Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:10, реферат
Цель исследования: Рассмотреть условия проведения образовательных программ по физическому воспитанию в деятельности ДОУ.
Рассмотреть теоретические основы формирования психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста.
Изучить опыт проведения физкультурно-оздоровительных занятий дошкольного возраста направленных на формирования психологического и физического здоровья.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………………….…2-3
Глава 1 Характеристика психологического и психического и физического здоровья детей в дошкольном возрасте
Характеристика физического здоровья детей ………………………………………………..…4-11
Характеристика развития психологического и психического здоровья
детей……………………………………………………………………………………………………………………12-19
Формирование и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ……………………...20-26
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………………………..27-28
Глава 2 Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста направленные на формирование их психологического и физического здоровья детей
2.1 Физкультурно-оздоровительные занятия направлены на психическое и физическое здоровья детей………………………………………………………………………………………………...29-32
2.2 Условия проведения занятий способствующие в физкультурно-оздоровительной работе……………………………………………………………………………………………………………………….33-35
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………………………………36-38
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………39
Список литературы……………………
Укрепление
опорно-двигательного аппарата и формирование
правильной осанки (т.е. удерживание рациональной
позы во время всех видов деятельности).
Важно обращать внимание на укрепление
мышц стопы и голени с целью предупреждения
плоскостопия, так как оно может существенно
ограничить двигательную активность ребенка.
Для гармоничного развития всех основных
мышечных групп необходимо предусматривать
упражнения на обе стороны тела, упражнять
те группы мышц, которые в меньшей мере
тренируются в повседневной жизни, упражнять
слабые группы мышц. Необходимо также
с ранних лет создавать у ребенка представление
о правильной осанке. Действенным средством
предупреждения нарушений осанки: сутулости,
асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов
(заболеваний позвоночника, вызываемых
слабостью мышц спины и длительным пребыванием
тела в физиологически неудобных положениях)
- являются физические упражнения.
Дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
После дневного сна важно поднять настроение
и мышечный тонус у каждого ребенка, а
также позаботиться о профилактике нарушений
осанки и стопы. Этому может способствовать
комплекс гимнастики после дневного сна,
который носит вариативный характер, в
зависимости от этого будет меняться и
её продолжительность(от 7-15 минут).
Гимнастика игрового
Закаливание - важнейшая часть физического
воспитания детей дошкольного возраста.
Лучшими средствами закаливания являются
естественные силы природы: воздух, солнце
и вода. Под закаливанием понимают повышение
сопротивляемости организма главным образом
низким температурам, поскольку причиной
ряда заболеваний (болезни верхних дыхательных
путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм
и т.п.) являются охлаждение организма.
Цель закаливания - выработать способность
организма быстро приводить работу органов
и систем в соответствие с меняющейся
внешней средой. Способность организма
приспосабливаться к определенным условиям
внешней среды вырабатывается многократным
воздействием того или иного фактора (холод,
тепло и т.п.) и постепенным увеличением
дозировки такого воздействия. В процессе
закаливания в организме ребенка происходят
изменения: клетки покровов тела и слизистых,
нервные окончания и нервные центры начинают
быстрее и целесообразнее реагировать
на изменения окружающей среды. В результате
закаливания ребенок становится менее
восприимчивым к резким изменениям температуры
и простудным и инфекционным заболеваниям.
Закаленные дети обладают хорошим здоровьем
и аппетитом, спокойны, уравновешенны,
отличаются бодростью, жизнерадостностью,
высокой работоспособностью. Таких результатов
можно добиться лишь при правильном выполнении
закаливающих процедур. Положительных
результатов от закаливающих процедур
можно ожидать только при соблюдении таких
принципов, как постепенность, последовательность,
систематичность, комплексность, учет
индивидуальных особенностей каждого
ребенка, а также активное и положительное
отношение детей к закаливающим процедурам.
На каждого ребенка заводят специальную
карту, в которой ежедневно отмечают температуру
воздуха, воды, продолжительность процедуры,
реакцию на нее ребенка. Закаливание воздухом
- наиболее доступное средство закаливания
в любое время года. Систематическое пребывание
ребенка на воздухе способствует более
быстрой адаптации организма к смене температурных
условий. Положительное воздействие воздушных
ванн повышается, если сочетается с физическими
упражнениями . Эффективным средством
закаливания является хождение босиком
в летнее время по хорошо очищенному грунту
(трава, гравий, песок). Начинать ходить
босиком следует в жаркие, солнечные дни,
постепенно увеличивая время хождения
с 2-3 минут до 10-12 минут и более. Минимальная
температура воздуха, при которой детям
разрешается ходить босиком, - 20-22 Сº.
Затем детей приучают ходить босиком и в помещении: так, перед дневным сном разрешают босиком дойти до кроватки по ковровой дорожке. С детьми 5-7 лет рекомендуется периодически проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия в носках, а потом и без них.
Оздоровляющее воздействие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок. Солнечные ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном их использовании, иначе они могут причинить вред: вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, желудочно-кишечные расстройства и др.). В дошкольных учреждениях закаливание солнцем, осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца (5-6 минут), а затем вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т.е. детей раздевают до трусов и майки, а затем оставляют в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40 - 50 минут. Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. Водные процедуры могут быть местными (умывания, ножные ванны, обтирания или обливания до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне или открытом водоёме). Температура воды должна быть 28-36Сº, тогда вода не вызывает большого напряжения механизмов терморегуляции. При этом тело ребенка не должно быть переохлаждено или перегрето. При обливании водой, купании в открытом водоёме на организм оказывают влияние не только температура воды, но и ее давление, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море - еще и химический состав воды. Обтирание после любой водной процедуры сухим полотенцем является одновременно массаж, что способствует лучшему кровенаполнению кожи, а следовательно, и ее питанию. Водные процедуры - возбуждающие и тонизирующее средство, поэтому проводить их следует после утреннего или дневного сна. Закаливание осуществляется в процессе различных водных процедур: умывания (ежедневно проводится не только с гигиенической, но и с оздоравливающей целью), ножных ванн, обливания ног (эффект будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка), контрастного обливания, обтирания, обливания всего тела при температуре воздуха не ниже 23Сº, купания в открытых водоемах (бассейне, река, озеро, море). Закаливающие мероприятия проводятся под руководством врача, который с учетом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.
1.2 Характеристика развития психологического и психического
здоровья детей.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией
здравоохранения.[ Дубровина И.В] Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми.
Эксперты на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают отнедостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:
. во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от
нормального процесса психического развития;
. во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на
специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные
затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими
ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в
детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения.
Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часть, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как расстройства.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало
входить сравнительно недавно. Почти во всех психологический словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией [А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского ] сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с
переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.
Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах [А. Маслоу] писал главным образом о двух составляющих психического здоровья.
Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализацию, по его мнению, - нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д.»
И вторая составляющая психического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. [ Маслоу] считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству .
Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает
внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей
зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым.
Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.
Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая
авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности .