Ознакомление дошкольников с животным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром…………………
6
1.1.Теоретико-методологическая основа ознакомления дошкольников с животным миром………………………………………………………….
6
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении к животным……………………………………………………………………
10
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……….. 17
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром………………………………………………………….
18
2.1.Наблюдение – метод чувственного познания природы……………... 19
2.2.Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ……………………………………………………………...
22
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………... 25
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………... 28
2.5.Метод отражения природы……………………………………………. 30
2.6.Анализ передового педагогического опыта………………………….. 33
Вывод по 2 главе……………………………………………………............ 38
Глава 3.Экспериментальная часть………………………………………… 39
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………….. 39
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………... 43
3.3.Контрольный эксперимент……………………………………………. 44
Вывод по 3 главе……………………………………………………............ 46
Заключение…………………………………………………………………. 47
Список литературы………………………………………………………… 48
Приложение………………………………………………………………… 51

Файлы: 1 файл

Диплом по экологии. Правка. Формирование начал экологической культуры через ознакомление с животным миром.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

Очень интересна статья В. Кондратьевой и З. Шахмардановой «Воспитание  заботливого отношения к животным» («Дошкольное воспитание»№6,1988,с.35) об игре в «зоопарк». Эту игру можно  проводить и в городах, где  нет настоящего зоопарка. Воспитатели предложили детям завести «Зелёную тетрадь» и собирать в неё разные истории из жизни животных. Ребята собирались возле педагога и листали странички «Зелёной тетради». Вместе с интересом к животным у детей зрело желание за кем-то ухаживать. По инициативе детей пополнили живой уголок - поместили туда ежа, черепаху, хомячков. Чтение рассказов Е. Чарушина, М.  Пришвина углубляло интерес детей к животным. Проявлялась закономерность: если в рассказе у животного есть имя, то этот персонаж теплее воспринимается ребёнком. Дети рисовали и лепили животных, давали им имена, а потом стали играть в «зоопарк». Количество зверей в зоопарке периодически менялось в зависимости от того, сколько ребят принимало участие в игре. Участники игры рассказывали о своих питомцах забавные истории. А после посещения краеведческого музея, где дети внимательно слушали экскурсовода, игра в «зоопарк» оживилась. Дети стали проводить экскурсии в свой игрушечный зоопарк. Эта игра сдружила детей, объединила на основе общих дел, укрепила интерес к животным.

Очень познавательна статья «Ознакомление  детей с животными» («Дошкольное  воспитание»№8,1976,с.21). В ней говорится, что на протяжении всего дошкольного  периода дети получают множество  знаний о домашних и диких животных, но исследования показывают, что старшие дошкольники имеют не совсем чёткое представление о различиях между ними. Практика дошкольного воспитания показывает, что обобщённое представление о домашних животных можно сформировать на основе следующих признаков:

  1. домашние животные живут рядом с человеком, не боятся его;
  2. человек создаёт все необходимые условия для их жизни;
  3. домашние животные приносят пользу человеку;
  4. домашние животные, выпущенные на волю в естественные условия, как правило, гибнут.

При формировании у детей обобщённого  представления о домашних животных необходимо опираться на все четыре признака одновременно. В младшем  дошкольном возрасте дети учатся различать животных по внешнему виду, начиная со средней группы знакомство с животными можно сделать «направленным». В старшей группе знания детей о домашних животных расширяются, в подготовительной группе можно будет сформировать обобщённые представления о домашних животных.

Работа над формированием у  детей обобщённого представления  о диких животных проводится аналогично, но в более медленном темпе, так  как само понятие «дикие животные»  сложнее, чем понятие «домашние  животные». К наиболее существенным признакам диких животных относятся:

1) дикие животные живут самостоятельно  в определённых природных условиях, они боятся человека;

  1. животные хорошо приспособлены к определённым условиям, в которых они живут;
  2. они могут приручаться и жить вместе с человеком;

Начинать знакомить дошкольников с дикими животными следует с формирования конкретных направленных представлений об отдельных видах животных в средней и на протяжении всей старшей группы. В подготовительной группе знания детей о диких животных можно расширить, показав их приспособленность к условиям жизни. Для этого необходимо следующее:

  1. дети должны знать не только место обитания животного, но и отдельные свойства этого места (дерево шероховатое и твёрдое, грунт в болоте вязкий, а в лесу – наоборот, плотный);
  2. уметь отчётливо видеть и правильно называть некоторые особенности в строении животного;
  3. научиться соотносить особенности строения животного со свойствами места обитания.

