Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром…………………
6
1.1.Теоретико-методологическая основа ознакомления дошкольников с животным миром………………………………………………………….
6
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении к животным……………………………………………………………………
10
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……….. 17
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром………………………………………………………….
18
2.1.Наблюдение – метод чувственного познания природы……………... 19
2.2.Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ……………………………………………………………...
22
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………... 25
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………... 28
2.5.Метод отражения природы……………………………………………. 30
2.6.Анализ передового педагогического опыта………………………….. 33
Вывод по 2 главе……………………………………………………............ 38
Глава 3.Экспериментальная часть………………………………………… 39
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………….. 39
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………... 43
3.3.Контрольный эксперимент……………………………………………. 44
Вывод по 3 главе……………………………………………………............ 46
Заключение…………………………………………………………………. 47
Список литературы………………………………………………………… 48
Приложение………………………………………………………………… 51
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Волгоградский педагогический колледж»
Дипломная работа
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ
Исполнитель: Бортовова Нина Васильевна
Группа VI «Б» курса ОЗО
Специальность «Дошкольное образование»
Руководитель: Кошкарева Татьяна Николаевна
Волгоград 2012
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром………………… |
6 |
1.1.Теоретико- |
6 |
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении
к животным………………………………………………………… |
10 |
Вывод по 1 главе…………………………………………………..………. |
17 |
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром…………………………………………………………. |
18 |
2.1.Наблюдение – метод
чувственного познания природы… |
19 |
2.2.Метод создания и
поддержания необходимых |
22 |
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………... |
25 |
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………... |
28 |
2.5.Метод отражения природы……………………………………………. |
30 |
2.6.Анализ передового
педагогического опыта……………………… |
33 |
Вывод по 2 главе……………………………………………………..... |
38 |
Глава 3.Экспериментальная часть………………………………………… |
39 |
3.1.Констатирующий |
39 |
3.2.Формирующий эксперимент……… |
43 |
3.3.Контрольный эксперимент……… |
44 |
Вывод по 3 главе……………………………………………………..... |
46 |
Заключение…………………………………………………… |
47 |
Список литературы………………………………… |
48 |
Приложение…………………………………………………… |
51 |
Введение
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменения в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферой и социальными законами жизни.
Человека, наделенного экологической культурой отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развитие эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.
Индивидуальные возрастные различия
детей в качестве знаний, опыте
эмоциональных переживаний и
практического участия в
Формирование основ
Новые концепции образования выделяют принципиальные направления изменения характера экологического образования дошкольников, когда их развитие происходит как становление разнообразных видов человеческой деятельности и, прежде всего, ведущей (В. В. Давыдов, Л. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), порождается специфическая для данного возраста внутренняя позиция ребенка (Л. И. Божович), появляются новообразования и стереотипы поведения личности, направленную на активную ориентировку в ситуации (П. Я. Гальперин).
Сегодня в педагогике ставится вопрос о формировании основ экологической культуры (начал экологической грамотности) детей дошкольного возраста как системе жизненных установок, направленных на целостный анализ экологической ситуации, обусловливающий экологически целесообразное поведение. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследования на научно-теоретическом уровне.
Под формированием основ экологической культуры дошкольника мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения.
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируется различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Известно, каким сложным и подчас противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают «ласкают» котенка и пр.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания положительного отношения к объектам природы. От педагога зависит, чтобы познание природы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков ребенка.
Надо пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным. Это необходимо, во-первых, для воспитания правильного, рачительного отношения к фауне, во-вторых, для развития более сложных нравственно-эстетических чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов.
Объект: экологическая культура дошкольников.
Предмет: ознакомление дошкольников с животным миром.
Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.
Задачи:
- изучить теоретико-
- познакомиться с передовым педагогическим опытом работы;
- провести экспериментальное
исследование и
- подобрать комплекс игр, занятий и наблюдений, направленных на формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с животным миром.
