Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:59, реферат
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.
ВВЕДЕНИЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
НАСЕКОМЫЕ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ
СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ
РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
- материал необходимо излагать доступно для детей разного возраста;
- в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни.
Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.
Чтобы вовремя дополнить наблюдения сведениями о том или ином животном, воспитателю следует постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.
Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе — залог доброго отношения к живым существам. Среди различных сведений есть такие, которые в наибольшей степени способствуют формированию гуманных чувств. Это, как уже отмечалось, представление о том, что животное — живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу. Такой материал должен присутствовать в любом рассказе воспитателя.
Большой интерес может вызвать рассказ воспитателя о жизни муравьев—самых распространенных насекомых леса. Ребята неоднократно могут наблюдать, как муравей усердно тащит личинку, гусеницу. Этот момент целесообразно сочетать с рассказом о полезности муравьев. Если бы в лесу не было муравейников, то лес очень быстро погиб бы от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев. Муравьи — прилежные работники: целый день они трудятся, разыскивая и перетаскивая в муравейник личинки и гусениц разных вредных насекомых. Небольшой рассказ подводит ребят к правильному ответу на вопрос: «Полезны ли муравьи? Как нужно относиться к муравейникам?» Дети приходят к выводу: «Надо, чтобы в лесу было много муравейников».
В ясные летние дни ребята замечают, что цветник детского сада приглянулся пчелам. То одна пчела, то другая садится на цветок, улетает куда-то, а затем появляется вновь. В этот момент уместно рассказать о пользе насекомых: упорно и долго собирает пчела цветочный нектар, несет его в соты, где и образуется мед. Педагог может поведать и о целебных свойствах пчелиного яда. В дополнение к беседе проводится экскурсия на пчельник. По возможности следует показать детям соты, предложить попробовать мед липовый и цветочный.
В подготовительной к школе группе можно рассказать и о полезной бабочке—тутовом шелкопряде: «Гусеница этой бабочки плетет себе домик из шелковых нитей. Эта нить прочная, блестящая. Человек разматывает нити, красит в разные цвета и делает красивые шелковые ткани». Дети рассматривают кусочки шелка, иллюстрации с изображением бабочки и кокона.
Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними животными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей и средней групп получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца — шерсть, собака стережет дом. Постепенно, от группы к группе, знания углубляются и расширяются. .В старшей и подготовительной группах целесообразно провести занятие, целиком посвятив его формированию представлений о пользе, которую приносят различные животные. Например, если дети уже знают о том, что собака стережет дом, можно рассказать, как это животное помогает людям на севере и юге нашей страны. Такое занятие проводится с использованием иллюстративного материала и может состоять из двух частей:
1. «Собака на службе у пастуха» (рассказ и рассматривание иллюстраций);
2. «О службе охотничьих лаек на Севере» (рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций).
При подготовке к такому занятию воспитатель может использовать материал, помещенный в Приложении.
Интересно проходит беседа, в процессе которой уточняются представления о пользе таких животных, как корова, коза, овца, свинья. Эта беседа, проводимая после наблюдения, доступна уже детям средней группы.
Знания о полезности того или иного животного и забота человека о нем тесно взаимосвязаны. Необходимо, чтобы у детей постепенно формировалось представление о человеке как о хозяине природы, который должен бережно относиться не только к тем животным, польза которых очевидна, но и к любому представителю фауны. В этом воспитателю может помочь художественное слово, которое, во-первых, пробуждает интерес не только к крупным, внешне привлекательным представителям животного мира, но и к малозаметным, но важным для экологического равновесия в природе; во-вторых, знакомит ребят с правилами гуманного обращения с живыми существами, побуждает к систематическому их выполнению.
Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь. Летним вечером на даче дети рассаживаются вокруг педагога и слушают ночной концерт насекомых— сверчков, кузнечиков, цикад.
В живом уголке детского сада живет ежик. Дети с удовольствием кормят своего любимца, следят за чистотой в клетке. Из бесед с детьми педагог выяснил, что они очень мало знают о жизни ежа в естественных условиях, о его повадках. Воспитатель решил расширить представления детей о колючем лесном жителе и однажды вечером рассказал следующее': «Наш еж Яшка не может жить без вас. Вы ему и еду готовите, н клетку чистите, и опасность Яшке не грозит. А в лесу о еже никто не заботится, он сам должен беспокоиться и о своей пище, и о своей безопасности.
Еж весь день спит в уютном гнезде, устроенном из сухих листьев и травы, где-нибудь под кучей хвороста или под корнями деревьев. Когда становится темно, еж просыпается, отряхивает приставшие к иглам листья и другой мусор и отправляется на охоту. Пробежав немного, он останавливается, принюхивается, прислушивается, не пахнет ли вкусным кузнечиком, не зашуршит ли в сухой транс мышь. Каждый камень, каждый пенек, каждую ложбинку еж обязательно обследует. Его устроит любой жук, любая личинка и даже совсем неприглядный слизняк».
Много интересного может поведать педагог и о таких знакомых дошкольникам животных, как хомяк, белка. Например, воспитатель рассказывает о защитной реакции хомяка при встрече с врагом, о том, какую службу оказывает белке ее пушистый хвост:
«Некоторые животные одеты в защитные костюмы, но если их обнаружить, то они внезапно выставляют какую-нибудь скрытую ранее ярко окрашенную часть тела. Большинство животных обычно сопровождают такую демонстрацию угрожающими движениями. Наш обыкновенный хомяк, завидев собаку, становится на задние даны, показывает врагу необычное темно-бурое брюхо. Одновременно он храпит, лязгает зубами и раздувает свои защечные мешки. Собака, незнакомая с хомяком, пугается и оставляет его в покое».
