Ознакомление учащихся с декоративно-прикладнымискуством Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

описание ДПИ народа Казахстана

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….4
Истоки казахского народного искусства…………………………………………..5
Казахский орнамент....................................................................................................7
Юрта и ее убранство..................................................................................................12
Казахский народный костюм...................................................................................15
Ковроделие.................................................................................................................17
Обработка металла и ювелирное искусство ...........................................................19
Резьба по дереву и кости ..........................................................................................21
Тиснение по коже .....................................................................................................23
Заключение......................................................................................................................24
Список использованой литературы..............................................................................25

Файлы: 1 файл

ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.docx

— 58.56 Кб (Скачать)

Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

 

 

 

технический факультет

 

КАФЕДРА ФИЗИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по дисциплине МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ  И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

ТЕМА: ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ КАЗАХСТАНА

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнила: Мусина                 

Галия Кажматовна 

2 курса специальности

Профессиональное обучение  СО ВО

 

                                                                                           Научный руководитель

Шегибаева  Ажар Амангельдиновна 

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………….4

  1. Истоки казахского народного искусства…………………………………………..5
  2. Казахский орнамент....................................................................................................7
  3. Юрта и ее убранство..................................................................................................12
  4. Казахский народный костюм...................................................................................15
  5. Ковроделие.................................................................................................................17
  6. Обработка металла и ювелирное искусство ...........................................................19
  7. Резьба по дереву и кости ..........................................................................................21
  8. Тиснение по коже .....................................................................................................23

Заключение......................................................................................................................24

Список использованой  литературы..............................................................................25

Приложение.....................................................................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Богатое культурное  наследие нашего  Казахстана   настолько  широко и глубоко по своему содержанию мне бы хотелось  показать лишь малую  часть - раздел  декоративно-прикладное искусство                                               

Истоки казахского народного  искусства уходят в глубокую древность. Для широкой публики и наших  заграничных гостей будет невероятно интересен  казахский орнамент, юрта и ее убранство, казахский народный костюм, ковроделие, обработка металла  и ювелирное искусство, резьба по дереву и кости, теснение по коже и  другие материальные ценности которые  сохранились до наших дней. Уникальные экспонаты можно увидеть в  музеях мира как Эрмитаж, Русский  музей, наши казахстанские музеи  также могут преставить богатый  материал по этим разделам. Унас в Казахстане  во всех регионах есть мастера которые  владеют художественными техниками  исполнения ДПИ.

  В школе учащиеся чаще знакомятся с ДПИ Казахстана на уроках историию, технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

1. Истоки казахского народного искусства

Истоки казахского народного  искусства уходят в глубокую древность. Об этом свидеиельствуют памятники  эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана: керамические изделия с  геометрическим орнаментом, изделия  из кости, украшения из меди,бронзы и золота.                                                 

Среди них бронзовая крестообразная пластина с закругленными краями из могильника Сангру 1. Ее форма напоминает розетку, встречающуюся в композициях  казахских войлочных ковров. На других изделиях встречены мотивы астрального  круга – символа небесных светил, огня и неба -верховного божества (по-тюркски кок тэнгри), по народным поверьям, оберегающего жизнь человека.

В эпоху бронзы была развита  резьба по кости. В поселении Шортанды- Булак в Каркалинской степи обнаружены миниатюрная полированная пуговица полусферической формы, трубчатая  кость лошади с резным орнаментом из ромбов по бордюру двух рядов  мелких треугольников и солярного  круга в центре. Из находок уникален циркуль, которым размечался орнамент. На краях инструмента  нанесена резьба также в виде двух рядов на  с чередованием вершин то вверх, вниз. Такой же рисунок встречен  на обломках костяных рукояток. Большой  художественный интерес представляют костяные резные застежки, найденные  в Алексеевском поселении под  Кустанаем. Эти памятники  являются прототипами более позднего искусства. Есть основания полагать, что народное искусство казахов находится  в генетической связи с искусством саков, усуней гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. Они имели сходные  бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь наибольшее значение в жизни скотоводов. Лошадь имела  наибольшее значение в жизни скотоводов.

Тотемами гуннов и многих тюркоязычных народов были также  олень, лебедь, бык. Бык по преставлениям  древних, олицетворял силу и власть. Чтобы иметь славное потомство, новорожденным давали имя быка. Олень  приносил счастье и благополучие, указывал путь странникам. И  не случайно олень часто изображался в  виде золотых фигур многими поколениями  древних мастеров.     Культ  оленя сохранился у казахов и  киргизов до наших дней. Рога оленя, как и барана, являются основными  мотивами в их орнаменте.

       У гуннов  считалось. Что лебедь является  табу, его не убивают, почитают  как священную птицу, приносящую  счастье семье. 

 На рельефах дворца  в Персеполе и на гробнице  в Парсагадах в длинных кафтанах  и остроконечных шапках изображены  саки. Костюмы казахстанских племен  раннего средневековья, описанные  в китайских источниках, по своей  форме сходны с сакскими, например  военный плащ, У казахов подобный  плащ называется кебенек. Островерхая  зимняя меховая шапка казахов  тымак- треух с налобником и  тремя лопастями, из которых  задняя самая широкая и длинная,  закрывающая затылок, шею и  верхнюю часть спины, похожа  на островерхие шапки с тремя  лопастями, найденные в Амударьинском  кладе и  Пазырыкских курганах. Тип амударьинского треуха с  высоким верхом, откинутым назад,  долго бытовал у казахов Мангышлака  и Актюбинской области. 

В «Прикованном Прометее»  Эсхил сообщает о скифах, которые  живут на высоких повозках с колесами под плетенными кибитками.

         По описанию Страбона, кибитки  номадов «сделаны из войлока  и приклеплены к повозкам, на  которых живут».

       Исследователи  считают, что Среднюю Азию, включая  Казахстан, Алтай и Южную Сибирь, В прошлом населяли родственные  племена, тесно связанные между  собой общей культурой и на  протяжении веков сохранявшие  постоянные контакты, это общность  установлена на основе изучения  памятников указанных регионов, относящихся к 7-6 вв. до нашей  эры, когда на обширной территории  обитали саки- азиатские скифы. 

          В Семиречье, Центральном и  Западном Казахстане, на Сырдарье, в горах Джунгарского Алатау  и Тарбагатая археологи открыли  некрополи саков с сотнями  каменных и земляных насыпей,  самые большие из которых достигают  в диаметре ста шестидесяти  метров, в высоту – 20 метров. Огромными размерами отличаются «царские курганы»- захоронения племенных вождей. Они большей частью находятся в Семиречье и верховьях реки Токраун: Кара-Шокы, Сыпра-оба и Корпетай «с тридцатью семью войнами». Характерными памятниками сакской эпохи на территории Казахстана являются курганы «усами» - каменными грядами и подбойные погребения. Курганы с «усами» особенно распространены в Центральном Казахстане, меньше в Семиречье и на Сырдарье. И материалы отражают историю и самобытную культуру древнейших сакских племен (7-6 вв до н. э.) найдены украшения конской сбруи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Казахский орнамент

Орнамент в казахском  искусстве изучали и русские  и советские ученые. Среди них  В.В. Стасов, С.М. Дудин, В.Н. Чепелев. Б.П. Денике, Т.А. Жданко. А.И. Ремпель и  другие. Исследователи отметили, что  казахи живут как бы в мире орнамента. «Окружающая действительность своеобразно  опоэтизирована в гамме узоров. Утварь, посуда, оружие, одежда – любовно  покрывается орнаментом»

        Орнамент  формировался на основе искусства  древних скотоводческих племен  –саков, усуней, тюрков, канглы, кипчаков. Узоротворчество возникло в процессе  трудовой деятельности, общения  человека с окружающей средой. Орнамент в древности имел  ритуальное значение. Например. У  казахов были бронзовые и серебряные  талисманы с солярными кругами-  символами солнца. луны, неба, которым  они поклонялись. 

         С определенностью можно сказать  о происхождении и значении  зооморфных мотивов. В основе  их – стилизация образов «древнего  звериного»: барана, лошади, верблюда, волка, орла, (грифона), сокола и  т.д., затем воспроизведение отдельных  частей их фигур: головы, рогов,  ушей, копыт, горбов, ног и пр., условно представляющее целое.  Так возникли орнаментальные  мотивы бараний рог-кошкар муйиз, олений рог- бугу муйиз, голова лошади – ат бас и т.д. которые являются основными в орнаменте казахов.

