Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:59, реферат
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.
ВВЕДЕНИЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
НАСЕКОМЫЕ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ
СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ
РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
НАСЕКОМЫЕ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ
СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ
РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познании природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.
Живая природа - это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительных и эстетических целях». От людей во многом зависят многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественнонаучных знаний.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой — одна из составных частей этого процесса — предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определенных программой. Наблюдения за лягушкой, ежиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоему, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по данному разделу программы.
Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают - «ласкают»— котенка и др.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. По этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.
Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитать у детей интерес к разным представителям животного мира: не только ярким, заметным, легко идущим на общение с ребенком (собака, птица, кошка, белка и др.), но и незаметным, непривлекательным (ящерица, лягушка, муравей и пр.)?
Программа по ознакомлению с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы:
а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения);
б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
в) приносимая польза.
Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении животных к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобная информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребенка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.
Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что они не всегда бывают конкретны, часто они носят общий или неопределенный характер:
- дети недопонимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания;
- не знают о пользе многих животных. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, не умеют внимательно, долго наблюдать за ним и делать выводы.
При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. Предлагаем программу ознакомления детей разных возрастных групп с представителями четырех классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые. Знакомство с животными этих классов доступно в любом детском саду.
1-я младшая группа. Воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными.
2-я младшая группа. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учить различать основные части тела животного.
Средняя группа. Знакомить со строением и поведением животных—обитателей живого уголка природы. Учить выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигаются, отдыхают.
Старшая группа. Расширять представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учить замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные.
Подготовительная к школе группа. Расширять знания и учить связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, олень, осел и др.).
Познакомить с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спичка), условиями, необходимыми для их жизни,— природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота на пастбище, зимняя подкормка диких животных). Дать представление о том, как млекопитающие заботятся о потомстве.
2-я младшая группа. Учить узнавать лягушку, различать основные части ее тела.
Средняя группа. Учить выделять части тела, покров, характерные особенности поведения лягушки,
Старшая группа. Учить определять особенности земноводных, знать и называть лягушку, наблюдать образ ее жизни, способы передвижения (скачет, плавает). Формировать представление о том, что животным, обитающим в неволе, надо создавать условия, похожие на природные.
Подготовительная к школе группа. Учить связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях лягушки травяной: тело короткое, живет на суше, любит сырые, влажные места; в отличие от жабы, которая прячется в ямы, под корни, зимует в водоемах, зарывается в ил; весной мечет икру в воду, из нее выводятся головастики, а из них вырастают молодые лягушки; у головастиков и очень маленьких лягушек есть хвост, у больших - - нет; питаются лягушки насекомыми, тем самым приносят большую пользу.
Средняя группа. Учить узнавать и называть одного-двух представителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), некоторые особенности их внешнего вида, передвижения (у ящериц продолговатое тело, длинный хвост, очень быстро ползает; у черепахи тело короткое, в панцире, хвост тоже короткий, черепаха ползает медленно).
Старшая группа. Дать представление об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, месте обитания ящерицы (прыткой), черепахи (степной). Тело ящерицы покрыто жесткими роговыми чешуйками. У ящерицы четыре короткие лапки. Она хорошо бегает. Слышимых звуков не издает. Живет на суше. На зиму прячется в землю, в норы, там спит. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых.
У черепахи тело покрыто твердым панцирем. Сверху он выпуклый, а снизу плоский. У нее также четыре лапы. Зажатое в панцирь тело черепахи тяжелое и неповоротливое. В панцирь она прячет голову, ноги и хвост, когда грозит опасность.
Подготовительная к школе группа. Дать знания и учить рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях ящерицы, черепахи, ужа, о приносимой ими пользе.
Ящерица бегает, изгибая тело, чем достигает быстроты передвижения. Яйца откладывает в рыхлый песок; это защищает их от высыхания, повреждения и хищников. Из яиц выводятся маленькие детеныши. Есть и другие ящерицы, которые рождают живых детенышей. Уничтожая насекомых-вредителей и их личинки, это животное приносит большую пользу.
Черепаха в отличие от ящерицы тело не изгибает. Она ходит, бегать и прыгать не умеет. Питается сочными растениями и плодами. Черепаха, как и ящерица, откладывает яйца в песчаный грунт. Из яиц выводятся маленькие черепашки.
Уж, как и ящерица, ползает, но тело при передвижении изгибает гораздо больше. Шипит. У ужа тело узкое и вытянутое, покрыто роговыми щитками на голове и чешуями на туловище и хвосте. Уж обыкновенный отличается от змей двумя большими светлыми пятнами, расположенными по бокам головы. Ног нет. Уж тоже откладывает яйца в гниющие листья, мох, разный мусор: это защищает их от высыхания. Из яиц выводятся ужата. Живет уж в различных местах, но чаще всего у воды. На зиму заползает в мох, под кору деревьев, в норы и там засыпает. Питается лягушками, мышами и насекомыми. Приносит пользу, уничтожая вредителей полей и огородов.
Дать представление о некоторых формах защиты пресмыкающихся: изменение окраски, отпугивание (например, уж отпугивает врагов шипением и выделением дурно пахнущей жидкости).
2-я младшая группа. Учить узнавать и называть одного-двух насекомых: бабочка, жук. Они летают, у них есть крылья.
Средняя группа. Учить называть некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), определять особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья;
бабочка летает, муравей ползает, жук и летает, и ползает). Знакомить детей со звуками, характерными для насекомых (жук жужжит).
Старшая группа. Рассказать, что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза—насекомые. Дать представление о некоторых особенностях их внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев).
Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают, кузнечик прыгает). Добиваться, чтобы дети умели определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть их (пчела, муха, жук жужжат, кузнечик стрекочет).
Дать представление о некоторых особенностях сезонной жизни, о местах обитания (муравьи, пчелы живут большими группами, сами себе строят жилища).
Пчела, муравей — полезные насекомые. Их нельзя уничтожать.
Подвести детей к пониманию некоторых защитных свойств насекомых (зеленый кузнечик на зеленой траве незаметен).
Подготовительная к. школе группа. Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз), жуков (божья коровка, жужелица). Сравнивая, находить отличие во внешнем виде (у бабочки крылья мягкие, у жука сверху плотные, под ними мягкие и прозрачные).
Продолжать обучать сравнению насекомых по способу передвижения (бабочка, жук, пчела, муха, стрекоза, оса, шмель летают, кузнечик прыгает. Жук, муха и муравей ползают). Учить называть характерные звуки насекомых (жужжит, стрекочет).