Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром…………………
6
1.1.Теоретико-методологическая основа ознакомления дошкольников с животным миром………………………………………………………….
6
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении к животным……………………………………………………………………
10
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……….. 17
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром………………………………………………………….
18
2.1.Наблюдение – метод чувственного познания природы……………... 19
2.2.Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ……………………………………………………………...
22
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………... 25
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………... 28
2.5.Метод отражения природы……………………………………………. 30
2.6.Анализ передового педагогического опыта………………………….. 33
Вывод по 2 главе……………………………………………………............ 38
Глава 3.Экспериментальная часть………………………………………… 39
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………….. 39
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………... 43
3.3.Контрольный эксперимент……………………………………………. 44
Вывод по 3 главе……………………………………………………............ 46
Заключение…………………………………………………………………. 47
Список литературы………………………………………………………… 48
Приложение………………………………………………………………… 51
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях
и отношении к животным
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой предполагает ознакомление детей с животным миром, начиная с раннего возраста. У детей этого возраста формируют заботливое, бережное отношение к животным. Ухаживая за животными в уголке природы, воспитатель тем самым привлекает внимание ребят. На занятиях по ознакомлению с природой дети этого возраста узнают и показывают на картинках животных: кошку, собаку, зайца (кролика), птичку, медведя, курицу и т.д. Дети первой младшей группы учатся наблюдать на участке детского сада за птицами (летают, садятся на деревья, клюют), учатся выделять их среди окружающей природы. На занятиях детей знакомят с животными – обитателями уголка природы (рыбки в аквариуме плавают в воде; в клетке птичка, она летает, клюет, пьет воду). Учатся выделять наиболее характерные особенности (у петуха красный, красивый гребешок; у зайца длинные уши; медведь большой, уши у него маленькие). Дети впервые учатся различать и называть некоторые части тела животных (голова, хвост, ноги). Начиная со второй младшей группы по программе Васильевой, детям дают первоначальные представления о домашних животных (кошка, собака, корова, коза) и их детенышах. Домашние животные живут рядом с человеком, он ухаживает за ними. Даются первоначальные представления о диких животных (заяц, лиса, медведь). Дикие животные живут в лесу. Детей учат выделять и называть отличительные особенности внешнего вида (у коровы и козы рога, у лисы длинный пушистый хвост). Воспитывается бережное отношение к природе, к обитателям уголка природы.
В среднем возрасте главной задачей является бережное и заботливое отношение к животным (учить детей подкармливать птиц). Расширяются представления о домашних животных и их детенышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что они едят, какую пользу приносят людям). Детей знакомят еще с двумя домашними животными, с их внешним видом (с учетом местных условий). Познакомить детей нужно и с трудом людей по уходу за домашними животными. Нужно расширять представления детей о жизни в природных условиях диких животных (заяц, белка, еж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Дети старшего дошкольного возраста совершенствуют свои знания о животном мире. Главная задача – воспитать любовь к природе родного края. Учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними. Детей также знакомят еще с 3-4 зимующими птицами, учат распознавать их по окраске, размеру, издаваемым звукам, поведению; знакомят с бабочками, муравьями, дают представления о стрекозах, ящерице, о способах их передвижения (летают, бегают). Нужно также расширять представления детей об обитателях уголка природы, особенностях их содержания.
Дети узнают, что люди заботятся о домашних животным следующим образом: утепляют помещения домашних животных, заготавливают корма; человек создает необходимые условия для жизни животных. Детей начинают знакомить с домашними птицами (куры, утки, гуси), характерными признаками внешнего вида, повадками, с тем, как человек ухаживает за ними. Кроме того, дети должны знать, какую пользу приносят домашние животные (корова, лошадь, овца, коза, свинья).
Дети подготовительной к школе группы должны знать и уметь связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других краях нашей страны (верблюд, олень, осел). Детей знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями необходимыми для их жизни создаваемые человеком (кормление, выгон скота
Подраздел «Мир
природы» программы «Радуга» является
составляющей познавательного развития
детей, в рамках которого им дают информацию,
развивают познавательные процессы,
формируют отношение к
К числу комплексных программ, направленных на всестороннее развитие детей, относится программа «Развитие». Занимаясь по этой программе, дети подготовительной группы знакомятся с природными поясами планеты и эволюцией жизни на Земле, с помощью моделей устанавливают связи между древними, современными животными и средой их обитания. В работе по экологическому воспитанию большой упор делается на становление понимания и переживания ребенком своего единства и неразрывной связи с живой природой Земли, ее эволюцией, а также сознания ответственности и причастности к развитию и охране всего живого. Это происходит через знакомство со сложными и хрупкими связями живой и неживой природы в природных зонах, ролью человека в их сохранении. Понимание закономерностей развития животного мира Земли, места человека в эволюции дает возможность ребенку почувствовать себя неотъемлемой частью этого процесса, не существующим в отрыве от всего живого, причастным к сохранению его многообразия.
Познавательные и творческие способности развиваются в процессе овладения действиями использования, а затем и построения моделей, отображающих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли с условиями жизни в них. Дети знакомятся с флорой и фауной природных зон Земли (тундры, тайги, пустыни и др.), узнают о влиянии условий жизни на строение растений и животных, образе их жизни, а также получают представления о том, как изменения в окружающей среде повлияли на внешний вид животных в ходе эволюции и привели к огромному многообразию современных живых форм. Во второй половине года дети переходят к отражению в наглядной модели развития и видоизменения животного мира Земли в ходе эволюции.
Программа «Детство» предполагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе), при этом “выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей. Можно утверждать, что программа «Детство» – это программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывного экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека. Педагог даёт детям представления о многообразии животных, их принадлежность к миру живого на планете. Дети узнают представителей не только ближайшего природного окружения, но и обитателей степей, пустынь (верблюд, сурок, медведь, черепаха, и др.), животных Крайнего Севера и тундры (белый медведь, тюлень, морж, песец и др.), морей и океанов, тропиков и субтропиков и т. д.
Программа «Детство»
учит детей проявлять
По программе экологического воспитания под редакцией С. Н. Николаевой «Юный Эколог» о знаниях и отношении к животным при ознакомлении дошкольников с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое обеспечивает расширение и углубление знаний, воспитание устойчивого интереса и внимательного, бережного отношения к животным. В программе Николаевой отмечено, что важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги «Экология в картинках». Автор книги в отдельных рассказах раскрывает основные понятия и законы экологии, дает упрощенные формулировки. В построении книги, последовательности рассказов отчетливо просматриваются три содержательные части, которые направлены на ознакомление детей с явлениями приспособленности животных и растений к среде обитания (рассказы «Почему белые медведи не живут в лесу?»), а также на популярное введение детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой, ее загрязнения и охраны (рассказы «Морские коровы и Красная Книга», « Что такое кислый дождь?»). Чтение книги осуществляется в течение всего учебного года и органически сочетается со всеми другими формами работы. Программа по ознакомлению с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эти знания можно объединить в три группы:
Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении животных к окружающим условиям, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с другими особенностями их обитания
(сезонный образ жизни, взаимоотношения с другими существами). Ребят можно знакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобные знания способствуют углублению представлений о животном мире, на основе которых у ребенка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному животному.
Программа «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих. Так блок «Животные» учит находить основные отличительные признаки животных, говорит о разнообразии животного мира, ведет знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные признаки. Значение внешних особенностей в жизни животных, как животные питаются, передвигаются, защищаются (ноги, клювы, хвосты). Хищники, травоядные. Друзья, враги. Место обитания («дом»), «жилище» (дупло, гнездо, нора) животных. Для чего жирафу пятна (роль окраски). Сезонные изменения в жизни животных. Животные и окружающая среда (на примере лягушки). «Родители» и «детеныши».
Программа учит
детей бережному отношению к
животным, доносит до них понимание
необходимости существования
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» в разделе «Животные» учит дошкольников выделять основные отличительные признаки животных, показывает разнообразие животного мира, значение внешних особенностей в жизни животных, различные сезонные изменения в их жизни, рекомендует использовать такой вид работы, как написание писем животным. Такой метод позволяет ребенку самостоятельно прочувствовать и понять все проблемы братьев наших меньших, воспитывает чувства любови, сочувствие, сопереживание. Программа воспитывает бережное отношение к животным, формирует навыки ухода за домашними животными, обитателями живого уголка, а также навыки помощи животным, обитающим рядом с нами.
Вывод по 1 главе
Таким образом, дошкольный возраст представляет собой начальный этап приобщения к экологической культуре. Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности ребенка, неумению выразить свое отношение. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки соединяются и совпадают, образуя нравственно-эстетических нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и любви к живым существам.
В настоящее время появился ряд исследований, создано немало конкретных технологий экологического образования и воспитания дошкольников (В. Арсентьева, Н. Н. Вересов, Г. В. Кирикэ, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, О. А. Овсянникова, Г. Н. Островская, Н. А. Рыжова и др.).
Обзор программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов. Программы нацелены на воспитание бережного и заботливого отношения к животным, расширяют представления о домашних животных и их детенышах, об особенностях поведения, передвижения, о том, что они едят, какую пользу приносят людям. Программы доносят до дошкольников понимание необходимости существования всех видов животных, неправомочности деления их на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых, формируют навыки ухода за домашними животными, обитателями уголка природы.
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы
с дошкольниками по формированию начал
экологической культуры через
ознакомление с животным миром
Методика экологического воспитания ориентирована на биоэкологию, что выдвигает необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через книги, слайды, картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
Выделяют четыре группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности и развитию у дошкольника интереса к познанию окружающего, а также непосредственно познавательных процессов.
Информация о работе Ознакомление дошкольников с животным миром