Финансовое оздоровление предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:32, реферат

Краткое описание

В настоящее время основная доля дел по банкротству, рассматриваемых арбитражными судами, заканчивается, к сожалению, конкурсным производством, т.е. продажей имущества и ликвидацией предприятий. По данным Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству 7,3 % арбитражных дел по банкротству связано с введением внешнего управления, что не отвечает ни требованиям реструктуризации промышленности России, ни задачам оздоровления конкретных предприятий, имеющих немаловажное значение для государства в целом.

Файлы: 1 файл

финансовое оздоровление.docx

— 33.02 Кб (Скачать)

Сущность и  порядок финансового оздоровления предприятия

Сущностью финансового оздоровления является разработка и реализация наиболее рационального новаторского варианта выхода предприятия из состояния  банкротства.

Реальный рост экономики  России возможен лишь при одновременной  технической модернизации производства и глобальном внедрении современных  механизмов управления подготовки и  переподготовки персонала. В октябре 1997 г. Правительство РФ приняло концепцию  реформирования предприятий и других коммерческих организаций. Ее реализация требует формирования совершенно нового мировоззрения участников производственного  процесса. Эта задача изменения мировоззрения, участников арбитражного процесса является актуальной и при реформировании предприятий в рамках процедуры  банкротства, выдвигает совершенно новые требования к арбитражным  управляющим.

 

Со времени вступления России на путь реформирования экономики  в стране создан институт банкротства  предприятий, который, как известно, является неотъемлемым элементом рыночной экономики. В стране постепенно совершенствуются законодательная база, механизмы  банкротства, готовятся специалисты  по арбитражному управлению.

 

В настоящее время основная доля дел по банкротству, рассматриваемых  арбитражными судами, заканчивается, к  сожалению, конкурсным производством, т.е. продажей имущества и ликвидацией  предприятий. По данным Федеральной  службы по финансовому оздоровлению и банкротству 7,3 % арбитражных дел  по банкротству связано с введением  внешнего управления, что не отвечает ни требованиям реструктуризации промышленности России, ни задачам оздоровления конкретных предприятий, имеющих немаловажное значение для государства в целом.

 

Одна из проблем, сдерживающих процесс реформирования предприятий, — нехватка арбитражных управляющих, способных в полной мере обеспечить финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий.

 

В данном разделе мы хотим  рассмотреть один из наиболее важных аспектов этой проблемы, а именно роль арбитражного управления и арбитражного управляющего в процессе реформирования предприятий с учетом современных  требований.

 

Какие качества необходимы арбитражному управляющему для успешного  реформирования предприятия? Что нужно  сделать, чтобы таких специалистов становилось больше? Мы попытались ответить на эти вопросы, основываясь  на анализе зарубежного и отечественного опыта.

 

 

Реформирование предприятий  — сложная проблема, которая включает целый комплекс задач (организационных, экономических, финансовых и т. п.). Реформирование — это существенное изменение  стратегии, реорганизация и создание эффективной системы управления, активное развитие персонала Реформирование часто подразумевает изменение  структуры предприятия и создаваемой  им продукции.

 

В распоряжении внешнего управляющего имеется достаточно средств для решения этой проблемы. Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) определены такие меры финансового оздоровления неплатёжеспособного предприятия, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных участков по производству продукции, которая не находит потребителей на рынке, и т. п. Закон не содержит исчерпывающего перечня мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника. Следовательно, для этих целей могут быть использованы любые дозволенные действующим законодательством сделки или мероприятия.

 

Председатель Московского  комитета по делам о несостоятельности (банкротстве) Н.Д.Бадаев характеризует внешнего управляющего «..как высококлассного профессионала, грамотного, эрудированного экономиста-управленца, имеющего свою команду специалистов и способного осуществлять поиск и реализацию нестандартных подходов и приемов для разрешения стоящих перед ним проблем. Таких управляющих у нас явно не достаточно, их воспитывает не столько парта, сколько накопленный персональный жизненный опыт, профессиональные навыки организаторской и руководящей работы». В современных условиях чрезвычайно возрастает роль лидера и его команды — явление принципиально новое в деле управления российскими предприятиями. Такой подход требует пересмотра всей концепции управления и роли его руководителя, а также подбора и формирования команды управляющего.

