Ознакомление учащихся с декоративно-прикладнымискуством Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

описание ДПИ народа Казахстана

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….4
Истоки казахского народного искусства…………………………………………..5
Казахский орнамент....................................................................................................7
Юрта и ее убранство..................................................................................................12
Казахский народный костюм...................................................................................15
Ковроделие.................................................................................................................17
Обработка металла и ювелирное искусство ...........................................................19
Резьба по дереву и кости ..........................................................................................21
Тиснение по коже .....................................................................................................23
Заключение......................................................................................................................24
Список использованой литературы..............................................................................25

Файлы: 1 файл

ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.docx

— 58.56 Кб (Скачать)

Казахи знали технику  изготовления шуб из лебяжьего пуха, пуха гагар, и цапель, Широкий и  слегка удлиненной, с воротом была шуба из шкур недоношенных жеребят-жаргак тон. Делались шубы из козьих шкур. Из них  выщипывали длинные волосы, оставляя подшерсток. Шубы из таких шкур называлась кылка жаргак. Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты, легкие и плащи и штаны. Халаты и шаровары украшались вышивкой шелком. Шаровары темно желтого цвета с вышитыми мелким узором, ныне хранящиеся в Омском музее, были в числе экспонатов выставки Третьего конгресса ориенталистов. Войлок один из традиционных материалов верхней одежды у древних скотоводов. Один старинный плащ из тонкого войлока, вышитый шелком, хранится в Эрмитаже. Один их древнейших видов верхней одежды каттау – кавтан из белого войлока. Был представлен на выставке Третьего конгресса ориенталистов из Атбасара.  В числе экспонатов той же выставки были и кожаные кавтаны, украшенные серебряными пластинами, большими  пуговицами золотым шитьем.

Кроме овечьей шерсти в  одежде казахов широко использовалась верблюжья. Старинным видом одежды является шекпен, скатанный из верблюжьей шерсти широкий и сравнительно длинный плащ для защиты от дождя, бурана, любой непогоды. Шекпены делали из неокрашенной шерсти (желтые и белые) и окрашенной шерсти, их швы обшивались галуном. Парадный шекпен синего цвета экспонировался на выставке при Московском университете.

Халат-шапан основной и древний вид одежды казахов. На каменных изваяниях кипчаков 11-14 веков встречается его изображения. Его носили и мужчины и женщины. Халаты шили не только из замшы, но из привозных шелковых, шерстяных хлопчатобумажных тканей. В русских источниках халаты часто называются кавтанами.

Халаты из дорогих тканей с тамбурной вышивкой были зарисованы с натуры художниками А. Е. Мартыновым и Е. Корнеевым.

Разнообразны мужские  и женские головные уборы казахов. Некоторые мужские головные уборы  делали из войлока. Из них наиболее традиционный и старинный –калпак. У казахов высокая шляпа из белого войлока называется ак калпак.  Такая же шляпа с загнутыми вверх широкими полями называется аир калпак. Парадные белые шляпы с широкими полями и разрезами вышивали белым шелком, обшивали серебряным галуном по тульи украшали по краю шнуровым швом. Были также зимние треухи  –тымак – из меха  бурой из красной лисиц.

Шапки типа борык носили и девушки, только у них были они украшены подвесками и пучком перьев филина, цапли или павлина. Казахи такую шапку называют камшат борык- бобровая шапка.

Один из вариантов девичьей шапки можно видеть на рисунке  художника Е. Корнеева, Шапка эта  с высоким  коническим верхом оторочена  мехом, украшена пучком перьев и кораллами.

Тюбитейка такия -летняя легкая шапочка из бархата, парчи или глазета. В старину их обшивали по краю мехом бобра, выдры, белки украшали серебряной и золотой тесьмой.

Из женских головных уборов казахов наиболее оригинальный и  самобытный  свадебный, известный  под названием саукеле. По описанию И. И. Ибрагимова «Саукеле- высокий конусообразный головной узор, украшенный серебряными  и золотыми монетами, жемчугом и  кораллами. Длина -1.5 аршина…»

Саукеле один из древних головных уборов бытовавших у казахов до самого конца 19 века. Саукеле- высокий конусообразный головной убор носят только в первое время после замужества, около года, а потом снимают и надевают   только на больших праздниках, и то в продолжение четырех или пяти лет.   Дорогие саукеле в 19 веке оценивались около тысячи рублей или сто отборных лошадей. Они имели металлические ажурные навершия, диадему иногда ее делали из золота со вставками самоцветов  с нитками жемчуга, кораллов и т.д.  височные подвески и покрывали тканью и пришивали на нее накладные металлические бляхи различной конфигурации, в гнезда которых вставлялись драгоценные и полудрагоценные камни.

Бляхи были крупные и мелкие. Мелкие крепились между крупными. Сверху саукеле покрывались шелковыми или бархатными платками.

Через год после замужества женщины начинают носить более простой  головной убор- желек. Это более упрощенный вариант саукеле.

После рождения детей молодая  женщина переходит к третьему виду головного убора кимешеку. Его обычно носят носят в возрасте 25-40 лет. Он шьется из белой ткани, часто вышивается гладью.

Неотъемлемой частью казахского костюма, мужского и женского, были пояса из кожи, бархата, шелка, шерсти- белдик.

Особенно красивы были мужские пояса с подвесками: кошельком, пороховницей, кресалом, трутом, футляром для ножа.

В комплект казахского костюма  входила обувь: сапоги, башмаки и  т.д. Бытовали легкие сапоги для верховой езды ичиги –мяси, украшенные накладными серебряными бляшками. Женщины носили башмаки кебис, унизанные мелкими фигурными, серебряными бляшками с узором. 

Все виды описанных ранее  старинных одежд и аксессуаров  можно увидеть в музеях мира как  Эрмитаж, Русский музей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Ковроделие

Казахские волочные и тканые ковры многообразны, их можно разделить  на несколько групп с характерными для каждой из них особенностями  техники изготовлеия, орнаментации, цветовых решений и т.п.

Из войлока казахи делали постилочные и настенные ковры: текеметы, сырмаки, тускиизы.

Текемет делается так, Обычно на белый полуготовый войлок  накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока, Затем  войлок  свертывается в рулон  и укатываеся вначале локтями. Потом  следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета.

Центральное поле текеметов  обычно строится из квадратных или  ромбических розеток, заполненых узорами: бараньи рога, кошкар муйиз. бутон – терме гуль, треугольными фигурами-тумарша и отделяется от бордюров линиями- аралык гуль. Техника изготовления текеметов восходит ко временам кипчаков. Кипчакские традиции в ковроделии сохранились не только у казахов, но и у народов Северного Кавказа: кумыков, карачайцев, черкесов, ногайцев.

Другой вид войлочного ковра сырмак- сшивается из выкроенных узорных фигур обычного белого и  черного войлока. Прочность изделия  достигаеся простегиванием узорного слоя вместе с войлочной подкладкой по всей их площади. Орнаментальная композиция сырмака, как и в текемете, составляется из розеток в виде ковра или  ромба, обрамленного линией, внутри них  вписаны крестовины, с завиткамипарных  рогов барана по углам. Границы между  розеткамии бордюрами оформляется  шнуровой линией. Цвета шнура на сырмаке- малиновый, красный, черный, коричневый, желтый, серый, голубой, белый.

Сырмаки и текеметы –  это постилочные войлочные ковры. Настенный войлочный ковер называется тускииз. Орнаментируется он так. На белый войлок нашивается накладные  разноцветные узоры фигуры из войлока, сукна, реже- из шелковой или хлопчатобумажной, ткани. Аппликация одна из древних техник узоротворчества.

В орнаментальных мотивах  вышитых ковров преобладают крупные медальоны- розетки, гирлянды, цветы, бутоны,  павлиньи перья и т.д. Цветы и гирлянды вышивались тамбуроми плотно скрученными шелковыми нитями. Вышитыми были у казахов и асмалдыки- коврики для украшения верблюда, ат жамчи- чепраки и попоны для седел, чехлы для сундуков, покрывала, пологи, занавески, наволочки, полотенца,

У казахов были и ковры  сшитые из лоскутков и различных  тканей. Лоскуты вырезались  в  виде ромбов, квадратов, треугольников. Эти ковры были нарядными, До сих  пор казашки так украшают верх легких матрацев- курак корпеше, которые настилают на пол, усаживая гостей.

Все ковровые изделия производятся на вертикальных и горизонтальных станках  простой формы- ормек.

Из  старинных ковровых изделий казахов известны безворсовые  ковры алаша. Полосы шириной 30-40 см, ткут на Узконавойных станках, украшая  тканным узором или вертикальными  полосами белого, голубого, желтого, и  коричневого цветов. Затем их сшивают  в полотно размером четыре на два  метра.

Безворсовые ковры племени  найман выделаны в виде гладкой ткани  с рельефным изображением их тамги.

Казахи высоко ценили ворсовые ковры. Они считались самыми дорогими и ценными в приданном  невесты. Как и других народов Северной Азии  и Кавказа, ворсовый ковер  у казахов называется килем. Такие ковры бытовали у казахской знати времен средневековья.