«Хвост у животных может быть и парашютом. Спасаясь от куницы, все выше и выше но сучкам мохнатой ели взбирается белка. Куница не отстает. Впереди дна сучка, один. Хищница уже торжествует победу. И тут... белка распластывает ланки, расправляет хвост и бросается вниз с самой высокой ели. Хвост действует как парашют, и белка плавно приземляется на лужайку, обманув своего злейшего врага. У куницы хвост не может работать как парашют, и пока она опускается с ели, белка успевает найти укромный уголок»''.
Дошкольников обычно интересует жизнь диких животных. Наблюдать их в естественных условиях почти не удается; поэтому знакомство с ними идет в основном опосредованным путем: дети с увлечением смотрят телепередачи о животных, рассматривают картинки, слушают рассказы, задают взрослым много вопросов.
Для расширения "кругозора ребят необязательно проводить специальные занятия. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое свободное от занятий время.
Можно рассказать старшим дошкольникам о том, как добывает себе пищу лиса, как разгребает снег, ищет под ним мышь или полевку. Этому помогают сильные передние лапы лисы, которыми она зимой разгребает снег, а летом роет глубокие норы. Рассказ целесообразно сопровождать рассматриванием картины П. Караченцова «Лиса мышкует».
Рассказы воспитателя помогают расширить и систематизировать представления детей о некоторых связях в мире живой природы, в частности об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Дети 6—7 лет хорошо понимают такие способы защиты, как бегство, прятание, маскировка, отпугивание, наличие твердых и колющих покровов тела. Рассказ является основным, методом, способствующим сосредоточению внимания на перечисленных способах защиты животных. Со слов взрослого дети узнают, что северный олень быстро бегает и этим спасается от врагов, белка прячется в дупле, а хомяк в норе; что животные умеют по-разному маскироваться (заяц-беляк, бабочки, животные пустыни: варан, ящерица). Некоторые насекомые, например божья коровка, отличные притворщики: если им грозит опасность, они на некоторое время совсем перестают двигаться, не выказывая никаких признаков жизни, а затем снова отправляются в путь.
Интересной формой работы с детьми разных возрастных групп может быть составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают, где оно живет («Это зайка, он живет в лесу»); дети средней группы могут уже с небольшой подсказкой взрослого описать характерные особенности внешнего вида некоторых диких животных, их повадки («Лисичка хитрая: она тихонько подбежит к мышке и схватит ее», «Зайка зимой белый, а летом серый, и шерстка у него теплая-теплая»), а ребята старшей и подготовительной к школе групп могут выступить в роли экскурсовода и, постепенно раскрывая ширму, составить рассказ «Кто живет в нашем лесу».
Целесообразно поместить ширму в уголке природы, чтобы в свободное время дети рассматривали ее самостоятельно. С помощью воспитателя старшие дети готовят ширмы с картинками о различных животных для малышей и затем рассказывают им о лесных жителях.
Можно использовать и рассказ-объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстраций Он применяется в двух случаях: если нет сопроводительного текста к картинам или если он труден для детей. Ребята слушают рассказы воспитателя в непринужденной обстановке, часто небольшими группами. Это положительно влияет на повышение их активности: они спрашивают, спорят, высказывают свои суждения.
Используя разные формы общения с детьми, педагог дает им примеры положительного отношения человека к природе; воспитывает у ребят ответственность, доброту; учит проявлять заботу о растениях и животных; рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках, заказниках.
О степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:
интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках;
знание и выполнение правил обращения с живым существом;
осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
желание и умение ухаживать за живым существом;
эмоциональность восприятия и общения с животным.
Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы:
1) о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных внешних признаков, особенностей поведения до некоторых форм приспособления к среде);
2) о возможных формах взаимодействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ним, его защите).
То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию; ко второй — знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать подведение дошкольников к осознанию понятия животное — живое существо: оно дышит, питается, передвигается, растет.
Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются поступки. Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.
Старшие дошкольники имеют представление о том, что такое природа (.«Это деревья, цветы, лес, звери, птицы...», «Это все, что растет..», «Это кусты, трава, животные...»). Как правило, дети относят к природе лишь все живое, то, что растет, цветет, изменяется. Значительно реже ребята принимают во внимание неживые объекты (солнце, небо, камни, землю и др.).
Для детей 6—7 лет характерны три уровня отношения к природе:
а) обусловленное созерцательной оценкой природных объектов («Все в природе интересное, красивое»);
б) вызванное утилитарной оценкой («Природа нас кормит», «В лесу много грибов и ягод», «Корова дает молоко»);
в) обусловленное нравственно-эстетической оценкой («Природа нам помогает жить, она радует нас — поэтому ее нужно беречь»).
В дошкольном возрасте преобладают первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы педагог значительное место отводит задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими вопросами; восприятие остается часто во внешнем, созерцательном плане и потому доминирует в формировании отношения детей к природе; не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе - она в основном направляется не на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность утилитарно-практическую (сбор ягод, цветов и т. п.).
Однако, проводя систематическую работу, можно добиться того, что старшие дошкольники будут понимать истинное значение природы для жизни человека и необходимость се защиты и охраны. Что же для этого необходимо? Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал и регулярно выполнял правила гуманного обращения с животным, чтобы он твердо усвоил формулу: «Так нельзя, а так можно и нужно». Для дошкольников это тоже область активного отношения, требующего усилия воли, настойчивости, преодоления эгоизма.