Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа
описание ДПИ народа Казахстана
Введение …………………………………………………………………………….4
Истоки казахского народного искусства…………………………………………..5
Казахский орнамент....................................................................................................7
Юрта и ее убранство..................................................................................................12
Казахский народный костюм...................................................................................15
Ковроделие.................................................................................................................17
Обработка металла и ювелирное искусство ...........................................................19
Резьба по дереву и кости ..........................................................................................21
Тиснение по коже .....................................................................................................23
Заключение......................................................................................................................24
Список использованой литературы..............................................................................25
В Семиречье лари, сундуки, подставки, шкатулки и многие другие вещи делались из яблони, ореха, облепихи. Музыкальные инструменты, например, кобыз делали из ивы,
Плотники подразделялись на уйши и арбаши. Уйши делали летние и зимние жилища –дома и юрты, украшали затейливой резьбой купольные жерди, круг свода, двери юрты.
Казахские умельцы владели контурной, трехгранновыемчатой и плоскорельефной резьбой, Противопоставление фона и рельефного узора характерно не только для плоскорельефной резьбы, но и для ажурной. В резных изделиях орнаментальные узоры подчеркивались игрой светотени.
Композиция декора в резьбе
строится через выделение центра
и повтор тех же элементов по краям
изделия (центрическая или осевая композиция),
ритмическое чередование
Основными мотивами резьбы по дереву были классический геометрический орнамент, растительные узоры: переплетение ветвей, бутонов, цветов, трилистников т т.д. Неизменные мотивы, которые народные мастера включали в резьбу,- это сердцевидные и S- образные.
С резьбой поддереву сочетается
инкрустация фигурными
Из кости вырезали пластинки виде кружков, треугольников, четырехугольников ит. П. Из них на декоративной стороне кроватей и, шкафов, сундуков, створок дверей юрты составлялись различные геометрические фигуры, круглыми пластинами окаймлялись края изделий.
Лучшим материалом для таких пластин служили челюсти, ребра, некоторые трубчатые кости лошадей, коров и верблюдов. Материал накапливался в течении зимы, отбирались кости упитанного скота, как более эластичные и лучшие поддающие резьбе. Их обезжиривали, отбеливали, и они становились по цвету похожими на слоновую кость. Затем их разрезали на фигурные пластинки и кипятили до тех пор, пока они не размягчались, после чего их выпрямляли с помощью тисков- искенже.
Широко примелялись и рога архара, сайгака, быка. Из них делали табакерки, чашки, черпаки, а также фигурные пластинки для инкрустации мебели, посуды и музыкальных инструментов. Эти пластины покрывались рельефным узором.
Как уже отмечалось резными были купольные жерди парадных юрт, створки их дверей, косяки и т.д., мебель: шкафы, лари, кровати,- посуда и другая домашняя утварь.
Уникальный резной шкаф, инкрустированной костью, находится в Карагандинском музее. Он изготовлен одним из резчиков Каркаралинского района.
В кебеже- ларях хранили продукты. Самые старинные из них зафиксированы в Туркестанском фотографическом альбоме, лари с рельефной резьбой и полировкой, изготовленные в Акмолинской, Атбасарской и Кокчетавской степи.
Ярким примерами резьбы по дереву, кости хранятся в музеях мира как Эрмитаж, в других городах России как Омск у нас в Казахстане в Карагандинском музее, Мемориальном музее им. Абая Кунанбаева в Семипалатинске, музее, им. А. Кастеева и др малых музеях нашего Казахстана.
8. Тиснение по коже
Обработка кожи- один из традиционных видов казахского ремесла. Из кожи делали колчаны. мужские пояса, обувь. Сосуды типа подойника –конек, узкогорлые фляги с круглым туловом-каз мойын, фляги в виде опрокинутой волюты- каухар, подседельники- тебенги, потники –токумы. Шорники изготовляли седла, конскую сбрую.
Из кожи делали и настенные ковры, по композиции и орнаментальным мотивам сходные с войлочными и ворсовыми. Центральное поле состоит, как правило, из четырех розеток в виде крестовидных фигур с узором бараньи рога по углам. Внутренняя плоскость розеток заполнена металлическими пластинами в виде солярных кругов. Бордюр выделен шнуровой линией, изображениями тамги, элементами орнаментальных мотивов центрального поля. Иногда центральное поле кожаных ковров заполнено тиснеными силуэтами изображениями человека и растительными мотивами, а бордюры стилизованными фигурами из парных узоров рога барана.
Характерной чертой кожаных
ковров является рельефность тиснения,
выполненного особой штамповкой с обратной
стороны на специальных выпуклых
матрицах, оставляющих глубокие следы
на лицевой поверхности
Основной мотив декора- S -образный мотив. В центральном поле ковра – лирообразные фигуры, составленные из двух противопоставленных S -образных знаков, Бордюр ковра образует две полосы, одна из которых образована изображениями этого знака, вторая- рельефными змеевидными линиями.
Рельефное тиснение наносилось на кожу, которой обтягивалась декоративная поверхность сундуков- жагланов.
Старинные уникальные кожаные изделия сделанные в разных техниках хранятся в музеях мира как Эрмитаж, в казахстанских краеведческих музеях крупных городов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целях эстетического воспитания учащихся на уроках технологии необходимо проводить ознакомление с культурным наследие Казахстана, не только декоративно- прикладным искусством, но и с традициями, обычаями казахского народа.
На уроках технологии учащиеся непосредственно занимаются изготовлением казахского костюма, предметами быта в разных техниках, используют орнамент в своих работах, на уроках кулинарии приготовлением казахских национальных блюд, знакомятся с традициями казахского гостеприимства, о роли женщины и мужчины в семейных обычаях народа, на ежегодных школьных выставках можно увидеть работы учащихся в национальном стиле, пишут рефераты и проекты по ДПИ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Копии фотографий и рисунков взяты с выше перечисленной литературы.
Разделы
Информация о работе Ознакомление учащихся с декоративно-прикладнымискуством Казахстана