Ознакомление дошкольников с животным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром…………………
6
1.1.Теоретико-методологическая основа ознакомления дошкольников с животным миром………………………………………………………….
6
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении к животным……………………………………………………………………
10
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……….. 17
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром………………………………………………………….
18
2.1.Наблюдение – метод чувственного познания природы……………... 19
2.2.Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ……………………………………………………………...
22
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………... 25
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………... 28
2.5.Метод отражения природы……………………………………………. 30
2.6.Анализ передового педагогического опыта………………………….. 33
Вывод по 2 главе……………………………………………………............ 38
Глава 3.Экспериментальная часть………………………………………… 39
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………….. 39
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………... 43
3.3.Контрольный эксперимент……………………………………………. 44
Вывод по 3 главе……………………………………………………............ 46
Заключение…………………………………………………………………. 47
Список литературы………………………………………………………… 48
Приложение………………………………………………………………… 51

Файлы: 1 файл

Диплом по экологии. Правка. Формирование начал экологической культуры через ознакомление с животным миром.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

 

  1. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. – М. : Академия, 2000. – 215 ч.
  2. Селезнева И. Помогите птицам! / И. Селезнева, И. Будник // Дошкольное воспитание. – 2010. – №2. – С. 48-53.
  3. Федорова Т. А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой. – М. : Просвещение, 1999.–126 с.
  4. Черезова Л. Б. Теория и методика экоогического образования детей / Л. Б. Черезова. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2007. – 307 с.
  5. Черезова Л. Б. Экологическое образование дошкольников и младших школьников : теория и практика : материалы регион. и науч.-практ. конф., г. Волгоград, 24–26 января 2007 г. / под ред. Л. Б. Черезовой. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2007. – 307 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Наблюдение  за рыбками. Беседа.

Знакомя детей с образом  жизни рыб, через многократные наблюдения дошкольники смогли раскрыть, почему эти животные приспособлены к жизни только в воде, и проанализировать среду их обитания на примере аквариума.

С детьми мы рассмотрели  аквариум, сравнили с естественными  водоемами (озером, прудом), подвели  их к выводу о том, что аквариум - это искусственный маленький пруд в стеклянном сосуде. Разъяснили, что в аквариуме все сделано для жизни рыб: налита вода, на дне песок, камешки, посажены растения, как в настоящем пруду, озере. В результате дети самостоятельно смогли прийти к выводу о том, что рыбам надо создать такие же условия, как в озере или пруду.

В процессе наблюдения за рыбами были уточнены основные признаки, свидетельствующие о приспособлении к водной среде (обтекаемая форма  тела, наличие плавников, покрытие чешуей, дыхание через жабры), кроме того мы учили детей устанавливать связи между внешним строением, образом жизни и средой. Обратили внимание на способ передвижения рыб в воде, определяли, с помощью чего рыбы плавают? Рассматривали покров тела, отдельные чешуйки, форму, цвет, характер поверхности, расположение. На основании этого подвели детей к выводу о значении чешуи для рыбы.

Предложили детям взять  любую живую рыбу в руки и спросили о том, легко ли ее удержать. Они сами убедились в наличии слизи на теле рыбы, которая помогает ей плавать. После этого был поставлен вопрос на обобщение:

- Что же рыбе помогает  хорошо и свободно плавать  в воде?

Познакомили детей с  жабрами и способом дыхания рыб  с их помощью в самых общих  чертах.

Такого рода наблюдения вызвали у детей живой интерес  к жизни водных животных, побуждают к дальнейшим самостоятельным выводам.

Затем детям было предложено зарисовать аквариум, сделать аппликацию, придумать загадки.

Предложили подумать, какие надо создать условия для  рыбок, чтобы им хорошо жилось. Высказывания детей о том, что для новых рыбок нужна более теплая вода и больше света, свидетельствовали об осознанном использовании полученных знаний. Они сами предложили по-разному подогревать воду и осветить аквариум дополнительно, с помощью лампочки. В конце беседы обсудили с детьми, почему снарядили новый аквариум, сравнили с имеющимся.

