Ознакомление учащихся с декоративно-прикладнымискуством Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

описание ДПИ народа Казахстана

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….4
Истоки казахского народного искусства…………………………………………..5
Казахский орнамент....................................................................................................7
Юрта и ее убранство..................................................................................................12
Казахский народный костюм...................................................................................15
Ковроделие.................................................................................................................17
Обработка металла и ювелирное искусство ...........................................................19
Резьба по дереву и кости ..........................................................................................21
Тиснение по коже .....................................................................................................23
Заключение......................................................................................................................24
Список использованой литературы..............................................................................25

Файлы: 1 файл

ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.docx

— 58.56 Кб (Скачать)

         Из распространенных зооморфных  узоров, наряду с кошкар муйиз,  встречается шея горного барана- кулжа мойын, олений рог – бугы муйиз, который используется в бордюре войлочных ковров.  Очень древним является узор шея верблюжонка- бота мойын – в виде латинской буквы S. Он известен со времен саков и сохраняется в орнаменте казахов, киргизов и каракалпаков. Лировидная фигура из этих двух элементов у казахов называется кос алка.  S - образная фигура используется в композиции войлочных,  ворсовых и безворсовых ковров, баскуров, вышивке на мужской и женской одежде, в резьбе по дереву и на ювелирных изделиях.

К древним относится узор верблюжий след – туйе табан. Из него строится система узоров для центрального поля ковров. В ковровых композициях используются также узоры верблюжий горб- туйе оркеш, волнистые и пунктирные линии. Волнистые линии называются нога верблюжонка – бота тирсек, пунктирные- мышиный след- тышкан из.

В орнаменте казахов, каракалпаков, туркменов, киргизов и узбеков сохранились  изящные  серцевидные фигуры –  журекше.

         К зооморфным относятся также  узоры волчьи уши –бори кулак,  характерный для ювелирного искусства  и теснения по коже, голова скакуна- тулпар бас – в виде крестовины с головами лошади по углам, лисья голова-узор в виде розетки, характерный для тускиизов. Своеобразен ритмически повторяющийся узор муравьиная талия- кумырска бель.

         Один из распространенных в  казахском орнаменте зооморфный  узор четыре уха – торт кулак. Это крестовидная фигура, составленная из взаимопересеающихся линий с четырьмя бараньими рогами, расположенными по углам.

           Крестовидная фигура с рогами  барана впервые обнаружена в  памятниках Ноин- Улы. В пятом  Пазырыкском кургане на настенном  войлочном ковре. 

           Узор торт кулак имеет несколько  основных и произвольных вариантов.  К основным относятся имеющиеся  крестовидные, округлые и полуокруглые  очертания. 

           Крестобразную форму имеет узор  позвоночник- омыртка. Из него составляются ритмические ряды в композициях ковровых изделий.

           К зооморфным можно отнести  узор ребро – кабырга, используемый  для боковых участков ковровых  композиций, двойное копыто айр бакай или аша туяк, характерный для резьбы и теснения по коже, а также для ковров; след собаки – ит из. След щенка- кушик из, рыбий глаз- балык коз- мотив, встречающися в ювелирных изделиях, змеиная голова- жилан бас.

В казахском орнаменте  многочисленны узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи и лапок.  Выразительны узоры  вереница летящих журавлей- тырна, журавль – цветок- тырна гуль.

          В орнаменации бордюров ковров  используется узор орел-цветок  – буркит орнек. Есть узоры птичьи крылья – кус канат, орлиное крыло- лашин канат. Последний используется в тускиизах.

В обрамлении различных изделий  используются  кривые линии: птичий клюв – кус тумсык; мотив елочки: птичье небо- кус тандай, птичья шея- кус мойын, гусиная шея- каз мойын, гусиная лапа- каз аяк, птичий след- кус табан- разновидность узора каз аяк. Узор каз аяк используется в каймах ковровых изделий.

Ко второму тысячелетию  до нашей эры восходят геометрические элементы казахского орнамента.

        Геометрический  орнамент широко используется  в архитектурном декоре, ковровых  изделиях, в резьбе по дереву  и камнем, в тиснении по коже.  Он встречен также  на наскальных  рисунках и предметах из бронзы.

         Геометрический орнамент широко  используется в архитектурном  декоре, ковровых изделиях, в резьбе  по дереву и камню в тиснении  по коже. Это квадрат, ромб, четырехугольники, треугольники, составляющие половину  квадрата или ромба, разделенных  по диагонали, шестиугольники, восьмиугольники,  фигуры из квадратов и треугольников,  параллелограмм.

           Для геометрических узоров характерны  равновесие между отдельными  элементами, пропорциональное деление  фигур, вписанных в композицию.

             Многообразны всевозможные линии:  прямые, волнистые, спиралевидные,  в виде цепочки, шнура. В казахском орнаменте много производных геометрических узоров.

            Растительные узоры казахского  орнамента, подобно другим его   группам, делятся на основные  и производные. К основным относятся  узоры дерево-агаш гуль, яблоко- алма гуль, характерные для розеток в центральном поле ковра; колос –масак гуль, используется в вышивке, вьющиеся стебли- сакык гуль, образующий арабесковую вязь, торангы гуль тополь-, использующийся в резьбе и ковровых изделиях, восемь фисташек- сегиз писте- узор для розеток, полевые цветы байшешек гуль, сходые с ним узоры тюльпан с бутончиками- кызгалдак гуль и миндаль-гуль бадам, часто встречающийся в вышивке настенных ковров, одежды, подзоров для кровати.

         В казахском орнаменте встречаются  узоры, представляющие схематические  узоры, представляющие схематические  изображения предметов бытового  обихода. Это- сандык гуль- квадрат для украшения центральной части композиций, кобыз гуль- узор, применяемый в инкрустации ювелирных изделиях, лады кобыза- кобыз тил- узор в виде язычков, чайник цветок- шаугим гуль- узор округлой формы, используемый в вышивке тускиизов и в тиснении по коже, покрывало двери –есик жапкыш –узор в виде фигуры Х, падшайы гуль – узор для орнаментации циновок, цветок – жемчужина –тана гуль, используемый в инкрустации, ожерелье – моншак гуль- узор, применяемый в филигранной технике, гребень- цветок –тарак гуль узор вилообразного очертания, применяемый в декоре безворсового ковра и баскура, часто в сочетании с треугольниками, ромбами, якоревиднымии С- образными фигурами.

          Многообразие основных исходных  элементов давало народным мастерам  широкие возможности в составлении  производных узоров, фигур, различных  орнаментальных композиций путем  сочетания и комбинации их  с простейшими мотивами, спиральными  и волнистыми завитками, зигзагами,  кругами, ромбами и т. д.

           Узоры в композициях располагаются  симметрично. В них бывает одна, две или больше осей симметрии,  относительно которых располагаются  узоры в зависимости от осей  симметрии на плоскости изделий  строятся декоративные центры, бордюры  и отдельные фрагменты орнаментальных  композиций. Относительно осей симметрии  строятся цветовые акценты. 

             Гармоничное цветовое решение,  ритмическое чередование и сочетание  различных тонов- характерная  особенность узоротворчества   и в изделиях казахов. Посредством  цвета выделяются центры орнаментальных  композиций, бордюры, фон например  в ковровых  композициях центральное  поле нередко составляется из  нескольких одинаковых по форме,  но различно окрашенных розеток  или их основных контуров. Варьирование  нескольких локальных тонов позволяет  создавать выразительные орнаментальные  ряды и композиции. Симметрия   ритмическое повторение различно  окрашенных узоров приглушает  локальные чистые тона.

В древности окраска изделий  из дерева определенные тона использование  в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение служили  выражением определенных понятий и  представлений. Так, синий цвет –  символ неба, поклонение небу, красный- огня, солнце, белый – истинный, радости, счастья, желтый – разума, черный –  земли, зеленый- весны, молодости.

Все эти основные приемы построения орнаментальных композиций сохраняются и в современном  декоративно-прикладном искусстве  казахов, как и многочисленные основные и производные элементы орнамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           3.Юрта и ее убранство

До революции казахи вели кочевой и полукочевой образ  жизни в холодное время года они  жили в стационарных помещениях. К  древнейшему типу стационарного  жилища казахов относится шошала – круглое однокамерное помещение  с коническим или сферическим  сводом. По форме сходна с юртой. Юртообразные круглые жилища из сырцового  кирпича были характерными для саков  или долин Сырдарьи в 4 веке  до н.э.

Юрта- один из древнейших видов  передвижного жилища приспособленного к кочевому образу жизни. Она   была широко распространена в среде  кочевых и полукочевых народов  евразийских степей и сохранила  свою древнюю форму до наших дней. Происхождение войлочной юртой, вероятно, связано с переходом  к джайляному  скотоводству. В Казахстане доминирует в основном тип юрты, отличающейся четкой полушарной формой и сферическим сводом.

Остов юрты составляют три  основных элемента: раздвижная решетчатая основа- кереге, купольные жерди- уык, круговое навершие купола – шанрак. Кереге составляется из нескольких отдельных решеток – канатов. Каждая решетка состоит из 36-ти планок – саганак длинной до 220 сантиметров и шириной 4 – 6 см.

