Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:19, контрольная работа
Контрольная работа по "Методике преподавания математики дошкольникам" на тему "Ознакомление детей со временем".
Введение…………………………………………………………………………2
Необходимость ознакомления детей со временем…………………….3
Особенности восприятия детьми старшего возраста времени……....5
Временные понятия, усваиваемые детьми старшей группы………….8
Временные понятия, усваиваемые детьми старшей группы…………10
Наиболее интересная работа по ориентировке детей по дням недели и временам года в старшей группе……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература………………………………………………………………………27
План:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
1.Необходимость ознакомления детей со временем
В начале учебного года у детей
старшей группы закрепляют и углубляют
представление о таких
Начиная с младшей группы, у детей
развивали ориентировку во времени.
В подготовительной к школе группе
закрепляют знания о таких периодах
времени, как утро, день, вечер, ночь,
неделя, дают представление о месяцах,
ребята запоминают их названия. Знание
эталонов времени, умение устанавливать
временные отношения
Большое значение имеет то, насколько
часто дети используют в речи названия
периодов времени, мер времени. Продолжают
закреплять знания о частях суток
и их продолжительности. В начале
учебного года необходимо уточнить, что,
когда и в какой
Закрепляют и представление
детей о том, что сутки, которые
люди обычно называют словом день, сменяются
одни другими и имеют свои названия,
7 суток составляют неделю. Последовательность
дней каждой недели всегда одна и та же:
понедельник, вторник и т. д. Ежедневно
утром дети называют текущий день, а также
предыдущий и последующий.
Важно как можно чаще побуждать детей
к установлению временных отношений, к
использованию слов завтра, сегодня, вчера,
сначала, потом, до, после, перед, до этого,
после этого.
При составлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существенное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают.
Еще большее значение имеет использование
словесных игровых упражнений «Дни
недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети
дополняют начатую педагогом
фразу, подбирают слова
Детей подготовительной группы знакомят
с названием текущего месяца, Они постепенно
запоминают названия месяцев, порядок
их следования. Быстрому запоминанию содействует
чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать
месяцев». Важно воспитать у детей чувство
времени, т. е. развить восприятие длительности
временных отрезков, понимание необратимости
времени. Только на этой основе, возможно,
научить детей ценить и беречь время: регулировать
свою деятельность во времени, т. е. ускорять
и замедлять темп работы, вовремя заканчивать
работу или игру. В связи с этим детям надо
накопить опыт восприятия длительности
временных отрезков. Воспитатель должен
помочь им представить, что конкретно
можно сделать за тот или иной временной
отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.
Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например, сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т. п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.
Развитое чувство времени
2. Особенности
восприятия детьми старшего
У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержание деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.
У старших дошкольников необходимо
сформировать осознанные понятия о
сутках. В процессе обучения обращается
внимание на цикличную смену дня
и ночи. Сама природа подсказала
людям способ деления времени
по принципу: день и ночь — сутки.
Для правильного понимания
Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.
Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).
Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник — первый день по прошествии недели, вторник — второй, среда — средний, четверг — четвертый, пятница — пятый, суббота — конец недели, воскресенье — выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру» и др.
Название дней недели, особенно вначале, требует объединения с конкретным содержанием деятельности. Так, воспитатель обращается к детям с вопросом: «Какой сегодня день недели? Правильно, сегодня вторник. Занятие по математике всегда будет во вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели предшествует вторнику?» Дети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?»
Опыт показывает, что не все дни недели запоминаются одинаково легко и быстро. Лучше всего запоминают воскресенье, субботу и понедельник.
Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.
С временами года (сезонами) лучше
всего знакомить попарно: зима и
лето, весна и осень. На одном из
занятий воспитатель
Рис.1
В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени (рис. 1).
Выводы. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
Говоря
о структуре временных
• Адекватность
отражения временных
• Понимание
обозначающих время слов (от более
простых «вчера/сегодня/завтра»
• Понимание последовательности событий/действий/явлений.
3. Временные
понятия, усваиваемые детьми
В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы (утро — встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.
В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».
Изменчивость и
Для упражнения детей в
использовании временных
Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.
На одном из занятий
дети узнают о том, что сутки, которые
в разговоре люди обычно называют
словом день, сменяются одни другими.
Семь таких дней составляют неделю.
Каждый день недели имеет свое название.
Последовательность дней недели всегда
одна и та же: понедельник, вторник,
среда... Названия дней недели связывают
с конкретным содержанием деятельности
детей («По средам у нас занятия
по математике и физкультуре, по четвергам
—...»). Теперь дети ежедневно называют
утром текущий день недели, а также
говорят, какой день недели был вчера,
какой будет завтра. Периодически
на занятиях по математике детям предлагают
назвать дни недели по порядку. Сказать,
какой день идет до или после названного.
Педагог чередует вопросы типа: «По
каким дням у нас занятия по
рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили
в среду?»
Когда дети научатся считать по порядку,
название дня недели связывают с его порядковым
номером.
Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.