Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:10, реферат
Цель исследования: Рассмотреть условия проведения образовательных программ по физическому воспитанию в деятельности ДОУ.
Рассмотреть теоретические основы формирования психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста.
Изучить опыт проведения физкультурно-оздоровительных занятий дошкольного возраста направленных на формирования психологического и физического здоровья.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………………….…2-3
Глава 1 Характеристика психологического и психического и физического здоровья детей в дошкольном возрасте
Характеристика физического здоровья детей ………………………………………………..…4-11
Характеристика развития психологического и психического здоровья
детей……………………………………………………………………………………………………………………12-19
Формирование и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ……………………...20-26
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………………………..27-28
Глава 2 Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста направленные на формирование их психологического и физического здоровья детей
2.1 Физкультурно-оздоровительные занятия направлены на психическое и физическое здоровья детей………………………………………………………………………………………………...29-32
2.2 Условия проведения занятий способствующие в физкультурно-оздоровительной работе……………………………………………………………………………………………………………………….33-35
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………………………………36-38
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………39
Список литературы……………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Характеристика психологического и психического и физического здоровья детей в дошкольном возрасте
детей…………………………………………………………………
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………
Глава 2 Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста направленные на формирование их психологического и физического здоровья детей
2.1 Физкультурно-оздоровительные занятия
направлены на психическое и физическое
здоровья детей…………………………………………………………………
2.2 Условия проведения занятий способствующие
в физкультурно-оздоровительной работе………………………………………………………………
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Дошкольный возраст является важнейшим
периодом формирования здоровья и психофизического
развития ребенка. Именно в дошкольном
детстве в результате целенаправленного
педагогического воздействия формируются
те двигательные качества, навыки и умения
ребенка, которые служат основой его нормального
физического и психологического развития.
Нормальное сенсомоторное развитие составляет
фундамент всего психологического развития
ребенка и является тем базисом, над которым
надстраивается вся совокупность высших
психологических функций. Отклонения
в формировании моторики наблюдаются
у всех категорий детей с нарушениями
развития, и служат одним из показателей
в психолого-педагогической диагностике
отклонений в развитии ребенка.
В дошкольном учреждении закладываются
основы здорового образа жизни, поскольку
здесь созданы условия, необходимые для
физического, умственного, духовного,
нравственного и социального развития
детей. Детство - целостный феномен,
основа, определяющая развитие человека
на протяжении всей его жизни.
Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, принося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности.
Актуальность:
В настоящее время особую актуальность
имеет проблема состояния здоровья и физического
развития детей дошкольного возраста.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего
поколения превращается сейчас в первоочередную
социальную проблему.
В последние годы в организации жизни детей в дошкольных учреждениях наблюдается значительное увеличение объема учебно-воспитательной работы в области сенсорного и умственного развития. При этом отмечается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую ребенок получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью детей. Именно это и обусловило выбором темы нашей Курсовой работы.
Объектом
исследования: Взаимосвязь психологического
и физического здоровья детей в дошкольном
возрасте на занятиях по физической
культуре ДОУ.
Предмет
исследования - Современные образовательные
программы по физическому воспитанию
дошкольного возраста в ДОУ.
Цель исследования: Рассмотреть условия проведения образовательных программ по физическому воспитанию в деятельности ДОУ.
3. Рассмотреть
условия проведения занятий в
рамках физкультурно-
Глава 1 Характеристика психологического и психического и физического здоровья детей в дошкольном возрасте
1.1 Характеристика физического здоровья детей
Физическое воспитание дошкольников -
сложный процесс. Усвоение техники выполнения
физических упражнений первоначально
осуществляется на специально организованных
физкультурных занятиях, но в дальнейшем
ребенок использует эти движения в повседневной
жизни, в самостоятельной деятельности,
поэтому привычка действовать определенным
образом успешно складывается только
при тесном взаимодействии воспитателя
по физической культуре, воспитателя группы
и семьи. Для того чтобы эта работа была
эффективна, необходимо ясно представлять,
какого рода отдача ожидается от каждого
из них. При этом роль воспитателя по физической
культуре представляется достаточно сложной
и разнообразной. Предусматривается соблюдение
строгой последовательности при усвоении
детьми программы с учетом возрастных
особенностей и возможности ребенка каждого
периода его жизни, состояния нервной
системы и всего организма в целом. Превышения
требований, ускорение темпа обучения
детей, минуя промежуточные звенья программы,
следует считать недопустимым, так как
это вызывает непосильное напряжение
организма, наносящие вред здоровью и
нервно-психическому развитию детей. Физическое
воспитание в то же время комплексно решает
задачи умственного, нравственного, эстетического
и трудового воспитания. Во всех формах
организации физического воспитания детей
(занятия, подвижные игры, самостоятельная
двигательная активность и так далее)
внимание руководителя физического воспитания
направляется на воспитание сознательно
действующего, в меру своих возрастных
возможностей ребенка, успешно овладевающего
двигательными навыками, умеющего ориентироваться
в окружающем, активно преодолевать встречающееся
трудности, проявляющего стремление к
творческим поискам.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:
1. уметь
анализировать и оценивать
2. формулировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;
3. организовать
процесс воспитания в
4. проектировать
желаемый уровень конечного
5. сравнивать
достигнутые результаты с
6. владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни.
В процессе
физического воспитания детей дошкольного
возрасте осуществляются оздоровительные,
образовательные и
1. Развитие
форм и функций организма
2. Формирование жизненно важных двигательных умений, навыков (в том числе непосредственно прикладных и спортивных), специальных знаний, привитие организаторских способностей.
3. Воспитание
моральных волевых и
регулированию роста и веса костей; развивать все группы мышц (мышцы туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, внутренних органов, в том числе сердце, кровеносных сосудов), особое внимание уделять слаборазвитым группам мышц-разгибателей; способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливаться внезапно изменившейся нагрузке; укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких, научить дышать через нос; способствовать правильному функционированию внутренних органов (пищеварения, выделения и д. р.); охранять кожу от повреждений и способствовать правильному развитию ее функции (терморегулирующих и защитных); способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (зрение, слух и др.)Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют её познанию: так, ребёнок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними; дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, легче познают свойства снега, ветра; при плавании дети знакомятся со свойствами воды. Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребёнка. Если ребёнок выполняет упражнения легко, без напряжения то он тратит меньше нервной энергии. Благодаря этому создается возможность повторять большее количество раз и более эффективно влиять на сердечнососудистую, дыхательную системы, а также развивать физические качества. У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнения основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения - ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки), спортивные упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.).
Теория
физического воспитания учитывает психофизиологические
особенности детей дошкольного возраста:
возможности работоспособности организма,
возникающие интересы и потребности, формы
наглядно-действенного, наглядно-образного
и логического мышления, своеобразия преобладающего
вида деятельности в связи с развитием
которой происходят главнейшие изменения
в психике ребенка и подготавливается
"переход ребенка к новой высшей ступени
его развития".
На развитие физических качеств дошкольника
оказывают влияние различные средства
и методы физического воспитания. Эффективным
средством развития быстроты являются
упражнения направленные на развитие
способности быстро выполнять движения.
Дети осваивают упражнения лучше всего
в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть,
чтобы упражнения не были продолжительными,
однообразными. Желательно их повторить
в разных условиях с разной интенсивностью,
с усложнениями или наоборот, со снижением
требований.
В процессе
физического воспитания детей дошкольного
возраста необходимо решать образовательные
задачи: формирование двигательных навыков
и умений, развитие двигательных и физических
качеств, привитие навыков правильной
осанки, навыков гигиены, освоение специальных
знаний.
Хорошее здоровье определяется нормальной
работой всех органов и систем
организма. Исходя из особенностей развития
детского организма, задачи укрепления
здоровья определяются в более конкретной
форме по каждой системе: помогать правильному
и своевременному окостенению, формированию
изгибов позвоночника, развитию сводов
стопы, укреплению связочно-суставного
аппарата, способствовать развитию правильного
соотношению частей тела (пропорции), регулированию
роста и веса костей; развивать все группы
мышц (мышцы туловища, спины, живота, ног,
плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы,
шеи, внутренних органов, в том числе сердце,
кровеносных сосудов), особое внимание
уделять слаборазвитым группам мышц-разгибателей;
способствовать усилению тока крови к
сердцу, улучшению ритмичности его сокращения
и способности приспосабливаться внезапно
изменившейся нагрузке; укреплять дыхательную
мускулатуру, развивать подвижность грудной
клетки, способствовать углублению дыхания,
экономному расходованию воздуха, устойчивости
ритма дыхания, увеличению жизненной емкости
легких, научить дышать через нос; способствовать
правильному функционированию внутренних
органов (пищеварения, выделения и д. р.);
охранять кожу от повреждений и способствовать
правильному развитию ее функции (терморегулирующих
и защитных); У детей дошкольного возраста
необходимо формировать умение сохранять
правильное положение тела, когда они
сидят, стоят, ходят. Правильная осанка
имеет большое значение для нормальной
деятельности всех внутренних органов
и систем организма ребенка. Она во многом
зависит от развития костно-мышечного
аппарата, но это навык, который важно
своевременно формировать .