Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром…………………
6
1.1.Теоретико-методологическая основа ознакомления дошкольников с животным миром………………………………………………………….
6
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении к животным……………………………………………………………………
10
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……….. 17
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром………………………………………………………….
18
2.1.Наблюдение – метод чувственного познания природы……………... 19
2.2.Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ……………………………………………………………...
22
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………... 25
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………... 28
2.5.Метод отражения природы……………………………………………. 30
2.6.Анализ передового педагогического опыта………………………….. 33
Вывод по 2 главе……………………………………………………............ 38
Глава 3.Экспериментальная часть………………………………………… 39
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………….. 39
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………... 43
3.3.Контрольный эксперимент……………………………………………. 44
Вывод по 3 главе……………………………………………………............ 46
Заключение…………………………………………………………………. 47
Список литературы………………………………………………………… 48
Приложение………………………………………………………………… 51
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. К выбору книги для чтения многие воспитатели относятся серьёзно, ответственно. Прежде всего следует использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения классиков детской литературы: А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой и др. При этом для каждой возрастной группы методика использования книги о природе имеет свою специфику.
Рождение положительного отношения детей к природе в процессе использования словесного метода обусловлено сущностью общения как желанной для детей деятельности, приносящей им удовлетворение. Доброжелательность, проникновенность и искреннее участие воспитателя в разговоре с детьми утверждает их положительное отношение к содержанию беседы. Учебный диалог также способствует выработке осознанно-правильного отношения к явлениям природы, особенно если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении дошкольников правильно построить высказывание, объяснить взаимосвязь, объектов.
Беседа с детьми также используется как метод ознакомления детей с природой. В зависимости от дидактических целей беседы о природе разделяют на установочные, эвристические и итоговые.
Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей экскурсии, наблюдению, чтению. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений, эта беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т.д.
2.4.Участие в природоохранной деятельности
Одна из наиболее действенных форм природоохранной работы – участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие. Например, «Марш парков», «День Земли», «Чистюля», «Покормите птиц!» и другие.
Природоохранные акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, имеют большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Цель этих акций – привлечь внимание маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям (паркам, заповедникам), птицам, животным, растениям в близлежащих природных территориях. Во время этих акций дети совместно со взрослыми участвуют в весенней/осенней уборке и облагораживании территорий, заботе о пернатых и т. д.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).
В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы – экскурсии и походы в лес, на луг, водоем. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат хорошим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности, участвуют в природоохранном деле или акции.
Практическое взаимодействие с живой природой ничем нельзя заменить или восполнить – только непосредственно в лесу (у водоема) дети приобретают навыки правильного поведения на природе, культурного отдыха, учатся действительно соблюдать правила посещения леса. Походы и экскурсии дают много эмоциональных впечатлений – их надо закрепить, поэтому все участники похода, готовясь к нему, делают игрушечные фотоаппараты, которыми «фотографируют» все интересные и красивые явления природы. По возвращении дошкольники «проявляют» фотографии – создают рисунки, а взрослые делают настоящие фотографии, демонстрируют видеофильм
Весной можно провести акцию «Спасаем мальков». Когда мелкие лужи после разлива начинают высыхать, нужно пройти с детьми вдоль берега и посмотреть, не гибнут ли мальки рыб или головастики. Если рядом с большой водой находятся мелкие лужи, достаточно сделать небольшие канавки, соединяющие их с рекой, а мальки сами переплывут в водоём. Если большая вода находится на значительном расстоянии, то мальков нужно переносить в реку ведёрками. Кто в резиновых сапогах – черпает мальков из пересыхающей лужи, остальные передают ведёрки по цепочке или носят их к водоёму.
Зимой осуществляется проект «птичья столовая». Вместе с воспитателем дети продумывают, где лучше разместить кормушки для птиц на участке возле детского сада. Подготовительный этап заключается в накоплении корма и изготовлении простейших кормушек. Открытие «птичьей столовой» проводится торжественно, а далее дети поочерёдно ведут наблюдения за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, подсыпают корм. Ребята замечают, что птицы привыкают к «столовой» и радуются, когда птицы прилетают в гости к ним.
2.5.Метод отражения природы
Метод «отраженной природы» занимает значительное место в системе экологического воспитания.
Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы – позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.
Метод наглядно доказывает, что природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников.
Одним из вариантов метода «отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми. При использовании метода, у дошкольников также развивается внимание, при получении и переработке новой информации – память и мышление.
Одним из показателей
интереса детей к животному миру
является их желание рисовать и рассказывать
о животных. Результаты наблюдения,
экскурсии ребята стремятся отразить
в самостоятельной
Можно предложить детям взять на прогулку альбомы и карандаши, чтобы дети рисовали с натуры. Так появляются детские зарисовки: «Муравейник», «Бабочка на цветке», «Стрекоза» и др.
Детский рисунок – показатель не только знаний, но и отношения ребёнка к изображаемому, поэтому необходимо как можно чаще предоставлять возможность для проявления его отношения к природе. В детском саду стало традиционным рисование на такие темы, как «Наша белка», «Наш живой уголок», «Что мне понравилось на экскурсии». Интересны детские композиции на темы сказок и рассказов о животных, например «Лиса, заяц и петух», «Два жадных медвежонка» и т.д.