Ковры больших размеров называются калы килем.  Ковровые и ворсовые ковры делают до сих пор в отдельных регионах Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Обработка металла и ювелирное искусство

Ювелирное искусство формировалось  на основе традиций, восходящих к культуре скотоводческих племен, в древности  населявших основные районы современного Казахстана – от Амударьи до  Урала  и от Сырдарьи до северных лесостепей.

На этой огромной территории в погребеньях найдены уникальные памятники из бронзы, золота, серебра, украшенные драгоценными полудрагоценными камнями. Сравнение этих материалов и ювелирных изделий казахов  позволяет говорить о сохранении традиций древнего искусства, в частности, полихромного искусства, основными  чертами которого являются использование  золота и цветных камней – альмандина, граната, сердолика, стекла, окаймление гнезд для них треугольниками и поясками из зерни, филигранные  обрамления в виде «елочки», «шнурка» и т.д. Эти черты характерны для  ювелирных изделий Центрального Казахстана, а также Мангышлака и  Семиречья. 

Народные мастера плавили  железо, цинк, свинец, золото, серебро  с золотом. Зная технические свойства металла, применяли различные виды его художественной обработки: литье, ковку, чеканку, гравировку, штамповку, золочение, чернение альмагирование, насечку  серебром по металлу. Скань (филигрань)

Ювелиры имели различную  специализацию,  Среди них были золотори – алтын согуши, серебряники- кумис согуши.

Литье – древнейшая техника, известная с эпохи бронзы. Из золота и других металлов отливали перстни, пряжки накладные бляшки к головным уборам, поясам, а также к конской  сбруе.

Для отливки изделий народные мастера пользовались формами из камня, металла, глины и воска.

Была распространена техника  холодной штамповки с особых матриц с углублениями или выпуклыми  рисунками. Для штампа использовали преимущественно свинцовые диски. На диски  накладывали тонкую бронзовую, золотую или серебряную пластину и молотком удара по ней до появления  рисунка.

Гравировка (по казахски- безеу) древнейшая техника нанесения рельефного изображения  на металл при помощи стальных резцов и чеканов для казахских ювелирных изделий характерны плоский рельеф выпуклый рисунок  сграфическим узором. Мастер острым резцом наносил разметку контура рисунка, а затем другим вогнутым резцом углублял линии. Гравировкой украшали детали конской сбруи, одежды , медальоны, блюда и др  Некоторые гравированные изделия покрывались чернью.

Одним из видов ювелирной  техники является чеканка. Чеканкой наносились различные орнаментальные мотивы: круги, завитки, зигзаги, розетки, в виде взаимопересекающихся крестиков  и т.д. В чеканных изделиях больше применяли  геометрический орнамент.

Филигрань (скань)   также  известна казахским мастерам 15-19 веков. Сканный развод – одна из  тончайших  и древних техник .  Золотые  или серебряные проволочки свитые вместе, припаивали к поверхности  пластинки  в виде «елочки», двух «веревочек»,  «шнурка», «рубчика».

В большой серии ювелирных  изделий  казахские мастера  сочетали металл с цветными камнями. Им была известна и техника перегородчатой инкрустации. \с техникой инкрустации  связана обработка самоцветов: обтесывание, шлифовка, полировка, сверление и  другие виды работ,  которые выполнялись  вручную.  Из золота, серебра, драгоценных  камней, кораллов, жемчуга, самоцветов ювелиры делали украшения для  женщин.  Это -нагрудные  украшения  различной конструкции типа онир-жиек (прямоугольной формы) , омырауша (дугообразной) тумарша или бойтумар (треугольной), украшения девичьих кос шолпы, привески накосные – шашбау, браслеты, серьги,  перстни и пряжки –капсырма, застежки к поясам-ильчек,фигурные бляхи к саукеле-чилтыр, массивные шаровидные пуговицы для парадной одежды женщин –торсылдак туйме, булавки туйреуыш.

Материалы казахского ювелирного искусства хранятся в музеях Санк-Петербурга, Москвы и Алматы, характерезуются  богатством традиционных форм, большим  разнообразием орнаментальных мотивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Резьба по дереву и кости

Распространенным видами казахского народного искусства  являются резьба по дереву, камню и  кости.

Резьба по дереву была широко распространена в областях Центрального Казахстана, Алатау, северо-западных и  северо- восточных районах, где имелись  большие лесные массивы.

В северных областях использовали лиственные породы, особенно красную  березу с красивой текстурой, черную и красную ольху, клен, орех, ясень, дуб,  Дерево этих пород легко  режется и окрашивается, хорошо поддается  обработке.

Информация о работе Ознакомление учащихся с декоративно-прикладнымискуством Казахстана