Ознакомление дошкольников с животным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром…………………
6
1.1.Теоретико-методологическая основа ознакомления дошкольников с животным миром………………………………………………………….
6
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении к животным……………………………………………………………………
10
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……….. 17
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром………………………………………………………….
18
2.1.Наблюдение – метод чувственного познания природы……………... 19
2.2.Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ……………………………………………………………...
22
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………... 25
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………... 28
2.5.Метод отражения природы……………………………………………. 30
2.6.Анализ передового педагогического опыта………………………….. 33
Вывод по 2 главе……………………………………………………............ 38
Глава 3.Экспериментальная часть………………………………………… 39
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………….. 39
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………... 43
3.3.Контрольный эксперимент……………………………………………. 44
Вывод по 3 главе……………………………………………………............ 46
Заключение…………………………………………………………………. 47
Список литературы………………………………………………………… 48
Приложение………………………………………………………………… 51

Файлы: 1 файл

Диплом по экологии. Правка. Формирование начал экологической культуры через ознакомление с животным миром.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы. В практике воспитателем они используются в  комплексе в рамках той или  иной конкретной технологии.

 

 

 

 

 

 

2.1.Наблюдение  – метод чувственного

познания природы

 

Среди разнообразных  методов экологического воспитания дошкольников важное место следует  отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Наблюдение обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

Организация длительных наблюдений (циклов) – это условие  досконального познания взаимосвязи  растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение – это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.

Видный отечественный  психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие  природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы  и участка детского сада, постоянно  находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения животных), различных проявлений живых существ (т. е. способов их функционирования, для животных – разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поведения и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т. е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений – дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями.

Цикл наблюдений за ростом и развитием животных может быть построен на примере тех обитателей детского сада, которые производят потомство. К ним относятся птицы (канарейки, волнистые попугаи), млекопитающие (хомячки, белые крысы, морские свинки), живородящие рыбы. С детьми подготовительного возраста можно проводить наблюдения с использованием несложных опытов, которые позволяют увидеть отдельные свойства животных. Например, чтобы дети увидели, как птица реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик, звонить в колокольчик. Дошкольники по поведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у неё есть уши, и она хорошо слышит (хотя отсутствуют наружные ушные раковины).

Устойчивый познавательный интерес и доброжелательное отношение  к различным представителям животного  мира поддерживаются и углубляются, если в педагогический процесс включаются приёмы, наиболее эффективные для решения этих задач. К таким приёмам относится сравнение. Сравнение должно проводиться систематически. Мир животных очень разнообразен, многие его представители доступны чувственному восприятию детей и длительным наблюдениям. Животные разных классов резко отличаются друг от друга; внутри одного класса также имеются некоторые различия, как во внешнем виде животного, так и в образе жизни, среде обитания, размножении. Выявление общего и отличительного способствует более полному и точному определению характерных особенностей животных, объединению и группировке их по существенным признакам внутри класса (например, перелётные, зимующие, водоплавающие, хищные птицы). В процессе самостоятельного сравнения дети наглядно получают достоверные представления о внешнем виде, жизненных проявлениях, передвижении, голосе, приспособлении к среде и т.д., характеризующих животных одного и того же или различных классов. Дети подготовительной к школе группы более детально сравнивают внешний вид, повадки, приносимую пользу, поэтому для сравнения им дают животных, объединённых одним каким-либо признаком (например, средой обитания).

Способы сравнения, которые  педагог предлагает детям, могут  быть различные. Кроме сопоставления, в процессе непосредственного наблюдения используются сравнения по наглядным пособиям (иллюстрациям, фото, игрушкам), а также по памяти. Выбор того или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.

Большого внимания от воспитателя требует подбор вопросов для сравнения. Первые вопросы обычно общего характера, например: «Ты видел кошку? А ежа? Они похожи? Чем они похожи?» Затем в зависимости от высказываний детей вопросы могут быть конкретизированы: о признаках внешнего вида (строение тела и название его частей, покров тела и его окраска), о жизненных проявлениях животных (передвижение, издаваемые звуки, размножение и развитие, забота о потомстве), о месте обитания, приносимой пользе.

