Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром…………………
6
1.1.Теоретико-методологическая основа ознакомления дошкольников с животным миром………………………………………………………….
6
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении к животным……………………………………………………………………
10
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……….. 17
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром………………………………………………………….
18
2.1.Наблюдение – метод чувственного познания природы……………... 19
2.2.Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ……………………………………………………………...
22
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………... 25
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………... 28
2.5.Метод отражения природы……………………………………………. 30
2.6.Анализ передового педагогического опыта………………………….. 33
Вывод по 2 главе……………………………………………………............ 38
Глава 3.Экспериментальная часть………………………………………… 39
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………….. 39
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………... 43
3.3.Контрольный эксперимент……………………………………………. 44
Вывод по 3 главе……………………………………………………............ 46
Заключение…………………………………………………………………. 47
Список литературы………………………………………………………… 48
Приложение………………………………………………………………… 51
+ – правильный ответ
- – неправильный ответ
Таблица 3
Результаты диагностики. Представление. Задание 1.3
№ |
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Афонина Вика |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
2. |
Иванова Даша |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
3. |
Кузнецов Саша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. |
Лесняк Дима |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. |
Обухов Коля |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
6. |
Обухова Ксюша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. |
Бондаренко Антон |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
8. |
Тарасов Рома |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
9. |
Ключкина Катя |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
10. |
Шишлянникова Катя |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ – правильный ответ
- – неправильный ответ
Таблица 4
Результаты диагностики. Уровень экологической направленности
№ |
Ф.И. |
Количество баллов по заданиям |
Уровень | ||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
|||
1. |
Афонина Вика |
20 |
15 |
5 |
5 |
20 |
второй |
2. |
Иванова Даша |
15 |
10 |
5 |
20 |
20 |
второй |
3. |
Кузнецов Саша |
20 |
20 |
20 |
50 |
20 |
третий |
4. |
Лесняк Дима |
20 |
20 |
20 |
5 |
20 |
второй |
5. |
Обухов Коля |
10 |
10 |
5 |
5 |
5 |
первый |
6. |
Обухова Ксюша |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
третий |
7. |
Бондаренко Антон |
15 |
10 |
5 |
5 |
5 |
первый |
8. |
Тарасов Рома |
15 |
15 |
5 |
5 |
5 |
первый |
9. |
Ключкина Катя |
15 |
15 |
5 |
5 |
5 |
первый |
10. |
Шишлянникова Катя |
20 |
15 |
5 |
20 |
5 |
второй |
Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Дети умеют выделять существенные признаки живого, понимают ценность природных объектов, но они не могут определить нормы отношений к животным, по принципу «хорошо – плохо». Это связано с тем, что у детей нет представления о том, как нужно себя вести с животными, не только с домашними, но и с дикими. Так же это влияет на желание ребёнка помочь животному. Зачастую дети отказываются поухаживать за животными и предпочитают этому делу игру с игрушками. У многих детей нет домашних любимцев, что тоже сказывается на отношении к животным, дети не понимают, почему родители не хотят заводить домашних животных, если все говорят об их пользе для человека. В детских садах тоже не особо стремятся делать живые уголки, ссылаясь на нехватку времени для ухода за ними. Хотя если заинтересовать ребёнка, то он будет с удовольствием ухаживать за животными без помощи со стороны взрослых.
Дети стараются проявить друг к другу уважение, но у них ещё это не получается, дети не умеют контролировать свои эмоции. К животным интерес неустойчивый, так как дети не до конца понимают, для чего животные нужны человеку, могут поиграть с животным, но, как и с игрушкой до определённого момента, а затем теряют интерес. Только единицы детей заботливо относятся к животным, стараются помочь им, привлечь внимание взрослых к этому животному и оказать нужную помощь.
3.2.Формирующий эксперимент
После проведения контрольного эксперимента был составлен план коррекционной работы с дошкольниками подготовительной группы. Составлялся этот план с учётом результатов диагностики и представлял собой цикл мероприятий, включающий занятия, наблюдения, деятельность в природе.
Цель этой работы было закрепление понимания дошкольниками существенных признаков живого, ценности природных объектов.
Задача: научить дошкольников формировать, нормы поведения с животными через наблюдение, воспитывать экологическую культуру.
Основные методы:
1.Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы (см.: Прил. 2)
2.Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи (см.: Прил.3).
