Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром…………………
6
1.1.Теоретико-методологическая основа ознакомления дошкольников с животным миром………………………………………………………….
6
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении к животным……………………………………………………………………
10
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……….. 17
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром………………………………………………………….
18
2.1.Наблюдение – метод чувственного познания природы……………... 19
2.2.Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ……………………………………………………………...
22
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………... 25
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………... 28
2.5.Метод отражения природы……………………………………………. 30
2.6.Анализ передового педагогического опыта………………………….. 33
Вывод по 2 главе……………………………………………………............ 38
Глава 3.Экспериментальная часть………………………………………… 39
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………….. 39
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………... 43
3.3.Контрольный эксперимент……………………………………………. 44
Вывод по 3 главе……………………………………………………............ 46
Заключение…………………………………………………………………. 47
Список литературы………………………………………………………… 48
Приложение………………………………………………………………… 51
Приложение
Приложение 2
Наблюдение за рыбками. Беседа.
Знакомя детей с образом жизни рыб, через многократные наблюдения дошкольники смогли раскрыть, почему эти животные приспособлены к жизни только в воде, и проанализировать среду их обитания на примере аквариума.
С детьми мы рассмотрели аквариум, сравнили с естественными водоемами (озером, прудом), подвели их к выводу о том, что аквариум - это искусственный маленький пруд в стеклянном сосуде. Разъяснили, что в аквариуме все сделано для жизни рыб: налита вода, на дне песок, камешки, посажены растения, как в настоящем пруду, озере. В результате дети самостоятельно смогли прийти к выводу о том, что рыбам надо создать такие же условия, как в озере или пруду.
В процессе наблюдения за
рыбами были уточнены основные признаки,
свидетельствующие о
Предложили детям взять любую живую рыбу в руки и спросили о том, легко ли ее удержать. Они сами убедились в наличии слизи на теле рыбы, которая помогает ей плавать. После этого был поставлен вопрос на обобщение:
- Что же рыбе помогает хорошо и свободно плавать в воде?
Познакомили детей с жабрами и способом дыхания рыб с их помощью в самых общих чертах.
Такого рода наблюдения вызвали у детей живой интерес к жизни водных животных, побуждают к дальнейшим самостоятельным выводам.
Затем детям было предложено зарисовать аквариум, сделать аппликацию, придумать загадки.
Предложили подумать, какие надо создать условия для рыбок, чтобы им хорошо жилось. Высказывания детей о том, что для новых рыбок нужна более теплая вода и больше света, свидетельствовали об осознанном использовании полученных знаний. Они сами предложили по-разному подогревать воду и осветить аквариум дополнительно, с помощью лампочки. В конце беседы обсудили с детьми, почему снарядили новый аквариум, сравнили с имеющимся.
Наблюдение за кошкой и собакой. Беседа.
В процессе знакомства с различными животными мы не просто наблюдали за особенностями их внешнего строения, а учили детей устанавливать причинно-следственные связи. Например, кошка и собака относятся к хищникам, но образ жизни у них разный, что наложило отпечаток на весь облик каждого животного.
Обратили внимание детей на то, чем они питаются, как кошки подстерегают свою добычу, затаившись, а затем бросаются на нее, показать, что строение их тела соответствует образу жизни (круглая голова, подвижные уши, усы, зрачки к ночи расширяются и т. д.).
После наблюдения провели беседу. Дошкольники отвечали н а вопросы.
В процессе наблюдений дети самостоятельно замечали, что собака бегает быстрее кошки, установили связи между способом передвижения и устройством ног.
Наблюдение за птицами. Беседа
-Какие способы передвижения используют птицы? (по земле и по воздуху)
-Как они передвигаются и с помощью чего?
-Почему одни птицы ходят, другие прыгают (точнее, подпрыгивают), третьи умеют еще и плавать.
-Во время кормления
птиц наблюдайте и расскажите,
как они едят, чем клюют зерна,
как глотают их целиком,
Активизацию детской мысли обеспечивает привлечение личного опыта детей. Дети всегда охотно высказываются о том, что они видели, где и когда. Поэтому мы беседовали с детьми о виденном, чтобы дошкольники учились связно выражать свои мысли.
Приложение 4
Практическая деятельность в природе
Исключительно велика роль практической деятельности самих детей в познании природы, в развитии их наблюдательности, любознательности, познавательных интересов.
Дети принимали участие в труде по уходу за рыбками в аквариуме, изготовлении кормушек и подкормке птиц (на эту тему была проведена отдельная природоохранная акция), кормлении хомячков в группе и кошки, живущей при детском саде.
Более тонкий анализ признаков
позволяет детям правильно
Приложение 3
Словесно-литературная работа
Начиная уже со средней группы, через все технологии эколого-педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Для данной группы такой стержень составляют произведения Е. Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, - книгам Чарушина просто отдается предпочтение, так как они содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.