Верхнюю часть планки делают четырехгранной с желобками на лицевой  стороне нижний конец на одну треть  – круглым. Планки окрашиваются в  коричневый, темно-бордовый иногда в  темно- каштановый цвет так эти планки складываются диагональной сетке. 

Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигается и раздвигается. Решетки бывают двух типов: из массивных  планок  мелкой квадратной – тор коз, из тонких планок, крупной сеткой- жел коз.

Венчает юрту полусферическое  навершие – шанрак, имеющие зенитное отверстие – тундык,  которое служит окном.    Через него выходит дым из открытого очага. Во время непогоды оно закрывается четырехугольным куском, обшитым по краям шнуром.

Диаметр   шанрака 3-5 м, что составляет примерно одну треть диаметра основания юрты. Верхний полушар – кульдреуыш сделан сделан из взаимопересекающихся под прямым углом шестнадцати деревянных реек, закрепленных концами в круге. По боковой части он прочно закреплен поперечными планками – бакалак. За счет этого и и образуется форма полушара и плавный силуэт венчающего и плавный силует венчающего верха юрты.

Рейки для шанрака чистят, полируют и придают им нужную кривизну при помощи круглого механизма –байтес. Вход  в юрту, обращенный на юг, имеет  форму прямоугольного проема высотой  до двух метров, шириной – восемьдесят  сантиметров. Перед ним стелили  подстилку - енсе.   

В юртах знати двери  – сыкырлаук были двустворчатые и филенчатые, часто с балясинами. Верхняя перекладина – майданша, порог – табылдырык, внутренние стороны боковых косяков ергенек или босага  прорабатывались тонкой резьбой, инкрустировались костью и покрывались росписью.  Завесы простегивались разноцветными шерстяными нитками или украшались аппликацией. Дверные завесы делались и из тростника, узорно оплетенного цветной шерстью.  

Решетки каркаса юрты, снаружи  обкладываются циновками – шим ши. Циновки имеют одновременно утилитарное и декоративное значение. Размеры их не менее 2х3 м. 

Поверх циновок каркас юрты в 2 слоя покрывается  войлоком. Нижний слой это большие полотнища  из плотно скатанного войлока длинной 5-6 м, шириной до 3 м, покрывающие юрту от середины свода до земли. Называются туырлыками.

Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосами и  лентами с бахромой и  кистями  из разноцветных шерстяных нитей. Те которые подвешиваются к обручу шанрака, называются жел бау, а которые купольным жердям – уык бау.

 Существует несколько  вариантов бау в зависимости  от способа изготовления, формы,  применения тех или иных орнаметальных  мотивов. Это уй бау - тесьма, отличающаяся сложным орнаментальным узором, изба бау - полоса, сшитая из шерстяных нитей, алаша бау- без ворсовая лента и т. д.

По своему назначению юрты у казахов делились на три основных типа: юрты, служившие жилищем, юрты парадные,  предназначенные для  приема гостей и юрты походные. Кроме  этих основных были кухонные и использовавшиеся в качестве складов  и сараев.

Парадные юрты- ак орда, боз уй и отау уй отличаются особым богатством отделки и убранством. Под термином ак орда известны юрта- ставка феодальных властей: султанов, ханов, сделанные народными мастерами по особому заказу и описанные многими путешественниками и ученными 16-18 веков

Богато убранными юртами были свадебные юрты- отау. Свадебную  юрту и ее убранство готовили лучшие народные мастера: резчики, ковровщицы и вышивальщицы. Она является наилучшим  выражением архитектуры передвижного жилища.

Юрта сохранилась до наших  дней. До сих пор она не потеряла своего значения и является самым  удобным летним жилищем для  животноводов Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Казахский народный костюм

В народном костюме казахов  отражены древние традиции, связанные  с их этнической историей, экономическими, и климатическими условиями.

Об одежде казахов писали путешественники и ученные Мухаммед Хайдар Дуглати, И. П. Фальк, И.С. Паллас, И. Георги, Г. И. Спассский, П. И. Рычков. А. Левшин и др.

Казахи ценили шкуры куланов, сайги и тигров, а также темные меха- енота, выхухоля, соболя, куницы и  белые- горностая и хорьков. Мех  куницы и соболя ценили дороже, чем  меха других пушистых зверей.

Из шкур шили шубы. Общее  название шубы у казахов- тон. Шубы из меха пушистых зверей называется ишик. Жанат ишик шубы из, кара тулки- из меха черно- бурой лисицы, алтайы кызыл тулки- красной алтайской лисицы. Меховая шуба, крытая, высокосортным шелком, была одним из самых дорогих предметов в приданном невесты, она называлась бас тон.

Информация о работе Ознакомление учащихся с декоративно-прикладнымискуством Казахстана