Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:59, реферат
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.
ВВЕДЕНИЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
НАСЕКОМЫЕ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ
СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ
РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
...Зимний лес тих и спокоен. Но и здесь можно найти увлекательные для наблюдения эпизоды. Вот педагог обращает внимание детей на длинную цепочку маленьких следов на снегу—это пробежала лесная землеройка. Он предлагает найти место, где следы уходят под снег,—там находится норка землеройки.
В зимнем лесу достаточно легко найти следы зайца-беляка: два широких кружочка, впереди и рядышком, и два маленьких один за другим—сзади. Заяц-беляк к зиме становится белым, поэтому загадка «Зимой белый, а летом серый» относится только к нему, а заяц-русак так серым и остается. Но узнать их можно и по следам. У зайца-беляка след широкий, потому что ступни у него покрыты густыми волосами. Так ему удобнее по снегу бегать.
В теплые зимние дни встречаются следы белки, да и ее можно заметить среди деревьев. Беличий след узнать нетрудно: два широких отпечатка с пятью пальцами впереди и два узких с четырьмя пальцами сзади. Узкие следы—от передних ног, широкие - от задних. Так белка прыгает: задние ноги заносит вперед. Если следов мало, значит, этот год урожайный на шишки и белка питается ими; если следов много, шишек неурожай и она вынуждена промышлять под снегом в поисках своих запасов. Так по следам интересно узнавать, как живут, чем питаются зимой лесные обитатели.
В некоторых лесопарках белки не боятся людей, охотно берут пищу из рук. Большое удовольствие доставляет детям кормление белок орехами, кусочками яблока. Воспитатель обращает внимание на то, как белка быстро бегает, легко прыгает с дерева на дерево, какой у нее большой и пушистый хвост. Интересны и разнообразны проводимые летом наблюдения за прирученной белкой, живущей на территории дачного участка или в близлежащем лесу, парке. С детьми 5-6 лет следует подробно рассмотреть внешний вид белки (удлиненная мордочка, ушки с кисточками, длинные цепкие когти на лапах), обратить внимание на то, как она разгрызает орех или шишку, держа их передними лапками.
Осенью в парке дети подготовительной к школе группы могут заметить, как быстро исчезают шишки, орехи, желуди, которыми они угощают белку,—животное прячет их в укромное место, в дупло на зиму.
В любом лесу внимание детей привлекают небольшие кучки земли, а около них уходящие в землю ходы. Воспитатель рассказывает ребятам еще об одном млекопитающем — кроте, подземном жителе, который носом-буравчиком роет под землей гнездо и отходящие от него многочисленные подземные ходы. У него блестящая, словно бархатная, шерсть; крот плохо видит, но зато прекрасно слышит и чувствует запах. Крот прожорлив: любит насекомых, червей, которых отыскивает и земле. Значение таких не запланированных заранее наблюдений в том, что они развивают познавательные интересы детей, учат замечать явления природы и объяснять их. И хотя ознакомление с кротом не входит в программу, пройти мимо такого объекта наблюдения нельзя. Важно только, чтобы информация, которую сообщает детям воспитатель, была четкой, краткой и интересной.
Устойчивый познавательный интерес и доброжелательное отношение к различным представителям животного мира поддерживаются и углубляются, если в педагогический процесс включаются приемы, наиболее эффективные для решения этих задач. К таким приемам относится сравнение (в приводимых ранее занятиях оно представлено достаточно широко).
Сравнение рассматривается как двусторонний процесс: ребенок использует его в целях познания, а педагог—для передачи детям знаний и формирования их представлений. B первом случае сравнение выступает как мыслительная операция, во втором—как дидактический прием.
В процессе обучения сравнение способствует легкому и более качественному усвоению знаний о живой природе, установлению связи новых представлений с уже имеющимися.
Прием сравнения может быть использован на любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или их закреплении. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы. И самое главное — у них появляется глубокий интерес к природе.
Сравнение должно проводиться систематически. Мир животных очень разнообразен, многие его представители доступны чувственному восприятию детей и длительным наблюдениям. Животные разных классов резко отличаются друг от друга; внутри одного класса также имеются некоторые различия как во внешнем виде животного, так и в образе их жизни, среде обитания, размножении. Выявление общего и отличительного способствует более точному определению характерных особенностей животных, объединению и группировке их по существенным признакам внутри класса (например, перелетные, зимующие, водоплавающие, хищные птицы). В процессе самостоятельного сравнения дети наглядно получают достоверные представления о внешнем виде, жизненных проявлениях, передвижении, издаваемых звуках, приспособлении к среде и т. д., характеризующие животных одного и того же или различных классов. На основе полученных знаний у дошкольников формируются начатки материалистического представления о живой природе.
Роль сравнения на каждой стадии обучения специфична: применение этого приема зависит от дидактической задачи и содержания познавательного материала. У детей дошкольного возраста наблюдаются несколько этапов в развитии умения пользоваться приемом сравнения.
На первом этапе дети ориентируются на внешние яркие признаки и сравнивают только их. По контрастным признакам легко находят различие в строении тела животных. Однако, определяя их движения, пользуются неточной терминологией, часто применяют слова, характеризующие действия человека. Различают животных по среде обитания, определяя ее конкретно, но иногда примитивно: не выделяют и не объясняют при этом элементарные причинные связи. При сравнении осуществляют прямой, часто случайный перенос знаний из одной области в другую.
