Ознакомление детей со временем

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная работа по "Методике преподавания математики дошкольникам" на тему "Ознакомление детей со временем".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Необходимость ознакомления детей со временем…………………….3
Особенности восприятия детьми старшего возраста времени……....5
Временные понятия, усваиваемые детьми старшей группы………….8
Временные понятия, усваиваемые детьми старшей группы…………10
Наиболее интересная работа по ориентировке детей по дням недели и временам года в старшей группе……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

математика контрольная.docx

— 82.94 Кб (Скачать)

При планировании деятельности на первых порах наблюдалась общая тенденция  — наметить объем работы больший, чем возможно выполнить за 1 минуту. «Все столы успею накрыть для  занятия за 1 минуту», «Все растения успею полить за 1 минуту»,— говорили дети, планируя объем своей работы. Одновременно делали практически одно и то же задание несколько детей, что позволяло при обсуждении итогов наглядно объяснить разницу. Например, одна девочка правильно  из трех узоров выбрала тот, который  можно успеть сложить за 1 минуту. Она отобрала раньше все нужные для  узора фигуры и, составляя узор, все  время следила за часами, поэтому  и закончила его вовремя. Другая девочка тоже правильно выбрала  узор, но долго искала нужные фигуры и медленно все делала,  поэтому  не успела сложить узор за   1   минуту.

Так, на восьми занятиях, соблюдая в  последовательности все три этапа, мы знакомили детей с длительностью  минутного интервала, учили измерять его с помощью песочных часов, оценивать длительность без часов  и планировать объем работы на 1 минуту.

Фактор времени включали в деятельность детей не только на занятиях — минутные песочные часы использовались воспитателем и самими детьми и при других видах  деятельности. Например, им предлагали после окончания занятия за 1 минуту привести в порядок свое рабочее  место, при этом ставили песочные часы, и дети точно соблюдали время. Песочные часы постоянно стояли в  раздевальной, дети сами проверяли, сколько  вещей они успевали надеть за 1 минуту. Это значительно ускоряло процесс  одевания на прогулку. Усвоив меру времени  — 1 минута и научившись пользоваться песочными часами, дети начали измерять время и самостоятельно в своей  разнообразной деятельности.

Ознакомление детей с длительностью 3- и 5-минутных интервалов проводилось  нами по той же методике. Сначала  демонстрировали интервал в 3 минуты как сумму отдельных минут, выясняли сколько раз надо перевернуть  минутные песочные часы и сколько  кругов сделает стрелка на секундомере, пока пересыплется весь песок в 3-минутных песочных часах. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивали ее с той, которую выполняли за 1 минуту. Например, при одевании на прогулку сравнивали, сколько вещей надевали за 1 минуту и за 3 минуты.

На первом занятии по ознакомлению с 3 минутами не все дети успевали выполнить  задание за новый для них временной  интервал. Они сначала очень торопились, но увидев, что песка в баллончике часов еще много, начинали медленнее  работать, переставали следить за часами, увлекались складыванием лодочки, или постройкой дома, или рисованием и не успевали закончить работу в  срок. По мере приобретения опыта дети начинали работать в более равномерном  темпе, привыкали следить за песочными  часами и кончать работать в срок.

На следующем этапе работы, когда  детям надо было самим оценить  длительность времени в 3 минуты, воспитатель  показывал два вида песочных часов  и предлагал определить после  пуска часов, какие часы на 1 минуту, а какие на 3 минуты, что они  и делали безошибочно. Затем предлагал  им посидеть, ничего не делая, 3 минуты и поднять руку, когда покажется, что 3 минуты кончились. Большинство  детей на первых порах недооценивали  этот интервал, поднимали руки по истечении, например, 40 секунд. Это свидетельствовало  о том, что более продолжительный  интервал оценить значительно труднее, особенно когда это время не заполнено  определенным содержанием.

