Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель: исследовать влияние ознакомления дошкольников с животным миром на формирование экологической культуры.
Введение…………………………………………………………………….	3
Глава 1.Проблемы формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным миром…………………	
6
1.1.Теоретико-методологическая основа ознакомления дошкольников с животным миром………………………………………………………….	
6
1.2.Программы экологического воспитания о знаниях и отношении к животным……………………………………………………………………	
10
Вывод по 1 главе…………………………………………………..………..	17
Глава 2.Методика эколого-педагогической работы с дошкольниками по формированию начал экологической культуры через ознакомление с животным миром………………………………………………………….	
18
2.1.Наблюдение – метод чувственного познания природы……………...	19
2.2.Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ……………………………………………………………...	
22
2.3.Словесно-литературный метод………………………………………...	25
2.4.Участие в природоохранной деятельности…………………………...	28
2.5.Метод отражения природы…………………………………………….	30
2.6.Анализ передового педагогического опыта…………………………..	33
Вывод по 2 главе……………………………………………………............	38
Глава 3.Экспериментальная часть…………………………………………	39
3.1.Констатирующий эксперимент………………………………………..	39
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………...	43
3.3.Контрольный эксперимент…………………………………………….	44
Вывод по 3 главе……………………………………………………............	46
Заключение………………………………………………………………….	47
Список литературы…………………………………………………………	48
Приложение…………………………………………………………………	51
Очень интересна статья В. Кондратьевой 
и З. Шахмардановой «Воспитание 
заботливого отношения к 
Очень познавательна статья «Ознакомление детей с животными» («Дошкольное воспитание»№8,1976,с.21). В ней говорится, что на протяжении всего дошкольного периода дети получают множество знаний о домашних и диких животных, но исследования показывают, что старшие дошкольники имеют не совсем чёткое представление о различиях между ними. Практика дошкольного воспитания показывает, что обобщённое представление о домашних животных можно сформировать на основе следующих признаков:
При формировании у детей обобщённого представления о домашних животных необходимо опираться на все четыре признака одновременно. В младшем дошкольном возрасте дети учатся различать животных по внешнему виду, начиная со средней группы знакомство с животными можно сделать «направленным». В старшей группе знания детей о домашних животных расширяются, в подготовительной группе можно будет сформировать обобщённые представления о домашних животных.
Работа над формированием у 
детей обобщённого 
1) дикие животные живут 
Начинать знакомить дошкольников с дикими животными следует с формирования конкретных направленных представлений об отдельных видах животных в средней и на протяжении всей старшей группы. В подготовительной группе знания детей о диких животных можно расширить, показав их приспособленность к условиям жизни. Для этого необходимо следующее:
Для формирования у детей правильного представления о жизни диких животных в естественных условиях необходимо, чтобы эта жизнь была показана с разных сторон: как животное питается, как защищается от врагов, и как выводит потомство.
Для формирования у дошкольников полноценных представлений о животных необходимо использовать наглядные методы - наблюдения за животными, детскую художественную литературу, диафильмы и мультфильмы.
Большой интерес вызывает статья Т. Зерщиковой и Т. Ярошевич в журнале «Дошкольное воспитание» №7, 2005, с. 6 о проведённом брейн-ринге на тему «Наш дом – природа». Брейн-ринг состоял из трёх раундов: неживая природа, млекопитающие, птицы и насекомые. В игре принимали участие команды из двух групп детского сада «Зелёный мир» и «Красная книга». Дети соревновались, отвечая на очень интересные вопросы. Пока жюри совещалось, в перерыве между раундами проводилась игра с родителями. В конце брейн-ринга подводились итоги и объявлялись победители. Детям вручались призы – книги на экологические темы.
Вывод по 2 главе
Таким образом, специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Исследователи выделяют следующие методы, использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности, развитию познавательного интереса и как следствие познавательных процессов детей. Это метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ, наблюдение, метод «отраженной природы», словесно-литературный метод, участие в природоохранной деятельности.
В детских садах системно представлена работа по формированию основ экологической культуры дошкольников. В основе работы по экологическому воспитанию детей лежат различные программы воспитания и образования. Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Важнейшим показателем 
бережного и заботливого 
Глава 3.Экспериментальная часть
3.1.Констатирующий эксперимент
Исследование проводилось на базе ДОУ «Тополек» ст. Филоновская Новоаннинского района Волгоградской области с 10 дошкольниками подготовительной группы. Детский сад работает по программе «Детство» (Т. И. Бабаева, В. И. Логинова), а также порционной программе «Юный эколог» (С. Н. Николаева). Эксперимент длился с марта 2012 г. по май 2012 г.
Цель: анализ и определение содержания представлений дошкольников подготовительной группы о росте и развитии животных.
Задача:
-Разработка диагностики и выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ (в частности о животных).
Методы:
-Анализ педагогической документации.
-Педагогическое наблюдение.
-Диагностика.
-Методика качественной и количественной обработки полученных данных.
Как показал анализ программ «Детство» и «Юный экологог», при формировании динамических представлений о росте и развитии животных в подготовительной группе выявляются следующие задачи:
- формировать умения 
наблюдать, сравнивать 
- наблюдать за ростом и развитием животных;
- знакомить детей с 
особенностями внешнего 
- формировать знания об уходе за домашними животными.
После анализа педагогической документации был проведен анализ перспективного и календарного плана воспитателя на два семестра для выявления отражения в нем вопросов формирования представлений о росте и развитии живых существ.
В ходе эксперимента было выявлено представление дошкольников о природе и их отношение к ней. Описание заданий представлено в приложении (см. Приложение 1), результаты представлены в таблицах ниже.
Таблица 1
Результаты диагностики. Представление. Задание 1.1
№  | 
  Ф.И.  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
  11  | 
  12  | 
  13  | 
  14  | 
  15  | 
Афонина Вика  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | |
Иванова Даша  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | |
Кузнецов Саша  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | |
Лесняк Дима  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | |
Обухов Коля  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | |
Обухова Ксюша  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | |
Бондаренко Антон  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | |
Тарасов Рома  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | |
Ключкина Катя  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | |
Шишлянникова Катя  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
+ – правильный ответ
- – неправильный ответ
Таблица 2
Результаты диагностики. Представление. Задание 1.2
№  | 
  Ф.И.  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
1.  | 
  Афонина Вика  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
2.  | 
  Иванова Даша  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
3.  | 
  Кузнецов Саша  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
4.  | 
  Лесняк Дима  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
5.  | 
  Обухов Коля  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
6.  | 
  Обухова Ксюша  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
7.  | 
  Бондаренко Антон  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
8.  | 
  Тарасов Рома  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
9.  | 
  Ключкина Катя  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
10.  | 
  Шишлянникова Катя  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
Информация о работе Ознакомление дошкольников с животным миром