          Определенную роль в формировании  зооморфных и других мотивов  казахского орнамента сыграли  запрет ислама на изображение  живых существ,  тенденция в  этот период, к стилизации изображений  в изделиях прикладного искусства.  Мотивы казахского орнамента  чрезвычайно многочисленны и  сохраняют черты разных  эпох  и стилей не только по форме,  но и по технике выполнения. Основные узоры можно разграничить  н

космогонические, зооморфные, растительные, геометрические и т.д. Из сочетания основных узоров образуются масса производных 

        К  древнейшим относятся космогонические  узоры. В первую очередь назвать  солярный круг. Ему поклонялись  древние скотоводы, а позднее  казахи. Предметы искусства с  солярными знаками в древности  были талисманом, оберегом. К космологическим  узорам относятся вихревые розетки,  также являются символом солнца. Эти узоры встречаются на керамике  и в архитектурном  декоре, например, на фасаде мавзолея  Бабаджи хатун, расположенного  в окрестностях   Джамбула, фризе  мавзолея Алаш- хана в центральном  Казахстане.

         Солярные круги  и вихревые  розетки, иногда в сочетании  с роговыми узорами, встречаются  в вышивке халатов Эрмитажа, полотенец,  платков, в резьбе по дереву, в теснении по коже, в орнаментации  настенных ковров, пряжек  космологическим  узорам относятся также кун кози- буквально глаз солнца, солнечные лучи- саулеси, восход солнца-кун саулеси восход солнца=шыккан кун, лунный цветок-айгуль (встречается в коврах), полумесяц айшык гуль, широко применяется в резьбе по дереву,  этим узором украшалась  конская сбруя. 

Узор ай гуль один из древнейших. В сочетании с треугольными пирамидками он встречается встречен на памятниках искусства гуннов, на женском нагруднике из Пазырыка.

Звездообразными узорами  узорами – жулдыз гуль, жулдыз  гуль,   жулдыз  орнек,  топ  жулдыз.  Вышивались в верхняя одежда. В ковровых композициях использовался узор сегіз кырлы орнек кырлы орнек- восмиугольная розетка со звездами в центре.

              С космологическими тесно связаны  узоры, которые являются символическими  изображениями природы. Земля  и вода – главные стихии  скотоводов, им поклонялись как  священным. У казахов волнистые  кривые линии, зигзаги, которые  называются су, обозначают воду, реку течение. Эти мотивы служат  обрамлениями узоров, интервалами.

              Девять холмов – тогыз тобе- один из древних узоров. Этим узором украшены ювелирные изделия гуннов и сарматов. Пазырыкские свидетельствуют об его использовании в резьбе по дереву 

             Узор тогыз тобе обнаружен на памятниках ювелирного искусства казахстанских племен периода Тюрского каганата в частности, найденных в городах Чуйской и Таласской долин, Он сохранился в искусстве кимаков, карлуков. Например, этот узор есть на терракотовых плитах мавзолея Айша-Биби (9век) В наше время он сохранился в орнаменте казахов, киргизов, каракалпакови туркмен.

              К этой же группе относятся  узоры речные долины- арна гуль, купола архитектурных сооружений- кумбез, холмы тобе, оросительные  каналы- арык и другие. Они как,  и  узоры су и тогыз тобе, характерны для ковров и архитектурного  декора.

           Зооморфные узоры наиболее многочисленные. Они отражают мир древних скотоводов  и земледельцев, связаны с первобытным  искусством.

          Узоры в виде головы, рогов,  копыт животных, крыльев и лапок  птиц являются основными в  казахском орнаменте. Из них  составляется множество производных.  Кроме того, на их основе разработаны  многообразные кривые и волнистые  линии, спирали и завитки. Зооморфные  узоры нередко связанные  с  древней мифологией, разработаны  на основе реалистических изображений  тотемных животных и птиц: барана, архара, оленя, волка, быка, лошади, верблюда, беркута, ястреба и других. Некоторые из них, например, узоры  в виде рога и следов животных, имели ритуальное значение. Узор  бараньи рога характерен для  орнамента казахов, киргизов, каракалпаков. У казахов существует несколько  вариантов этого узора. Основной  из них пара рогов – кос муйиз производный торт муйиз – четыре рога. Другие основные варианты узора кошкар муйиз один рог – сынар муйиз  и сломанный рог- сынык муйиз. К этой же группе узоров можно отнести узор сорок рогов – кырык муйиз.

Информация о работе Ознакомление учащихся с декоративно-прикладнымискуством Казахстана