Ознакомление дошкольников с животным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром…………………
6
1.1.Теоретико-методологическая основа ознакомления дошкольников с животным миром………………………………………………………….
6
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении к животным……………………………………………………………………
10
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……….. 17
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром………………………………………………………….
18
2.1.Наблюдение – метод чувственного познания природы……………... 19
2.2.Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ……………………………………………………………...
22
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………... 25
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………... 28
2.5.Метод отражения природы……………………………………………. 30
2.6.Анализ передового педагогического опыта………………………….. 33
Вывод по 2 главе……………………………………………………............ 38
Глава 3.Экспериментальная часть………………………………………… 39
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………….. 39
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………... 43
3.3.Контрольный эксперимент……………………………………………. 44
Вывод по 3 главе……………………………………………………............ 46
Заключение…………………………………………………………………. 47
Список литературы………………………………………………………… 48
Приложение………………………………………………………………… 51

Файлы: 1 файл

Диплом по экологии. Правка. Формирование начал экологической культуры через ознакомление с животным миром.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

+ – правильный ответ

- – неправильный ответ

Таблица 3

 

                    Результаты диагностики. Представление. Задание 1.3

Ф.И.

1

2

3

4

5

1.

Афонина Вика

+

-

+

+

-

2.

Иванова Даша

+

-

+

+

+

3.

Кузнецов Саша

+

+

+

+

+

4.

Лесняк Дима

+

+

+

+

+

5.

Обухов Коля

+

-

+

+

-

6.

Обухова Ксюша

+

+

+

+

+

7.

Бондаренко Антон

+

+

-

+

-

8.

Тарасов Рома

+

-

+

+

-

9.

Ключкина Катя

+

+

-

+

-

10.

Шишлянникова Катя

+

+

+

-

+


+ – правильный ответ

- – неправильный ответ

Таблица 4

 

Результаты  диагностики. Уровень экологической направленности

 

Ф.И.

Количество  баллов по заданиям

Уровень

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

 

1.

Афонина Вика

20

15

5

5

20

второй

2.

Иванова Даша

15

10

5

20

20

второй

3.

Кузнецов Саша

20

20

20

50

20

третий

4.

Лесняк Дима

20

20

20

5

20

второй

5.

Обухов Коля

10

10

5

5

5

первый

6.

Обухова Ксюша

20

20

20

20

20

третий

7.

Бондаренко Антон

15

10

5

5

5

первый

8.

Тарасов Рома

15

15

5

5

5

первый

9.

Ключкина Катя

15

15

5

5

5

первый

10.

Шишлянникова Катя

20

15

5

20

5

второй


 

Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Дети умеют выделять существенные признаки живого, понимают ценность природных объектов, но они не могут определить нормы отношений к животным, по принципу «хорошо – плохо». Это связано с тем, что у детей нет представления о том, как нужно себя вести с животными, не только с домашними, но и с дикими. Так же это влияет на желание ребёнка помочь животному. Зачастую дети отказываются поухаживать за животными и предпочитают этому делу игру с игрушками. У многих детей нет домашних любимцев, что тоже сказывается на отношении к животным, дети не понимают, почему родители не хотят заводить домашних животных, если все говорят об их пользе для человека. В детских садах тоже не особо стремятся делать живые уголки, ссылаясь на нехватку времени для ухода за ними. Хотя если заинтересовать ребёнка, то он будет с удовольствием ухаживать за животными без помощи со стороны взрослых.

Дети стараются проявить друг к другу уважение, но у них ещё это не получается, дети не умеют контролировать свои эмоции. К животным интерес неустойчивый, так как дети не до конца понимают, для чего животные нужны человеку, могут поиграть с животным, но, как и с игрушкой до определённого момента, а затем теряют интерес. Только единицы детей заботливо относятся к животным, стараются помочь им, привлечь внимание взрослых к этому животному и оказать нужную помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Формирующий  эксперимент

 

После проведения контрольного эксперимента был составлен план коррекционной работы с дошкольниками подготовительной группы. Составлялся этот план с учётом результатов диагностики и представлял собой цикл мероприятий, включающий занятия, наблюдения, деятельность в природе.

Цель этой работы было закрепление понимания дошкольниками существенных признаков живого, ценности природных объектов.

Задача: научить дошкольников формировать, нормы поведения с животными через наблюдение, воспитывать экологическую культуру.

Основные методы:

1.Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы (см.: Прил. 2)

2.Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи (см.: Прил.3).

3.Труд в природе (см.: Прил. 4).

Был разработан план проведения ежедневных занятий, рассчитанный  на 1 месяц (см.: Прил. 5). По основной цели занятия, используемые для формирования правильного представления о природе и формированию гуманного отношения можно разделить следующим образом:

-Направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

- Уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей, рисование);

- Активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры) итоговые беседы.

 

 

3.3.Контрольный  эксперимент

 

После проведения коррекционной  работы была проведена повторная диагностика, результаты которой представлены в таблице 5.

Таблица 5

Уровни экологической направленности

Ф.И.

Количество  баллов по заданиям

Уровень

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

 

1.

Афонина Вика

20

15

15

15

20

третий

2.

Иванова Даша

15

10

15

20

20

второй

3.

Кузнецов Саша

20

20

20

50

20

третий

4.

Лесняк Дима

20

20

20

20

20

третий

5.

Обухов Коля

10

10

15

20

15

второй

6.

