Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 20:49, реферат
Тема "Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.
Введение
Краткая биографическая справка о Марии Монтессори_____________ 4
Педагогическая деятельность и теория дошкольного
воспитания Марии Монтессори _________________________________5
3. Влияние системы Марии Монтессори на развитие
образования в мире _________________________________________8
Что интересно для меня .Что я использую в своей практике _________9
Заключение
Литература
ГБОУ ДПО
«Нижегородский институт развития образования»
Реферат
По теме «Вклад Марии Монтессори в развитие образования»
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
воспитания Марии Монтессори ______________________________
3. Влияние системы Марии Монтессори на развитие
образования
в мире ______________________________
Заключение
Литература
Введение
Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв.
Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) - психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве языков мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное - это отсутствие равнодушия, она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами.
Тема "Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.
1. Краткая биографическая справка о М. Монтессори
Мария Монтессори (1870- 1952)
Мария была единственным ребёнком в семье,
которая родилась 31 августа в 1870 году в
Италии, в маленьком провинциальном городе
Чиаравалле. Её отец был высокопоставленным,
государственным чиновником, а мать происходила
из старейшего Итальянского рода Стопани,
в котором преобладали учённые. О детстве
Марии известно не много. Но, будучи ещё
в начальной школе, она заметила, что обучение
и экзамены ей даются легко. Особую старательность
Мария проявила в математике. Она даже
в театр брала учебник и решала в полутемноте
задачки, радуясь найденному неординарному
решению.
В 12 лет она мечтает учиться в гимназии,
которую посещать лицам женского пола
было запрещено. Но со своей настойчивостью
она победила все преграды и была принята
в техническую школу для юношей. Здесь
Мария решает, что сделает всё зависящее
от неё, чтобы воспрепятствовать подавлению
личности учащегося. Она сделала свой
профессиональный выбор - детский врач.
Но в тогдашней Италии это было невозможно.
Медицина была привилегией мужской половины.
Но упорство опять дало результаты, и принесли
свои плоды - она стала первой женщиной
получившей степень доктора медицины.
Она стала ассистентом психиатрической
клиники университета, где работала со
слабоумными детьми. Там она впервые увидела,
как дети с ограниченными возможностям,
после приёма пищи ползают по полу, собирают
хлебные крошки и лепят из них шарики.
И никто не способствовал продвижению
этих детей вперёд, они были предоставлены
сами себе. Ничто не могло побудить их
к активному полезному действию. Наблюдая
за этими несчастными, Монтессори, укрепилась
в мысли, что для детей, как больных, так
и здоровых - необходима специальная развивающая
среда, в которой будут все знания о мире,
представленные через эталоны основных
достижений человеческой мысли, а ребёнок
должен пройти путь человека в цивилизацию
в дошкольном возрасте. Именно это стало
отправным пунктом её педагогической
системы.
В 1904 году она получила кафедру антропологии
в Римском университете и начала проводить
различные антропологические исследования
в педагогической области. Прежде всего,
Мария раскрыла свой талант педагога в
обучении детей моторике, сенсорике, а
также в развитии у них навыков письма,
чтения и счёта.
На это время приходится формулировка
основ её собственной педагогики. Она
много работает с дидактическими материалами
Эдуарда Сегена и Гаспара Итара совершенствует
и дополняет их, пробует развивать свою
собственную методику обучения детей
письму и чтению. Её заявление о первичности
письма, а не чтения у дошкольников стала
настоящей революцией. И она начинает
интересоваться методикой работы с нормальными
детьми. Монтессори, изучив, труды Сегена
и Итара приходила к выводу: что слабоумие-
это проблема педагогическая, нежели медицинская.
И её следует решать в детских садах и
школах, а не в больницах и клиниках.
Свои педагогические идеи Монтессори
начала применять на практике в 1907 году.
6 января 1907 года открылся первый «Дом
ребёнка», работа в котором была построена
по принципам Монтессори.
Итак, метод Монтессори - это в основе своей
метод Итара и Сегена, применяемый к воспитанию
нормальных детей.
2. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного - предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу .
Поэтому Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей и предпочитала использовать термин "руководительница" вместо "учитель".
Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, соответствовали возрастным особенностям ребенка. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им "клавишными досками", "числовыми станками", "рамками с застежками", фигурами-вкладышами и т.п. Эти материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Взрослым не нужно было указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемлялось. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети вступали в мир человеческой культуры, воспринимали опыт предшествующих поколений.
Среда в Монтессори-группе имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет. Весь материал расположен на открытых полках, на уровне не выше 1 м от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре. Самим расположением полок среда разделена на несколько зон.
Первая "Зона практической жизни
Далее идет "Зона сенсорного воспитания".
"Математическая зона".
Далее идет "Зона русского языка".
Монтессори- программы, основанные на деятельности, побуждаемой внутренней потребностью, а не соревновательным мотивом, помогают детям сформировать благоприятный "образ я" и уверенность в себе. Все это позволяет встречать трудности и перемены с оптимизмом. Упражнения с материалом даны в приложении.
3. Влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире
Заслуги Марии Монтессори признаны во всем мире. Ее портрет украшает одну из итальянских купюр. В некоторых странах мира система Монтессори находила государственную поддержку. Правительство выделяло средства, и в каком-либо городе строилось специальное здание, где начинали функционировать и Монтессори-сад, и начальная школа по этой методике. Если они имели успех, строилось еще одно такое же здание, и так далее. Вот почему сегодня в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии - 40%, а в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет .
К сожалению, в нашей стране этот процесс пока базируется на чистом энтузиазме. Как правило, все начинается с того, что в традиционном детском саду энтузиасты уговаривают директора создать одну экспериментальную группу на основе метода Монтессори. Находят обученного этой методике педагога, группа создается, и скоро прогресс в развитии детей становится столь очевиден, что другие родители начинают завидовать. В результате появляется следующая группа, потом - третья, четвертая и так далее.
Образование по Монтессори - это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя потенциал собственной личности. В силу этого роль педагога здесь сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: "Помоги мне сделать это самому". Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не задавали. "Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", - говорила Мария Монтессори.
4. Что интересно для меня . Что я использую в свое практике.
Упражнения в практической жизни
№ п/п |
Упражнение |
Возраст |
Прямая цель |
Косвенная цель |
Особый интерес |
Группа подготовительных упражнений | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. |
Переноска стула |
2-3 года |
научиться тихо и аккуратно переносить стул |
поставить стул на одну ложку | |
3. |
Раскатывание и скатывание коврика |
2,5-3 года |
раскатывать и скатывать коврик |
развитие координации движений, самостоятельности |
проверять края, чтобы не «выросла морковка» |
4. |
Пересыпание ложкой |
от 2,5 лет |
научиться аккуратно пересыпать зерно ложкой |
координация движений, концентрация внимания, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму |
почерпнуть последние зернышки в пиале |
5. |
Пересыпание из кувшина в кувшин |
от 2,5 лет |
научиться аккуратно пересыпать из кувшина в кувшин |
координация движений, концентрация внимания, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму |
подобрать зернышки пальчиками |
6. |
Переливание из кувшина в кувшин |
2,5-3 года |
научиться переливать воду |
координация движений, развитие мелкой моторики, развитие самостоятельности |
последняя капля, протереть поднос рукой, чтобы убедиться в сухости |
Информация о работе Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори