Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа
описание ДПИ народа Казахстана
Введение …………………………………………………………………………….4
Истоки казахского народного искусства…………………………………………..5
Казахский орнамент....................................................................................................7
Юрта и ее убранство..................................................................................................12
Казахский народный костюм...................................................................................15
Ковроделие.................................................................................................................17
Обработка металла и ювелирное искусство ...........................................................19
Резьба по дереву и кости ..........................................................................................21
Тиснение по коже .....................................................................................................23
Заключение......................................................................................................................24
Список использованой литературы..............................................................................25
Из распространенных
К древним относится узор верблюжий след – туйе табан. Из него строится система узоров для центрального поля ковров. В ковровых композициях используются также узоры верблюжий горб- туйе оркеш, волнистые и пунктирные линии. Волнистые линии называются нога верблюжонка – бота тирсек, пунктирные- мышиный след- тышкан из.
В орнаменте казахов, каракалпаков, туркменов, киргизов и узбеков сохранились изящные серцевидные фигуры – журекше.
К зооморфным относятся также
узоры волчьи уши –бори кулак,
характерный для ювелирного
Один из распространенных в
казахском орнаменте
Крестовидная фигура с рогами
барана впервые обнаружена в
памятниках Ноин- Улы. В пятом
Пазырыкском кургане на
Узор торт кулак имеет
Крестобразную форму имеет
К зооморфным можно отнести
узор ребро – кабырга,
В казахском орнаменте многочисленны узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи и лапок. Выразительны узоры вереница летящих журавлей- тырна, журавль – цветок- тырна гуль.
В орнаменации бордюров ковров используется узор орел-цветок – буркит орнек. Есть узоры птичьи крылья – кус канат, орлиное крыло- лашин канат. Последний используется в тускиизах.
В обрамлении различных изделий используются кривые линии: птичий клюв – кус тумсык; мотив елочки: птичье небо- кус тандай, птичья шея- кус мойын, гусиная шея- каз мойын, гусиная лапа- каз аяк, птичий след- кус табан- разновидность узора каз аяк. Узор каз аяк используется в каймах ковровых изделий.
Ко второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические элементы казахского орнамента.
Геометрический
орнамент широко используется
в архитектурном декоре, ковровых
изделиях, в резьбе по дереву
и камнем, в тиснении по коже.
Он встречен также на
Геометрический орнамент
Для геометрических узоров
Многообразны всевозможные
Растительные узоры казахского
орнамента, подобно другим его
В казахском орнаменте
Многообразие основных
Узоры в композициях
Гармоничное цветовое решение,
ритмическое чередование и
В древности окраска изделий из дерева определенные тона использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение служили выражением определенных понятий и представлений. Так, синий цвет – символ неба, поклонение небу, красный- огня, солнце, белый – истинный, радости, счастья, желтый – разума, черный – земли, зеленый- весны, молодости.
Все эти основные приемы построения орнаментальных композиций сохраняются и в современном декоративно-прикладном искусстве казахов, как и многочисленные основные и производные элементы орнамента.
3.Юрта и ее убранство
До революции казахи вели кочевой и полукочевой образ жизни в холодное время года они жили в стационарных помещениях. К древнейшему типу стационарного жилища казахов относится шошала – круглое однокамерное помещение с коническим или сферическим сводом. По форме сходна с юртой. Юртообразные круглые жилища из сырцового кирпича были характерными для саков или долин Сырдарьи в 4 веке до н.э.
Юрта- один из древнейших видов передвижного жилища приспособленного к кочевому образу жизни. Она была широко распространена в среде кочевых и полукочевых народов евразийских степей и сохранила свою древнюю форму до наших дней. Происхождение войлочной юртой, вероятно, связано с переходом к джайляному скотоводству. В Казахстане доминирует в основном тип юрты, отличающейся четкой полушарной формой и сферическим сводом.
Остов юрты составляют три основных элемента: раздвижная решетчатая основа- кереге, купольные жерди- уык, круговое навершие купола – шанрак. Кереге составляется из нескольких отдельных решеток – канатов. Каждая решетка состоит из 36-ти планок – саганак длинной до 220 сантиметров и шириной 4 – 6 см.
Верхнюю часть планки делают четырехгранной с желобками на лицевой стороне нижний конец на одну треть – круглым. Планки окрашиваются в коричневый, темно-бордовый иногда в темно- каштановый цвет так эти планки складываются диагональной сетке.
Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигается и раздвигается. Решетки бывают двух типов: из массивных планок мелкой квадратной – тор коз, из тонких планок, крупной сеткой- жел коз.
Венчает юрту полусферическое навершие – шанрак, имеющие зенитное отверстие – тундык, которое служит окном. Через него выходит дым из открытого очага. Во время непогоды оно закрывается четырехугольным куском, обшитым по краям шнуром.
Диаметр шанрака 3-5 м, что составляет примерно одну треть диаметра основания юрты. Верхний полушар – кульдреуыш сделан сделан из взаимопересекающихся под прямым углом шестнадцати деревянных реек, закрепленных концами в круге. По боковой части он прочно закреплен поперечными планками – бакалак. За счет этого и и образуется форма полушара и плавный силуэт венчающего и плавный силует венчающего верха юрты.
Рейки для шанрака чистят, полируют и придают им нужную кривизну при помощи круглого механизма –байтес. Вход в юрту, обращенный на юг, имеет форму прямоугольного проема высотой до двух метров, шириной – восемьдесят сантиметров. Перед ним стелили подстилку - енсе.
В юртах знати двери – сыкырлаук были двустворчатые и филенчатые, часто с балясинами. Верхняя перекладина – майданша, порог – табылдырык, внутренние стороны боковых косяков ергенек или босага прорабатывались тонкой резьбой, инкрустировались костью и покрывались росписью. Завесы простегивались разноцветными шерстяными нитками или украшались аппликацией. Дверные завесы делались и из тростника, узорно оплетенного цветной шерстью.
Решетки каркаса юрты, снаружи обкладываются циновками – шим ши. Циновки имеют одновременно утилитарное и декоративное значение. Размеры их не менее 2х3 м.
Поверх циновок каркас юрты в 2 слоя покрывается войлоком. Нижний слой это большие полотнища из плотно скатанного войлока длинной 5-6 м, шириной до 3 м, покрывающие юрту от середины свода до земли. Называются туырлыками.
Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосами и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей. Те которые подвешиваются к обручу шанрака, называются жел бау, а которые купольным жердям – уык бау.
Существует несколько
вариантов бау в зависимости
от способа изготовления, формы,
применения тех или иных
По своему назначению юрты у казахов делились на три основных типа: юрты, служившие жилищем, юрты парадные, предназначенные для приема гостей и юрты походные. Кроме этих основных были кухонные и использовавшиеся в качестве складов и сараев.
Парадные юрты- ак орда, боз уй и отау уй отличаются особым богатством отделки и убранством. Под термином ак орда известны юрта- ставка феодальных властей: султанов, ханов, сделанные народными мастерами по особому заказу и описанные многими путешественниками и ученными 16-18 веков
Богато убранными юртами были свадебные юрты- отау. Свадебную юрту и ее убранство готовили лучшие народные мастера: резчики, ковровщицы и вышивальщицы. Она является наилучшим выражением архитектуры передвижного жилища.
Юрта сохранилась до наших дней. До сих пор она не потеряла своего значения и является самым удобным летним жилищем для животноводов Казахстана.
4.Казахский народный костюм
В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с их этнической историей, экономическими, и климатическими условиями.
Об одежде казахов писали
путешественники и ученные Муха
Казахи ценили шкуры куланов, сайги и тигров, а также темные меха- енота, выхухоля, соболя, куницы и белые- горностая и хорьков. Мех куницы и соболя ценили дороже, чем меха других пушистых зверей.
Из шкур шили шубы. Общее название шубы у казахов- тон. Шубы из меха пушистых зверей называется ишик. Жанат ишик шубы из, кара тулки- из меха черно- бурой лисицы, алтайы кызыл тулки- красной алтайской лисицы. Меховая шуба, крытая, высокосортным шелком, была одним из самых дорогих предметов в приданном невесты, она называлась бас тон.
Информация о работе Ознакомление учащихся с декоративно-прикладнымискуством Казахстана