Обухова Ксюша

20

20

20

20

20

третий

7.

Бондаренко Антон

15

10

15

20

15

второй

8.

Тарасов Рома

15

15

20

20

5

второй

9.

Ключкина Катя

15

15

5

20

20

второй

10.

Шишлянникова Катя

20

15

20

20

20

третий


 

Анализ результатов контрольного эксперимента.

Как видно из таблицы, значительно вырос уровень экологической  направленности действий дошкольников подготовительной группы. Причем не только количественно, но и качественно: 50% детей экспериментальной группы достигли третьего уровня и 50% – второго, т.е. совсем не осталось детей на первом уровне. Даже из тех, кто остался на втором уровне по общей сумме баллов, двое значительно улучшили показатели внутри заданий.

После проведения работы у дошкольников улучшилось понимание животных, их поведения и роли в природе, сформировались четкие представления об отношении человека к животным, что свидетельствует о повышении уровня экологической культуры детей. Ребята теперь стремятся помочь животным не только тогда, когда это нужно для спасения их жизни, но и просто для того, чтобы улучшить жизнь животных. Дети стали понимать, что помогать животным – это долг человека.

В целом заложены основы знаний дошкольников о животных, сформированы основные нормы поведения человека в природе, что поможет дошкольникам в дальнейшем изучении экологии и будет способствовать повышению уровня экологической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 3 главе

 

Таким образом, целью экспериментального исследования было изучение путей формирования гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста в процессе реализации задач воспитания экологической культуры.

На основе работ Е. И. Золотовой, Л. И. Егоренковой, Л. М. Маневцевой была составлена диагностика для выявления уровня знаний детей о животных и отношения к ним.

По результатам констатирующего эксперимента был разработан комплекс занятий, игр, наблюдений, который помог сформировать у детей осознанное отношение к животным и закрепить полученные ими знания и навыки.

Завершающим этапом исследования стал контрольный эксперимент, подтвердивший гипотезу, что если работу по ознакомлению дошкольников с животным миром включить в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, а также если эту работу сделать систематической и регулярной, то это способствует повышению уровня экологической культуры дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, восприятие природы помогает развить у дошкольников такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В ходе работы по экологическому воспитанию в ДОУ используются такие методы, как наблюдение, беседы, чтение литературы, труд в природе.

Экспериментальное исследование показало, что работа по воспитанию гуманного отношения к животному миру велась не только на занятиях, но и в повседневной жизни. По результатам вторичного проведенной диагностики можно утверждать, что уровень экологической культуры стал значительно выше, что подтверждает эффективность подобранной программы.

Ознакомление детей  с животным миром должно строиться  в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа должна проводиться  не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во время трудовых действий в живом уголке и природоохранных акций.

Педагогу следует обращать внимание на поведение животных и птиц, в определённый сезон года. Если нет возможности понаблюдать за объектами животного мира в естественных условиях, то целесообразно использовать картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д.

Завершающим этапом исследования стал контрольный эксперимент, полностью подтвердивший гипотезу, что систематическая и регулярная работа по ознакомлению дошкольников с животным миром, включенная в учебно-воспитательный процесс способствует повышению уровня экологической культуры дошкольников.

Список литературы

 

  1. Аксенова П. В заповедном лесу / П. Аксенова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С. 63-65.
  2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 1978. – 216 с.
  3. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на/Д. : Феникс, 1996. – 159 с.
  4. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. – М. : Наука, 1999. – 235 с.
  5. Егоренков Л. И. Основы начального экологического воспитания / Л. И. Егоренков. – М. : Просвещение, 1996. – 178 с.
  6. Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравстенного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. – №1. – С. 110-114.
  7. Зебзеева В. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» / В. Зебзеева // Дошкольниео воспитание. – 2006. – №1. – С. 75-78.
  8. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7.
  9. Зерщикова Т. ЭкологическоеТ развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольниео воспитание. – 2005. – №7. – С. 3-9.
  10. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е. И. Золотова. – М. : Просвещение, 1988г. – 245 с.
  11. Как знакомить дошкольников с природой / под ред. П. Г. Саморуковой. – М : Просвещение, 1983. – 215 с.
  12. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н.В. Коломина. – М. : Творческий центр, 2004. – 256 с.
  13. Лопанцева Н. Б. Опыт сотрудничества природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» с ДОУ в области экологического воспитания дошкольников / Н. Б. Лопанцева, Е. В. Гугуева, С. В. Гарибян // Экологическое образование. – 2007. – №69. – С. 64-66.
  14. Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок / Л. М. Маневцева, П. Г. Саморукова. – СПб. : Акцидент, 1998г. – 134 с.
  15. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / М. М. Марковская. – М. : Просвещение, 1989. – 178 с.
  16. Молодова Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л. П. Молодова. – Минск: Асар, 2004. – 118 с.
  17. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2006. – 221 с.
  18. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. – М.: Academia, 2002. – 336 с.
  19. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева // Педагогика. – 2007. – №5. – С. 22-27.
  20. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : АСТ, 1998. – 319 с.
  21. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 1995. – 160 с.
  22. Николаева С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С. Николаева // Дошкольное воспитание.– 2009. – №4. – С. 42-45.
  23. Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект. – Волгоград., 1995.
  24. Предшкольная подготовка в современном контексте модернизации образования в России / под ред. М. В. Корепановой. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2008. – 299 с.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с животным миром