Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:10, реферат
Цель исследования: Рассмотреть условия проведения образовательных программ по физическому воспитанию в деятельности ДОУ.
Рассмотреть теоретические основы формирования психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста.
Изучить опыт проведения физкультурно-оздоровительных занятий дошкольного возраста направленных на формирования психологического и физического здоровья.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………………….…2-3
Глава 1 Характеристика психологического и психического и физического здоровья детей в дошкольном возрасте
Характеристика физического здоровья детей ………………………………………………..…4-11
Характеристика развития психологического и психического здоровья
детей……………………………………………………………………………………………………………………12-19
Формирование и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ……………………...20-26
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………………………..27-28
Глава 2 Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста направленные на формирование их психологического и физического здоровья детей
2.1 Физкультурно-оздоровительные занятия направлены на психическое и физическое здоровья детей………………………………………………………………………………………………...29-32
2.2 Условия проведения занятий способствующие в физкультурно-оздоровительной работе……………………………………………………………………………………………………………………….33-35
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………………………………36-38
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………39
Список литературы……………………
Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.
1.3. Формирование и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ
Здоровье – это способность противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов окружающей среды.
Детский сад – это важный этап в жизни
каждого маленького человечка. Но нужно
понимать, что каждое дошкольное учреждение
– это, прежде всего, агрессивная вирусно-микробная
среда с постоянной частотой обновления.
Поэтому нет ничего удивительного в том,
что каждый попавший в эту среду ребенок
находится под угрозой постоянных инфекционных
и простудных заболеваний.
К сожалению, некоторые несознательные
родители ведут своих детей в сад, не обращая
внимания на постоянный насморк, а порой
даже кашель и другие симптомы начинающейся
болезни. Однако не все инфекционные заболевания
на первой стадии имеют заметные симптомы,
а некоторые дети могут даже не болеть
сами, но являться носителями той или иной
инфекции. Поэтому даже обычная детская
площадка – это уже место скопления микробов,
что уж говорить о замкнутых пространствах
детсадовских групп.
Многие
педиатры считают, что отдавать ребенка
в сад нужно в 3 месяца, когда он еще ни
к чему не привык или же уже в 4,5 года, когда
собственный иммунитет малыша достаточно
окреп и сможет противостоять новой окружающей
его среде. Отдать ребенка в ясли в возрасте
3 месяцев вряд ли решится хоть одна мать,
да и яслей таких у нас практически нет,
а вот к 4,5 годам, как правило, все «декретные»
мамы должны уже полтора года как трудиться
на благо общества, а не сидеть дома, предаваясь
заботам о своем чаде.
Здоровье
человека, а тем более подрастающего поколения,
является непревзойденной ценностью общества
и основным критериям его благополучия.
Являясь следствием многих социально-экономических,
экологических, политических, демографических,
культурных, нравственных факторов, здоровье
детей является и условием устойчивого
развития общества, т.к. для решения многих
проблем, стоящих перед обществом, необходим
определенный уровень физического и нравственного
здоровья населения. В России и запродолжительной
и суровой зимы и перепада температуры
значительно ограничивают двигательную
активность и в соответствии с этим оказывают
отрицательное влияние на здоровья детей.
Говорить сегодня о существовании полноценной системы дошкольного здравоохранения некорректно.
[Закон «Об охране здоровья граждан РФ» ]предусматривает оказание плановой медицинской помощи детям в организованных детских коллективах силами педиатров дошкольных отделений детских поликлиник, которые влачат жалкое существование по причине прочно установившегося отношения к ним как выразителям второстепенного, профилактического направления педиатрии. В основном они представлены заведующими, выполняющими функции медицинских статистиков, собирающих информацию о здоровье детей из детских садов и школ, и отдельными врачами, в большинстве пенсионерами.
Физиологическая педиатрия, где главным объектом внимания является здоровый ребенок, разрушена. Функции дошкольного врача принудительно возложены на участковых педиатров как дополнительная нагрузка. Необходимо отметить, что они очень неуютно чувствуют себя в ДОУ, так как не знают, как приспособить себя к медицинскому обслуживанию здоровых детей. Они этому не обучены, они этого не изучали, когда получали педиатрическое образование. В вузе им усиленно прививалось клиническое, а не гигиеническое мышление. Их учили квалифицированной работе с больным ребенком, но не со здоровым (за исключением педиатрии развития раннего возраста, не имеющей отношения к ДОУ). Поэтому максимум, в чем смогли себя найти участковые педиатры в детских учреждениях – это провести 1–2 раза в год осмотр детей для определения группы здоровья и обязательно провести текущий осмотр детей для медицинского отвода от прививок. Больше они ничем не интересуются, хотя все остальное – это и есть их основная деятельность. [Н.А . Фараджева, А.А. Шибаева]
Современное определение здоровья ребенка содержит пять признаков:
• адаптируемость – приспособляемость к окружающей среде;
• равновесие – способность организма функционировать во внешней среде, сохраняя гомеостаз (постоянство внутренней среды);
• благополучие – состояние душевного и физического покоя, вызванное благоприятным протеканием всех жизненных процессов ребенка;
• гармоничность – уравновешенность всех функций, обеспечивающих наиболее успешное протекание роста и развития организма;
• способность функционировать – главная составляющая практического понимания здоровья, отражающая степень согласованности всех вышеперечисленных признаков, обеспечивающих высокий уровень биологической и социальной активности и трудоспособности человека.
На основе этих признаков здоровье можно рассматривать как способность организма выполнять биологические и социальные функции, как свойство, присущее любому состоянию организма – от оптимального «благополучного» до экстремального (болезнь). Сегодня уже признано, что рассматривать здоровье через его противоположность – болезнь, некорректно, так как ее наличие или отсутствие свидетельствует лишь об утрате или не утрате части здоровья.
Физическое состояние человека подразумевает степень его готовности выполнять различные нагрузки в данный отрезок времени, зависящую от уровня физических (двигательных) качеств, особенностей физического развития, функциональных возможностей отдельных систем организма, наличия или отсутствия заболеваний и травм.
Таким образом, физическое состояние человека зависит от:
• уровня развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости);
• морфологических и функциональных особенностей физического развития, соответствия или несоответствия биологического возраста календарному;
• функциональных показателей отдельных систем организма, характеризующих физическую работоспособность организма; их резервных возможностей;
• состояния здоровья, определяемого уровнем неспецифической резистенности иммунной защиты.
Каждый из этих элементов может позитивно или негативно влиять на здоровье.
Гармоничное
взаимоотношение ребенка с
До сих пор нет точного объяснения, что входит в понятие «здоровый ребенок». Это связано с широтой индивидуальных колебаний важнейших показателей жизнедеятельности организма, а также с многообразием факторов, влияющих на здоровье человека. Не установлена окончательно и соподчиненность факторов, определяющих здоровье ребенка.
Что же влияет
на здоровье и физическое состояние
воспитанников детских
• среда обитания, в том числе психологический микроклимат в детском дошкольном учреждении и дома. В понятие «среда обитания» вкладываются жилищно-бытовые условия, пребывание в ДОУ (площадь на одного ребенка, набор помещений, коммунальные условия, тип застройки, степень озеленения участка и т. д.), квалификация обслуживающего персонала, определяющая морально-психологический климат в коллективе, влияние антропогенных факторов (загрязнение окружающей среды и т. д.);
• питание в детском дошкольном учреждении, которое покрывает 90 % суточной потребности ребенка в еде, определяется полноценностью, сбалансированностью суточного рациона, правильным распределением пищи в течение дня, обеспечивающим наиболее полное ее потребление и усвоение;
• двигательный режим, с которым связаны гиподинамия и гипокинезия, имеющие место в детских дошкольных учреждениях, либо вследствие пребывания большого количества детей в замкнутых помещениях, либо в результате малоподвижного образа жизни (нарушение режима дня: искусственное ограничение подвижности, отсутствие организованных игровых прогулок и т. д.), что приводит к развитию в организме детей функциональных и морфологических изменений (разновидность явления дизадаптации: атрофия от бездействия). Специфические ее проявления – уменьшение энергообмена и потребности в пище, отрицательный азотистый баланс, перестройка жирового обмена с тенденцией к увеличению доли жирового компонента в массе тела, деминерализация костной ткани. В результате изменяется общая способность организма реагировать на воздействие извне, снижается его сопротивляемость заболеваниям, развивается астения, падает физическая работоспособность и устойчивость к стрессовым воздействиям;
• специфический иммунитет ребенка, формирующийся в результате плановой иммунопрофилактической работы в детском дошкольном учреждении. Иммунопрофилактика является единственным средством предупреждения массовых инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Особенно важна иммунопрофилактика в предупреждении таких заболеваний, как туберкулез, дифтерия, коклюш, скарлатина, полиомиелит;
• уровень неспецифической резистентности (сопротивляемости заболеваниям) организма ребенка. К нему относятся нарушения обмена веществ, дефицит по отдельным питательным веществам (белкам, витаминам, микроэлементам), избыточное питание, гиподинамия и гипокинезия, нарушения нормального течения психических и физиологических процессов. При этом особое значение имеет закаливание;
• уровень санитарной культуры детей, родителей и обслуживающего персонала детского дошкольного учреждения, который определяет стереотип «здорового» поведения в быту и в детском учреждении. Санитарная грамотность – составная часть санитарной культуры, хотя на практике широко распространен вариант поведения – «знать, но не делать». Санитарная культура предполагает наличие обеих составляющих – «знать и делать». Формирование санитарной культуры детей состоит в их повседневном гигиеническом воспитании, родителей – в целенаправленной санитарно-просветительной работе, обслуживающего персонала – в повышении уровня санитарной грамотности и совершенствовании контроля за выполнением санитарно-гигиенических, эстетических и этических норм и правил;
• уровень медицинского обслуживания детей в детском дошкольном учреждении зависит от качества специальной подготовки медицинского персонала. К сожалению, в настоящее время подготовка медработников для ДОУ оставляет желать лучшего. Единственным критерием, отражающим профессиональную компетентность и врача, и среднего медицинского работника детского учреждения, является стаж работы.
биологические (наследственные) факторы как степень риска нарушения здоровья детей связаны, главным образом, с вредными привычками матери и отца, инфекционными заболеваниями, перенесенными матерью во время беременности, недоношенностью, асфиксией в родах и т. д. Они в значительной степени влияют на процессы жизнедеятельности детского организма, повышают возможность развития патологии. Такие дети «группы риска» требуют повышенного внимания к себе со стороны медработников ДОУ, разработки индивидуальных оздоровительных мероприятий. В полном объеме индивидуальная оздоровительная и профилактическая работа в отношении всего контингента детей практически невозможна. Поэтому вся система оздоровительной и профилактической работы в ДОУ разрабатывается в расчете на среднестатистического ребенка. Таким образом, окружающая среда, воздействующая на ребенка в условиях детского дошкольного учреждения, определяет уровень его здоровья. Большой диапазон колебаний функционального состояния органов и систем, поддерживающих жизнеспособность организма в пределах нормы, получил название адаптации. Основой здоровья, отражающего физиологическое состояние организма в окружающей среде, является степень его адаптации к этой среде. Взаимосвязь понятий «здоровье-болезнь» определяет «болезнь» как состояние дизадаптации, проявляющееся в различных формах.
Общий дисбаланс организма с окружающей средой проявляется в отклонении от нормы физического развития. Не случайно физическое развитие в статистике здоровья относится к прямым показателям здоровья.
Болезнь – это форма частного дисбаланса организма с окружающей средой, выявляющаяся по принципу «где тонко, там и рвется». В статистике заболеваемость во всех ее формах относится к косвенным показателям здоровья.
Выраженное отклонение в физическом развитии и особенно возникшее заболевание представляют собой крайние формы дизадаптации организма, в которых медицинское вмешательство носит уже не профилактический, а лечебный или оздоровительный характер. Оздоровительные программы включают в себя комплекс мер, направленных на предупреждение обострения и тяжести течения заболеваний у детей или донозологических состояний с высоким риском развития. Реализация этих программ осуществляется, главным образом, среди детей диспансерной группы и часто болеющих детей.
Профилактические программы направлены не на предупреждение конкретных заболеваний, а на снижение вероятности их развития (дети в период адаптации к ДОУ, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний и т. д.).
Такое уточнение изложенных, на первый взгляд общеизвестных, понятий необходимо для обоснования правильного методического подхода к разработке профилактических и оздоровительных программ в детских организованных коллективах.
При формировании здоровья детей в детских дошкольных учреждениях ведущую роль играет диагностика донозологических (предболезненных) состояний у детей, таких, которые уже не могут быть оценены как норма и в то же время еще не являются заболеванием. Активное профилактическое вмешательство именно на этой стадии состояния организма дает наибольший эффект при наименьших материальных затратах.
Разработка комплексной системы медицинского обслуживания в детских дошкольных учреждениях – цель этого пособия. Систематизация накопленного опыта и знаний помогла разработать такую систему теоретических и практических положений, когда с одной стороны, определена деятельность медицинского и педагогического персонала детских дошкольных учреждений, а с другой – не подавляется личная инициатива работников.
Предлагаемая
комплексная система
• организацию и проверку состояния здоровья детей в динамике;
• разработку плановой профилактической и оздоровительной работы с детьми;