2.2. Метод создания  и поддержания необходимых

условий жизни для живых существ

 

Создание и поддержание  необходимых условий жизни для  живых существ – главный метод экологического воспитания детей.

Метод создания и поддержания  необходимых условий для жизни  живых существ – главный метод экологического воспитания детей. Данный метод направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов – результатов выращивания позволяет корректировать складывающиеся навыки и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытами и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствует выработке у детей их практических навыков и умений. При использовании данного методы развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, логическое и образное мышление.

Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» – растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, тщедушность и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

В подготовительной к  школе группе детей продолжают знакомить с животными уголка природы и воспитывать бережное, заботливое отношение к ним, выполняют новые поручения, например, во второй половине дня покормить второй раз птиц, почистить аквариум. Изменяется организация дежурств – дети дежурят не половину дня, как в старшей группе, а в течение 2-3 дней. Обязанности дежурных усложняются: воспитатель поручает детям более сложные виды ухода за животными (например, готовить и смешивать корма для птиц, помогать воспитателю очищать дно аквариума от грязи и наливать в него чистую воду). Кроме того, в группу помещают животных, требующих более внимательного ухода: птиц, выкармливающих птенцов, млекопитающих с детёнышами. Перед началом работы воспитатель просит детей рассказать о последовательности их работы, какой инвентарь потребуется и т.д. Когда они закончат работу, воспитатель учит ребят самостоятельно оценивать выполненное задание.

Кроме дежурства используются поручения, в подготовительной к  школе группе главным образом  длительные. Длительность поручений может быть рассчитана на несколько дней, а иногда – неделю и больше. Необходимость таких поручений связана с длительными наблюдениями. Чтобы побудить интерес к уходу за животными у большинства воспитанников, используют такой приём, как совместные дежурства детей: проявляющих меньший интерес к обитателям уголка и увлечённо работающих. Для длительных поручений можно предложить уход ха животными, у которых появились детёныши: например за семьёй попугаев или канареек, словом, подобрать такие объекты, во внешнем виде и повадках которых можно наблюдать много изменений. Педагогу надо обязательно интересоваться, что дети увидели интересного, что нового появилось в поведении животных.

В подготовительной группе также систематически проводится обсуждение результатов наблюдений дежурных. В ходе этих обсуждений воспитатель привлекает ребят к рассказам о животных, а также продолжает учить их делать выводы: например спрашивает, каким кормом нужно кормить птиц, у которых есть птенцы (мягким, давать больше зелени). Педагог подводит детей к пониманию того, что поведение животных может измениться из-за ухудшения условий их содержания: если рыбы, которые всегда были в нижних слоях или в толще воды аквариума, долго держатся у поверхности, значит, надо долить свежей воды. Воспитатель делает вывод о необходимости постоянно наблюдать за животными, чтобы вовремя прийти им на помощь. Так педагог воспитывает у ребят ответственность за состояние животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Словесно-литературный  метод

 

Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.

Слово в той или  иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом  воспитании оно может выполнять  три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней.

Через «монолог» (рассказ  воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний.

Очень важна третья форма  речевого воспитания – проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Тема рассказа выбирается воспитателем с учётом содержания знаний, определённого программой детского сада. Много сведений для рассказов детям воспитатель может почерпнуть из биологических журналов («Юный натуралист», «Приусадебное хозяйство»). Для рассказов можно использовать короткие отрывки из природоведческих детских книг. Рассказывать детям надо увлечённо, образно, красочно. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

При чтении книги ребенок  видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее  его переживания, тем богаче его  чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.

Через художественную литературу педагог должен учить детей доброте, вызывать сочувствие, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать помощь животному, которое в неё нуждается. В  связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Многие книги написаны учёными-биологами. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать  природу во всём её многообразии (Бианки «Лесная газета», «Чей нос?»). Кроме того, художественная литература о природе глубоко воздействует на детей, на их чувства. Книги содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать эстетические представления: любовь и бережное отношение к природе. Книги учат детей эстетическому восприятию окружающего, этому помогает образный язык и иллюстрации художников.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с животным миром