На втором этапе дети находят разницу по менее контрастным признакам. Но при анализе ориентируются, как правило, на один отличительный признак. Сравнивая животных, более точно определяют особенности их строения, замечают повадки, проявление заботы о потомстве. Более четко представляют пользу, приносимую животным. На этом этапе сравнение необходимо для выделения некоторых зависимостей в жизни животных. При определении причинных связей дети дают недостаточно точные объяснения: их словарь беден терминами, необходимыми для обозначения движения, звуков, повадок животных.
На третьем этапе осуществляется переход к более высокому уровню в использовании сравнения. Дети умеют сопоставлять не только резко контрастных, но и более похожих животных, точно определяя особенности их внешнего вида. Могут давать животным точную и полную характеристику в определенной последовательности: внешний вид, жизненные проявления, сезонная жизнь, приносимая польза. На этом этапе дети правильно и точно словесно определяют движения, голоса, прибегая к словам-терминам. На основе сравнения последовательно, точно и эмоционально рассказывают о животных.
Принимая во внимание поэтапное развитие умения сравнивать, можно установить последовательность наблюдений с детьми разного возраста. Так, в младшей и средней группах сравнительные наблюдения лучше всего проводить за знакомыми животными на однородном, но контрастном материале. Дети 5 лет могут устанавливать не только резкие отличия, но и находить общее, видеть своеобразие в сходном. Им можно предлагать рассмотреть животных, разных по величине, окраске, издаваемым звукам, но имеющих общие признаки (четыре ноги, шерсть, хвост и т. д.). Дети подготовительной к школе группы более детально сравнивают внешний вид, повадки, приносимую пользу; поэтому для сравнения им предлагают животных, объединенных одним каким-либо общим признаком (например, средой обитания).
В таблице приводится примерный план сравнительных наблюдений для разных возрастных групп.
Способы сравнения, которые педагог предлагает детям, могут быть различные. Кроме сопоставления, в процессе непосредственного наблюдения используют сравнение по наглядным пособиям (иллюстрациям, фото, игрушкам), а также по памяти. Выбор того или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.
Большого внимания от воспитателя требует подбор вопросов для сравнения. Первые вопросы обычно общего характера, например: «Ты видел кошку? а ежа? Они похожи? Чем они не похожи?» Затем в зависимости от высказываний детей вопросы могут быть конкретизированы: о признаках внешнего вида (строение тела и название его частей, покров тела и его окраска), о жизненных проявлениях животных (передвижение, издаваемые звуки, размножение и развитие, забота о потомстве), о месте обитания, приносимой пользе.
Возрастная группа | Тема занятия | Вопросы |
Младшая
| Сравнение кролика и кошки
| Чем животные не похожи? Какие уши у кошки? у кролика? Какой хвост? Что ост кролик? а кошка? Чем похожи кролик и кошка? Чем покрыто тело кошки? кролика? Что есть на голове? |
| Сравнение кошки и котенка
| Похожи ли кошка и котенок? Чем не похожи? Котенок маленький, а кошка? Котенок только молоко лакает, а кошка что ест? Чем они похожи? |
Средняя
| Сравнение лошади и коровы
| Чем не похожи лошадь и корова? Что есть на голове у лошади? у коровы? Какой хвост у лошади? у коровы? Чем похожи эти животные? Где они живут? Чем питаются? Кто ухаживает за ними? |
Старшая
| Сравнение белки и кошки
| Чем не похожи белка и кошка? Кошка — домашнее животное, а белка? Где живет кошка? белка? Что ест каж дая из них? Как передвигается кошка? а белка? Чем похожи белка и кошка? Чем покрыто их тело? Что у обеих есть на лапах? на голове? |
Подготовительная к школе | Сравнение кошки и тигра
| Чем отличается кошка от тигра? Кто крупнее? Где живет кошка? тигр? Кошка — домашнее животное, а тигр? Чем они питаются? Чем похожи кошка и тигр? Что у них на голове? Чем покрыто тело? Как двигается кошка? а тигр?
|
Сравнение может быть использовано как ведущий прием занятия или выступать наравне с другими. Например, после сравнения двух насекомых воспитатель предлагает детям подготовительной к школе группы поиграть в игру «Кто летает?».
Цель. Закрепить умение детей классифицировать насекомых по способу передвижения. Обогащать знания о характерных особенностях насекомых.
Ход игры. 1-й вариант. Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением различных насекомых. По сигналу воспитателя трос детей отбирают картинки с насекомыми, которые летают (бабочка, комар, стрекоза и др.), ползают (муравей, жук, муха), прыгают (кузнечик). Задание дается на время. Выигравший получает приз (флажок, фишку).
2-й вариант. У каждого ребенка на столе лежат карточки-иллюстрации. Воспитатель показывает одну из картинок и предлагает детям поднять свои карточки, па которых изображены насекомые, тоже летающие (прыгающие, ползающие). Задание дастся на время.
Можно усложнить ход игры: ребенок выполняет игровое действие, а затем рассказывает по своей картинке.
Таким образом, прием сравнения помогает активизировать умственную деятельность детей (они находят существенные признаки объектов, группируют, объединяют их в классы, выделяют некоторые связи, зависимости в жизни животных), развивать у них устойчивый интерес к живой природе, любознательность, желание пополнять свои знания об окружающем мире.
Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т. д. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово—все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на умственное развитие ребенка, воспитатель должен хорошо продумывать содержание и последовательность вопросов к детям; давать точные указания, как выполнять то или иное задание; четко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсии; определять место обобщений, выводов, указаний.
Среди опосредованных приемов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Остановимся на них более подробно. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.
К рассказу предъявляют следующие требования: