Ознакомление с животными

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:59, реферат

Краткое описание

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетичес­кой стороны природы педагог дает нравственные правила отно­шения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения ко­торых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
НАСЕКОМЫЕ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ
СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ
РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Ознакомление с животными.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

...Зимний лес тих и спокоен. Но и здесь можно найти увлека­тельные для наблюдения эпизоды. Вот педагог обращает внима­ние детей на длинную цепочку маленьких следов на снегу—это пробежала лесная землеройка. Он предлагает найти место, где следы уходят под снег,—там находится норка землеройки.

В зимнем лесу достаточно легко найти следы зайца-беляка: два широких кружочка, впереди и рядышком, и два маленьких один за другим—сзади. Заяц-беляк к зиме становится белым, поэтому загадка «Зимой белый, а летом серый» относится только к нему, а заяц-русак так серым и остается. Но узнать их можно и по следам. У зайца-беляка след широкий, потому что ступни у него покрыты густыми волосами. Так ему удобнее по снегу бе­гать.

В теплые зимние дни встречаются следы белки, да и ее можно заметить среди деревьев. Беличий след узнать нетрудно: два ши­роких отпечатка с пятью пальцами впереди и два узких с четырь­мя пальцами сзади. Узкие следы—от передних ног, широкие - от задних. Так белка прыгает: задние ноги заносит вперед. Если следов мало, значит, этот год урожайный на шишки и белка пи­тается ими; если следов много, шишек неурожай и она вынуждена промышлять под снегом в поисках своих запасов. Так по следам интересно узнавать, как живут, чем питаются зимой лесные оби­татели.

В некоторых лесопарках белки не боятся людей, охотно берут пищу из рук. Большое удовольствие доставляет детям кормление белок орехами, кусочками яблока. Воспитатель обращает вни­мание на то, как белка быстро бегает, легко прыгает с дерева на дерево, какой у нее большой и пушистый хвост. Интересны и разнообразны проводимые летом наблюдения за прирученной белкой, живущей на территории дачного участка или в близлежащем лесу, парке. С детьми 5-6 лет следует под­робно рассмотреть внешний вид белки (удлиненная мордочка, ушки с кисточками, длинные цепкие когти на лапах), обратить внимание на то, как она разгрызает орех или шишку, держа их передними лапками.

Осенью в парке дети подготовительной к школе группы могут заметить, как быстро исчезают шишки, орехи, желуди, которыми они угощают белку,—животное прячет их в укромное место, в дупло на зиму.

В любом лесу внимание детей привлекают небольшие кучки земли, а около них уходящие в землю ходы. Воспитатель расска­зывает ребятам еще об одном млекопитающем — кроте, подзем­ном жителе, который носом-буравчиком роет под землей гнездо и отходящие от него многочисленные подземные ходы. У него блестящая, словно бархатная, шерсть; крот плохо видит, но зато прекрасно слышит и чувствует запах. Крот прожорлив: любит насекомых, червей, которых отыскивает и земле. Значение таких не запланированных заранее наблюдений в том, что они разви­вают познавательные интересы детей, учат замечать явления природы и объяснять их. И хотя ознакомление с кротом не входит в программу, пройти мимо такого объекта наблюдения нельзя. Важно только, чтобы информация, которую сообщает детям вос­питатель, была четкой, краткой и интересной.

 

СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ

Устойчивый познавательный интерес и доброжелательное от­ношение к различным представителям животного мира поддер­живаются и углубляются, если в педагогический процесс включа­ются приемы, наиболее эффективные для решения этих задач. К таким приемам относится сравнение (в приводимых ранее занятиях оно представлено достаточно широко).

Сравнение рассматривается как двусторонний процесс: ребе­нок использует его в целях познания, а педагог—для передачи детям знаний и формирования их представлений. B первом случае сравнение выступает как мыслительная операция, во втором—­как дидактический прием.

В процессе обучения сравнение спо­собствует легкому и более качественному усвоению знаний о жи­вой природе, установлению связи новых представлений с уже имеющимися.

Прием сравнения может быть использован на любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или их закреплении. Наиболее ценным является применение сравнения на первом эта­пе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выво­ды. И самое главное — у них появляется глубокий интерес к при­роде.

Сравнение должно проводиться систематически. Мир живот­ных очень разнообразен, многие его представители доступны чувственному восприятию детей и длительным наблюдениям. Жи­вотные разных классов резко отличаются друг от друга; внутри одного класса также имеются некоторые различия как во внеш­нем виде животного, так и в образе их жизни, среде обитания, размножении. Выявление общего и отличительного способствует более точному определению характерных особенностей живот­ных, объединению и группировке их по существенным признакам внутри класса (например, перелетные, зимующие, водоплаваю­щие, хищные птицы). В процессе самостоятельного сравнения дети наглядно получают достоверные представления о внешнем виде, жизненных проявлениях, передвижении, издаваемых зву­ках, приспособлении к среде и т. д., характеризующие животных одного и того же или различных классов. На основе полученных знаний у дошкольников формируются начатки материалистичес­кого представления о живой природе.

Роль сравнения на каждой стадии обучения специфична: при­менение этого приема зависит от дидактической задачи и содер­жания познавательного материала. У детей дошкольного возраста наблюдаются несколько этапов в развитии умения пользоваться приемом сравнения.

На первом этапе дети ориентируются на внешние яркие при­знаки и сравнивают только их. По контрастным признакам легко находят различие в строении тела животных. Однако, определяя их движения, пользуются неточной терминологией, часто приме­няют слова, характеризующие действия человека. Различают животных по среде обитания, определяя ее конкретно, но иногда примитивно: не выделяют и не объясняют при этом элементарные причинные связи. При сравнении осуществляют прямой, часто случайный перенос знаний из одной области в другую.

На втором этапе дети находят разницу по менее контрастным признакам. Но при анализе ориентируются, как правило, на один отличительный признак. Сравнивая животных, более точно опре­деляют особенности их строения, замечают повадки, проявление заботы о потомстве. Более четко представляют пользу, приноси­мую животным. На этом этапе сравнение необходимо для выде­ления некоторых зависимостей в жизни животных. При определении причинных связей дети дают недостаточно точные объяс­нения: их словарь беден терминами, необходимыми для обозна­чения движения, звуков, повадок животных.

На третьем этапе осуществляется переход к более высокому уровню в использовании сравнения. Дети умеют сопоставлять не только резко контрастных, но и более похожих животных, точ­но определяя особенности их внешнего вида. Могут давать жи­вотным точную и полную характеристику в определенной после­довательности: внешний вид, жизненные проявления, сезонная жизнь, приносимая польза. На этом этапе дети правильно и точно словесно определяют движения, голоса, прибегая к словам-тер­минам. На основе сравнения последовательно, точно и эмоцио­нально рассказывают о животных.

Принимая во внимание поэтапное развитие умения сравни­вать, можно установить последовательность наблюдений с детьми разного возраста. Так, в младшей и средней группах сравнитель­ные наблюдения лучше всего проводить за знакомыми живот­ными на однородном, но контрастном материале. Дети 5 лет могут устанавливать не только резкие отличия, но и находить общее, видеть своеобразие в сходном. Им можно предлагать рассмот­реть животных, разных по величине, окраске, издаваемым звукам, но имеющих общие признаки (четыре ноги, шерсть, хвост и т. д.). Дети подготовительной к школе группы более детально сравни­вают внешний вид, повадки, приносимую пользу; поэтому для сравнения им предлагают животных, объединенных одним каким-либо общим признаком (например, средой обитания).

В таблице приводится примерный план сравнительных на­блюдений для разных возрастных групп.

Способы сравнения, которые педагог предлагает детям, могут быть различные. Кроме сопоставления, в процессе непосредст­венного наблюдения используют сравнение по наглядным посо­биям (иллюстрациям, фото, игрушкам), а также по памяти. Вы­бор того или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.