Гипотеза: если работу по ознакомлению дошкольников с животным миром включить в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, а также если эту работу сделать систематической и регулярной, то это будет способствовать значительному повышению уровня экологической культуры дошкольников.
Глава 1. Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром
1.1.Теоретико-
дошкольников с животным миром
Современная наука строится на признании решающей роли деятельности в развитии человека и определяет формирование человеческой личности как объективной и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект собственной деятельности. Формирование личности – процесс динамичный, длительный и непрерывный. В этом процессе важно не только установить конечный результат, но и проследить его динамику.
Рассмотрим понятие «экологическая культура», которое для нашего исследования является основополагающим.
В своих исследованиях профессор Н. Ф. Виноградова отмечает, что: «...даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень философского осмысления мира, которое начинается с фиксации сознания основного факта его бытия»1.
Российский академик Д. С. Лихачев подчеркивал, что «отношения природы и человека – это отношение двух культур, каждая из которых «социальна» по-своему, обладает своими правилами поведения»2. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.
С точки зрения Э. В. Гирусова, экологическая культура есть одно из проявлений общей культуры. В отличие от стихийно происходящих явлений природы культура есть продукт человеческой деятельности3.
Однако следует
отметить, что проблема формирования
основ экологической культуры решалась
не только на педагогическом, но и на
философском, и на социологическом
уровне, что способствовало более
глубокому пониманию этого
В своих исследованиях философы и педагоги, психологи, культурологи и экологи (Н. Н. Моисеев, С. Н. Глазачев, Б. Т. Лихачев, С. В. Алексеев, А. Д. Урсул, Н. М. Мамедов, Л. В. Тарасов и другие) понятие экологической культуры рассматривали с культурологических позиций, привнося в него качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры. По мнению этих исследователей, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.
Аксиологическим ядром экологической культуры предстает система ценностных ориентаций и регуляторов. С точки зрения Е. А. Когай «экологическая культура предполагает гармоничное отношение к природной среде обитания и своему социальному окружению, а также отношения к самому себе как части природы. Освоение общественным сознанием исходных принципов экологической культуры, ее аксиологических регуляторов – важнейшая задача экологического образования и воспитания»1.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания и образования. В это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном отношении к ней.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с животными, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном учреждении, а также нередко живущих в семье ребенка (кошки, собаки, хомячки, крысы, морские свинки и т. д.).
Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об их внешнем виде, поведении, приспособлении к условиям окружающей среды, в том числе к сезонным изменениям в природе. Одновременно они получают возможность обобщить свои знания, сравнивая различных животных между собой. Особая роль здесь принадлежит млекопитающим - в первую очередь потому, что именно с ними ребенок чаще всего общается в дошкольном детстве.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С. В. Алексеева, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, Н. И. Моисеева, И. Т. Суравегиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.
Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С. Н. Николаева. Ряд её исследований (см., например: Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С. Н. Николаева. М.: Новая шк., 1995. – 160 с.) посвящен особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира. Обобщая результаты исследований многих авторов, С. Н. Николаева делает следующие выводы:
• в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения;
В дошкольном возрасте у детей накапливается немало знаний о животном мире. В частности, основная их часть – это конкретные, разрозненные сведения об отдельных видах млекопитающих, наиболее характерных особенностях их внешнего облика и поведения. Обнаружена также тенденция к формированию общих представлений о животных, в том числе о млекопитающих. С одной стороны, это осуществляется через речь вместе с усвоением слов-терминов, используемых в повседневной жизни. Эти представления пополняются и обогащаются по мере усвоения конкретных знаний о новых видах животных. С другой стороны, общие представления образуются посредством практической деятельности, в процессе которой реализуется способность детей старшего дошкольного возраста группировать предметы на основе их сходства. Формирование общих представлений в этом случае происходит по законам мышления дошкольника, главное место в этом процессе занимает наглядный образ, включающий морфологические и функциональные, т. е. поведенческие, признаки животных.
Информация о работе Ознакомление дошкольников с животным миром