При оценке времени в процессе выполнения более содержательных заданий (свободная  лепка, или конструирование построек из настольного строительного материала, или рисование и т. п.) дети проявляли  большую точность в определении  длительности трехминутного интервала  без использования часов.

На  третьем этапе работы, при планировании объема работы на 3 минуты, детям предлагали спланировать те же виды заданий, которые  они выполняли при планировании работы на 1 минуту. Это давало им возможность  опираться на ранее приобретенный опыт и увеличивать объем работы на интервал в 3 минуты.

На этих занятиях предлагали одним  планировать работу на интервал в 1 минуту, а другим тот же вид работы на интервал в 3 минуты. После выполнения заданий сравнивали, например, сколько  геометрических фигур из числа нарисованных на листе бумаги можно успеть вырезать за эти промежутки времени. Теперь дети и на занятиях, и в повседневной жизни пользовались двумя мерами времени — 1 минутой и 3 минутами и соответственно 1-минутными и 3-минутными  песочными часами.

Ознакомление  с интервалом в 5 минут проводилось  по той же системе. Этот интервал дети воспринимали как величину, производную  от 1 минуты: 5 раз будут перевернуты  минутные песочные часы, 5 раз обойдет  круг стрелка на секундомере, пока длится 5 минут. Это помогало им воспринять новый временной интервал на основе уже имеющихся знаний о длительности 1 и 3 минут. При ответе на вопрос, что  можно успеть сделать за 5 минут, они говорили, что успеют за 5 минут  полностью закончить все то, что  не успевали завершить, работая только 3 минуты,— полностью одеться, построить  до конца большой дом и т. п.

При знакомстве с 5-минутным интервалом вначале также использовались песочные часы, с помощью которых дети уже  умели измерять время. Но наряду с  песочными часами им показывали и  игрушечные часы-конструктор с прозрачным корпусом, сквозь стенки которого виден  механизм (рис. 2).


 

 

 

Рис. 2

 

 

 

 

Эти часы удобны тем, что их можно  пускать и останавливать в  нужный момент. Здесь мы еще не знакомили  детей с самим прибором — часами, а лишь показывали измерение наиболее ярко представленного на часах промежутка времени— 5 минут. Этот интервал легко  увидеть — это расстояние от цифры  до цифры, его легко запомнить. Показывали и способ измерения времени — 5 минут с помощью ранее усвоенной  меры — 1 минуты: поясняли, что 1 минута — это расстояние на часах от черточки до черточки, а за 5 минут  стрелка на часах пройдет 5 черточек. Дети легко начали ориентироваться  по часам, им нравилось самостоятельно определять время. Они чаще бросали  взгляды на часы-конструктор, стоящие  на столе воспитателя, чем на песочные часы, которые всегда стояли на столах во время выполнения задания на время. И дети объясняли это так: «На  песочных часах точно не узнаешь, сколько еще осталось минут, а  на часах можно сосчитать». Так  на практике они постигали назначение часов как прибора точного  измерения времени.

Наблюдения   показали,   что,   постигая  продолжительность 5-минутного  интервала времени, дети постепенно овладевали и необходимым темпом  работы.  При  выполнении первого  задания  на  5-минутный интервал дети  после пуска  часов сразу  же начинали  работать в быстром  темпе, но по мере наблюдения за часами, видя, что в их распоряжении еще  много времени, замедляли темп работы, он становился более спокойным и  равномерным. А главное, все одновременно заканчивали выполнение задания

Надо  отметить, что сам характер работы усложнялся от занятия к занятию. Если на первых занятиях дети выполняли  в одном задании в течение  отведенного промежутка времени  однотипную работу (1 минуту вырезали квадраты), то в заданиях на 3 минуты и особенно на 5 минут производили более сложные  операции: вырезали разнообразные фигуры и из них складывали узор.

На занятиях все время шло  сопоставление объема работы, выполненной  за 1 минуту, за 3 минуты и за 5 минут, при учете темпов деятельности. Например, вызывали трех детей и предлагали сесть за стол возле песочных часов  — 1-минутных, 3-минутных и 5-минутных —  кто где хочет. Одновременно просили  перевернуть часы и соответственно 1, 3, 5 минут вырезать геометрические фигуры, нарисованные на бумаге. После  выполнения задания каждый рассказывал, сколько фигур успел вырезать за отведенный срок. Сравнивали возможный  для выполнения объем такой работы на разные временные интервалы.

Ознакомление с 10-минутным интервалом проводилось на занятиях не по математике, а по другим видам деятельности, где было   возможно   предлагать  детям   выполнять  задания   в   течение 10 минут, т. е. по изобразительной  деятельности, по труду, при проведении физических упражнений и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Наиболее  интересная работа по ориентировке  детей по дням недели и временам  года в старшей группе №  51

 

Ориентировка во времени

Цель занятия: Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счете в пределах десяти; в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца.

Материалы

Для воспитателя: набор карточек с цифрами и набор карточек с кружками в пределах семи, листочки от календаря за предыдущий месяц, сложенные по неделям.

Для детей: по одной карточке, на которой в ряд изображены три картинки с предметами, по-разному расположенными, набор фишек.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми (разбиты на пары) карточка, фишки. Воспитатель предлагает сначала рассмотреть картинки: «Представьте себе, что один из вас „учитель". Он будет задавать вопросы, а другой отвечать на них. Сначала выберем „учителя". Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счет „три" покажите пальцы, десять пальцев показывать нельзя.

Кто больше покажет пальчиков, тот  начинает задавать вопросы по картинке. Раз, два, три».

Дети прикладывают пальцы друг к  другу и определяют, кто их них  начинает. Воспитатель, подходя к  паре детей, выясняет, на сколько у кого больше.

После этого напоминает, какие слова  должны быть в вопросах: «На какой картинке слева находятся... ? На какой картинке справа находятся... ? Что слева от... ?»

За каждый вопрос дети получают фишку. Воспитатель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы. Подбадривает тех, кто испытывает затруднения. В конце работы спрашивает, кто задал больше вопросов.

Поиграем

«Отгадай  число»

Дети сидят на стульях, стоящих  полукругом. По считалке выбирается ведущий.

На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его  воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» — «Да». — «Оно меньше шести?» — «Да». — «Это число пять?» — «Да».

После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

«Неделька, стройся»

(усложненный  вариант)

На столе в беспорядке лежат  перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают  карточку с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают им задания:

- выходят  дни недели, которые стоят после  четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь);

- выходит  день, который обозначает понедельник;

- выходит  день, который стоит после вторника. Игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель. Какой месяц сейчас? (Февраль.) Правильно. Мы прожили еще один месяц в новом году. (Показывает листочки календаря.) Покажите, сколько дней в неделе?

А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)


Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.) «А в каком  месяце больше дней: в январе или  в феврале? Как узнать? Что для этого нужно сделать?»

Это делается без счета. Выкладываются  листочки календаря: один месяц под другим. И таким образом, определяется, в каком месяце больше дней. Затем воспитатель предлагает вспомнить пословицы про февраль. Если дети затрудняются, сам называет их.

«В  феврале зима с весной встретятся впервой.

Как февраль ни злись, а ты, март, ни хмурься, а весною пахнет!»

Воспитатель. Кто знает, как называется следующий месяц?

Если  дети испытывают затруднения, спросите у них, в каком месяце отмечают женский день. (В марте.) Значит, какой месяц следующий? (Март.)

Советы  воспитателю

Внесите в игровой уголок волчки. Пусть  дети учатся их раскручивать сначала  одной рукой, потом другой. Проведите игру «Чей волчок дольше крутится».

С помощью  оригами сделайте птичку, она понадобится  на следующем занятии.

Сутки

Цель. Определение уровня умения детей ориентироваться во времени.

Материал. Четыре картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Инструкция. Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Воспитатель начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем воспитатель говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

Информация о работе Ознакомление детей со временем