Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:59, реферат
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.
ВВЕДЕНИЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
НАСЕКОМЫЕ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ
СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ
РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Дать представление о цикличности развития бабочки (откладывает яйца на растениях; из них появляются гусеницы, из гусениц—куколки, а из куколок—бабочки). На основе строения тела различных представителей формировать у детей обобщенное понятие насекомые (у них шесть ног; их еще называют шестиногие).
Рассказать детям, чем питаются насекомые (бабочка, пчела— соком цветов, муравьи—гусеницами, стрекоза—комарами. Майский жук ест листья с деревьев).
Муравьи и пчелы живут большими семьями (муравьи в лесу строят муравейники, а пчелы в дуплах сооружают гнезда, человек делает для них ульи).
Дать представление о полезности некоторых насекомых (человек приручил пчел - они дают мед; муравьи очищают лес, съедают вредных гусениц; божья коровка, жужелица поедают вредителей растений). Полезных насекомых надо оберегать, охранять.
Рассказать о некоторых формах защиты насекомых: покровительственная окраска, химическая защита (например, едкие выделения божьей коровки и жужелицы).
Приступая к работе по формированию у детей представлений о животных и воспитанию любви к ним, следует выяснить, что ребята уже знают. Это можно сделать, проведя в утреннее время или на прогулке несколько индивидуальных бесед (по картинкам и словесно). Ребенок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает, какое оно (задание для ребенка среднего возраста), классифицирует, например, по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего возраста).
Целесообразно также провести контрольные занятия на сравнение животных. Например, дети могут сравнить кошку и ежа (контрастные животные одного класса), кошку и птицу (животные разных классов). В процессе сравнения воспитатель проверяет: знают ли дети о характерных особенностях животных, их жизненных проявлениях, движении, питании и др.; насколько развито умение ребят обобщать, сравнивать, анализировать; как относятся они к тому или другому животному.
Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время—все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной. Наблюдения за животными во время прогулки, чтение книги, которая заинтересовала детей, дают толчок для углубленного анализа на занятиях поведения животных, и наоборот: та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе.
Особенно важно закрепить приобретенные детьми знания в их практической деятельности, например при уходе за животными в уголке природы.
По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом:
а) направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);
б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказывание, рисование);
. в) активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры).
Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят формируется позиция «не проходи мимо». Они замечают не только необычное, удивительное, по и в обыденном, привычном начинают находить интересное.
Наблюдение важнейший метод познания животного мира — характеризуется следующими особенностями: а) его можно организовывать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно; б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения; в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).
Планировать наблюдение воспитатель должен с учетом требований, предъявляемых к его организации и проведению:
- необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного животного среду обитания;
- наблюдение не должно причинить вреда животному (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);
- в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя животного мира (величину, характер движения, возможность или невозможность общения). Это является основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;
целенаправленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений животного в данное время. Поэтому воспитатель намечает заранее лишь план занятия, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога. Решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.
Методика проведения наблюдений с детьми разных возрастных групп в данной главе освещена по тем же разделам, которые были указаны ранее (знакомство с представителями четырех классов животных).
Особый интерес для дошкольников представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака, белка, кролик и др.) довольно легко идут на общение: разрешают себя гладить, берут из рук пищу—тем самым вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребенка. Многие млекопитающие издавна живут рядом с человеком—он проявляет к ним внимание и заботу.
В детских садах наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, в овчарню; наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).
С детьми могут быть организованы следующие наблюдения за домашними животными:
младший дошкольный возраст—наблюдение за котенком (на занятии), за лошадью, коровой (на прогулке);
средний дошкольный возраст—наблюдение за козой, козлятами (во время прогулки); экскурсия в свинарник; рассматривание щенка, кролика (на занятии);
старший дошкольный возраст—рассматривание двух щенков разных пород (на занятии); экскурсия на ферму, в конюшню, в телятник, па скотный двор (по выбору воспитателя); наблюдение за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросенка (на занятии).
В методической литературе достаточно подробно описаны содержание и методика ознакомления детей разных возрастных групп с домашними животными.
Наблюдения за домашними животными с малышами должны быть недлительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки. Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.
