Ознакомление с животными

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:59, реферат

Краткое описание

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетичес­кой стороны природы педагог дает нравственные правила отно­шения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения ко­торых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
НАСЕКОМЫЕ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ
СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ
РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Ознакомление с животными.doc

— 170.00 Кб (Скачать)


оглавление

ВВЕДЕНИЕ             

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ             

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ             

ЗЕМНОВОДНЫЕ             

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ             

НАСЕКОМЫЕ             

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ             

СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ             

РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             

ЛИТЕРАТУРА             


ВВЕДЕНИЕ

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познании природы, убежде­ний и практических навыков, определенной ориентации и актив­ной жизненной позиции в области охраны природы, рациональ­ного использования и воспроизводства природных ресурсов, яв­ляется объективной необходимостью для всего человечества.

Живая природа - это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источни­ком для получения промышленного, лекарственного сырья, пи­щевых продуктов и других материальных ценностей, необходи­мых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, куль­турно-просветительных и эстетических целях». От людей во мно­гом зависят многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определен­ный запас естественнонаучных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопле­ния чувственного опыта регулируется целенаправленной педаго­гической работой. Ознакомление с природой — одна из составных частей этого процесса — предполагает решение ряда воспита­тельно-образовательных задач, определенных программой. На­блюдения за лягушкой, ежиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоему, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидак­тические игры составляют далеко не полный перечень мероприя­тий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных груп­пах по данному разделу программы.

Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необхо­димо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития высших нравствен­ных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, пред­полагающие активную, действенную позицию ребенка в отноше­нии природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердеч­ное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают - «ласкают»— котенка и др.). Живая природа воздействует на малыша, вызы­вая у него эмоциональный отклик. По этой естественной, само­произвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо система­тическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окру­жающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетичес­кой стороны природы педагог дает нравственные правила отно­шения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения ко­торых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.

Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитать у детей интерес к разным представителям живот­ного мира: не только ярким, заметным, легко идущим на общение с ребенком (собака, птица, кошка, белка и др.), но и незаметным, непривлекательным (ящерица, лягушка, муравей и пр.)?


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ

Программа по ознакомлению с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о жи­вотном мире. Эту информацию можно объединить в три группы:

а)               внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности пи­тания, размножения);

б)               среда обитания, характер приспособ­ления к условиям жизни;

в)               приносимая польза.

Детям старшего дошкольного возраста доступны также све­дения о приспособлении животных к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребят можно познакомить с такими за­щитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобная информация способствует углуб­лению знаний о животном мире, на основе которых у ребенка вырабатывается правильная нравственная позиция по отноше­нию к тому или иному представителю фауны.

Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что они не всегда бывают кон­кретны, часто они носят общий или неопределенный характер:

-          дети недопонимают или имеют неверные представления о при­чинно-следственных связях в животном мире, а также о приспо­соблении живых существ к условиям жизни и среде обитания;

-          не знают о пользе многих животных. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание боль­ше на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, не умеют внимательно, долго наблюдать за ним и делать выводы.

При ознакомлении с животным миром особое внимание сле­дует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. Пред­лагаем программу ознакомления детей разных возрастных групп с представителями четырех классов животного мира: млекопи­тающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые. Знакомство с животными этих классов доступно в любом детском саду.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

1-я младшая группа. Воспитывать интерес и бережное отно­шение к живым существам, желание помогать ухаживать за ни­ми. Формировать элементарные навыки ухода за животными.

2-я младшая группа. Развивать интерес и воспитывать береж­ное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учить различать основные части тела животного.

Средняя группа. Знакомить со строением и поведением жи­вотных—обитателей живого уголка природы. Учить выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигаются, отдыхают.

Старшая группа. Расширять представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учить замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные.

Подготовительная к школе группа. Расширять знания и учить связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распро­страненных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, олень, осел и др.).

Познакомить с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спичка), условиями, необходимыми для их жизни,— природными и создаваемыми человеком (кормление, вы­гон скота на пастбище, зимняя подкормка диких животных). Дать представление о том, как млекопитающие заботятся о потомстве.

 

ЗЕМНОВОДНЫЕ

2-я младшая группа. Учить узнавать лягушку, различать основные части ее тела.

Средняя группа. Учить выделять части тела, покров, харак­терные особенности поведения лягушки,

Старшая группа. Учить определять особенности земноводных, знать и называть лягушку, наблюдать образ ее жизни, способы передвижения (скачет, плавает). Формировать представление о том, что животным, обитающим в неволе, надо создавать усло­вия, похожие на природные.