Большого внимания от воспитателя требует подбор вопросов для сравнения. Первые вопросы обычно общего характера, на­пример: «Ты видел кошку? а ежа? Они похожи? Чем они не похо­жи?» Затем в зависимости от высказываний детей вопросы могут быть конкретизированы: о признаках внешнего вида (строение тела и название его частей, покров тела и его окраска), о жизнен­ных проявлениях животных (передвижение, издаваемые звуки, размножение и развитие, забота о потомстве), о месте обитания, приносимой пользе.

 

Возрастная группа

Тема занятия

Вопросы

Младшая

 

Сравнение кролика и кошки

 

Чем животные не похожи? Какие уши у кошки? у кролика? Какой хвост? Что ост кролик? а кошка? Чем похожи кролик и кошка? Чем покрыто тело кошки? кролика? Что есть на голове?

 

 

Сравнение кошки и котенка

 

Похожи ли кошка и котенок? Чем не похожи? Котенок маленький, а кошка? Котенок только молоко лакает, а кошка что ест? Чем они похожи?

Средняя

 

Сравнение лошади и коровы

 

Чем не похожи лошадь и корова? Что есть на голове у лошади? у коровы? Какой хвост у лошади? у коровы? Чем похожи эти животные? Где они живут? Чем питаются? Кто ухажи­вает за ними?

Старшая

 

Сравнение белки и кошки

 

Чем не похожи белка и кошка? Кошка — домашнее животное, а белка? Где живет кошка? белка? Что ест каж­ дая из них? Как передвигается кошка? а белка? Чем похожи белка и кошка? Чем покрыто их тело? Что у обеих есть на лапах? на голове?

Подготови­тельная к школе

Сравнение кошки и тигра

 

Чем отличается кошка от тигра? Кто крупнее? Где живет кошка? тигр? Кошка — домашнее животное, а тигр? Чем они питаются? Чем похожи кошка и тигр? Что у них на голове? Чем покрыто тело? Как дви­гается кошка? а тигр?

 

 

Сравнение может быть использовано как ведущий прием за­нятия или выступать наравне с другими. Например, после сравнения двух насекомых воспитатель предлагает детям подготовительной к школе группы поиграть в игру «Кто летает?».

Цель. Закрепить умение детей классифицировать насекомых по способу передвижения. Обогащать знания о характерных особенностях насекомых.

Ход игры. 1-й вариант. Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением различных насекомых. По сигналу воспитателя трос детей отбира­ют картинки с насекомыми, которые летают (бабочка, комар, стрекоза и др.), ползают (муравей, жук, муха), прыгают (кузнечик). Задание дается на время. Выигравший получает приз (флажок, фишку).

2-й вариант. У каждого ребенка на столе лежат карточки-иллюстрации. Вос­питатель показывает одну из картинок и предлагает детям поднять свои карточки, па которых изображены насекомые, тоже летающие (прыгающие, ползающие). Задание дастся на время.

Можно усложнить ход игры: ребенок выполняет игровое действие, а затем рассказывает по своей картинке.

Таким образом, прием сравнения помогает активизировать умственную деятельность детей (они находят существенные приз­наки объектов, группируют, объединяют их в классы, выделяют некоторые связи, зависимости в жизни животных), развивать у них устойчивый интерес к живой природе, любознательность, же­лание пополнять свои знания об окружающем мире.

РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ

Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т. д. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя ис­пользованное художественное слово—все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации предста­влений дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на умст­венное развитие ребенка, воспитатель должен хорошо продумы­вать содержание и последовательность вопросов к детям; давать точные указания, как выполнять то или иное задание; четко представлять последовательность беседы, наблюдения или экс­курсии; определять место обобщений, выводов, указаний.

Среди опосредованных приемов ознакомления детей с окру­жающим большое значение имеют рассказы педагога. Оста­новимся на них более подробно. Особая ценность рассказов педа­гога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу предъявляют следующие требования:

Информация о работе Ознакомление с животными