Для формирования у детей правильного  представления о жизни диких  животных в естественных условиях необходимо, чтобы эта жизнь была показана с разных сторон: как животное питается, как защищается от врагов, и как выводит потомство.

Для формирования у дошкольников полноценных  представлений о животных необходимо использовать наглядные методы - наблюдения за животными, детскую художественную литературу, диафильмы и мультфильмы.

Большой интерес вызывает статья Т. Зерщиковой и Т. Ярошевич в журнале  «Дошкольное воспитание» №7, 2005, с. 6 о проведённом брейн-ринге  на тему «Наш дом – природа». Брейн-ринг состоял из трёх раундов: неживая природа, млекопитающие, птицы и насекомые. В игре принимали участие команды из двух групп детского сада «Зелёный мир» и «Красная книга». Дети соревновались, отвечая на очень интересные вопросы. Пока жюри совещалось, в перерыве между раундами проводилась игра с родителями. В конце брейн-ринга подводились итоги и объявлялись победители. Детям вручались призы – книги на экологические темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 2 главе

 

Таким образом, специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Исследователи выделяют следующие методы, использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности, развитию познавательного интереса и как следствие познавательных процессов детей. Это метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ, наблюдение, метод «отраженной природы», словесно-литературный метод, участие в природоохранной деятельности.

В детских садах системно представлена работа по формированию основ экологической культуры дошкольников. В основе работы по экологическому воспитанию детей лежат различные программы воспитания и образования. Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Важнейшим показателем  бережного и заботливого отношения  к живым существам является желание  детей принимать активное участие  в уходе за ними. Для воспитателей важно, чтобы дети понимали, что уход направлен на удовлетворение потребностей животных (в пище, воде, тепле, солнце и др.), каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия.

 

 

 

Глава 3.Экспериментальная  часть

3.1.Констатирующий  эксперимент

 

Исследование проводилось на базе ДОУ «Тополек» ст. Филоновская Новоаннинского района Волгоградской области с 10 дошкольниками подготовительной группы. Детский сад работает по программе «Детство» (Т. И. Бабаева, В. И. Логинова), а также порционной программе «Юный эколог» (С. Н. Николаева). Эксперимент длился с марта 2012 г. по май 2012 г.

Цель: анализ и определение содержания представлений дошкольников подготовительной группы о росте и развитии животных.

Задача:

-Разработка диагностики и выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ (в частности о животных).

Методы:

-Анализ педагогической документации.

-Педагогическое наблюдение.

-Диагностика.

-Методика качественной и количественной обработки полученных данных.

Как показал анализ программ «Детство» и «Юный экологог», при формировании динамических представлений о росте и развитии животных в подготовительной группе выявляются следующие задачи:

- формировать умения  наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать  их по различным признакам;

- наблюдать за ростом  и развитием животных;

- знакомить детей с  особенностями внешнего строения животных;

- формировать знания об уходе за домашними животными.

После анализа педагогической документации был проведен анализ перспективного и календарного плана воспитателя на два семестра для выявления отражения в нем вопросов формирования представлений о росте и развитии живых существ.

В ходе эксперимента было выявлено представление дошкольников о природе и их отношение к  ней. Описание заданий представлено в приложении (см. Приложение 1), результаты представлены в таблицах ниже.

Таблица 1

Результаты  диагностики. Представление. Задание 1.1

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Афонина Вика

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

-

Иванова Даша

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

-

+

Кузнецов Саша

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

+

Лесняк Дима

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

-

Обухов Коля

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

+

-

-

Обухова Ксюша

-

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

Бондаренко Антон

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

-

-

-

+

-

Тарасов Рома

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

-

+

Ключкина Катя

+

-

-

+

-

-

-

+

-

+

+

-

+

+

-

Шишлянникова Катя

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+


+ – правильный ответ

- – неправильный ответ

Таблица 2

Результаты  диагностики. Представление. Задание 1.2

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Афонина Вика

+

-

-

+

+

+

+

-

2.

Иванова Даша

+

+

-

-

+

-

+

-

3.

Кузнецов Саша

+

+

+

+

+

-

+

+

4.

Лесняк Дима

+

+

+

-

+

+

+

+

5.

Обухов Коля

+

+

-

-

+

-

+

-

6.

Обухова Ксюша

+

+

+

+

+

-

+

+

7.

Бондаренко Антон

+

+

-

-

+

-

+

-

8.

Тарасов Рома

+

+

-

+

+

+

-

-

9.

Ключкина Катя

+

+

+

+

+

-

-

-

10.

Шишлянникова Катя

+

-

+

+

+

-

+

-

Информация о работе Ознакомление дошкольников с животным миром