Наблюдение  за кошкой и собакой. Беседа.

В процессе знакомства с различными животными мы не просто наблюдали за особенностями их внешнего строения, а учили детей устанавливать причинно-следственные связи. Например, кошка и собака относятся к хищникам, но образ жизни у них разный, что наложило отпечаток на весь облик каждого животного.

Обратили  внимание детей на то, чем они  питаются, как кошки подстерегают свою добычу, затаившись, а затем бросаются на нее, показать, что строение их тела соответствует образу жизни (круглая голова, подвижные уши, усы, зрачки к ночи расширяются и т. д.).

После наблюдения провели  беседу. Дошкольники отвечали н а  вопросы.

  1. Как кошка передвигается? (бесшумно ходит, бегает).
  2. Выясните причину этого, сравните когти у собаки и кошки.
    1. Сделайте выводы, почему собака не может лазить по деревьям? (у нее когти тупые и прятать она их не может)

В процессе наблюдений дети самостоятельно замечали, что собака бегает быстрее кошки, установили связи  между способом передвижения и устройством ног.

 

Наблюдение  за птицами. Беседа

-Какие способы передвижения  используют птицы? (по земле и  по воздуху)

-Как они передвигаются  и с помощью чего?

-Почему одни  птицы ходят, другие прыгают  (точнее, подпрыгивают), третьи умеют еще и плавать.

-Во время кормления  птиц наблюдайте и расскажите, как они едят, чем клюют зерна,  как глотают их целиком, обязательно  глотают и крупный песок, камешки,  которые помогают в желудке  перетирать пищу, так как зубов  у птиц нет. В результате дети были подведены к выводу, что характер пищи, устройство ротового аппарата у птиц совсем другое, чем у кошки и собаки.

Активизацию детской  мысли обеспечивает привлечение  личного опыта детей. Дети всегда охотно высказываются о том, что  они видели, где и когда. Поэтому мы беседовали с детьми о виденном, чтобы дошкольники учились связно выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Практическая  деятельность в природе

Исключительно велика роль практической деятельности самих детей  в познании природы, в развитии их наблюдательности, любознательности, познавательных интересов.

Дети  принимали участие  в труде по уходу за рыбками в аквариуме, изготовлении кормушек и подкормке птиц (на эту тему была проведена отдельная природоохранная акция), кормлении хомячков в группе и кошки, живущей при детском саде.

Более тонкий анализ признаков  позволяет детям правильно решить задачу отбора наиболее рациональных приемов работы. Поэтому очень важно постепенно усложнять трудовую деятельность детей, обучать их новым приемам с объяснением их назначения. Мы учили детей обследовать среду обитания живых существ, разбираться в разнообразии корма для разных видов животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Словесно-литературная работа

Начиная уже со средней  группы, через все технологии эколого-педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Для данной группы такой  стержень составляют произведения Е. Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, - книгам Чарушина просто отдается предпочтение, так как они содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

На протяжении трех месяцев  с дошкольниками регулярно проводились  занятия по чтению литературных произведений Е. Чарушина, В. Бианки и др., после чего проводилась беседа.

 

 

 Приложение 5

 

День

Название занятия

Содержание, средства

Понедельник.

Вводное занятие. "формирование общих представлений о животном мире"

Рассказ беседа педагога с использованием изображений, макетов. Цель: сформировать знания о том какие бывают животные (в общих чертах), о том где и как живут, что нужно для их существования.

Вторник

Занятие в уголке природы

"знакомство с животным  миром"

Рассказ беседа педагога с использование натуральных объектов. Цель: закрепление полученных теоретических знаний.

