Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:10, реферат
Цель исследования: Рассмотреть условия проведения образовательных программ по физическому воспитанию в деятельности ДОУ.
Рассмотреть теоретические основы формирования психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста.
Изучить опыт проведения физкультурно-оздоровительных занятий дошкольного возраста направленных на формирования психологического и физического здоровья.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………………….…2-3
Глава 1 Характеристика психологического и психического и физического здоровья детей в дошкольном возрасте
Характеристика физического здоровья детей ………………………………………………..…4-11
Характеристика развития психологического и психического здоровья
детей……………………………………………………………………………………………………………………12-19
Формирование и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ……………………...20-26
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………………………..27-28
Глава 2 Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста направленные на формирование их психологического и физического здоровья детей
2.1 Физкультурно-оздоровительные занятия направлены на психическое и физическое здоровья детей………………………………………………………………………………………………...29-32
2.2 Условия проведения занятий способствующие в физкультурно-оздоровительной работе……………………………………………………………………………………………………………………….33-35
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………………………………36-38
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………39
Список литературы……………………
• режим питания детей в ДОУ;
• введение в режим дня обязательного ежедневного оздоровительно-игрового часа;
• совершенствование системы закаливания детей;
• повышение квалификации средних медицинских работников дошкольных образовательных учреждений.
Наибольший
объем профилактической работы ложится
на плечи педагогического и
Конечный
результат позволяет
Выводы по главе 1
Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
Здоровья ребенка –является комплексное, характеризующее организм в целом и возможности его адаптации и внешним условиям, а значит методология укрепления здоровья должна базироваться на интегральному учете свойств организма и задач учебного процесса. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата, способствовать развитию правильного соотношению частей тела (пропорции), регулированию роста и веса костей; развивать все группы мышц (мышцы туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, внутренних органов, в том числе сердце, кровеносных сосудов), особое внимание уделять слаборазвитым группам мышц-разгибателей; способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливаться внезапно изменившейся нагрузке; укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких, научить дышать через нос; способствовать правильному функционированию внутренних органов (пищеварения, выделения и д. р.); охранять кожу от повреждений и способствовать правильному развитию ее функции (терморегулирующих и защитных); способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (зрение, слух и др.)
Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида.
Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Глава 2
Физкультурно-оздоровительные
2.1 Физкультурно-оздоровительные занятия направлены на психическое и физическое здоровья детей
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического и психического и духовно - нравственного развития, в значительной мере определяющим в дальнейшим способность ребенка успешно справляться со всеми трудностями жизни.
В настоящее время прослеживается негативная тенденция состояния
здоровья детей дошкольного возраста. Систематические данные показывают, что 35% детей дошкольного возраста имеют хронические заболевания, 50% - функциональные отклонения. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушение опорно-двигательного аппарата, сердечно сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. « …В сложившийся ситуации необходимо установить ухудшение здоровья нации и тенденцию где популяция населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса формирование здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающий высокий уровень гражданственности и патриотизма и не приятных вредных привычек».
Выдвижение проблемы здоровья
в число приоритетных задач
общественного и социального
развития обуславливает
Максимум усилий по
Физкультурно-оздоровительная работа проводится с использованием традиционных и нетрадиционных методов оздоровления. Детей обучают правильному дыханию, умению следить за осанкой и выполнять корригирующие упражнения; точечному массажу рефлексогенных зон; закаливанию; элементам плаванья; аэробааэробике. В оздоровлении детей эфективно используются витаминотерапия, фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, что позволяет поддерживать высокий психоэмоциональный фон. Проводимая работа осуществляется при систематическом медико-психолого - педагогическом наблюдении за воспитательно - образовательным процессом, комплексный подход в физкультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста сопровождается ростом функциональных возможностей и физической подготовленности, улучшения состояния здоровья.
Внедрение в образовательно-
Технология формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста объединяет урочные формы – занятия по физической культуре ( в зале, бассейне, на улице), музыкальные и изобразительные занятия, развитие речи и математические занятия, а также внеурочные мероприятия в режиме дня ДОУ – гигиенические процедуры, прогулки на свежем воздухе, организованную самостоятельную двигательную активность, физкультурно – оздоровительные мероприятия во второй половине дня, праздники, развлечения и т.п.
На каждом занятии решатся
комплекс задач:
При решении задач физического
воспитания необходимо
В процессе физического
При определении объема целенаправленной двигательной активности, физкультурно-оздоровительных занятиях для детей дошкольного возраста, направлены на содержания, дозирование физических нагрузок на организм мы основались на педагогических принципах, определяющих содержание, методы и формы организации занятий по физическому воспитанию:
- принцип
оздоровительной
- принцип
единства оздоровительных и
Оздоровительные задачи по сохранению и укреплению здоровья ребенка решаются на основе воспитания физических качеств, развитие которых ведет к подъему общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма, а также через систему мер физкультурно-оздоровительного характера и закаливание. Особое внимание должны уделять формированию основ гигиенической и двигательной культуры рациональному режиму двигательной активности, созданию комфортной психо-эмоциональной среды.
Технология формирования
Организация форм оздоровительной работы во многом определяется природно-климатическими условиями и социально – экономическим обеспечением ДОУ.
Принцип комплексности, который реализуется в рациональном сочетании двигательной деятельности, лечебно - профилактических мероприятии, закаливание. При этом решение оздоровительной задачи по повышению защитных свойств организма ребенка должно предусматривать развитие физических качеств, воздействие на функциональные возможности, формирование основ здорового образа жизни .
Занятия по физическому
2.2 Условия проведения занятий способствующие в физкультурно-оздоровительной работе
На основном этапе развития в ДОУ уделяется большое внимание здоровьсберегающим технологиям., которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования- сохранить, поддержать и обогатить здоровья детей. Здоровьясберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни.
В зависимость программы, по которой работают педагоги ДОУ, матерьально-технологического оснащения, организацииздоровьесберегающий среды, профессиональной компетентности педагогического персонала, а также уровня физической подготовленности и показателей заболеваемости воспитанников каждое конкретное ДОУ выбирает здоровьесберегающие технологии, которые внедряются в практику его работы.
В настоящее
время здоровьесберегающие