года.
В год объединения Италии, накануне нового
учебного года в небольшом итальянском
городке Кьяровалле в семье Алессандро
и Ренильде Монтессори родилась дочь.
Семья была католической, отец – крупный
чиновник, мать – из рода ученых и священников
Стопани. Именно мать занялась образованием
дочери.
Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте решала задачки, радуясь найденному неординарному решению. Мария решила поступать в техническую школу, но посещать ее лицам женского пола запрещалось. В 12 лет она одержала свою первую победу над системой образования – ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды. Она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её. Уже тогда она решила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.
В 1890 году, увлекшись естествознанием, М.Монтессори принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.
Учеба не была легкой. Работать в морге ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими насмешками и критическими замечаниями. Чтобы оплачивать обучение Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе, ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.
На защите дипломного проекта ей нужно было прочитать лекцию. Ее отец попал в этот день в университет случайно. Увидев, как его дочь после лекции осыпают овациями, увидев признание преподавателей и публики, Алессандро Монтессори простил Марию и они наконец помирились. Упорство Марии Монтессори опять дало плоды – она стала первой женщиной – врачом в Италии. Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она была прекрасным лектором, её статьи стали печатать в европейских журналах.
В 1897 – 98 годах Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по терапии восприятия и образования. Во время работы с умственно-отсталыми детьми Мария Монтессри находит книги двух французов – Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради «я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора», - так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми».
Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она работала в психиатрической клинике Рима. В 1898 году родился сын Марии – Марио. Мать Джузеппе не дала согласия на брак, ребенок был незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии и ее карьеры, и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом мать смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М.Монтессори по всему миру.
После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.
В 1901 г. Мария
Монтессори поступает на философский
факультет Римского университета. Еще
она занимается экспериментальной психологией
и педагогической антропологией. Становится
заведующей кафедрой антропологии, пишет
книгу «Психологическая антропология»,
читает лекции на тему: «Истинное обучение
– помочь, а не осуждать. Истинное обучение
дает ребенку энергию, а не обесточивает
его».
6 января 1907 года, при поддержке итальянского
миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо
М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка»
- школу для нормальных, хотя и запущенных
детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45
лет, Монтессори занималась проблемами
воспитания и образования здоровых детей.
Работа в «Доме
ребенка» была построена по принципам
Монтессори. Она оборудовала его так,
чтобы в нем было уютно и удобно детям
разных возрастов. Был изготовлен первый
комплект сенсорного, математического
и языкового материала. Монтессори наблюдала,
как дети с удовольствием и большой концентрацией
занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом,
который природа дает каждому в поводыри
его психического роста; руководимая инстинктом
деятельность развивается с большей энергией
и с максимальным энтузиазмом, благодаря
чему дети без всякого утомления исполняют
такие работы, которых ни одной учительнице
и не снилось от них требовать».
Понимание законов естественного развития
ребенка, уникальная автодидактическая
среда, любовь и уважение к детям, подача
материалов – (презентации), разновозрастность
групп – всё это принесло очевидные результаты.
В «Дом ребенка» стали приезжать гости
со всего мира, у М.Монтессори появились
последователи и ученики.
В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии.
После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.
Во время второго
путешествия в США Мария
Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в "Дом ребенка" группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространиению метода Монтессори в России.
В 1922г. Правительство
Италии назначает её государственным
инспектором школ.
В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори
организует Международную Монтессори
Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.
Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».
Отношения Монтессори с фашистским правительством окончательно испортились в 1934 году. Она навсегда покидает Италию и переезжает в Индию. Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода - для детей 6 – 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.
Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенисут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование - оружие мира».
После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!
Мария Монтессори
умерла в 1952 году в Ноордвик-ан-зее,
в Голландии.
При жизни её номинировали на получение
Нобелевской премии мира.
Её сын Марио
возглавлял АМИ до своей смерти в
1982 г. В мире работают тысячи Монтессори
школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя
включено в список четырех педагогов,
определивших способ педагогического
мышления XX века:
Джон Дьюи
Георг Кершенштейнер
Мария Монтессори
Антон Макаренко.
До введения
в Италии Евро, портрет М.Монтессори
украшал купюру 1000 лир. (Это единственный
в мире прецедент печати на деньгах портрета
педагога).