 

Именно нестандартный  подход к реформированию предприятий- характерная черта специалистов по ренижинирингу. Такой подход является неотъемлемой составляющей процесса ре формирования, отмечают авторы широко известной книги. Главная отличительная особенность преобразований, проводимых в процессе реинжиниринга — необходимость “начать деятельность заново”. Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес процессов для достижения существенных улучшений таких ключевых для современного бизнеса показателей результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность”. Здесь следует подробнее остановиться на определении реинжиниринга, который является главной составляющей процесса реформирования предприятия, так как это даст возможность составить более точное представление о роли руководителя (в данном случае арбитражного управляющего) и требованиях, которые следует к нему предъявлять. Мы попытаемся осмыслить роль арбитражного управляющего с учетом наиболее существенных моментов реинжиниринга, так как их функциональное взаимодействие полностью определяет успех арбитражного управления.

 

В качестве примера успешного  реформирования отечественных предприятий  можно указать на опыт Санкт-Петербургского предприятия АО «Пирометр». Его реформирование началось с серьезного анализа ситуации, для выполнения этой задачи были приглашены аудиторы высокой квалификации. Проведенная  ими работа позволяла сформулировать стратегию деятельности предприятия, и уже на этой основе была разработана  программа его реформирования. Одно из наиболее существенных положений  данной программы состояло в изменении  структуры управления предприятием: было ликвидировано дублирование функций, разграничены полномочия, проведена  оптимальная децентрализация производства. Некоторые производства выделились в самостоятельные подразделения, что позволило им более гибко функционировать в новых условиях при сохранении управляющих функций в руках головного акционерного общества. Эффективность управления возросла еще и благодаря введению должности менеджера проекта. Теперь за каждый проект на заводе, от начала его осуществления и до завершения, отвечает один человек; и его решения, согласованные с правлением акционерного общества, обязательны для всех. Благодаря такому подходу предприятие стало более быстро и адекватно реагировать на изменения рыночной ситуации. Еще одним важным шагом в реформировании предприятия стало создание рыночно ориентированных служб: маркетинга, управления инвестициями и экспертизы.

 

Внедрение специально разработанных  мер по ресурсосбережению позволило  в течение 1996 г. снизить в 4 раза (по сравнению с 1994 г.) затраты в сфере  производства, хотя при этом его  объем возрос. Результаты деятельности авиастроителей значительны. В 1995 г. они  увеличили выпуск продукции на 45% по отношению к 1994 г., а в 1996 г. —  еще на 33%. Со своим электродвигателем  завод “прорвался” даже на рынок  США.

 

Опыт завода «Пирометр» и  других российских предприятий однозначно свидетельствует о том, что судьба большинства из них во многом зависит  от так называемого субъективного  фактора, т. е. от воли и профессионализма управляющей команды, от того, сколько  в нее входит толковых и добросовестных людей.

 

Прежде чем более подробно остановиться на роли лидера, каким  является арбитражный управляющий, рассмотрим значение «человеческого фактора» в процессе реформирования предприятий. Реинжиниринг проводят те, кого отбирает и организует лидер. Успех всего  начинания зависит от того, насколько  действует при этом лидер. Авторы книги по реинжинирингу М. Хаммер и Дж. Чампи приводят одну из возможных схем организации команды на предприятии:

 

- лидер — один из  высших руководителей компании, санкционирующий и мотивирующий  в целом реинжиниринговые мероприятия;

 

- хозяин производственного  процесса — менеджер, несущий  ответственность за определенный  процесс и мероприятия по реинжинирингу;

 

- реинжиниринговая команда - группа лиц, занятых в конкретном производственном процессе, диагностирующих его и контролирующих его перепроектирование и освоение;

 

- руководящий комитет  — группа старших менеджеров, вырабатывающих политику, решающих  вопросы общеорганизационной стратегии  реинжиниринга и контролирующая  его реализацию;

 

- глава реинжиниринга  — лицо, ответственное за разработку  методов и инструментов реинжиниринга  внутри компании и за обеспечение  единства различных реинжиниринговых проектов.

 

Лидер — это один из высших руководителей компании, обладающий достаточным влиянием для того, чтобы  заставить принять необходимые  организационные решения и убедить  персонал согласиться с теми Радикальными преобразованиями, которые влечет реформирование предприятия. Его основная задача —  выработка концепции и обоснование  действий. Он должен обеспечить понимание  всеми того обстоятельства, что реинжиниринг требует серьезных усилий, которые  необходимо прилагать вплоть до его  завершения.