3.Труд в природе (см.: Прил. 4).
Был разработан план проведения ежедневных занятий, рассчитанный на 1 месяц (см.: Прил. 5). По основной цели занятия, используемые для формирования правильного представления о природе и формированию гуманного отношения можно разделить следующим образом:
-Направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);
- Уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей, рисование);
- Активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры) итоговые беседы.
3.3.Контрольный эксперимент
После проведения коррекционной работы была проведена повторная диагностика, результаты которой представлены в таблице 5.
Таблица 5
Уровни экологической направленности
№ |
Ф.И. |
Количество баллов по заданиям |
Уровень | ||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
|||||
1. |
Афонина Вика |
20 |
15 |
15 |
15 |
20 |
третий | ||
2. |
Иванова Даша |
15 |
10 |
15 |
20 |
20 |
второй | ||
3. |
Кузнецов Саша |
20 |
20 |
20 |
50 |
20 |
третий | ||
4. |
Лесняк Дима |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
третий | ||
5. |
Обухов Коля |
10 |
10 |
15 |
20 |
15 |
второй | ||
6. |
Обухова Ксюша |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
третий | ||
7. |
Бондаренко Антон |
15 |
10 |
15 |
20 |
15 |
второй | ||
8. |
Тарасов Рома |
15 |
15 |
20 |
20 |
5 |
второй | ||
9. |
Ключкина Катя |
15 |
15 |
5 |
20 |
20 |
второй | ||
10. |
Шишлянникова Катя |
20 |
15 |
20 |
20 |
20 |
третий |
Анализ результатов контрольного эксперимента.
Как видно из таблицы,
значительно вырос уровень
После проведения работы у дошкольников улучшилось понимание животных, их поведения и роли в природе, сформировались четкие представления об отношении человека к животным, что свидетельствует о повышении уровня экологической культуры детей. Ребята теперь стремятся помочь животным не только тогда, когда это нужно для спасения их жизни, но и просто для того, чтобы улучшить жизнь животных. Дети стали понимать, что помогать животным – это долг человека.
В целом заложены основы знаний дошкольников о животных, сформированы основные нормы поведения человека в природе, что поможет дошкольникам в дальнейшем изучении экологии и будет способствовать повышению уровня экологической культуры.
Выводы по 3 главе
Таким образом, целью экспериментального исследования было изучение путей формирования гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста в процессе реализации задач воспитания экологической культуры.
На основе работ Е. И. Золотовой, Л. И. Егоренковой, Л. М. Маневцевой была составлена диагностика для выявления уровня знаний детей о животных и отношения к ним.
По результатам констатирующего эксперимента был разработан комплекс занятий, игр, наблюдений, который помог сформировать у детей осознанное отношение к животным и закрепить полученные ими знания и навыки.
Завершающим этапом исследования стал контрольный эксперимент, подтвердивший гипотезу, что если работу по ознакомлению дошкольников с животным миром включить в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, а также если эту работу сделать систематической и регулярной, то это способствует повышению уровня экологической культуры дошкольников.
Заключение
Таким образом, восприятие природы помогает развить у дошкольников такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В ходе работы по экологическому воспитанию в ДОУ используются такие методы, как наблюдение, беседы, чтение литературы, труд в природе.
Экспериментальное исследование показало, что работа по воспитанию гуманного отношения к животному миру велась не только на занятиях, но и в повседневной жизни. По результатам вторичного проведенной диагностики можно утверждать, что уровень экологической культуры стал значительно выше, что подтверждает эффективность подобранной программы.
Ознакомление детей с животным миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа должна проводиться не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-, видео-, диафильмов, во время трудовых действий в живом уголке и природоохранных акций.
Педагогу следует обращать внимание на поведение животных и птиц, в определённый сезон года. Если нет возможности понаблюдать за объектами животного мира в естественных условиях, то целесообразно использовать картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи телепередач о природе и т.д.
Завершающим этапом исследования стал контрольный эксперимент, полностью подтвердивший гипотезу, что систематическая и регулярная работа по ознакомлению дошкольников с животным миром, включенная в учебно-воспитательный процесс способствует повышению уровня экологической культуры дошкольников.
Список литературы
Информация о работе Ознакомление дошкольников с животным миром