Другим видом творческой деятельности, которая становится показателем отношения детей к природе, является рассказывание. Многих животных невозможно увидеть в естественных условиях, тогда воспитатель использует картинку. Начиная с младшего возраста, с ребятами рассматриваются картины, изображающие домашних животных: «Кошка с котятами», «Корова и телёнок», «Собака со щенятами». Дети этого возраста только рассматривают картинку по вопросам воспитателя. Завершает это занятие словесное обобщение педагога.
В подготовительном дошкольном возрасте дети уже умеют составлять небольшие рассказы по картинкам не только описательного, но и повествовательного характера – придумать начало или конец к изображаемому на картине сюжету. Очень хорошо использовать для таких занятий серию картин о животных художника А. Н. Комарова, альбом репродукций с картин П. Караченцова «Наедине с природой».
Описание тех или иных животных можно проводить не только по картинкам, но и по памяти, представлению. Это может быть два типа такого рассказывания: рассказ после наблюдения; придумывание загадок.
На прогулке педагог даёт детям задание: понаблюдать за тем или иным животным и затем рассказать о том, что видели интересного.
После нескольких наблюдений,
в результате которых у детей
сложилось определённое представление
о животном, можно использовать ещё
один эффективный приём –
При отсутствии интереса к животному миру ребёнок не сможет так образно выразить в речи полученные впечатления. Поэтому активная, творческая работа детей может быть расценена не только как результат их знаний, но и как показатель сформированности познавательного интереса, который при определённых условиях «провоцирует» ребёнка к поиску новых знаний о животном. Дети как бы другими глазами смотрят на знакомых им животных, начинают относиться к ним бережно, заботливо, с любовью.
Для расширения представлений детей о животных широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.
2.6.Анализ передового педагогического опыта
Анализ передового педагогического опыта показывает, что во многих регионах России учреждения дошкольного образования работают в системе непрерывного экологического образования. В дошкольных учреждениях создана богатая эколого-развивающая среда. Массовые мероприятия с детьми, постоянными участниками которых являются родители, отличаются многообразием форм. Активно ведётся природоохранная деятельность: подкормка птиц в зимнее время; строительство и развешивание скворечников; уборка территорий лесных насаждений и берегов водоёмов от бытового мусора; охрана первоцветов и другое.
Многие педагоги ДОУ нашей страны работают над проблемой формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с животным миром и освещают свои идеи на страницах журналов. Их передовой опыт необходимо использовать на экологических занятиях с дошкольниками.
В статье М. Ибрагимовой «Воспитание у детей заботливого отношения к природе» («Дошкольное воспитание» 1990, №1, с. 30) говорится о том, чтобы ребёнок мог как можно больше общаться с животными, но детям нужны навыки общения с живыми существами. Ребята часто не умеют кормить животных, не знают, когда это делать. Детям необходимо подсказать и показать способы обращения с живыми существами. Детей, испытывающих страх перед животными, надо привлекать к систематическому наблюдению за их поведением, показать насколько оно индивидуально и неповторимо. Пример ласкового и доброжелательного отношения к животному со стороны педагога должен вызвать у ребёнка ласку и нежность к нему. Чтобы суметь понять, что переживают дети при общении с животными, педагог сам должен проникнуться интересом к животному.
В статье «Наблюдая – познаём» С. Николаевой («Дошкольное воспитание» 1991, №1, С.4) рассматриваются циклы наблюдений за птицами с детьми разных возрастных групп. На протяжении четырёх лет дети знакомятся с внешним строением, поведением птиц, условиями их жизни. В каждой возрастной группе наблюдение начинается с общего осмотра птицы. Затем идёт ознакомление с конкретными частями её тела, с внешними органами и их функциями. От общего, первоначального (во второй младшей группе), ребёнок продвигается к постепенной и всё нарастающей детализации, на основе которой в завершающем цикле (подготовительная к школе группа) он вновь подходит к общему, но уже качественно новому, насыщенному значением конкретных «деталей», пониманию их свойств и назначению. Такое представление обеспечивает возможность полноценного осознания приспособительной взаимосвязи животного (конкретно птицы) со средой, в которой он обитает (для птиц - приспособленность к наземно-воздушному образу жизни и определённой климатической зоне).
В статье С. Николаевой «Формирование представлений о многообразии животного мира» («Дошкольное воспитание №1,1984, с.52) говорится об эксперименте в подготовительных группах детского сада №23 г. Перми. Цель эксперимента – проверить возможность формирования у детей разнообразных представлений о животных и выяснить, повышают ли обобщённые представления умственную активность детей. Очень интересны экспериментирование, с предметами различной формы для уточнения особенностей передвижения их в воде, что подводило детей к выявлению общих признаков быстро плавающих животных, а также наблюдение за различными предметами в воздухе (камни, бумага, птичьи перья, бумажные голуби со склеенными и расправленными крыльями) для выявления признаков птиц.
Информация о работе Ознакомление дошкольников с животным миром