 

Лидер назначает старших  менеджеров хозяевами бизнес процессов  и возлагает на них ответственность  за обеспечение «прорыва» в экономических  результатах, создает новую концепцию  предприятия, вводит новые стандарты  и с помощью хозяев бизнес-процессов  заставляет других воплощать эту  концепцию в жизнь.

 

Какими качествами должен быть наделен лидер, т. е. кто может  стать арбитражным управляющим? На эту роль должен быть востребован такой человек, который имеет достаточный авторитет среди всех, кто заинтересован в предпринимаемом реформировании, ибо только в таком случае есть гарантия, что преобразования принесут положительный результат, В зарубежных компаниях в зависимости от сложности задач реинжиниринга роль лидера выполняет главный менеджер по операциям или президент, чье внимание направлено как на внешнюю, так и на внутреннюю сторону деятельности компании. Большинство неудач при реформировании предприятий вызвано несоответствием характера человека, исполняющего роль лидера, тем требованиям, которые к нему предъявляются. Если нет сильного, компетентного, активного, приверженного идее реинжиниринга лидера, не может быть эффективного результата. Иногда потенциального лидера находят среди сотрудников предприятия, оказывая ему соответствующую поддержку. Роль лидера рассматривается столь подробно потому, что, как мы уже отмечали, она является определяющей в процессе реформирования и финансового оздоровления несостоятельных предприятий. Деятельность других членов команды также имеет важное значение, но среди всех, кто вовлечен в процесс реформирования, ключевой фигу рой является именно лидер.

 

Касаясь роли арбитражного управляющего, необходимо отметить еще  один важный аспект. В последнее  время в реформировании предприятий  участвуют консалтинговые фирмы, которые  накопили достаточно большой опыт работы в этой области. Для арбитражного управляющего весьма важно знать  принципы деятельности таких фирм, чтобы привлекать их к решению  стоящих перед ним задач. Консалтинговые фирмы могут оказать существенную помощь на всех этапах реформирования, начиная с оценки предприятия, создания команды управляющего, разработки плана  финансового оздоровления и заканчивая его реализацией. В этом отношении  весьма показателен опыт Российской Гильдии специалистов по антикризисному управлению, которая уже несколько  лет успешно работает в сфере  арбитражного управления российскими  предприятиями. Опыт Гильдии показывает, что практически каждое предприятие, действительно желающее улучшить свое положение, за 5—8 месяцев первого этапа упорной работы может повысить эффективность своего производства (например, рентабельность) на 10—20%, а в последующем - еще на 20—40%. Такой результат может быть получен за счёт активизации внутренних возможностей, реформирования стратегии, изменения направлений финансовых потоков, создания действенной системы управления. Программа массового реформирования предприятий является одним из самых эффективных проектов подъема российской экономики.

 

Рассмотренные выше некоторые  аспекты роли арбитражного управляющего в процессе реформирования предприятий  на основе примеров из отечественного и зарубежного опыта однозначно свидетельствуют о том, что его  исключительно серьезная и сложная  роль требует разносторонней подготовки в сфере не только специального образования, но и управления, экономики, психологии и т. д. Необходимо наладить систему  отбора кандидатов и подготовку таких  специалистов в соответствии с возросшими требованиями экономики и с учетом отечественного опыта практической деятельности финансового оздоровления предприятий.

 

Анализируя чрезвычайный характер ситуации, в которой оказывается  неплатежеспособное предприятие, естественно  предположить, что в процессе его  становления нарушались основные принципы управления (т. е. не выполнялись наиболее важные требования, предъявляемые к  управлению предприятием). Каковы эти  принципы? Сформулируем их ниже.

 

Первым и основным принципом  антикризисного управления является, на наш взгляд, единство целей управления на разных уровнях иерархии (Федерация, субъект Федерации, предприятие). Если в нарушение единства целей управления федеральные или местные власти вместо создания нормальных условий для эффективного функционирования предприятий и обеспечения достаточного сбора налогов для покрытия бюджетных (общественных) потребностей начинают заниматься коммерческой деятельностью, при этом, естественно, обеспечивая себе монопольное положение на рынке, то эффективность многих пред приятий и экономики в целом резко снижается.

Информация о работе Финансовое оздоровление предприятия