На протяжении трех месяцев
с дошкольниками регулярно
Приложение 5
День |
Название занятия |
Содержание, средства |
Понедельник. |
Вводное занятие. "формирование общих представлений о животном мире" |
Рассказ беседа педагога с использованием изображений, макетов. Цель: сформировать знания о том какие бывают животные (в общих чертах), о том где и как живут, что нужно для их существования. |
Вторник |
Занятие в уголке природы "знакомство с животным миром" |
Рассказ беседа педагога с использование натуральных объектов. Цель: закрепление полученных теоретических знаний. |
Среда |
Творческая работа –рисуем животных |
Дети должны нарисовать животных которых видели на прогулке, в естественной среде. Цель: закрепить теоретические знания практически |
Четверг |
Просмотр мультфильмов |
"Баранкин будь человеком", "Котенок по имени Гав" - обсуждение просмотренного |
Пятница |
Литературный день |
Владимир Золотов "Лесная азбука", обсуждение прочитанного |
Понедельник |
Занятие в уголке природы "познакомимся поближе" |
Наблюдение за хомячком. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения). |
Вторник |
Литературный урок |
Сентон – томсон "королевская аналостанка" |
Среда |
Творческое занятие |
Рисуем дом для "королевская аналостанка" |
Четверг |
Просмотр мультфильма |
"Бемби" - развитее чувств сострадания. |
Пятница |
Занятие игра |
"лягушка", "лиса и куры",подвижно-имитационные игры |
Понедельник |
Занятие в уголке природы "где и как живут наши друзья животные" |
Наблюдение за хомячком. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни. |
Вторник |
Занятие в уголке природы «Определение характерных особенностей представителей мира животных» |
Наблюдение за хомячком. Как определенная среда обитания, климатические условия влияют на внешний вид животных |
Среда |
Занятие в уголке природы "кто какого цвета?" |
Роль окраски в жизни животных |
Четверг |
Творческое занятие - лепка |
Лепим животных |
Пятница |
Просмотр мультфильма |
"Серая шейка", обсуждение |
Понедельник |
Беседа |
Приносимая польза |
Вторник |
Цикл наблюдения за хомяком |
См. приложение 6 |
Среда |
Цикл наблюдения за хомяком |
См. приложение 6 – продолжение |
Четверг |
Загадки на эколого-биологическую тематику |
Развитие логического мышления и углубление теоретических знаний в игровой форме. |
Пятница |
Анализ конкретной ситуации "помощь птенцу" |
Подготовка к |
Приложение 6
ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ХОМЯКОМ
1.Здравствуйте, я хомячок!
Цель: Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.
Ход наблюдения
-Посмотрите. Кто это?
-Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш?
-Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его.
-Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается?
-Назовем его Пик, как и мышонка, про которого мы читали у Виталия Бианки.
-Согласны?
-Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас?
-Куда он лезет? Что ему помогает?
-Посмотрите и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает?
-Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?
-Задание для самостоятельного наблюдения . Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.
2.Устроим хороший дом для хомячка.
Цель: Показать, что хорошие условия для хомячка, при которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть – это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать помощь в оборудовании (квартиры) для зверька.
Ход наблюдения.
-Посмотрим, где живет Пик?
-В каком домике ему удобно жить - в просторном или тесном?
-Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым?
-Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его.
-Зачем вообще в клетке нужен песок?
-Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы.
-Что есть еще в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей?
-А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк - очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту.
-Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался?
-Чтобы Пик не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет делать?
3.Хорошо ли хомяку в новых условиях?
Цель: Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый <домик> ), какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы хорошо ли устроено его жилье? Чего не хватает, что можно улучшить?
Ход наблюдения.
-Где живет Пик?
-Чем является клетка для хомяка?
-Хороший ли у него домик? Как можно это определить? (понаблюдать за его поведением). Давайте понаблюдаем за хомяком. Что делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.)
-Что видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок?
-Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным?
-Чем для него является домик? (Норкой). Для чего норка хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок).
-Что делает Пик в норке?
-Какие действия совершает с колесом?
-Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить?
-Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?
-В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.
4. Что и как ест хомяк.
Цель: Выяснить, что и как ест хомяк? Какую еду предпочитает? (До наблюдения хомяка не кормить).
Ход наблюдения.
Отгадайте загадку:
- Серый зверек, в группе живет,
Дружит с ребятами,
Морковку, зерно грызет.
-Как зовут нашего хомяка?
-Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался.
-Что мы можем ему предложить? Чем угостить? Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Что он его ест?
-Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его есть? Как он себя ведет? Куда он его носит? Зачем ? (Делает запасы.)
-Угостим его морковкой. Пришлась она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?
-Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?
-В конце наблюдения дать задание понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.
5. Как хомяк делает запасы
Цель: Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо - запасать ее.
Информация о работе Ознакомление дошкольников с животным миром