Среда

Творческая работа –рисуем  животных

Дети должны нарисовать животных которых видели на прогулке, в естественной среде. Цель: закрепить  теоретические знания практически

Четверг

Просмотр мультфильмов

"Баранкин будь человеком", "Котенок по имени Гав" - обсуждение просмотренного

Пятница

Литературный день

Владимир Золотов "Лесная азбука", обсуждение прочитанного

Понедельник

Занятие в уголке природы

"познакомимся поближе"

Наблюдение за хомячком. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения).

Вторник

Литературный урок

Сентон – томсон "королевская  аналостанка"

Среда

Творческое занятие

Рисуем дом для "королевская аналостанка"

Четверг

Просмотр мультфильма

"Бемби" - развитее  чувств сострадания.

Пятница

Занятие игра

"лягушка", "лиса  и куры",подвижно-имитационные игры

Понедельник

Занятие в уголке природы

"где и как живут  наши друзья животные"

Наблюдение за хомячком. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.

Вторник

Занятие в уголке природы «Определение характерных особенностей представителей мира животных»

Наблюдение за хомячком. Как определенная среда обитания, климатические условия влияют на внешний вид животных

Среда

Занятие в уголке природы

"кто какого цвета?"

Роль окраски в жизни  животных

Четверг

Творческое занятие - лепка

Лепим животных

Пятница

Просмотр мультфильма

"Серая шейка", обсуждение

Понедельник

Беседа

Приносимая польза

Вторник

Цикл наблюдения за хомяком

См. приложение 6

Среда

Цикл наблюдения за хомяком

См. приложение 6 – продолжение

Четверг

Загадки на эколого-биологическую  тематику

Развитие логического  мышления и углубление теоретических  знаний в игровой форме.

Пятница

Анализ конкретной ситуации "помощь птенцу"

Подготовка к природоохранительной акции


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ХОМЯКОМ

1.Здравствуйте, я хомячок!

Цель: Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.

Ход наблюдения

-Посмотрите. Кто это?

-Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш?

-Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его.

-Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается?

-Назовем его Пик, как и мышонка, про которого мы читали у Виталия Бианки.

-Согласны?

-Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас?

-Куда он лезет? Что ему помогает?

-Посмотрите и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает?

-Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?

-Задание для самостоятельного наблюдения . Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.

 

2.Устроим хороший дом для хомячка.

Цель: Показать, что хорошие условия для хомячка, при которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть – это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать помощь в оборудовании (квартиры) для зверька.

 

Ход наблюдения.

-Посмотрим, где живет Пик?

-В каком домике ему удобно жить - в просторном или тесном?

-Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым?

-Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его.

-Зачем вообще в клетке нужен песок?

-Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы.

-Что есть еще в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей?

-А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк - очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту.

-Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался?

-Чтобы Пик не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет делать?

 

3.Хорошо ли хомяку в новых условиях?

Цель: Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый <домик> ), какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы хорошо ли устроено его жилье? Чего не хватает, что можно улучшить?

Ход наблюдения.

-Где живет Пик?

-Чем является клетка для хомяка?

-Хороший ли у него домик? Как можно это определить? (понаблюдать за его поведением). Давайте понаблюдаем за хомяком. Что делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.)

-Что видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок?

-Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным?

-Чем для него является домик? (Норкой). Для чего норка хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок).

-Что делает Пик в норке?

-Какие действия совершает с колесом?

-Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить?

-Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?

-В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.

 

4. Что и как  ест хомяк. 

Цель: Выяснить, что и как ест хомяк? Какую еду предпочитает? (До наблюдения хомяка не кормить).

Ход наблюдения.

Отгадайте загадку:

- Серый зверек, в группе  живет, 

Дружит с ребятами,

Морковку, зерно грызет.

-Как зовут нашего хомяка?

-Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался.

-Что мы можем ему предложить? Чем угостить? Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Что он его ест?

-Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его есть? Как он себя ведет? Куда он его носит? Зачем ? (Делает запасы.)

-Угостим его морковкой. Пришлась она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?

-Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?

-В конце наблюдения дать задание понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.

 

5. Как хомяк  делает запасы

Цель: Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо - запасать ее.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с животным миром