Подготовительная к школе группа. Учить связно рассказы­вать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях лягушки травяной: тело короткое, живет на суше, любит сырые, влажные места; в отличие от жабы, которая прячется в ямы, под корни, зимует в водоемах, зарывается в ил; весной мечет икру в воду, из нее выводятся головастики, а из них вырастают моло­дые лягушки; у головастиков и очень маленьких лягушек есть хвост, у больших - - нет; питаются лягушки насекомыми, тем са­мым приносят большую пользу.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Средняя группа. Учить узнавать и называть одного-двух пред­ставителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), неко­торые особенности их внешнего вида, передвижения (у ящериц продолговатое тело, длинный хвост, очень быстро ползает; у че­репахи тело короткое, в панцире, хвост тоже короткий, черепаха ползает медленно).

Старшая группа. Дать представление об особенностях внеш­него вида, жизненных проявлениях, месте обитания ящерицы (прыткой), черепахи (степной). Тело ящерицы покрыто жестки­ми роговыми чешуйками. У ящерицы четыре короткие лапки. Она хорошо бегает. Слышимых звуков не издает. Живет на суше. На зиму прячется в землю, в норы, там спит. Приносит пользу, унич­тожая вредных насекомых.

У черепахи тело покрыто твердым панцирем. Сверху он вы­пуклый, а снизу плоский. У нее также четыре лапы. Зажатое в панцирь тело черепахи тяжелое и неповоротливое. В панцирь она прячет голову, ноги и хвост, когда грозит опасность.

Подготовительная к школе группа. Дать знания и учить рас­сказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявле­ниях ящерицы, черепахи, ужа, о приносимой ими пользе.

Ящерица бегает, изгибая тело, чем достигает быстроты пере­движения. Яйца откладывает в рыхлый песок; это защищает их от высыхания, повреждения и хищников. Из яиц выводятся ма­ленькие детеныши. Есть и другие ящерицы, которые рождают живых детенышей. Уничтожая насекомых-вредителей и их ли­чинки, это животное приносит большую пользу.

Черепаха в отличие от ящерицы тело не изгибает. Она ходит, бегать и прыгать не умеет. Питается сочными растениями и пло­дами. Черепаха, как и ящерица, откладывает яйца в песчаный грунт. Из яиц выводятся маленькие черепашки.

Уж, как и ящерица, ползает, но тело при передвижении из­гибает гораздо больше. Шипит. У ужа тело узкое и вытянутое, покрыто роговыми щитками на голове и чешуями на туловище и хвосте. Уж обыкновенный отличается от змей двумя большими светлыми пятнами, расположенными по бокам головы. Ног нет. Уж тоже откладывает яйца в гниющие листья, мох, разный мусор: это защищает их от высыхания. Из яиц выводятся ужата. Живет уж в различных местах, но чаще всего у воды. На зиму заползает в мох, под кору деревьев, в норы и там засыпает. Питается ля­гушками, мышами и насекомыми. Приносит пользу, уничтожая вредителей полей и огородов.

Дать представление о некоторых формах защиты пресмыкаю­щихся: изменение окраски, отпугивание (например, уж отпуги­вает врагов шипением и выделением дурно пахнущей жидкости).

НАСЕКОМЫЕ

2-я младшая группа. Учить узнавать и называть одного-двух насекомых: бабочка, жук. Они летают, у них есть крылья.

Средняя группа. Учить называть некоторых насекомых (му­равей, бабочка, жук, божья коровка), определять особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья;

бабочка летает, муравей ползает, жук и летает, и ползает). Знакомить детей со звуками, характерными для насекомых (жук жужжит).

Старшая группа. Рассказать, что бабочка, жук, пчела, мура­вей, кузнечик, стрекоза—насекомые. Дать представление о не­которых особенностях их внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев).

Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (пче­ла, муха, стрекоза летают, кузнечик прыгает). Добиваться, чтобы дети умели определять насекомых по издаваемым звукам и пра­вильно называть их (пчела, муха, жук жужжат, кузнечик стре­кочет).

Дать представление о некоторых особенностях сезонной жиз­ни, о местах обитания (муравьи, пчелы живут большими груп­пами, сами себе строят жилища).

Пчела, муравей — полезные насекомые. Их нельзя уничтожать.

Подвести детей к пониманию некоторых защитных свойств насекомых (зеленый кузнечик на зеленой траве незаметен).

Подготовительная к. школе группа. Учить различать по внеш­нему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапив­ница, павлиний глаз), жуков (божья коровка, жужелица). Срав­нивая, находить отличие во внешнем виде (у бабочки крылья мягкие, у жука сверху плотные, под ними мягкие и прозрачные).

Продолжать обучать сравнению насекомых по способу пере­движения (бабочка, жук, пчела, муха, стрекоза, оса, шмель летают, кузнечик прыгает. Жук, муха и муравей ползают). Учить называть характерные звуки насекомых (жужжит, стрекочет).

Информация о работе Ознакомление с животными