Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа
описание ДПИ народа Казахстана
Введение …………………………………………………………………………….4
Истоки казахского народного искусства…………………………………………..5
Казахский орнамент....................................................................................................7
Юрта и ее убранство..................................................................................................12
Казахский народный костюм...................................................................................15
Ковроделие.................................................................................................................17
Обработка металла и ювелирное искусство ...........................................................19
Резьба по дереву и кости ..........................................................................................21
Тиснение по коже .....................................................................................................23
Заключение......................................................................................................................24
Список использованой литературы..............................................................................25
Казахи знали технику изготовления шуб из лебяжьего пуха, пуха гагар, и цапель, Широкий и слегка удлиненной, с воротом была шуба из шкур недоношенных жеребят-жаргак тон. Делались шубы из козьих шкур. Из них выщипывали длинные волосы, оставляя подшерсток. Шубы из таких шкур называлась кылка жаргак. Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты, легкие и плащи и штаны. Халаты и шаровары украшались вышивкой шелком. Шаровары темно желтого цвета с вышитыми мелким узором, ныне хранящиеся в Омском музее, были в числе экспонатов выставки Третьего конгресса ориенталистов. Войлок один из традиционных материалов верхней одежды у древних скотоводов. Один старинный плащ из тонкого войлока, вышитый шелком, хранится в Эрмитаже. Один их древнейших видов верхней одежды каттау – кавтан из белого войлока. Был представлен на выставке Третьего конгресса ориенталистов из Атбасара. В числе экспонатов той же выставки были и кожаные кавтаны, украшенные серебряными пластинами, большими пуговицами золотым шитьем.
Кроме овечьей шерсти в одежде казахов широко использовалась верблюжья. Старинным видом одежды является шекпен, скатанный из верблюжьей шерсти широкий и сравнительно длинный плащ для защиты от дождя, бурана, любой непогоды. Шекпены делали из неокрашенной шерсти (желтые и белые) и окрашенной шерсти, их швы обшивались галуном. Парадный шекпен синего цвета экспонировался на выставке при Московском университете.
Халат-шапан основной и древний вид одежды казахов. На каменных изваяниях кипчаков 11-14 веков встречается его изображения. Его носили и мужчины и женщины. Халаты шили не только из замшы, но из привозных шелковых, шерстяных хлопчатобумажных тканей. В русских источниках халаты часто называются кавтанами.
Халаты из дорогих тканей с тамбурной вышивкой были зарисованы с натуры художниками А. Е. Мартыновым и Е. Корнеевым.
Разнообразны мужские и женские головные уборы казахов. Некоторые мужские головные уборы делали из войлока. Из них наиболее традиционный и старинный –калпак. У казахов высокая шляпа из белого войлока называется ак калпак. Такая же шляпа с загнутыми вверх широкими полями называется аир калпак. Парадные белые шляпы с широкими полями и разрезами вышивали белым шелком, обшивали серебряным галуном по тульи украшали по краю шнуровым швом. Были также зимние треухи –тымак – из меха бурой из красной лисиц.
Шапки типа борык носили и девушки, только у них были они украшены подвесками и пучком перьев филина, цапли или павлина. Казахи такую шапку называют камшат борык- бобровая шапка.
Один из вариантов девичьей шапки можно видеть на рисунке художника Е. Корнеева, Шапка эта с высоким коническим верхом оторочена мехом, украшена пучком перьев и кораллами.
Тюбитейка такия -летняя легкая шапочка из бархата, парчи или глазета. В старину их обшивали по краю мехом бобра, выдры, белки украшали серебряной и золотой тесьмой.
Из женских головных уборов казахов наиболее оригинальный и самобытный свадебный, известный под названием саукеле. По описанию И. И. Ибрагимова «Саукеле- высокий конусообразный головной узор, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами. Длина -1.5 аршина…»
Саукеле один из древних головных уборов бытовавших у казахов до самого конца 19 века. Саукеле- высокий конусообразный головной убор носят только в первое время после замужества, около года, а потом снимают и надевают только на больших праздниках, и то в продолжение четырех или пяти лет. Дорогие саукеле в 19 веке оценивались около тысячи рублей или сто отборных лошадей. Они имели металлические ажурные навершия, диадему иногда ее делали из золота со вставками самоцветов с нитками жемчуга, кораллов и т.д. височные подвески и покрывали тканью и пришивали на нее накладные металлические бляхи различной конфигурации, в гнезда которых вставлялись драгоценные и полудрагоценные камни.
Бляхи были крупные и мелкие. Мелкие крепились между крупными. Сверху саукеле покрывались шелковыми или бархатными платками.
Через год после замужества женщины начинают носить более простой головной убор- желек. Это более упрощенный вариант саукеле.
После рождения детей молодая женщина переходит к третьему виду головного убора кимешеку. Его обычно носят носят в возрасте 25-40 лет. Он шьется из белой ткани, часто вышивается гладью.
Неотъемлемой частью казахского костюма, мужского и женского, были пояса из кожи, бархата, шелка, шерсти- белдик.
Особенно красивы были мужские пояса с подвесками: кошельком, пороховницей, кресалом, трутом, футляром для ножа.
В комплект казахского костюма входила обувь: сапоги, башмаки и т.д. Бытовали легкие сапоги для верховой езды ичиги –мяси, украшенные накладными серебряными бляшками. Женщины носили башмаки кебис, унизанные мелкими фигурными, серебряными бляшками с узором.
Все виды описанных ранее старинных одежд и аксессуаров можно увидеть в музеях мира как Эрмитаж, Русский музей.
5.Ковроделие
Казахские волочные и тканые ковры многообразны, их можно разделить на несколько групп с характерными для каждой из них особенностями техники изготовлеия, орнаментации, цветовых решений и т.п.
Из войлока казахи делали постилочные и настенные ковры: текеметы, сырмаки, тускиизы.
Текемет делается так, Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока, Затем войлок свертывается в рулон и укатываеся вначале локтями. Потом следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета.
Центральное поле текеметов обычно строится из квадратных или ромбических розеток, заполненых узорами: бараньи рога, кошкар муйиз. бутон – терме гуль, треугольными фигурами-тумарша и отделяется от бордюров линиями- аралык гуль. Техника изготовления текеметов восходит ко временам кипчаков. Кипчакские традиции в ковроделии сохранились не только у казахов, но и у народов Северного Кавказа: кумыков, карачайцев, черкесов, ногайцев.
Другой вид войлочного ковра сырмак- сшивается из выкроенных узорных фигур обычного белого и черного войлока. Прочность изделия достигаеся простегиванием узорного слоя вместе с войлочной подкладкой по всей их площади. Орнаментальная композиция сырмака, как и в текемете, составляется из розеток в виде ковра или ромба, обрамленного линией, внутри них вписаны крестовины, с завиткамипарных рогов барана по углам. Границы между розеткамии бордюрами оформляется шнуровой линией. Цвета шнура на сырмаке- малиновый, красный, черный, коричневый, желтый, серый, голубой, белый.
Сырмаки и текеметы –
это постилочные войлочные
В орнаментальных мотивах вышитых ковров преобладают крупные медальоны- розетки, гирлянды, цветы, бутоны, павлиньи перья и т.д. Цветы и гирлянды вышивались тамбуроми плотно скрученными шелковыми нитями. Вышитыми были у казахов и асмалдыки- коврики для украшения верблюда, ат жамчи- чепраки и попоны для седел, чехлы для сундуков, покрывала, пологи, занавески, наволочки, полотенца,
У казахов были и ковры сшитые из лоскутков и различных тканей. Лоскуты вырезались в виде ромбов, квадратов, треугольников. Эти ковры были нарядными, До сих пор казашки так украшают верх легких матрацев- курак корпеше, которые настилают на пол, усаживая гостей.
Все ковровые изделия производятся на вертикальных и горизонтальных станках простой формы- ормек.
Из старинных ковровых изделий казахов известны безворсовые ковры алаша. Полосы шириной 30-40 см, ткут на Узконавойных станках, украшая тканным узором или вертикальными полосами белого, голубого, желтого, и коричневого цветов. Затем их сшивают в полотно размером четыре на два метра.
Безворсовые ковры племени найман выделаны в виде гладкой ткани с рельефным изображением их тамги.
Казахи высоко ценили ворсовые ковры. Они считались самыми дорогими и ценными в приданном невесты. Как и других народов Северной Азии и Кавказа, ворсовый ковер у казахов называется килем. Такие ковры бытовали у казахской знати времен средневековья.
Ковры больших размеров называются калы килем. Ковровые и ворсовые ковры делают до сих пор в отдельных регионах Казахстана.
6.Обработка металла и ювелирное искусство
Ювелирное искусство формировалось на основе традиций, восходящих к культуре скотоводческих племен, в древности населявших основные районы современного Казахстана – от Амударьи до Урала и от Сырдарьи до северных лесостепей.
На этой огромной территории
в погребеньях найдены
Народные мастера плавили железо, цинк, свинец, золото, серебро с золотом. Зная технические свойства металла, применяли различные виды его художественной обработки: литье, ковку, чеканку, гравировку, штамповку, золочение, чернение альмагирование, насечку серебром по металлу. Скань (филигрань)
Ювелиры имели различную специализацию, Среди них были золотори – алтын согуши, серебряники- кумис согуши.
Литье – древнейшая техника, известная с эпохи бронзы. Из золота и других металлов отливали перстни, пряжки накладные бляшки к головным уборам, поясам, а также к конской сбруе.
Для отливки изделий народные мастера пользовались формами из камня, металла, глины и воска.
Была распространена техника
холодной штамповки с особых матриц
с углублениями или выпуклыми
рисунками. Для штампа использовали
преимущественно свинцовые
Гравировка (по казахски- безеу) древнейшая техника нанесения рельефного изображения на металл при помощи стальных резцов и чеканов для казахских ювелирных изделий характерны плоский рельеф выпуклый рисунок сграфическим узором. Мастер острым резцом наносил разметку контура рисунка, а затем другим вогнутым резцом углублял линии. Гравировкой украшали детали конской сбруи, одежды , медальоны, блюда и др Некоторые гравированные изделия покрывались чернью.
Одним из видов ювелирной техники является чеканка. Чеканкой наносились различные орнаментальные мотивы: круги, завитки, зигзаги, розетки, в виде взаимопересекающихся крестиков и т.д. В чеканных изделиях больше применяли геометрический орнамент.
Филигрань (скань) также известна казахским мастерам 15-19 веков. Сканный развод – одна из тончайших и древних техник . Золотые или серебряные проволочки свитые вместе, припаивали к поверхности пластинки в виде «елочки», двух «веревочек», «шнурка», «рубчика».
В большой серии ювелирных изделий казахские мастера сочетали металл с цветными камнями. Им была известна и техника перегородчатой инкрустации. \с техникой инкрустации связана обработка самоцветов: обтесывание, шлифовка, полировка, сверление и другие виды работ, которые выполнялись вручную. Из золота, серебра, драгоценных камней, кораллов, жемчуга, самоцветов ювелиры делали украшения для женщин. Это -нагрудные украшения различной конструкции типа онир-жиек (прямоугольной формы) , омырауша (дугообразной) тумарша или бойтумар (треугольной), украшения девичьих кос шолпы, привески накосные – шашбау, браслеты, серьги, перстни и пряжки –капсырма, застежки к поясам-ильчек,фигурные бляхи к саукеле-чилтыр, массивные шаровидные пуговицы для парадной одежды женщин –торсылдак туйме, булавки туйреуыш.
Материалы казахского ювелирного искусства хранятся в музеях Санк-Петербурга, Москвы и Алматы, характерезуются богатством традиционных форм, большим разнообразием орнаментальных мотивов.
7. Резьба по дереву и кости
Распространенным видами казахского народного искусства являются резьба по дереву, камню и кости.
Резьба по дереву была широко распространена в областях Центрального Казахстана, Алатау, северо-западных и северо- восточных районах, где имелись большие лесные массивы.
В северных областях использовали лиственные породы, особенно красную березу с красивой текстурой, черную и красную ольху, клен, орех, ясень, дуб, Дерево этих пород легко режется и окрашивается, хорошо поддается обработке.
Информация о работе Ознакомление учащихся с декоративно-прикладнымискуством Казахстана