Воспитатель принес и группу котенка. «О, киска!» закричали дети. «А у меня тоже дома есть кошка», сказал Олег. «А у моей бабушки кошка есть, добавила Марина. Она меня оцарапала». «Меня тоже царапала», добавила Оля. «Вы, напорное, громко разговаривали, как сейчас, нот кошка и была сердита. Давайте успокоимся, а Олег нам скажет: «Его кошка похожа на эту?» Наблюдения в младшей группе должны прежде всего вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!» Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет». Или:
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой ланкой
Берегись мышиный род
На охоту вышел...
(кот)
Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны направляться прежде всего на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом.
Например, воспитатель наметил начать наблюдение за котенком во время кормления, но животное ведет себя беспокойно, отказывается or еды. Тогда педагог изменяет ход наблюдения: берет котенка на колени, гладит, успокаивает ею и задаст детям вопросы о внешнем виде животного (какого цвета шерстка длинные или короткие усы, какие ушки и др.). Это даст животному возможность привыкнуть к обстановке и вести себя естественно.
Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?). Учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?», «Кролики бывают разного цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть у нашего кролика», «Вот здесь, в миске, я приготовила все, что любит кролик. Скажите, что он ест».
Воспитатель старается связать новое с тем, что уже дети знают: «Расскажите о своей кошке», «А кто еще видел кроликов? Какие они были?», «Как мяукает кошка?», «Как мы позовем кошку?», «Как зовут твою собаку?», «Любишь ли ты ее?», «Как ты ухаживаешь за ней?» и др.
В связи с тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание детей в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия.
Так, стало традиционным начинать занятие с загадки, небольшого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, места обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном.
С детьми среднего дошкольного возраста целесообразно повторить наблюдения за теми же животными, изменив характер вопросов, усложнив задания. Так, с помощью воспитателя ребенок пятого года жизни может составить небольшой рассказ об объекте наблюдения.
Например, педагог обращается к детям с заданием: «Расскажите, какой щенок: большой или маленький? Какого цвета шерсть? Нравится ли он вам и почему?» Ребенок отвечает на вопросы в форме рассказа: «Щенок еще совсем маленький. Он весь черный, а на ушках шерстка беленькая. И хвостик белый. Он весь пушистый и смешной. Щенок мне очень нравится. Его, наверное, Пушком зовут».
С детьми этого возраста можно понаблюдать, как животные поддерживают чистоту своего тела и жилища. Например, предложить ребятам присмотреться к действиям кошки: шершавым языком она вылизывает шерстку на лапках, груди и боках; затем начинает умываться — смачивает слюной лапку, протирает ею несколько раз мордочку, уши.
«В старшей и подготовительной к школе группах воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к млекопитающим, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение. Поэтому педагог подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы ребята могли порассуждать, подумать. Например: «Почему кролик прыгает, а не бегает, не ползает?», «Что помогает ему прыгать?», «Каких еще животных вы знаете с таким же строением ног?», «В двух мисках приготовлена разная пища. Найдите ту, которую любит кролик. Какую пищу забыли положить?», «Вспомните, что еще кролик любит есть».
Особой подготовки требуют экскурсии со старшими дошкольниками на скотный двор, ферму. Дети знакомятся с особенностями жизни, питания, содержания домашних животных, наблюдают, как ухаживают за ними доярки, скотницы и другие работники. Если возможно, надо показать ребятам электродоение, механическую подачу кормов. Интерес вызывает и экскурсия в телятник. Все эти непосредственные наблюдения имеют особое значение для умственного и нравственного развития детей: обогащают их представления, воспитывают уважение к труду людей по уходу и выращиванию животных. Особое внимание педагог обращает на заботливое и ласковое отношение к животным со стороны персонала. Доярка, конюх или телятница могут рассказать ребятам о своей работе.
Если детский сад расположен так, что провести экскурсию невозможно, воспитатель использует картины, иллюстрации книг, художественную литературу, например рассказы Л. Воронковой «Кружка молока», «Маленький Соколик» и др.
Приведенные выше методические рекомендации следует учитывать и при наблюдении за некоторыми животными, живущими в естественных условиях.